Публичный урок Давайте говорить друг другу комплименты



Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Нижнеивкино Кумёнского района
Кировской области








Фестиваль публичных уроков русского языка
Давайте говорить друг другу комплименты
(урок русского языка в пятом классе)



Разработку публичного урока
русского языка составила
Рамбова Светлана
Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ п. Нижнеивкино
Кумёнского района
Кировской области,
учитель первой категории






П. Нижнеивкино, 2007



Публичный урок русского языка в 5 классе на тему:
«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели урока.
Образовательные: - познакомить с понятием «комплимент»;
- учить правилам преподнесения комплимента и
ответной реакции на него;
- закреплять навыки культурного общения с детьми и
взрослыми.
Развивающие: - развивать коммуникативную культуру детей;
- развивать умение замечать положительные качества
людей, выражать мнение по этому поводу в приятной и
доброжелательной форме.
Воспитательные: - воспитывать уважение к окружающим и чувство
собственного достоинства.

Оборудование : - аудиозапись песни Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»;
- иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица»;
- текст рассказа Т.Циферова «Музыкант»;
- видиозапись серии журнала «Ералаш» «Комплименты»;
- презентация «Давайте говорить друг другу комплименты»;
- вырезанные из картона сердечки красного цвета.


Ход урока.

Учитель: Не всякий умеет приятно и свободно общаться с окружающими,
расположить к беседе замкнутого и расстроенного человека. Но у
каждого человека есть возможность стать обаятельным и доброже-
лательным собеседником.

? Как же можно расположить человека к себе?
Сегодня мы поучимся, каким образом можно этого добиться.
Существует мнение, что наладить доброжелательное общение помогает комплимент. Так ли это?
Итак, тема нашего урока звучит так: «Давайте говорить друг другу комплименты» (Показ первого слайда Презентации)

1







1. Что такое комплимент? (Показ второго слайда)

Сообщение ученика: Слово комплимент французского происхождения.
Комплимент – это любезные, приятные слова, лестный
отзыв. В 16-19 веках искусство комплимента высоко
ценилось в обществе, и было непременным элементом
светской беседы. В наши дни комплимент утратил свою
прежнюю роль и иногда воспринимается как неправда и
преувеличение истинных достоинств. Люди разучились
делать друг другу комплименты.
Действительно, жанр комплимента допускает
некоторое преувеличение, но совсем не подразумевает
обмана и неискренности. Основным свойством
хорошего комплимента являются искренность и
естественность. (Показ третьего слайда
Презентации:
«Комплимент – это любезные, приятные слова, лестный
отзыв»)

2. Как вы думаете, друзья, легко ли сказать комплимент?
(Ответы присутствующих.)

Учитель: Давайте попробуем! Поиграем в игру «Шаг навстречу»
Учитель приглашает двух человек (желательно друзей) выйти к классной доске и встать лицом друг к другу с разных сторон класса. Задание: нужно сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное.
(Дети, говоря приятные слова, делают огромные шаги навстречу друг другу)

После игры учитель спрашивает детей: Почему вы делали огромные шаги навстречу друг другу. У меня создалось мнение, что не так-то легко вам было сказать приятные слова?
(Дети высказывают свои мнения.)

Учитель: Не всем людям бывает легко сказать приятные слова в адрес другого человека. Даже другу мы стесняемся сказать хорошие слова.
Вы, ребята, на наш урок пригласили сегодня родителей. Не хотите ли вы узнать, делали ли они комплименты своим друзьям, когда учились в школе?
2







Кто желает, задайте вопросы.
Дети задают вопросы:
- Делали ли вы комплименты своим друзьям?
- А учителям?
- Зачем вы делали комплименты?
- Когда вы учились в школе, учительница тоже проводила у вас урок о комплиментах?
- Трудно ли вам было сказать комплимент?
- А сейчас вы часто делаете комплименты?
(Родители отвечают на вопросы детей)

3. Зачем делают комплименты? (Четвёртый слайд Презентации)

Дети отвечают на вопрос.
Учитель: Главная цель комплимента – создание благоприятного настроения:
«Ты сегодня замечательно выглядишь!» Если ваше настроение не очень хорошее, то, естественно, такие слова помогут приободриться. Начинать друг другу делать комплименты никогда не поздно. Они помогут избавиться от ссор и напряжения, поддержат того, кому трудно.

Учитель: Я предлагаю посмотреть журнал «Ералаш», этот номер так и называется «Комплименты».
Показ видеофильма.

Беседа после просмотра. Учитель предлагает ответить на вопросы:
- С какой целью ребята делали комплименты учительнице?
- Можно ли их слова назвать настоящими комплиментами? (Нет. Они неискренни)
- Как учительница принимает комплименты? (С радостью, благодарит детей)

Показ иллюстрации к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»
Учитель: К какому произведению относится эта иллюстрация?
( К басне И.А.Крылова «Ворона и лисица» )
Учитель: Давайте вспомним «приветливы Лисицыны слова». (Дети цитируют слова Лисы)

3






Учитель: Это комплимент? (Нет)
Учитель: А что это?
(Чтение учителем и детьми морали басни «Ворона и лисица»)
Учитель: Что такое лесть?
Лесть - неискренняя похвала, которая произносится из каких-то корыстных побуждений.

Показ пятого слайда: «Цель комплимента – создание благоприятного настроения»

4. Как делать комплименты? (Показ слайда.)

Учитель: Делать комплименты – целое искусство!
Сейчас мы будем учиться делать комплименты. Что можно сказать, делая комплимент?
( Демонстрация слайдов, на которых даётся изложенная ниже информация по речевому этикету. Дети сами читают предложенные комплименты. )
1)Делая комплимент, можно высказать приятные слова о человеке:
- Вы красивы (прекрасны, обаятельны, умны)
- Вы такая красивая!
- Какая Вы красивая!
- Вы умный (добрый, отзывчивый) человек.
- Какой Вы добрый человек!
2) Можно лестно отозваться о его профессиональных качествах:
- Вы хороший специалист (музыкант, математик)
3) Можно обратить внимание на внешний вид человека:
- Вы хорошо (прекрасно, модно) выглядите.
- Как хорошо Вы выглядите!
- У Вас здоровый (свежий, цветущий) вид!
4) Иногда, чтобы доставить приятное, хвалят не самого человека, а то, чем он любит заниматься:
- Вы хорошо поёте (танцуете, играете на гитаре)
5) Чтобы расположить к себе человека, можно отметить одну из сторон его характера или какое-то отдельное качество:
- У Вас хороший (прекрасный, тонкий) вкус.
- У Вас острый (критический, тонкий) ум.
-У Вас есть чувство юмора!

4






6) Если ты хочешь доставить удовольствие человеку, можно сказать что-то приятное о какой-то черте внешности:
- У Вас красивая улыбка (глаза, волосы, фигура).
- Вас молодит улыбка (короткая стрижка)
- Вам идёт улыбаться (коротко стричься, эта причёска, этот
цвет)
7) Можно обратить внимание на его одежду.
- Вам идёт это платье (одеваться в светлые тона)
- Вам к лицу эта блузка (шляпка, серьги)
- Вы одеты красиво (элегантно, модно, со вкусом)
- Вы одеты с таким вкусом!
- Вы так модно одеты!
8) Человеку будет приятно услышать добрые слова о близких людях:
- Какой у Вас прелестный ребёнок!
- Какой у Вас прекрасный муж!
- Какие у Вас молодые (гостеприимные) родители!

Учитель: Говоря друг другу комплименты, помните, что основными свойствами хорошего комплимента считаются искренность и естественность.

Существуют следующие правила (показ слайда), которые помогают сделать комплимент:
А) Комплимент должен быть коротким и ёмким.
Б) Конкретную мысль нужно сформулировать чётко.
В) В комплименте не должно быть наставлений и поучений.
Г) Проявляйте к человеку внимание, говорите искренне.
Д) Не опасайтесь восхищаться человеком.
Е) Говорите о реальных фактах.
Ж) Наблюдайте за реакцией человека. Если он растерян и не знает, как принять комплимент, помогите ему.
З) Говорите комплименты как можно чаще.
И) Если Вы не знаете с чего начать, найдите то, что Вам нравиться в человеке и скажите ему об этом прямо.

Вывод. Говоря искренние комплименты, Вы излучаете положительную энергию, люди чувствуют это и доверяют Вам.

5








Учитель: Давайте обратимся к отрывку из рассказа Т. Циферова «Музыкант»
(Чтение отрывка по ролям)

Беседа по вопросам:
? Кто такой Моцарт? Какие слова сказал юный Моцарт Сверчку? Можно ли это назвать комплиментом? Почему? А какой ещё комплимент звучит? Кто его говорит? Почему это комплимент?

Как принимать комплименты? (Показ слайда)

Некоторые люди принимают комплименты без благодарности, с трудом их выслушивают и даже стараются опровергнуть. Это невежливо!
Приятнее получить комплимент и наслаждаться им. Как это сделать?
А) Не отвергайте комплимент, не оправдывайтесь.
Б) Посмотрите собеседнику в глаза, улыбнитесь и поблагодарите его.
В) Можете выразить своё мнение по поводу комплимента, пошутить.
Г) НО не принижайте себя.
Д) Если даже Вы сомневаетесь в его искренности, всё равно не противоречьте, просто согласитесь с собеседником.

Примерные ответы (показ слайда) на комплименты:
- Спасибо за комплимент.
- Вы мне делаете комплимент.
- Ну что Вы! Мне очень приятно.
- Я то же должен сказать о Вас.
- Я рада, что Вам понравилось

Учитель: Послушайте песню Булата Окуджавы «Пожелание друзьям»
(Звучит фонограмма песни)

Учитель: Друзья, что нового вы узнали сегодня на занятии? Чему научились?
(Ответы детей.)

Учитель: Давайте проверим, действительно ли вы освоили искусство комплимента. Поиграем в игру, которая называется «Король комплимента».
(Играют дети и гости.) Желающий, чтобы ему сказали комплимент, выходит к доске. Ему выдаются картонные сердечки, одно из которых пронзено

6




стрелой. Присутствующие говорят ему комплименты. Он отвечает на комплименты и каждому дарит по сердечку. Пронзённое стрелой сердечко он дарит тому, чей комплимент произвёл большее впечатление. Игру повторяем несколько раз.
Учитель подводит итог, задавая вопросы:
- Легко ли было находить нужную формулировку для комплимента?
- Легко ли было произносить вслух комплименты?
- Какие чувства вы испытывали, когда произносили комплименты и когда их слышали в свой адрес?
- Что было приятнее слушать комплименты или произносит их?

Учитель делает вывод: Сейчас вы знаете, что комплименты приятно не только слушать, но и говорить. Счастлив не только тот, кто принимает комплименты, но и тот, кто их преподносит.
Давайте будем искренними, добрыми, внимательными друг к другу.
Вы хотите быть счастливыми? (Да.)
Дарите друг другу комплименты!

Учитель: Мне очень приятно встречаться на уроках русского языка с такими любознательными детьми, как вы! (Показ на слайде фотографии из классного альбома) И не менее приятно ходить в походы и на прогулки! Вы замечательные! (Показ фотографии из похода)

















7



Приложение
Музыкант” Т.Циферов
Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:
– Добрый вечер, маленький сударь!
– Добрый вечер,– удивился Моцарт.
Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычоки заиграл
Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:
– Какая прелесть! Никто в нашем городе не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!
– А что же вам мешает, маленький сударь?– спросил Сверчок.– По-моему, у вас есть и слух, и сердце.
? Какие слова сказал юный Моцарт Сверчку? Можно ли это назвать комплиментом? Почему? А какой ещё комплимент звучит? Кто его говорит? Почему это комплимент?























8




Отклик-резонанс
на публичный урок в пятом классе на тему:
«Давайте говорить друг другу комплименты»

Публичный урок в пятом классе на тему: «Давайте говорить друг другу комплименты» был проведён 6 декабря 2007 года с 12 до 13 часов. На данном уроке присутствовало 23 ученика 5А класса МОУ СОШ п. Нижнеивкино, 11 родителей, трое учителей-предметников.
Все присутствующие отметили, что урок понравился. Интересным было содержание урока, игры, презентация. Дети были в восторге от видиофильма (серии «Ералаша» «Комплименты») и своих фотографий, которые были для них сюрпризом.
В конце урока был проведён письменный опрос: «Что мне понравилось и что не понравилось на уроке?» Вот выдержки из некоторых ответов детей:
1. Вика Сергеева: «Мне всё понравилось! Я научилась говорить комплименты. Мне нравится, что Вы наш учитель! Спасибо за всё!»
2. Сергей Полозов: «Мне понравилось говорить комплименты, и было очень приятно самому их говорить».
3. Андрей Суровцев: «Всё очень понравилось! Интересно!»
4. Юля Вязникова: «Я хочу, чтобы такие уроки проводились каждую неделю.
Мне очень понравилось. Эти знания нам пригодятся в жизни».
5. Света Коковихина: «Мне очень понравилось на уроке делать комплименты. Я хочу, чтобы такие уроки были чаще, потому что это пригодиться нам в жизни, когда будем разговаривать с людьми.»
6. Миша Смирнов: «Понравилось всё. Я хочу, чтобы такие уроки проводились ещё, чтобы мы задавали вопросы родителям, и они говорили комплименты вместе с нами. Сегодня я узнал много комплиментов и хочу сделать комплимент Вам: «Вы очень добрая»».
7. Андрей Сиротин: «Сегодня мне понравилось всё! Я хочу, чтобы такие уроки проводились каждый четверг. Хочу смотреть «Ералаш». Мне было весело, приятно.
8. Евгений Куренной: «Мне понравилось, что все делали друг другу комплименты».
9. Настя Пленкина: «Мне понравилось делать комплименты. Хорошо, что на урок пришли родители и мой папа. И что наша Светлана Николаевна самая лучшая учительница!»
10. Ульяна Тюлькина: «Мне понравилось на уроке всё, особенно игры».

9





Выдержки из отзывов родителей:
1.Смирнова Н. Ф.: «Всё понравилось. Молодцы! Чаще делайте такие уроки».
2. Пленкин Н.Н.: «Понравилась интересная тема урока и доброжелательная атмосфера на нём. Спасибо!»
3. Лукиных Т.А.: «Урок мне понравился. Все ребята были активные. Всё было замечательно».
4. Тюлькина Л.С.: «Урок замечательный! Много общения с детьми, учитель сумел их заинтересовать интересным материалом. А они у нас такие шустрые и непоседливые! Мы, родители, тоже извлекли для себя много нужной и полезной информации. После этого урока наши дети будут доброжелательны и вежливы. Спасибо, Светлана Николаевна!»
5.Куренной В.В.: «Замечательная тема урока. Все ребята активно вели себя на уроке (даже мой Евгений). Наши дети самые лучшие в школе, а преподаватель русского языка неподражаем. Надеюсь, что наши дети многому научаться у такого педагога, как Вы».
Мнения коллег:
1. Зорина Г.Н.: «Светлана Николаевна, Вы замечательно вели урок. Живо, весело, не стесняясь, хотя на уроке было много присутствующих. Порадовали Вас, я думаю, и Ваши ученики. Наверно, чаще с ними нужно проводить уроки по культуре речи, культуре поведения. А главноето, что Вы достигли цели, которая была поставлена в начале урока».
2. Халилова Т.В.: «Урок продуман, подготовлен и проведён замечательно. Очень многое понравилось: активные дети, интересный материал, презентация, присутствие родителей, все дети задействованы в ходе урока, взаимосвязь учителя с детьми. Класс очень дружный».
Хотелось бы услышать и то, что не понравилось, но такого не оказалось.
Хочется поблагодарить организаторов фестиваля публичных уроков русского языка за массу приятных впечатлений, полученных от проведённого занятия. Так приятно слышать комплименты и слова благодарности от детей, их родителей, коллег. Наше общее пожелание: проводить конкурсы чаще, а мы будем принимать в них участие с удовольствием.







10
15