Урок«Великое противостояние. Гражданская война глазами «красных « и «белых»


МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нефтекумска Ставропольского края.
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ НА ТЕМУ:
«Великое противостояние. Гражданская война глазами «красных» и «белых».
История России хх века. 11класс.
Учитель истории и обществознания
Антипова
Валентина Кузьминична.
ТЕМА: Великое противостояние. Гражданская война глазами «красных» и «белых» 12-ый урок темы «Россия в годы гражданской войны и интервенции».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Цели урока:
Показать учащимся, что гражданская война в России - это величайшая трагедия нашего народа; рассмотреть её глазами красных и белых через стратегию и тактику каждой стороны. Глубже вникнуть в такие проблемы, как красный и белый террор, характер войны, её результаты, последствия, уроки.
Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературо, умений активно воспринимать информацию, обобщать и систематизировать материал, оценивать социально – политические события с гуманистических позиций.
На материале урока воспитывать у учащихся негативное отношение к насаждению нетерпимости, насилию и произволу, как способу «осчастливить всех».
Тип урока. Урок усвоения и закрепления новых знаний.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивно – поисковый.
систематизация результатов поисково – исследовательской деятельности учащихся.
Форма познавательной деятельности:
1. Логическое задание классу.
2.Межгрупповая исследовательская работа.
Оборудование урока: А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. Россия хх век: Учебник для 10-11 классов общеобразовательное учебное заведение. М, 2010г. п.37 ,п.38 ,п.39. Учебная карта «Гражданская война и интервенция 1918г. – 1922г». Плакат, символизирующий основные идеи урока, работы художественно – оформительной группы класса.
Репродукции картин по теме урока, выставка книг.
Оформление доски: тема урока, лозунги противоборствующих сторон, алгоритм к изучению материала о гражданской войне ( фрагмент).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (за неделю до проведения урока).
Учитель объясняет тему урока, форму организации урока, даёт опережающее задание группам, созданные для работы над учебным материалом темы, представляющее белое движение и «красных».
Формы отчётности: тезисы, публичные выступления.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Самостоятельная поисково – исследовательская деятельность учащихся. Консультации учителя, помощь в подборе литературы.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Слово учителя, постановка целей и задач.
Глазами «красных» и «белых» увидим гражданскую войну, её пафос и трагедию.
Обратите внимание на доску. Сегодня мы работали над темой «Великое противостояние. Гражданская война глазами «красных» и «белых». Перед вами плакат работы оформительской группы класса, символизирующий символ урока – великий разлом страны с октября 1917 года.
Вопрос к классу: На ваш взгляд, чем вызван данный урок, какое место он занимает в системе уроков изучаемый нами темы «Россия в годы гражданской войны и интервенции»?
Предполагаемые ответы: 1. В сознании многих людей часто существуют стереотипы, которые сформировались под влиянием литературы, кино, театра, посвященных гражданской войне. Гражданская война рассматривается многими как война хороших «красных» против плохих «белых».
2. Я считаю, что это нравственный вопрос, затрагивающий такие важные понятия как добро и зло, милосердие и жестокость.
3. Актуальность темы определяется теми нравственными вопросами, которые ставит перед нами не только история гражданской войны, но и наша сегодняшняя действительность.
Истоки многих нынешних проблем и явлений следует искать в событиях первых послереволюционных лет.
Кто победил? Кто проиграл? Может ли вообще быть победа в гражданской войне?
Каковы уроки для истории можно извлечь из этой войны?
Это далеко не полный перечень вопросов, над которыми мы должны задуматься сегодня.
Свою точку зрения на эти мировоззренческие вопросы прошу высказывать как в ходе урока, так и в резюмирующей его части. Работаем по группам: одни группы представляют «красных», другие «белое» движение. Противоборствующие стороны имеют свою символику и свои лозунги, представленные на доске. Глазами «красных» и «белых» увидим гражданскую войну, её пафос и трагедию.
Начнём с основополагающего вопроса:
1вопрос. Кто начал гражданскую войну – «красные» или «белые»?
Кто несёт ответственность за кровавую драму в стране?
Прошу вас высказать свою точку зрения на данный вопрос, используя воспоминания участников событий, взгляд историков, анализируя учебный материал, предшествующий гражданской войне.
(Примерное содержание отчёта групп, представляющих «белое» и «красное» движения в гражданской войне).
УЧИТЕЛЬ:
У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костёр братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Свергнутые классы и слои общества стремились к реставрации прежних порядков – явление естественное. Но не менее естественно и то, что пришедшие к власти новые силы были полны решимости не допустить подобной реставрации. Обе стороны слишком охотно разговаривали друг с другом языком ультиматумов, и эта бескомпромиссность, нетерпимость стала основой гражданской войны.
2 вопрос. Рассмотрим расстановку сил. Кто оказался по обе стороны огненного кольца?
- Пожалуйста, представители Советской власти, «красные» - ваша социальная опора. (Примерный отчёт)
- Кто выступал против Советской власти, стал опорой белого движения? (Примерный отчёт)
- Какая же социальная сила предопределила, исход гражданской войны? (Предполагаемый ответ и комментарии учителя)
3вопрос. Согласно предложенному вам алгоритму, который станет для вас путеводителем по теме, рассмотрим принципиальные вопросы:
Под какими лозунгами сражались «красные» и «белые»?
Каковы были их программы и практические действия?
Примерное содержание отчёта «белых» по алгоритму темы:
Стратегия и тактика «красных» в годы гражданской войны. Основные направления деятельности советского руководства.
РККА, её командиры.
Общая характеристика «белого» движения:
а) Стратегическая цель движения;
б) Представление о будущем государственном устройстве России;
в) Аграрная политика;
г) Национальная политика;
д) Социальная база;
Резюмируя выше сказанное, я должна отметить, что политика
и программа белых вождей были явно непопулярны среди народа.
Они оттолкнули от себя преобладающую часть населения России - мелкое и среднее крестьянство, трудящихся национальных окраин. Один из составителей программы белого движения
В. В. Шульгин писал о Белом движении, что начатое почти
святым « оно попало в руки почти бандитов». Белое движение
было исторически обречено. Главная слабость белых заключалась
не в военной, а в политической области. Английский генерал Нокс, советник Колчака, докладывал своему правительству: « Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым».
Велика трагедия многих из этих людей. На алтарь своей идеи они положили многое, нет всё, что имели. Одни погибли в этой страшной мясорубке, другие покинули Родину.
Послушаем «красных».
- Под какими лозунгами они сражались, какова их программа и практические действия?
- Как большевикам удалось обеспечить в сложных условиях огненного кольца победу, отстоять свою власть?
(Примерное содержание отчёта).
УЧИТЕЛЬ: Я хочу обратить внимание на мифы о гражданской войне. Это мало прозвучало в ваших выступлениях. Героизм имел место, как среди красных, так и среди белых и порождён был идеей каждого лагеря. Психологические атаки белых с развёрнутыми знамёнами, отчаянные налёты, запись добровольцев на фронт, надпись на дверях райкомов «Райком закрыт. Все ушли на фронт», трудности тыла – всё это было, было. 15-17 летние подростки, уходили на фронт, защищали идеалы революции. В образе Павла Корчагина, героя романа Н. Островского «Как закалялась сталь» - сотни, тысячи молодых людей, преданных идеалам революции, советской власти.
Переходим к резюмирующей части урока.
NB! Я предлагаю вам интеллектуальную разминку.
1.Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия сверху, кроме принуждения, власти, не знали Попытайтесь определить, к кому относятся слова одного из лидеров Белого движения В.В.Шульгина- к красным или белым. А может быть, и к тем и к другим?Ответы учащихся.
Комментарий учителя:
Духом насилия была пропитана вся атмосфера гражданской войны. Общечеловеческие, гуманистические ценности – доброта, милосердие, терпимость, нравственность отодвигались на последний план, уступая место принципу товарища маузера «Кто не снами. Тот против нас».
Как об этом в 1919году писал М. Волошин?(ответ учащихся)
Гражданская война – это величайшая трагедия. Противостояние приняло самые крайние формы, неся с собой взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.
Обратимся к литературе и через художественное слово, почувствуем эту трагедию.(Примерное содержание отчёта)
2.А.И.Деникин счёл недопустимым награждать своих солдат и офицеров боевыми наградами старой России. Объясните причины такого решения.
3. Кто по вашему мнению победил и кто проиграл в гражданской войне?
Ответы учащимся.
Комментарии учителя: с точки зрения нравственности нет победителей. Страшная нравственная девальвация личности, обесценивание человеческой жизни – 8миллионов человеческих жизней, унесенных голодом, в боях, террором.
Оценивая с иных позиций военных, политических , несмотря на материальную и военную помощь из-за рубежа, белое движение потерпело поражение.
4.Каковы же на ваш взгляд, главные уроки гражданской войны?
Извлекло ли их наше общество?
Ответы учащихся.
Учитель:У Марины Цветаевой есть такие строки:
Все рядком лежат,-
Не развеять межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
В.Зазубрин, писатель, автор книги «Два мира», повести «Щепка».
Все наши все мы люди,
Все крещенные, все русские!
И чего деремся. Бог весть.
Выдумали красных да белых и дерутся.
1в. Какая мысль содержится в отрывке? Согласно ли вы с автором?
2в.Готова ли наше нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны?
Согласны вы с теми, кто считает, что мы должны воздвигнуть памятник всем жертвам гражданской войны, как это сделали в Испании?
ЗАДАНИЕ (Белая идея).
Проанализируйте следующие данные.
А.В.Колчак, сын небогатого офицера, писал о себе: «если кто-то укажет или найдет у меня какое-нибудь имение или недвижимое имущество, или…капиталы, то я могу их передать, потому что их не существует в природе».
А.И.Деникин - сын крестьянина, познал в детстве нужду и бедствие.
Л.Г.Корнилов - « сын казака, казак» М.Цветаева.
М.В.Алексеев - начальник генерального штаба в эти годы, происходил из солдатской семьи.
Среди старших офицеров и генералов Добровольческой армии примерно 95% не имели недвижимого имущества.
(Ответы учащихся)
Если история чему-то способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить» народ, - так считает историк П.Щевоцуков в ст. «Гражданская война. Взгляд через десятилетия».
Видимо, первый вывод будут пытаться оспорить, второй – едва ли.
«Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок над ужасами, её породившими».
Французский историк Жюль Мишель.
Отгремели давно залпы гражданской войны. Мы вступили в ХХ1 век. Ушли ли в прошлое насилие, нетерпимость? Нет. Локальные, большие и малые войны, социальные и межнациональные конфликты. Девальвация человеческой жизни. Всё это осталось. Может, человечество вообще не может избежать этого? Может, это его коренное свойство, атрибут?
А может, новое время ХХ1 века требует и другого исторического мышления – смотреть на землю как на общий дом человечества, место, где люди получат единое наследство, быть терпимыми.
Мы заключаем урок, так и не подойдя к однозначной оценке многих событий гражданской войны. Но каждый из вас может сформулировать свое видение, работая дома над историческим сочинением «Гражданская война. Взгляд через десятилетия». Это и есть ваше домашнее задание.