Конспект открытого урока по русскому языку 8 класс Рождение слова


Тема урока: «Слово рождает мысль»
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок построения системы знаний)
Форма урока: урок-мастерская творческого письма.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Дидактическая цель: создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.
Образовательный аспект:
предполагается, что к окончанию урока обучающиеся смогут создать тексты разных стилей (разговорный, книжный: научный, публицистический)
Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, способствовать формированию аналитического мышления при построения текста-рассуждения на заданную тему, развивать эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки, ассоциативное мышление.
Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций (уважительного отношения учащихся к профессии учителя, его труду); культуры умственного труда,
Оборудование: 
мультимедийный проектор, компьютер, презентация, музыка, раздаточный материал (сочинения, газеты, проекты обучающихся разных классов об учителе).
Технология: Технологии развития критического мышления с выходом на творческую работу.
Методы: аналитическая беседа, отбор культуроведческого и языкового материала, индивидуальная, работа в парах, в группах, постановка проблемных вопросов.
Форма урока: творческая мастерская.
В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:
Стадия вызова:
а) подготовка материала (выявление известных сведений и полученных впечатлений, актуализацию имеющихся знаний);
б) активизация учащихся на уроке (использование приемов, которые мотивируют деятельность обучающихся на уроке).
Стадия осмысления:
а) погружение в мир слова;
б) получение новой информации, ее обработка и систематизация (создание текстов).
Стадия рефлексии:
а) развёрнутые ответы (устные/письменные) на вопросы учителя
б) участие в диалоге ребёнок (обучающийся) – взрослый (гости мастерской)

Ход урока
«Делай по-своему, исходя из своих
способностей, интересов и личного опыта.
И корректируй себя сам»
Организационный момент.
Учитель:
Добрый день, здравствуйте. Я рада вас видеть в нашей импровизированной творческой мастерской «Слово рождает мысль». Сегодня все мы – мастера, созидатели, ваятели, творцы. Для начала предлагаю определиться с целью нашей совместной деятельности.
«Индуктор» - включение в работу.
Посмотрите на кредо нашей совместной творческой работы, название нашей мастерской и выскажите свои предположения. (Самостоятельно определить значение и суть какого-то слова). А какое слово послужит творческим материалом сегодня, вы узнаете из притчи, которую разыграет перед вами творческая группа восьмиклассников 2 школы. (3 мин.)
II.СамоконструкцияИ, нашим творческим материалом сегодня будет СЛОВО……УЧИТЕЛЬ
Теперь предлагаю определиться с местом своей деятельности. С кем и где– выбирайте сами.
1 группа – теоретики (3 человека) – работают со словарями, создавая научно – публицистический текст.
2 группа – актёры (2 человека) – составляют и разыгрывают диалог по картинке.
3 группа – дизайнеры (4 человека) – оформляют творческую работу «Спасибо, учитель!»
Остальные будут творить (или вытворять, как больше нравится) вместе со мной.
Рабочие места определены, Сядьте удобно, чтобы ничто и никто вам не мешал.
Итак, мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Все необходимые для этого инструменты перед вами. Белый лист бумаги, куда вы будете записывать всё, что увидите, услышите, скажете, почувствуете… И что особенно важно – формулировать свои наблюдения, определять значение и суть слова, создавая свой художественный образ, чтобы в итоге создать и представить своё творение. Время выполнения работы – 6 мин, презентация – 1,5-2 минуты)
Всем нам – УДАЧИ!!!
Помните: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.
И корректируй себя сам» (2 мин.)
III. Творческая работа. Отобрать, систематизировать и оформить работу группы. Определиться с формой презентацией продукта вашей совместной деятельности.
IV. Рефлексия. 
Защита работ +самооценка +внешняя оценка.
Наша работа окончена, результаты ваших творений заняли свои достойные места на импровизированной выставке. А в память о нашем совместном творчестве я вручаю вам эти необычные сертификаты участников творческой мастерской «Рождение слова»: одна сторона – оценка вашей деятельности, вторая - ваше домашнее задание. Оно у всех разное. Задания эти составлены вашими ровесниками, учениками 8 класса школы №2, которые передают вам привет и наилучшие пожелания. Спасибо за сотрудничество! Желаю всем творческих успехов, удачи и побед в нелёгкой работе над личностным становлением, развитием индивидуальных способностей, талантов и интересов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Подберите ассоциации (опора, труд, любовь к детям, книги, тетради, указка, Родина, искусство и др.).2. Подберите однокоренные слова. (учительница, ученик, учиться, учительская, научить, переучивать, поучительный, заучивать и др.)3. Подберите синонимы (педагог, мастер, наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор и др.)4. Составьте и запишите словосочетания, небольшие фразы, характеризующие суть, внутреннее содержание слова УЧИТЕЛЬ (не пренебрегайте изобразительно-выразительными средствами). 5. Продолжите предложение: «Учитель – это…».
Для 1 группы Словарные статьи
Цель работы: составить и выразительно прочитать научно-публицистический текст к слову УЧИТЕЛЬ.
ВРЕМЯ! (6 + 2)
Слово Учитель в словаре ОжеговаУЧИТЕЛЬ
1. Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. 2. Глава учения (во 2 знач.), человек, который учит (научил) чему-нибудь.
Слово Учитель в словаре Д.Н. УшаковаУЧИ́ТЕЛЬ1. Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь.2. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения
3. Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь.
Слово Учитель в словаре Синонимовнаставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, предметник, вождь, гуру, просветитель, сэнсэй, мэтр.
Вывод: Работая со словарными статьями, получили чёткую, логичную, истинную информацию о слове «УЧИТЕЛЬ» Заполнить оценочный лист.
«Оценочный лист»
- Оцените свою работу от 1 до 5 баллов (прокомментируйте)______
-Какие чувства, эмоции, мысли возникали во время работы? (например, чувство значимости, ответственности, удовлетворения от процесса работы, гордость за успешный результат)
Учитель-это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остается востребованной, по сей день. Согласно словарю Ожегова, учитель- Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель, а словарь Даля даёт слову учитель такое определение «Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в обучающее, учащее чему-нибудь.
Каким же должен быть идеальный учитель, чтобы на его уроках было интересно, а его личность вызывала бесспорное уважение как учеников, так и их родителей? По мнению каждого третьего россиянина, старше 18 лет (33%), в первую очередь учитель должен быть терпеливым: «Терпение, терпение, терпение»; «Колоссальное терпение». Профессионализм и превосходное знание преподаваемого ученикам предмета главным качеством идеального учителя считают 30% респондентов. «Учитель должен быть профессионалом в предмете, которому он учит», - справедливо замечают они. По 18% опрошенных назвали такие качества, как любовь к детям и доброта. 11% респондентов упомянули выдержку и стрессоустойчивость, по 9% - объективность и умение донести свой предмет до учеников. По 7% россиян во главу угла ставят интеллект учителя и его любовь к своей профессии. Ещё 6% наших сограждан назвали порядочность, 5% - внимательность. По мнению 4% опрошенных, идеальный учитель – мудрый, понимающий, грамотный, общительный, ответственный и умеющий заинтересовать свою аудиторию. Среди других качеств идеального учителя, названных россиянами, - чуткость, чувство юмора, вежливость, строгость, железное здоровье, уважение к ученикам и умение найти свой подход к каждому ребёнку. К высказыванию «Школьник - это еще ничего, из которого может выйти все» следует добавить: если рядом с ним будет идеальный учитель…
2 группа
Цель работы: Составить диалог на тему «Учитель-ученик». Выяснить, какую роль играет данный диалог в построении взаимоотношений между учителем и учеником. Заполнить оценочный лист.
«Оценочный лист»
- Оцените свою работу от 1 до 5 баллов (прокомментируйте)______
-Какие чувства, эмоции, мысли возникали во время работы? (например, чувство значимости, ответственности, удовлетворения от процесса работы, гордость за успешный результат)
Пример диалога
- Петя, что нам может рассказать данная схема?
- Это схема однородных членов предложения в простом повествовательном невосклицательном предложении.
- Хорошо. А что такое «Однородные члены предложения?»
- Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. Они относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу.
- Молодец. Какие виды грамматической связи представлены в этой схеме?
- В этой схеме представлена грамматическая связь (однородные члены предложения разделены запятой) и сочинительная связь (однородные члены предложения соединены сочинительным союзом И, поэтому запятая не ставится).
- Прекрасный ответ, Петя. Приведи пример предложения, соответствующего данной схеме.
- Диалог позволяет закрепить знания ученика, почувствовать учителю радость от полученного результата и создать доверительные отношения между ними.
-Петя, ты отлично усвоил тему «Однородные члены предложения». Садись.
Для 3 группы
Цель: используя представленный материал, оформить творческую работу на тему: «Спасибо, учитель!». Зачитать «ключевые» моменты. Заполнить оценочный лист.
«Оценочный лист»
- Оцените свою работу от 1 до 5 баллов (прокомментируйте)______
-Какие чувства, эмоции, мысли возникали во время работы? (например, чувство значимости, ответственности, удовлетворения от процесса работы, гордость за успешный результат)
Вывод: выполняя групповую творческую работу «Спасибо, учитель!», мы закрепляли навыки взаимодействия, сотрудничества, отбора, систематизации и оформления материала. Испытали уважение к учительской профессии и радость от процесса сотворчества.
Разными бывают учителя
В человеческом общежитии,
Но на них держится планета Земля,
Наши открытия…
Откровенно говоря, мы всегда очень требовательны к своим педагогам. Хотим, чтобы они знали все, были безгранично терпеливы и мудры, доброжелательны и снисходительны.
Мечтаем, чтобы учитель всегда был в приподнятом настроении…Таковыми наши учителя и являются.
Желаем всем педагогам здоровья, неустанного поиска истины и знания, благополучия, взаимопонимания и благодарных, любознательных учеников! Спасибо за то, что вы есть!
Прекрасными маршрутами познанья
Мы совершаем жизненный поход
От букваря до тайны мирозданья,
От школьных парт до солнечных высот.
И в этом беспрерывном восхожденье,
Как проводник, внимателен и строг,
Ведет путем труда и вдохновенья
Товарищ и наставник – ПЕДАГОГ.
Высказывания об учителях
Учитель должен любить то, что преподаёт, и любить тех, кому преподаёт! (В. Ключевский)
Уметь любить ребенка - значит много думать, много переживать, искать, отказываться от
сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков. (В.А. Сухомлинский)
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Дмитрий Менделеев)
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (В. Ключевский)
Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. (Р. Эмерсон)
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. (А. Дистервег)
Смешные высказывания учителей
- На моих уроках должны умные головы сидеть!
- Посмотрите на схему, которую я стер!
- У меня нет слов смотреть на это!
- Кого нет, признавайтесь!
- От меня вчера ушёл учебник. Никто не видел?
- Если мысль не укладывается в голове, то заархивируйте её.
- Контрольную приходите переписывать на любом уроке, желательно на перемене.
- В ближайший час включите минут на сорок тишину.
- Тебя целую неделю не было на уроках, и ты уже в туалет захотел?
- На уроках надо блистать знаниями, а не кольцами и сережками, хотя всем известно, кто лучшие друзья девушек…
Не менее смешные высказывания учеников
- Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож как две капли воды.
- Пугачев пожаловал Гриневу шубу и лошадь со своего плеча.
- Василиса Егоровна заправлялась во всей крепости.
-Герасим был рабочим у одной знатной личности… Он не понравился начальнице… Ненавистница…
- «Слово о полку Игореве» - это не одно слово, а много слов.
- Стихотворение написано в рифму, что довольно часто наблюдается у поэта.
- Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно.
- Названием своей поэмы Грибоедов сразу даёт понять читателю, что «горе от ума», а не от его отсутствия.
- С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
- Онегин, как и все помещики, родился не в роддоме, а на брегах Невы.
У – ум,…
Ч – честь,…
И – истина,…
Т – терпение,…
Е – ежедневно, ежечасно
Л – любовь,...
Ь – мягкость,…
ПЛАН РАБОТЫ:
Озвучить цель работы.
Представить продукт творческой деятельности (название, текст, наглядность)
Прокомментировать «Оценочный лист»
Озвучить вывод