Обобщение инновационного опыта работы по теме: «Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета
Обобщение инновационного опыта работы по теме:

Стрижнева Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории
г. Тайшет
2015 год.
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда, еще В.А. Сухомлинский, в книге «Разговор с молодым директором школы» писал: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Актуальны вопросы преемственности и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Каждый год, проводя педагогический совет, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников, пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.
Что же такое преемственность? Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. 
Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: заместителей директоров школ, психолога, учителей 4-х классов, учителей-предметников, принимающих детей в 5-й класс.
Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для этого, несомненно, есть определенные основания. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от взрослых. Все это признаки кризиса.
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Некоторые проблемы, возникающие при переходе из начальной школы в основную:
Смена социальной обстановки;
Изменение роли учащегося;
Увеличение учебной нагрузки;
Изменение режима дня;
Изменение стиля общения учителей с детьми.
Различие требований со стороны учителей-предметников;
Разность систем и форм обучения;
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения: рассогласованные требования учителей; педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам; ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя; отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
В связи с этим возникла необходимость проанализировать причины подобного положения дел. В результате анализа данных, полученных в процессе наблюдений, анкетирования и тестирования пятиклассников, учителей и родителей, можно определить ряд проблем, возникающих в период адаптации младшего школьника к средней школе: - не до конца сформированы основные компоненты учебной деятельности, - не понимание качественных и количественных изменений содержательного компонента учебной деятельности, - изменение содержания учебного материала, степени его сложности и объема, - трудности усвоения программного материала, - отсутствиенавыков самостоятельной работы и учебного сотрудничества с учителями и одноклассниками, - эмоциональный дискомфорт и состояние внутренней напряженности и настороженности учащихся четвертых классов в связи с ожиданием изменений как в социальном окружении (новый состав учителей), так и в системе деятельности (новая учебная ситуация) и пятиклассников в связи с нахождением в новой ситуации обучения, - формы и методы работы, применяемые педагогами с учащимися 4-го и 5-го классов, не учитывают необходимость подготовки выпускников начальной школы к переходу и адаптации пятиклассников к предметно-кабинетной системе обучения, - чрезмерная опёка, попустительство, воспитательная неуверенность или непостоянство в требованиях родителей. Чувство «беспризорности» пятиклассников вызывается их нахождением среди большого количества новых педагогов и положением самых младших в средней школе. Противоречие, возникающее между «чувством взрослости пятиклассников» и отношением педагогов к ним как к маленьким детям приводит к конфликтам и непониманию между обеими сторонами и затрудняет процесс адаптации. Это вызвано своеобразными психологическими особенностями учащихся 10-12-летнего возраста в связи с началом полового созревания: замедленный темп деятельности, повышенная отвлекаемость, неадекватная реакция на замечания, капризность, что влияет на восприятие пятиклассников педагогами среднего звена. Таким образом, можно говорить о том, что до сих пор не решены проблемы по осуществлению преемственности, с которыми сталкиваются все субъекты воспитательно- образовательного процесса.При этом работу необходимо строить с тремя категориями участников педагогического процесса: педагогами, учащимися и родителями.
Организация работы по преемственности начинается еще в начальной школе, задолго до перехода детей в пятый класс.
С целью обеспечения реального единства педагогических требований методическими объединениями учителей начальных классов и учителей-предметников основной школы выделяются основные умения и навыки учащихся по предметам. Затем составляется план мониторинга на весь учебный год, куда включаются такие виды работ как диктанты, изложения, тесты, контрольные срезы и др. Они позволяют определить и оценить уровень усвоения учебного материала, выявить уровень подготовки учащихся в целом. У каждого учителя начальных классов имеется папка с документацией по своему классу. В этой папке собраны тексты всех контрольно-измерительных материалов. По результатам каждой административной контрольной работы заполняется бланк “Результаты отслеживания знаний учащихся”, где фиксируются пробелы в знаниях каждого учащегося данного класса по всему пройденному материалу. Благодаря этим бланкам учителям легче увидеть, на отработку каких умений и навыков необходимо в первую очередь обратить внимание и спланировать дифференцированную и индивидуальную работу по неусвоенным учащимися темам. Затем проводится детальный анализ, выявляются типичные ошибки, очень тщательно анализируются работы учащихся, которые не справились с работой, намечаются мероприятия по устранению выявленных пробелов.
Учитель, у которого будут учиться дети в 5 классе, знакомится с классом заранее, выясняет чему научены дети в начальной школе, какие имеются проблемы у детей в усвоении материала, делает выводы как ему строить работу дальше. Летом учитель с учетом этих данных составляет календарно-тематическое планирование, которое утверждается на заседании методического объединения. Определяется выбор методов, средств, форм работы с детьми, с которыми он будет работать дальше.
Классный руководитель 5-го класса на первом этапе работы обязательно выясняет:
условия жизни ребенка;
здоровье ребенка;
индивидуальные особенности;
его достижения и возможности.
Следовательно, педагогический коллектив учителей средней школы должен с одной стороны, знать основные проблемы процесса адаптации выпускников начальной школы к обучению в среднем звене. С другой стороны создать такие благоприятные условия адаптации, при которых пятиклассник сможет успешно справиться со всем комплексом учебных и вне учебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с переходом в среднюю школу. Все это доказывает необходимость пересмотра организации преемственности воспитательно-образовательного процесса начальной и средней школы и психологического сопровождения данного процесса с целью сохранения психологического здоровья учащихся. Успешная адаптация (сохранение физического и психического здоровья) и эффективное обучение пятиклассников обеспечивается при интеграции усилий начальной и средней школы. Для этого необходима программа «Преемственность в обучении и воспитании начальной школы и среднего звена».
Программа преемственности рассчитана на два года обучения - в 4-х и 5-х классах.
Цель: Создание условий для успешной адаптации (сохранение физического и психического здоровья) и эффективное обучение пятиклассников.
Задачи:
1. Разработать психологические рекомендации для учащихся в период адаптации.
2. Скоординировать требования, методы и приёмы обучения обучающихся в 4-х и 5-х классах.
3. Разработать мероприятия методического сопровождения учителей, работающих в 5-х классах.
4. Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся.
Выявление проблем и способы их разрешения:
Проблема Предварительная работа по решению проблемы Пути решения проблемы на уроке
1. Адаптация в условиях предметной системы обучения. 1. Изучение программ начальной школы - учителем 5 класса, средней школы - учителем начальных классов.
2. Изучение уровня ФГОС в 4 классах.
3. Знакомство с психологическими особенностями учащихся Взаимопосещение уроков учителями начальной и средней школ. Анализ деятельности учащихся 4 и 5 классов на уроках.
2. Формирование детского коллектива в связи с проблемами подросткового возраста. 1. Изучение психологии подросткового возраста.
2. Знакомство с семьями детей. Использование коллективных и групповых технологий.
3. Преемственность инновационных технологий начальной школы в старших классах. Изучение технологий, используемых в начальных классах. 1. Использование основных приемов технологий из начальной школы.
2. Адаптирование технологии начального обучения к технологиям среднего звена.
4. Проблема
одаренных детей. 1. Изучение в начальной школе, в какой зоне учится одаренный ребенок. Если не в зоне ближайшего развития, то принятие соответствующих мер.
2. Изучение психологических особенностей данного ребенка. Построение урока с учетом этих особенностей.
5. Проблема организации самостоятельной работы на уроке. Наблюдение уроков в начальной школе. Учить самостоятельно работать.
6. Соблюдение единых требований. Наблюдение уроков в начальном и среднем звене. 1. Подготовка ученика к уроку.
2. Своевременное сообщение домашних заданий.
3. Выставление оценок учителем-предметником.
4. Контроль дисциплины.
7. Осуществление обратной связи. Изучение вопроса при посещении уроков в начальной школе. Использование приемов связи в
5 классах.
8. Преемственность форм и методов организации учебной деятельности. Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и среднего звена друг у друга. Использование форм и методов организации начальной школы и осуществление плавного перехода к «своим».
9. Единая система итогового повторения в 4 классах и вводного повторения и контроля в 5 классах. Разработка единой системы повторения и контроля. Использование системы повторения и контроля из 4 класса.
10. Использование средств наглядности Изучение системы наглядности в начальной школе Использование системы наглядности из начальной школы
Этапы реализации программы.
На 1-ом этапе(май – октябрь)производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к обучению в среднем звене выпускников начальной школы в ходе комплексного психолого - медико-педагогического экспресс – наблюдения за будущими выпускниками. С этой целью: - классными руководителями 4-х классов подготовлена педагогическая характеристика на каждого учащегося, где объективно, грамотно и тактично излагаются сведения о ребенке ; - психологом школы разработан цикл психологических занятий для учащихся 4-х и 5-х классов , в который включён полный пакет диагностических методик для детей данного возраста; - разработаны мероприятия по работе социального педагога с детьми данного возраста; - разработаны общие принципы в организации учебной деятельности пятиклассников.
На 2–м этапе на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями.
Контрольные мероприятия составляют содержание 3-го этапа работы и обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами, памятками для учителей- предметников.Итоги по подготовке детей к среднему звену представляются на МО учителей начальных классов, совместных малых педсоветах, совместных заседаниях методических объединений педагогов.
Завершает цикл (сентябрь-ноябрь) диагностический этап мониторинга по отслеживанию успешности адаптации и обучения в 5-х классах выпускников начальной школы. Результаты адаптации отслеживаются через посещения уроков, собеседований с заместителем директора по УВР, учителями начальной школы и 5-х классов. Итоги работы подводятся на совместном Круглом столе по преемственности. Выявленные причины дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной преемственности между образовательными уровнями начальным школьным звеном и средним звеном на очередной год. Предполагаемым результатом данной программы является благоприятная адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. При этом показателями успешности адаптации пятиклассников будут служить высокая познавательная активность, благоприятный климат в классе, обучающиеся с наименьшими затратами осуществят переход на новую ступень обучения. На уроках педагогами среднего звена будет использована педагогическая технология создания ситуации успеха, игровые, здоровьесберегающие технологии и дифференцированный подход. Выработка и предъявление обучающимся единых педагогических требований. Выработка единой системы оценивания учеников в начальной и основной школе. Оказание в полном объёме психологической поддержки пятиклассникам.