Занятие на тему: «Давайте говорить друг другу комплименты».


Беседа: «Давайте говорить друг другу комплименты».
Цель: Учить воспитанников быть внимательными друг другу, замечать в друзьях положительные качества, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях.
Ход занятия
IV. Вводная беседа
- Итак, комплимент – это, прежде всего, тёплые, приятные слова в адрес собеседника, партнёра, выделяющие именно сильные стороны его личности. Комплимент должен быть приятен, прежде всего, не говорящему, а слушающему. Тёплые слова, сказанные в адрес собеседника, помогают установить позитивный контакт, настраивают на продуктивное взаимодействие. Какие могут быть комплименты? (примеры детей: «у тебя хорошая улыбка», «ты замечательно выглядишь», «ты надёжный друг», «на тебя можно положиться», «ты очень пунктуален», «ты очень старателен», «с тобой легко общаться», «ты всегда добрый и вежливый» и др.)
V. Упражнение «Комплимент»
- По кругу передавая мяч, скажите сидящему рядом человеку приятные слова, соблюдая правила комплимента: отражать сильные стороны личности, говорить приятные вещи для слушающего. Человек, которому адресован комплимент, должен сказать «спасибо».
VI. Развитие активного словаря
- Вы сейчас сами почувствовали, как приятно говорить и слышать добрые слова и, одновременно, как трудно подобрать именно нужные и важные слова. И часто нам в этом мешает словесный мусор, т.н. слова-паразиты: это, ну, как бы, вроде, прям, блин и прочее. Приходилось слышать такой вот комплимент «Это, ну, ты, типа очень клевая девчонка, прям ваще, крутая!» Не очень-то приятная вещь!
- Разбейтесь на две команды. Я вам предлагаю приготовить «Окрошку» из неудачных комплиментов. Другая команда «собирает» букет из правильных комплиментов так, чтобы туда не попали слова-сорняки. Набор фраз у команд одинаковый.
Ну, ты, блин классный чувак!
Ты замечательный человек!
Обалдеть, какая ты отпадная сегодня!
Ты замечательно сегодня выглядишь!
С тобой всегда, прям, очень клёво!
С тобой всегда так весело!
Твои предки чумовые динозавры!
Твои родители – очень милые люди!
VII. Расширение знаний
- Итак, мы знаем, что комплимент должен быть:
а) раскрывает сильные черты личности партнёра;
б) приятен по содержанию;
в) сформулирован грамотно.
- Но ещё он должен быть искренним. Важно отличать похвалу от лести. Лесть – это лживый комплимент, сказанный в корыстных целях. Вот послушайте: «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!»
- Откуда этот отрывок? Верно, это басня Крылова «Ворона и лисица». Какие цели преследовала лисица? Поддалась ли ворона на её уловки?
VIII. Идентификация эмоций
- Какую эмоцию у вас вызывает такой комплимент:
Полнота тебе к лицу. Ты стала стройная, как корова!(гнев, обида)
Знаешь, а веснушки тебе очень идут. Ты такая солнечная!(радость)
У тебя такой чумовой велик, я аж заикал от зависти!(отвращение)
С тобой так весело. Жаль, что мы не сможем подружиться…(грусть)
Ты так здорово играешь в баскетбол. Вот бы и мне научиться! (интерес)
Ну, это, как его, вобщем, ты такой… Ну, ты понял.(равнодушие)
VIII. Кодирование эмоций
- Оказывается, тёплые чувства можно передавать не только словами, но и мимикой и жестами, а также выразительными движениями. Вспомните приветствия в начале занятия.
Жестовая азбука
Я о тебе думаю (указать на себя, на собеседника, на свою голову).
Я чувствую твои переживания (указать на себя, на область сердца, на собеседника, снова на область сердца).
Ты хорошо выглядишь (указать на собеседника, показать большой палец, обвести контуры лица).
У тебя хорошая улыбка (указать на собеседника, показать большой палец, указательными пальцами коснуться уголков рта).
Ты и я - настоящие друзья (указать на собеседника, на себя, жест «левый кулак в правой ладони, локти опущены).
- А теперь партнеру напротив сделайте комплимент с помощью жестов.
IX. Закрепление умений
- А ещё бывают комплименты-пожелания. Это когда добрые слова в адрес собеседника являются ещё и искренним пожеланием удачи, здоровья, успешного завершения дел и разрешения проблем. Например:
Настя, ты умница. Я желаю тебе удачи на контрольной!
Агасси, ты отзывчивый человек. Пусть у тебя будет много друзей!
Денис, не болей больше. Мы по тебе соскучились!
Ксюша, не стесняйся, у тебя всё получится. Ты молодец!
Парни, мы настоящая команда! Я желаю нам победы на соревнованиях!
Галя – ты защищаешь честь нашей школы. Удачи тебе на концерте!
- По кругу сделаем комплименты-пожелания друг другу.
X. Рефлексия
- Итак, давайте подведём итоги. Вспомните основные четыре правила комплимента:
а) раскрывает сильные черты личности партнёра;
б) приятен по содержанию;
в) сформулирован грамотно;
г) должен быть искренним.
Комплименты можно делать с помощью: слов, мимики (искренняя улыбка), жестов и выразительных движений.