РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изо 1 класс количество часов- 33 ч. Учитель — Орлова С.В. Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и н


Ростовская область Багаевский район, п. Садовый
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Садовская ООШ
Приказ от _______2015 № _____
______________ Щебуняева Т. Д .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изо
1 класс
количество часов- 33 ч.
Учитель - Орлова С.В.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2010г., авторской программы по изобразительному искусству /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. «Изобразительное искусство. 1-4 классы», / М.: Дрофа, 2010.
Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2011 г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2010 год. Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
2.Общая характеристика курса.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком, возможно проведение занятий- экскурсий.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать простым карандашом, цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, кистью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством
выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание на основу). Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, соленое тесто -конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
формирование основ гражданственности;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
3. Место предмета «Изобразительное искусство»
в базисном учебном плане МБОУ Садовской ООШ.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 ч. (1 час в неделю)
При составлении календарно-тематического планирования учтены и не внесены в календарно-тематическое планирование государственные праздники (выходные дни), совпадающие с учебными днями: 23.02 и 08.03.
Программа будет выполнена за счет уплотнения материала: уроки №27-28, №30-31 объединены.
Вместо 33 ч по плану, фактически будет проведен31ч.
4.Содержание курса
1 класс (33 ч)
Рисование с натуры (8 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками. Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, рыб, птиц, животных, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(15 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов. Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа (7 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков. Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.

Лепка (3 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Васильев Ф. Оттепель.
Васнецов В. Снегурочка.
Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот, петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.
Врубель М. Царевна-Лебедь.
Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.
Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.
Дейнека А. После дождя.
Коровин К. Зимой.
Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.
Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.
Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.
Купецио К. Анютины глазки.
Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.
Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони
Остроухов И. Золотая осень.
Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.
Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Репин И. Автопортрет.
Ромадин Н. Розовый вечер.
Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели.
Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.
Сидоров В. Тихая моя родина.
Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Хруцкий И. Цветы и плоды.
Шишкин И. Осень.
Юон К. Мартовское солнце; Русская зима.
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в 1 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Мета предметные результаты.
Мета предметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также меж предметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается обще эстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, мета предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной учителем последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Виды учебной деятельности учащихся.Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Виды и формы контроля.
Класс работает в режиме без отметочного обучения.
Формы контроля: выставка работ, наблюдение, беседа, индивидуальный опрос, в парах.
5.Тематическое планирование-33ч.

№ Разделы Основное содержание Кол-во часов
1 Рисование с натуры (рисунок, живопись) Передача перспективного сокращения объёма предметов.
Передача красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски, их цветовой гармонии. 8
2 Рисование на темы Изучение композиционных закономерностей, средства художественной выразительности.
15
3 Декоративная работа Виды народного и современного декоративно-прикладного искусства. Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции 7
4 Скульптура (лепка) Лепка тематических композиций. Передача объёмных форм, конструктивно-анатомического строения животных, фигуры человека 3
5 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - Люди труда в изобразительном искусстве
-Центры народных художественных ремёсел
- Искусство родного края
- Общее представление о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, портрет, исторический жанр, натюрморт, пейзаж и др.) Беседы проводятся в процессе занятий.
6. Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе.

Кол-во
ча-совТема урока Тип
уро-
ка/
мето-дыРешаемые проблемы Понятия ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(в соответствии с ФГОС) Вид конт роля Д.з. Дата
Предметные результаты УУД
Личностные результаты план
кор.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 Вводный инструктаж по ТБ.
Радуга и праздник красок. УИПЗЗ Знать организацию рабочего места художника.
Получить элементарное представление о живописи. Живопись краски, художник Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете; видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков ИЗО, последовательным расположением цветов в спектре; получить элементарное представление о живописи. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу,принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Пр.р. «Ра-дуга» 01.09
2 1 Форма и цвет предметов УИПЗЗ Продолжать формирование навыков организации рабочего места; получать первичные представления о форме простых геометрических фигур (треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат).
Силуэт Научиться рисовать солнышко акварельными красками. Л.: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану
П.: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
К.: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках. Уст-ный оп-рос, учебник стр. 24-25 08.09
3 1 Рисование с натуры. Фрукты. КУ Изучение формы фруктов Компози-цияНаучиться различать основные и составные, холодные и тёплые тона; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварелью. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Теку-щий15.09
4 1 Рисование с натуры. Овощи. КУ Изучение формы овощей Натюр-мортНаучиться различать основные и составные, холодные и тёплые тона; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварелью. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Уст-ный оп-росСоб-рать осен-ние листья и прине-сти22.09
5-6 2 Рисование с натуры осенних листьев. Золотые краски осени.
Лепка. Красота формы осенних листьев. УИПЗЗ Как правильно изобразить осенние листья деревьев?
Как передать цвет осеннего листика с помощью пластилина? Развивать наблюдательность,
Уметь рисовать с натуры опавшие листья, анализировать форму и цвет листьев.
Уметь слепить веточку с 2-3 листиками. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
К. осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудни-честве необходимую помощь. От-веты на воп-росыПластилин 29.09
06.10
7 1 Рисование на тему «Волшебные краски осеннего дерева» УЗНЗВУ Как правильно скомпоновать рисунок? Пейзаж Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства. Л.: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения
Р.: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, слушать и понимать речь других. Уст-ный оп-росКар-тон, цв. Бума-га, ножни-цы, клей, салфе-тки13.10
8 1 Апплика-ция «Сказка про осень». УИПЗЗ Как выполнить красивую аппликацию из бумаги? Апплика-цияНаучиться приемам выполнения аппликации; обучаться навыкам композиционного решения рисунка; Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
К. осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. Теку-щийПлас-тилин, стеку, салфет-ку20.10
9 1 Лепка овощей и фруктов УИПЗЗ Как выполнить изображение овощей и фруктов в объеме? Скульп-тор Научиться правилам и приемам работы с пластилином, знать различные материалы для объемного изображения предметов. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, прини-мает и сохраняет учебную задачу.
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в изделиях; слушать и понимать речь других. Сам. Рабо-таАль-бом, краскикаран-даш, ластик 27.10
10 1 Рисование с натуры или по памяти рыб УИПЗЗ Кто такие анималисты? Анималисты Научиться анализу и сравнению формы рыб; изображать форму, строение и цветовую окраску аквариумных рыбок. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу посоставленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки
П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, слушать и понимать речь других. Сам. Рабо-та10.11
11 1 Рисование с натуры или по па-мяти птиц УИПЗЗ Как правильно нарисовать гуся или утку? Научиться рисовать птиц (гуся или утку) по выбору; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу посоставленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, слушать и понимать речь других.
Уст-ный оп-рос17.11
12-13 2 Иллюстрирование «В гостях у сказки» УИПЗЗ,
КУ Иллюстрирование сказки. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства. Иллюст-рацияНаучиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту мира сказок. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К.: формулирует собственное мне-ние и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Ана-лиз ил-люс-тра-цийКраси-вый елоч-ный шар 24.11
01.12
14 1 Рисование с натуры. Украшения для елки. УИПЗЗ
Изображение с натуры Натура Научиться правилам рисования с натуры; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет,
использовать художественные материалы. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу посоставленному вместе с учителем плану с опорой на образцы;
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Теку-щий08.12
15-16 2 Рисование на тему «Новогодняя елка» УИПЗЗ, КУ Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача смысловой связи между предметами, формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Научиться выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков, изображать общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках; слушать и понимать речь других. Теку-щийСиний картон белая гуашь, воско-вые мелки, кисть, аква-рель15.12
22.12
17 1 Декоративная работа «В мире красоты» УЗНЗВУ
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Узор, орнамент Научиться выполнять орнамент в смешанной технике (акварель и восковые мелки). Л.: называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерца-емых произведений искусства;
Р.: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по совместно составле-нному с учителем плану; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциона-льную оценку деятельности класса на уроке (средством формирова-ния этих действий служит техно-логия оценки учебных успехов).
П.: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К.: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в доступных для изготовления изделиях; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Учебник стр.
10-11,
74 Гуашьаль-бом12.01
18 1 Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца» УИПЗЗ
Какие характерные особенности росписи городецких мастеров? Ритм, розан, купавка Научиться выделять характерные особенности росписи городецких мастеров; рисовать кистью элементы цветочного узора Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: выполнять контроль точности разметки деталей с помощью
шаблона (средством для формиро-вания этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инстру-ментов;
П.: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Рабо-та по обра-зцу,
Учебник стр.
26-29 19.01
19 1 Декоративное рисование «Растительный орнамент в полосе» УЗНЗВУ
Как выполнить узор в полосе? Розан, купавка Научиться выполнять растительный орнамент в полосе; работать гуашевыми красками Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
К. осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотруд-ничестве необходимую помощь.
Рабо-та по обра-зцуУчебник стр.
16-23 26.01
20 1 Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге» УКИЗ Как выполнить узор в круге? Шаблон Научиться выполнять растительный орнамент в круге; работать с шаблоном, гуашевыми красками Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу, проявляет познавательную инициативу в учебном сотруд-ничестве.
П.: создаёт и преобразовывает мо-дели и схемы для решения задач.
К. осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. Рабо-та по обра-зцу,
Учебник стр.
104-105 Игруш-ку-зверу-шку02.02 21 1 Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей УКИЗ Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Худож-ник-анималистОзнакомиться с произведениями Е. Чарушина. Научиться правилам рисования с натуры; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Л.: называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерца-емых произведений искусства;
Р.: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по совместно составлен-ному с учителем плану; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоцио-нальную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
П.: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразо-вывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К.: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Теку-щийПлас-тилин. Стеку, салфе-тку, кленку 09.02
22 1 Лепка животных УЗНЗВУ
Как выполнить изображение животного в объеме из пластилина? Дымков-ская игрушка Познакомиться с народным промыслом Дымково; Научиться правилам и приемам работы с пластилином. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному мате-риалу и способам решения новой задачи.
Р.: умеет организовывать своё ра-бочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и груп-пировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в изделиях; слушать и понимать речь других. Сам. Рабо-та, учебник стр.
106-107 Аль-
бом, каран-даш, ластиккраски01.03
23-24 2 Рисование на тему «Моя любимая мама» УИПЗЗ, УЗНЗВУ
Как нарисовать портрет Портрет Научиться самостоятельно выбирать материал для творческой работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, прини-мает и сохраняет учебную задачу.
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопро-сы, необходимые для организации собственной деятельности. Теку-щий15.03
29.03
25 1 Декоративная работа. «Дымковская игрушка» УЗНЗВУ Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Дымков-ская игрушка Научиться правилам и технике выполнения росписи дымковской игрушки. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному мате-риалу и способам решения новой задачи
Р.: с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу посоставленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную на уроке;
К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. Рабо-та по обра-зцуЦв. Бума-га, картон ножницы, клей, салфе-тка05.04
26 1 Аппликация «Цветы и бабочки» УКИЗ Составить свою композицию из цветной бумаги. Квадрат, прямоу-гольник, ромб Развивать творческое мышление и умение конструировать из цветной бумаги. Л.: называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства;
Р.: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по совместно составле-нному с учителем плану; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоцио-нальную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
П.: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать получе-нную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художест-венные образы.
К.: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в изделиях; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Рабо-та с шаб-лона-ми, учебник стр.
122-123 Аль-бом, каран-даш, ластик краски 12.04
27-28 2/1 Рисование на тему «Весенний день» УКИЗ Родная природа в творчестве русских художников. Пейзаж Научиться самостоятельно выполнять композицию весеннего пейзажа; выделять главное в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, прини-мает и сохраняет учебную задачу.
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для орга-низации собственной деяте-льности. Сам. Рабо-та19.04
29 1 Рисование с натуры или по памяти. Весенние цветы. УИПЗЗ Как нарисовать весенний цветок? Натюр-мортНаучиться рисовать тюльпан, точно передавая его характерные особенности – форму, величину, цвет. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, прини-мает и сохраняет учебную задачу.
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Теку-щий26.04
30-31 2/1 Рисование на тему: «День победы» УКИЗ Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства. День Победы Научиться самостоятельно выбирать материал для творческой работы; передавать в тематических рисунках свое настроение, правильно разводить и смешивать акварельные краски. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, прини-мает и сохраняет учебную задачу.
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Теку-щий03.05
32 1 Рисование на тему: «Здравствуй, лето». УКИЗ Родная природа в творчестве русских художников. Пейзаж Научиться самостоятельно выполнять композицию летнего пейзажа; выделять главное в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Р.: умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
К.: формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Сам. Рабо-таПод-го-товить рас-сказ о люби-мой репро-дук-ции10.05
33 1 Обобщение «Этот удивительный, неповторимый мир живописи» УОСЗ Передача настроения в творческой работе Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. Л.: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения;
Р.: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану.
П.: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, слушать и понимать речь других. Сам. Рабо-та17.05
23.02 и 08.03 – выходные дни. Программа выполнена за счет уплотнения материала: уроки №27-28, №30-31 объединены.
Вместо 33 ч по плану, фактически проведен31ч.
Типы уроков и их сокращение:
УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний, УЗНЗВУ - урок закрепления новых знаний и выработки умений, УКИЗ - урок комплексного использования знаний, УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний, УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний, КУ- комбинированный урок.
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Методические пособия для учащихся:
1.Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2011.
2.Рабочая тетрадь для 1 класс к учебнику «Изобразительное искусство». В.Я. Богатырева – М.: «Дрофа», 2011.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Авт.- сост. О.В. Павлова - Волгоград: «Учитель», 2006 г.
2.Изобразительное искусство. 1-4 классы. Обучение приемам художественно-творческой деятельности.
Авт.-сост. О.В. Павлова.- Волгоград: »Учитель», 2008 г.
3.Изобразительное искусство. Упражнения, задания, тесты. 1-4 классы. Авт.-сост. О.В. Свиридова. .-Волгоград: »Учитель», 2009 г.
4. Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. 1-8 классы. Авт.-сост. З.А. Степанчук и др. .-Волгоград: »Учитель», 2009 г.
5.Развернутое тематическое планирование. Изобразительное искусство. 1-8 классы. По программе В.С. Кузина. Авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: »Учитель», 2012 г.
Программа по курсу «Изобразительное искусство»:
Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 1-4 кл. /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ Москва, издательство «Дрофа» 2010 г.
Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/
www.center.fio.ruhttp://www.maro.newmail.ruhttp://www.skazochki.narod.ru/index_flash.htmlhttp://www.int-edu.ni8.Результаты освоения предмета ИЗО Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Регулятивные УУД
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-осуществлять контроль и самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные УУД
- допускать существование различных точек зрения;
-контролировать свои действия при совместной работе;
-договариваться с партнёрами и приходить к общему решению;
- осуществлять взаимоконтроль и необходимую взаимопомощь при реализации проектной деятельности;
-принимать участие в работе парами и группами;
- уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Требования к уровню подготовки учащихся 1класса.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:
Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания.
Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
-Выполнять простые по композиции аппликации
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Садовская ООШ
от ________ 2015 года
Подпись руководителя МС
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________________Ф.И.О.
_______________________2015г
дата