Воспитательная программа Знать ,чтобы помнить, помнить,чтобы гордиться

Программа патриотического воспитания школьников
«Знать, чтобы помнить,
помнить, чтобы гордиться»













Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Рассказ ветерана», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность патриотического отряда «Поиск» и школьный музей «Родник». Школьный музей- это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано:«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта. Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Милосердие» в рамках территориальной программы «Шаг навстречу», и «Поздравь ветерана на дому» в рамках республиканской программы «Память», в рамках территориальной программы «Дети войны»,
Цель Программы-
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи Программы 
Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях :
Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.

Продолжение  создания  системы патриотического воспитания: - привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан; - повышение качества патриотического воспитания
Активизация деятельности поисково-патриотического отряда «Поиск»:
– участие в «Марше Памяти»
- помощь ветеранам, вдовам ветеранов, детям войны
Механизм реализации программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «ЛСОШ № 2» Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные , всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных республиканских , всероссийских конкурсах.
Основные направления реализации Программы
учебная деятельность через предметы; система тематических, творческих классных часов;
деятельность поисково- патриотического отряда «Поиск»;
работа школьного музея «Родник» проведение военно-патриотических, спортивных праздников; проведение конкурсов и викторин ;
выставки творческих работ; организация работы школьного самоуправления; система мероприятий школьной библиотеки.
Срок реализации программы:  2014 – 2015 г.г.

Этапы реализации Программы
I этап: проектный – 1 полугодие 2014года.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап- практический: 2 полугодие 2014г - 1 полугодие 2015 г
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3.     Развивать ученическое самоуправление.
4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7.     Проводить мониторинг реализации программы.
8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2 полугодие 2015 года.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.     Обобщить результаты работы школы.
2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.     Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
-       умение принимать и защищать свои решения;
-       готовность к участию в общественных делах;
-       готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
-       патриотизм и любовь к Родине;
-       права и свободы человека и гражданина;
-       символика Российской Федерации;
-       национальное самосознание;
-       уважение чести и достоинства других граждан;
-       гражданственность.
Количественные параметры
1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3.     Отсутствие детей с девиантным поведением;
4.     Деятельность органов ученического самоуправления;
5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6.     Проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
-       создание системы гражданско-патриотического воспитания;
-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Мероприятия по реализации программы

         Мероприятия          
Период   исполнения
Ответственный

1.
Проведение совместных заседаний Совета школы, Совета старшеклассников педагогического совета и Совета школы по реализации программы с повесткой дня  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»  
В течение  года
Директор  школы

2.
Заседание Совета старшеклассников по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.     
В течение года
Зам. директора по ВР.

3.
Привлечение родителей учащихся и их родителей к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)
Постоянно.
Зам. директора по ВР, заведующий   музеем, классные  руководители.

4.
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы         
Постоянно.
Руководители  МО, учителя – предметники.

5.
Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России»
2 полугодие
Зам. директора по ВР.

6.
Проведение переговорной площадки «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный»
февраль
Зам. директора  по  УР, Совет старшеклассников, руководитель  музея.

7.
Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах.         
май
Преподаватель   ОБЖ.

8.
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам.        
В течение   всего периода
Зам. директора по ВР, руководители  МО

9.
Активное участие в работе Республиканского поискового отряда «Поиск»  
В течении всего периода
Зам. директора по ВР, Руководитель школьного поискового отряда «Поиск».

10.
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.         
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, учителя физкультуры

11.
Проведение мероприятий, посвященных 70- летию Победы
По отдельному плану
Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея, Кл.рук.

12.
Проведение конкурса чтецов;
Смотра строя и песни;
Конкурсов, посвященных Дню защитника Отечества
февраль
Вожатые

13.
Проведение месячника военно- патриотического воспитания .     
Ежегодно, февраль.
Зам. директора по ВР.

14.
Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»        
Ежегодно, май.
Вожатые

15.
Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея.

16.
Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.         
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, классные  руководители.

17.
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
В течение всего периода
Классные  руководители, вожатые.

18.
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию  в местных  СМИ и школьном сайте
Постоянно.
Зам. директора по ВР.

19.
Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников
Постоянно
Зам. директора по ВР.

20.
Организация экскурсий и походов по Малой Родине, посещение Мемориального комплекса Трудовой и Боевой славы г.Саранска
Постоянно.
Классные  руководители, руководитель музея

21.
Организации и проведение классных часов по изучению государственной символики РФ, РМ
Сентябрь, декабрь
Классные  руководители

22.
Проведение массовых мероприятий по встрече 70-летия Великой Победы»
По отдельному плану.
Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея, Кл.рук.



Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию


Ноябрь: Месячник правовых знаний «Наши права»
Январь: «Истоки народных традиций»
Февраль :Месячник «Мы будущие защитники Отечества»
Май: «Семья. Память. Отечество»
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
Изучение символики РМ.
Изучение традиций, истории России,
Работа школьного музея.
Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
Шефская помощь ветеранам.
Изучение основ государства и права.
Изучение культуры народов России.
Изучение округа, района и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Рука помощи».
Участие в Республиканских программах «Я наследник Победы», «Поиск»
Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, республиканского и районного значения
Исследовательская деятельность
Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).
Музейная деятельность.
Встречи с ветеранами.
Встречи с участниками современных войн, Героями России.
Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания
Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
Единые классные часы.
Спортивно-конкурсные программы.
Возложение цветов к Памятным местам.
Патронат памятника в с.Лямбирь
Подготовка к службе в армии
Классные часы и беседы
1 класс 1. «История моего имени и фамилии». 2. «Герб, флаг, гимн России». 3. «Вот она, какая моя Родина большая». 4. «Я – Россиянин». 2 класс 1. «История моей улицы». 2. «Мои семейные реликвии» 3. «Славные сыны нашего Отечества» 3 класс 1. «История моего села ». 2. «Моя родословная». 3. «Обычаи и традиции русского народа». 4 класс 1. «Мои предки в труде и в бою». 2. «Обычаи и традиции народов России» 3. «Красота русской природы» 5 класс 1. «Что значит любить Родину?». 2. «Духовное наследие России». 6 класс 1. «Защищать Родину – это почётный долг». 2. «Литературное наследие России». 3. «Отец, Отчизна, Отечество». 4. «Праздники русского народа». 7 класс 1. «Праздники народов России». 2. «Искусство России и земли Мордовской» 3. « Наши земляки в годы Великой Отечественной войны». 8. класс 1. «Гражданин ли я России». 2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию». 3. «Русские за границей». 9 класс 1. «Обязанность, долг, присяга». 2. «Я патриот своей Родины?». 3. «Дети на защите Отечества». 4. «Семейные праздники и традиции». 10 класс 1. «Можно ли меня назвать гражданином России?». 2. «Достижения русских учёных и изобретателей». 3. «Мои замечательные земляки». 4. «Памятные места моей Республики». 11 класс 1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». 2. «За что я люблю Россию?». 3. «Народ и я – единая семья».



15