Конспект деловой игры Взаимодействие с детьми и родителями по экологическому воспитанию


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 3»
Партнерство педагогов, воспитанников и их родителей
в рамках проектной деятельности «Пожар и пожарная безопасность в лесу»
Семинар
Смаглий Татьяна Михайловна,
педагог – эколог
Биробиджан
2014 г.
Семинар – практикум
Тема: «Партнерство педагогов, воспитанников и их родителей в рамках проектной деятельности «Пожар и пожарная безопасность в лесу».
Цель. Содействовать пропаганде среди педагогов ДОУ г. Биробиджана совместную работу педагога – эколога с родителями и детьми по экологическому воспитанию в рамках проектной деятельности «Пожар и пожарная безопасность в лесу».
Задачи. 1. Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах коллективной организации предметно – развивающей среды к подпроекту «Пожарная безопасность в лесу» и способами его проведения.
2. Создать условия для воспитателей и детьми старшего дошкольного возраста для усвоения практическими навыками к теме «Пожар в лесу».
3. Развивать у педагогов и дошкольников познавательный интерес, и применять полученные навыки в самостоятельной деятельности в детском саду и в жизни вне детского сада.
Участники. Воспитанники детского сада с пяти до семи лет, воспитатели детских садов города Биробиджан, специалисты ДОУ педагог – эколог Смаглий Т. М., учитель – логопед Барулина Н. В., музыкальный руководитель Гуменник Н. В.).
Пособия и методические материалы. Проект «Пожар и пожарная безопасность в лесу». Рисунки, плакаты и поделки детей и совместных работ детей и родителей. Конспекты. Сюжетно – ролевые игры: театры «Кошкин – дом», «Мой друг слоненок – пожарный». Книги:
Место проведение: Музыкальный зал.
Ход
1. Теоретическая часть.
Вступление педагога – эколога.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 3» работает по парциальной программе с экологической направленностью («Люби и знай свой край», авторы Лунева Г. Т., Комлева Р. П.); уделяет внимание практическо – исследовательской деятельности по темам «Волшебница – вода», «Камни», «Комнатные растения» и другие. Детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности по теме «Воздух», в практике ДОУ проходило через наблюдения на прогулках с использованием флажков, вертушек, одеждой людей и их поведением и поведением домашних животных и птиц в отношении ветра.
В связи с недостаточно более широко раскрытой темой «Воздух» была определена цель - развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования по теме «Воздух – невидимка» через проектную деятельность «Юный метеоролог».
Исследовательская среда в ДОУ, включена в проект под названием «Приборы - помощники». Она позволяет работать по экологическому направлению не только в групповой комнате, музейной комнате, на групповом участке, но и специально – организованной площадке, что является одним из важных условий для формирования у ребенка познавательного интереса к природному окружению, умению находить взаимосвязи воздуха между объектами живой и неживой природы. Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на творческой площадке были изготовлены флюгера, чтобы можно было проводить исследовательскую деятельность по темам «Движение ветра», «Компас – покажет направление» и др.
Таким образом, играя и гуляя ребенок не скучает; более того получает массу новых ярких познавательных впечатлений о воздухе.
Огромное значение имеет процесс взаимодействия детского сада и семьи. Для этого была поставлена цель, создать партнерские отношения и объединить усилия для развития и воспитания детей в экологическом направлении. С родителями было проведено анкетирование с целью выявления их понимания роли экологического воспитания в развитии дошкольника. Проанализировав анкеты «Экологическое воспитание в семье», было предложено ряд организованных групповых мероприятий, где родители могли активизировать свои знания и умения, и поспособствовали бы дальнейшему обогащению по экологическому воспитанию в домашних условиях. С января месяца родителям была предложена систематическая форма проведения – это «Экологическая гостиная». Проведены совместные встречи «Вода и земля», «Флюгер», «Открытие метеостанции». Взрослые и дети отвечали на поставленные вопросы, показали свою эрудицию о деревьях, птицах и насекомых, в познании о художниках – иллюстраторах, поэтах, писателях, описавших в своих произведениях природу. А практические дела, такие как исследование воздуха в предметах, работа с картой, физминутки с камушками, ритмичные упражнения с ленточками, посадка лука, чеснока и семян укропа в землю дали возможность понять значимость воздуха для всех организмов на земле, а так же проявить утилитарные способности взрослых и детей и быть внимательными не только к своему ребенку, но и к другим детям; чьи родители были на работе. Родители находили экологическую проблему, решали ее совместно с детьми, с пониманием и терпением относились ко всем участникам общего мероприятия, поэтому достигали качественный результат, а так же проявили интерес к дальнейшему сотрудничеству. Они предложили и дальше проводить познавательные мероприятия, связанные с общением с природой, например: провести прогулку к реке Бира, либо другие групповые мероприятия с выходом на природу. А это говорит о том, что родители поняли значимость объединенных мероприятий с детьми по экологическому воспитанию в ДОУ. Но самое главное, что дети получают от таких совместных, практических действий ту потребность, которую не в состоянии дать педагог на более двадцати ребят.
Итак, срок реализации проектной деятельности «Юный метеоролог» считается долгосрочным. Работа осуществлялась через три направления: 1. с детьми; 2. с родителями; 3. со специалистами. С дошкольниками направление проходило через непосредственную образовательную деятельность, совместную работу ребят и взрослых и самостоятельную деятельность дошкольников. С родителями направление осуществлялось через экологические праздники «Воздушный змей», «С Карлсоном на метеоплощадке», циклические экологические гостиные «В гостях у Карлсона» и «Конкурс знатоков неживой природы». Со специалистами инструктором по физической культуре Врублевским Д. А., музыкальным руководителем Лейкиной Л. С., учителем – логопедом Ноздреватых Т. В. и педагогом – психологом Сидоренко Е. К. эта линия работы проходила тесно с – это игры, игровые упражнения и исследования с сопровождением интересных заданий по теме «Воздух – невидимка». Результатом этих мероприятий проведение домашних опытов, связанных с жизнью быта, например: «Как остудить чай?», «Наблюдаю в окне за вертушкой», «Семейный футбол», «Перышко» и т. п.
2. Установка на практическую часть.
Сегодня, уважаемые педагоги, я покажу эту работу в трех направлениях. Это будет практическая часть по теме «Воздух» с детьми, со специалистами, а вместо родителей, будет осуществлена деятельность, вами, уважаемые коллеги. Результатом нашего семинара – практикума будет показ выполненных заданий.
А теперь встречаем детей средней группы «Березка».