Борис Екимов Ночь исцеления


Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»
Цели: раскрыть на примере небольшого произведения актуальную проблему гуманного отношения к страдающим людям и способствовать формированию интереса к ней и желание высказаться;
совершенствовать умение вычитывать нужную информацию из художественного текста, развивать навыки построения устного и письменного высказывания через различные приемы работы с текстом.
Технологическая карта формирования ууд при работе с художественным текстом
№ Этапы работы с текстом Средства формирования УУД Формируемые УУД
1 Инициация.
Эмоциональное и содержательное восприятие текста. Ответ на вопрос : «Какое впечатление произвел на вас рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления»? Личностные (самоопределение,нравственно-этическая оценка, самопознание);
Коммуникативные (умение общаться, выстраивать монологическую и диалогическую речь,аргументировать свое предположение, сохранять доброжелательное отношение,).
2 Введение в тему текста. Выстраивание ассоциативной цепочки.
«Подберите слова-ассоциации к слову бабушка
собственные и главного героя рассказа»(приложение№1) Регулятивные (определять цель учебной деятельности, формулировать и удерживать учебную задачу);Познавательные (сопоставлять и отбирать информацию, которая нужна для изучения проблемы, составлять кластер, схему текста)
3 Работа со словом заголовка текста Подберите однокоренные слова к слову исцеление.
(приложение№2) Познавательные УУД
4 Работа со словом
исцеление из заголовка текста Предположите, посредством чего можно исцелить человека. Создаем кластер.(приложение №3) Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
5 Работа с деталями текста, позволяющими обозначить главную мысль произведения. Реализация домашнего задания. Выписать из текста детали, раскрывающие отношение детей и внука к бабе Дуне, оформить в виде таблицы, сделать микровыводы. ( приложение №4) Регулятивные УУД;
Познавательные УУД;
Личностные УУД;
Коммуникативные УУД
6 Работа, направленная на проверку глубины понимания текста, определения главной мысли. Аналитические вопросы для беседы, поиски ключевого слова.(приложение №5) Регулятивные УУД;
Познавательные УУД;
Личностные УУД;
Коммуникативные УУД
7 Выделение главных смысловых моментов текста.
(работа в группах и парах). Построение пирамиду духовного роста главного героя
(под руководством учителя)
(приложение № 6) Регулятивные УУД;
Познавательные УУД;
Личностные УУД;
Коммуникативные УУД
8 Рефлексия. Дать развернутый ответ на вопрос «Кто, по-вашему, после «ночи исцеления» станет счастливее: бабушка или внук»? (3-5 предложений) Личностные УУД;
Регулятивные УУД.
Приложение №1
Подберите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове бабушка?
Приветливая улыбка, вкусная еда, беззаботное лето, понимание, радость , счастье.
А у Гриши –какие ассоциации?
Боль, жалость, одиночество, терпение, виноватость, слабость, тягость.
Приложение № 2
Подберите однокоренные слова к слову исцеление.
Целить, целительный, целитель, исцеленный.
Приложение № 3
Предположите, при помощи чего можно исцелить человека. Создайте кластер.

Приложение № 4
Выписать из текста детали, раскрывающие отношение детей и внука к бабе Дуне, оформить в виде таблицы, сделать микровыводы.
Дети Внук
1.Поддерживают ли они бабу Дуню
«Свили гнезда в городе;
Наезжали редко-хорошо, коли раз в год;
И к ней, в родительский дом, приезжали в отпуск, по лету.»Дети отделились не только от родных мест, но и от матери. «…в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах,друил с уличными ребятами-словом, не скучал.»
Внука тянет к родныим истокам, к родному человеку.
2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?
«И снова баба Дуня осталась одна.» Ведет хозяйство одна, ей физически трудно.И это одиночество давит на неё. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.
Ей очень не хватает детей. Она их вырастила а такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы. « Внук приехал…а баба Дуня, разом оживев,резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала компоты да варенья…лежала на диване рубашка внука, книжки его- на столе, сумка брошена у порога- все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.»С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.
3.Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?
«Конечно, все понимали, что виновата старость и нескладная жизнь…с войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, всю ночь напролет не спали. Хорошего мало.»Приезд матери им в тягость.
На предупреждение бабушки отвечает «Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном».Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: «В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы..»Ему в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.
4. В чем проявляется их забота?
«Водили её к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало.»Не вникают в её состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам. «Сейчас, со стороны ,она казалась такой слабой и одинокой. А тут ещё ночи в слезах…». Допытывается: « Ты вправду плачешь?», «…это только снится, или это было?». Старается помочь ей. Обдумывает, как помочь.
Жалеет, любит бабушку. Понимает её сердце.
5. Как успокаивали бабу Дуню?
«Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестанет. Мы пробовали». «Мы»- это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.
Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком-приказом они лишь усиливали её страх, горечь, душевную боль. «…опустился на колени перед кроватью и стал убеждать её мягко, ласково…», «Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме…», «…настойчиво повторял слова»
Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит бабушку и хочет освободить её от тягостного душевного состояния.
6. Как относятся к прошлому?
«Про старые годы вспоминал отец.Но для него они прошли», «Все люди прожили горькое и забыли»
Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна «Слезы катились и катились…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…Он словно находился в странном забытье, в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать…»
Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.
Приложение № 5
Аналитическая беседа по вопросам
К какому выводу вы пришли, проанализировав детали, характеризующие детей и внука?
Какое слово чаще всего употребляет автор, рассказывая о Грише?
Выделите в тексте предложения со словом «сердце».
Как вы понимаете слова «…жалея бабу Дуню и ещё кого-то?»
(Гриша своим отзывчивым сердцем и душой любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война. Он намного ближе к бабушке, чем её сын, его отец. Мальчик хорошо понимает её состояние, вживается в её душу, он действительно хочет помочь бабушке, понимает, что надо «делать и молчать».Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление тогда не наступит. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня исцелится полностью. Гриша верит в свои силы, а кто верит, у того получится) Приложение № 6
Давайте построим пирамиду духовного роста главного героя