Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Речеведение»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 331
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Принята решением педагогического совета
Протокол № ________от __________2012 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказ №_____ от «____»________



Директор ГБОУ школы № 331
Л.А.Морозова







Общеобразовательная программа дополнительного образования детей


«Речеведение»
Для детей 16-17лет
Срок реализации: 2 года (66 ч.)









Автор программы:
Туркина Светлана Юрьевна, учитель русского языка
и литературы





Санкт-Петербург
2012





1. Пояснительная записка.
Программа «Речеведение» имеет культурологическую (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант модифицированной программы дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, но невозможны без углубленного изучения грамматики.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся.

1. 1. Актуальность курса/новизна.
Данный курс позволяет обогатить активный ,пассивный и потенциальный словарь детей в ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе работы со словарными статьями. Развить связную устную и письменную речь: овладеть продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.
Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приёмами и способами решения орфографических задач.
1.2. Адресность.
Программа предназначена для учащихся 16-17 лет и рассчитана на уровень подготовки учащихся согласно базовым стандартам. Средняя наполняемость групп – 12-15 человек одного возраста.
1. 3. Цель программы.
- расширить кругозор учащихся, способствовать формированию языковой личности, владеющей нормами литературного языка, умеющей пользоваться  выразительными средствами языка в разных  условиях коммуникации и в соответствии с целями и содержанием высказывания, развивать навыки исследовательской работы и умения пользоваться справочной литературой.

1. 4. Задачи программы.
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
1.5 Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся .
Учащиеся должны знать:
1.нормы литературного языка;
2.выразительные средства языка
3.основные особенности текста
4.стили речи
5.композиционное и языковое оформление сочинения.
Учащиеся должны уметь:
1.владеть нормами литературного языка
2.создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста, аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
3.создавать собственное связное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста , чётко представлять содержание используемых в задании понятий и терминов: смысл предложенного фрагмента, примеры-аргументы, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента;
4.понимать главную мысль прочитанного текста, фрагмента, аргументировать и доказывать свою позицию;
5.выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в тексте, фрагменте текста;
6. находить орфограммы, пунктограммы, обосновывать постановку соответствующих знаков препинания, правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

1. 6. Структура.
Программа рассчитана на 2 года: 1 час в неделю. Всего 66 часа
2.Содержание обучения.
2.1 Орфография. Трудные случаи орфографии. Составление алгоритмов применения орфографических правил. Тестовые работы по орфографии. Практикумы.
2.2 Культура речи. Повторение орфоэпических, лексических и синтаксических норм. Тестирование, работа с лингвистическими справочниками
2.3 Пунктуация. Синтаксическое оформление смысловых отрезков. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка. Трудные случаи постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. Составление таблиц, тестирование.
2.4 Анализ текста. Текст. Тема. Главная мысль текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Типы текстов по функционально смысловым особенностям и стилям речи. Анализ композиции научного и публицистического текстов. Рецензия. Эссе.
2.5 Композиция и языковое оформление сочинения. Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. Заключение.

3. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа по подгруппам (по звеньям).
4. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, показ видеоматериалов, иллюстраций, беседа, объяснение, тренировочные упражнения
5. Формы проведения занятий: практикумы, беседа, лингвистические сочинения , тестирование , олимпиада, занятие-игра, практическое занятие, презентация.
6. Режим занятий- 1раз в неделю. Продолжительность занятий -45 минут.
Способы проверки результатов.
Тесты по окончании темы.
Промежуточные самостоятельные работы.
Тесты итоговые за 1 полугодие и 2 полугодие.















Учебно-тематический план 1 части курса (10 класс)-34 часа.


Тема
Кол-во часов
Виды деятельности,контроль.



Теория
Практика


 
Трудные случаи орфографии

1.
Роль правильного написания орфограмм в системе речи.
0,5
0,5
Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

2.
Условия выбора орфограмм. Типы орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм.
1
1
Работа с перфокартами, мини-тестирование, практикум

3.
Трудности современной русской орфографии. 
0,5
0,5
Защита конспектов, тестирование, лингвистические сочинения

4.
Значение морфем в системе речи
0,5
0,5
Оформление дидактических материалов, тестирование

5.
«Ошибкоопасные» места в слове.
Согласные в корнях, приставках, суффиксах

1
Работа со словарём, практикум, тестирование

6.
В чём секрет написания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях?
0,5
0,5
Работа с перфокартой, конкурс опорных конспектов, тестирование

7.
Трудные случаи употребления -ь- и -ъ-
0,5
0,5
Тестирование, составление кроссвордов

8.
§°Слитное, раздельное, дефисное написание слов
0,5
0,5
Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

9.
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

1
Тестирование, практикум

10.
Контрольный тест по разделу

1
 

 
КУЛЬТУРА РЕЧИ (НОРМЫ  ПРОИЗНОШЕНИЯ)

11.
Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы
1

Работа со словарём, конкурс орфоэпических мини-словарей
 

12.
Лексические и синтаксические нормы
0,5
0,5
Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

13.
Зачёт по культуре речи

1
 

Трудные случаи пунктуации

14.
Принципы русской пунктуации.
Система знаков препинания в русском языке: история вопроса.
1

Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование

15.
Вопросы нарушения пунктуационной нормы.
1
1
Тестирование, работа с художественными текстами

16.
Трудные случаи синтаксического анализа словосочетаний.
0,5
0,5
Составление таблиц, тестирование

17.
Трудные случаи синтаксического анализа простого и сложного предложений.
0,5
0,5
Тестирование, подготовка докладов, защита проектов

18.
Знаки препинания в многочленных и сложных синтаксических конструкциях.

3
Практикум, тестирование

19
Контрольный текст по разделу

1
 

АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ   


20
Определение функционального стиля текста
1

Подготовка докладов, составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста

21.
Работа со смысловыми типами речи

1
Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

22
Основная мысль текста - рассуждение
0,5
0,5
Составление памяток, анализ художественных текстов

23
Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)
0,5
0,5
Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать

24
Языковые средства, обеспечивающие связность текста


1
Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений

25
Анализ композиции научного и публицистического текстов

1
Выполнение тестовых заданий, анализ текстов

26
Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов

1
Защита памяток, тестовые задания

27
Рецензия на научный и публицистический тексты

1
Защита проектов рецензий

28
Редактирование текста

1
Практикум по редактированию текстов

29
Итоговая работа. Анализ текста

1
 

РЕЗЕРВ – 1 ЧАС 12
22



ИТОГО
34


 
 
Учебно-тематическое планирование 2 части курса (11 класс)- 32 часа.
№/п

Тема
Теория
Практика
Вид деятельности, контроль

 
 
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.         (9 часов)
 



1.
 
Текст. Тема и основная мысль текста
1

Лекция. Построение логической схемы текста-рассуждения,

2.
 
Средства связи между частями текста способы связи в тексте
1

Лекция. Составление памяток

3.
 
Выделение микротем в тексте

1
Практическая работа

4.
 
Лексические средства организации текста
1

Лекция

5.
 
Морфологические средства организации текста
1

Лекция

6.
 
Синтаксические средства организации текста
1

Лекция

7.
 
Стили речи

1
Практикум

8.
 
Типы речи

1
Практикум

9.
 
Контрольная работа 1 (промежуточная)
 

1


 
 
Тема 2. Лингвистический анализ текста (10часов)
 



10.
 
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
1

Лекция . Составление памяток

  11.
 
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение
 
1
Практикум

    12.
 
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. Их роль в системе речи.

1
Практикум

13.
 
Синонимический ряд. Сходство и различие синонимов. Противопоставление синонимов как средство выразительности.

1
Практикум

14.
 
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

1
Практикум

15-16.
 
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.
1
1
Практикум

17-18.
 
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.
1
1
Практикум

19.
 
Промежуточная контрольная работа 2
 
1


 
 
Тема 3. Анализ текста. (4 часа)
 



20.
 
Содержание исходного текста.
1

Лекция

21.
 
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

1
Практикум


22.
 
Рецензия. Эссе.
1
11111
Урок комплексного применения знаний

23.
 
Промежуточная контрольная работа 3
 
1


 
 
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения (9 часов).
 



24-25.
 
Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.
1
1
Практикум

26-27.
 
Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.
1
1
Практикум

28.
 
Заключительная часть сочинения.

1
Практикум

29-30.
 
Тренировочные сочинения.

2
Практикум

31-32.
 
Итоговая контрольная работа.

2
Тест

Итого: 32 часа
12
20




3.Библиография.
Литература для учителя:
ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания/ Л.И.Пучкова.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.-2012.
ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А,В,С/Г.Т.Егораева, Е.М.Сергеева.-М.: Издательство «Экзамен», 20011.-2012.
Русский язык. 9-11 классы: тематические тесты. Система подготовки к итоговому тестированию/ Н.А.Шарова.- Волгоград: Учитель, 2011.-2012.

Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.-2012.
Тематические зачеты по русскому языку: 10-11 класс/ Малюшкин А.Б..-М.: ТЦ Сфера, 2011.-2012.
Литература для учащихся:
Русский язык. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область « Филология»
Министерство образования РФ. –М.: Вита-Пресс,2004.
Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).
Словарь юного филолога.
Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы. – М.:Дрофа,2001.
Русский язык. Языкознание. Большая Энциклопедия школьника. 5-11классы.-М.Дрофа,2001.
Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы-М.:Дрофа,2001.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.Русский язык. Сочинения на отлично. Стилистика и культура речи. – М:Махаон,2005.



.












ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915