Конспект урока по истории Древнего мира. 5 класс

Урок 1
Тема: Введение. Что изучает история Древнего мира.
Цели:
Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке.
Обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная, или Всеобщая история»
Содействовать пониманию того, что история древнего мира часть Всеобщей истории.
Формировать умение работать со справочным аппаратом книги, исторической картой.
Научить объяснять смысл терминов, изученных на уроке.

Планируемые результаты: предметные – овладеть целостными представлениями о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников;
метапредметные – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; личностные - обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать возможность изучения истории; выражать свое отношение к роли в истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
I. Организационный момент. Целевая установка.
Мы живём в самой большой на планете стране, расположенной сразу в двух частях света Европе и Азии.
Но как бы ни была велика Россия, весь мир намного больше. На земле более 200 стран. Каждый образованный и любознательный человек хочет знать о жизни людей в других, близких и далёких, странах.
Прошлое народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется всеобщей, или всемирной историей. (Эти слова записываются на доске и в тетради)

Всеобщая история или Всемирная история

В 5 классе вы будете изучать её первую часть историю древнего мира.
План урока:
Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
Исторические источники.
Знакомство со структурой учебника

II. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

III. Изучение нового материала.
0 чём рассказывает история древнего мира.
История древнего мира самая ранняя часть истории человечества. Изучая её, вы узнаете о том, как появились люди, как они охотились, добывали огонь, делали первые открытия и изобретения. Люди научились сеять злаки, приручили животных, стали выплавлять металл, возводить из дерева, глины, камня крепости, дворцы, храмы, создавать замечательные памятники искусства. К сожалению, люди не только создают, но и разрушают. Горели города, захваченные врагом, погибали целые страны, исчезали древние народы, на смену им приходили новые. В глубокой древности карта мира выглядела совсем иначе, чем теперь. Многих стран, которые существовали раньше, сейчас уже нет.
История Древнего мира это рассказ об открытиях и достижениях людей в далёком прошлом. Вы узнаете о древних царях и мудрецах, о великих полководцах, об архитекторах и художниках, с жизни простых людей.
Как узнают историю древних народов.
Время стирает следы прошлого. Ржавеет железо, истлевает, превращаясь в труху, дерево. Погибшие и покинутые людьми города заносит землёй, они зарастают травой и кустарником. Но учёные-археологи производят раскопки и находят остатки строений, обломки древней посуды оружие, монеты, украшения, кости людей и домашних животных. Всё это вещественные памятники, по которым можно судить о жизни в прошлом.
Как работает археологическая экспедиция?
Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф это яма метр на метр), то есть проведение небольших земляных работ. Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 метров. Так были открыты портовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря. По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется шток, равняется примерно 1820 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.
Ещё важнее письменные памятники надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно древние книги. Правда, письменные памятники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а примерно 5 тысяч лет назад. Среди огромного числа древних текстов на разных языках одним из самых известных является Библия (в переводе с греческого «Книги»). Это большое собрание древних текстов, созданных в течение нескольких столетий многими людьми.
Археология наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.
Исторический источник это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.
Две с половиной тысячи лет назад греческий ученый Геродот написал книгу, в которой рассказывал о жизни своего и многих других народов. Эту книгу назвали историей, что в переводе с древнегреческого значит «описание». Так появилась о прошлом. Геродота называют отцом истории. Историки не просто знакомятся с тем, что сохранилось от прошлого, а исследуют тексты, сравнивают вещественные и письменные памятники, стараясь отделить правду от вымысла, установить точные исторические события, понять, почему именно так, а не иначе развивались культура разных народов и стран.
История наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Памятка при работе с исторической картой.
Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях входе войны, о партизанских движениях и т. д.
Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи важнейшее событие.
При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения и географии; карта как изображение земной поверхности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т.д.
От класса к классу карты становятся более сложными, насыщенными условными обозначениями, и работа с ними усложняется.
Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.
Для лучшего понимания и запоминания расположения, географических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной политической карте мира, и по исторической карте.
Работа с лентой времени. Задание 3 с. 6.
III. Закрепление изученного на уроке.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что изучает история древнего мира? (как появились древние люди на земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности).
Что изучает археология? (вещественные памятники истории).
Что называется историческим источником? (это то, что дает нам информацию о жизни людей).
Что изучает история?
Итог История это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.
Домашнее задание:
С. 4-6, подготовить развернутый ответ на вопрос «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?».



15