Читательская конференция «Человек на войне» для учащихся 10-11 кл1»


Читательская конференция
«Человек на войне»
(по повестям В.Быкова «Сотников», «Альпийская баллада»)
для учащихся 10-11 класса
Разработано
учителем русского языка и литературы
МКОУ «Ромашковская СОШ» Палласовского района
Волгоградской области
Сабировой Лболсен Бесенгалиевной
2014 г.
Форма. Читательская конференция.
Вид внеурочной деятельности. Проблемно-ценностное общение.
Класс. 10-11кл.
Тема. Человек на войне (по повестям В.Быкова «Сотников», «Альпийская баллада»)
Цель: познакомить читателей с белорусским писателем В. Быковым; обсудить проблемы, поднятые писателем; формировать и развивать читательский интерес.
Оформление и оборудование. 1. Мультимедийный проектор.
2. Выставка книг (художественные произведения В.Быкова о Великой Отечественной войне, воспоминания, критические статьи).
3. Жетоны к конкурсу на самого внимательного читателя.

Вступительное слово учителя (в роли ведущего). Великая Отечественная война принесла много горя нашей стране. Это народная трагедия, которая ставила порой людей в нечеловеческие условия. Конечно же, писатели не могли остаться в стороне от темы войны. Многие писатели и поэты, обратившись к данной теме, пытались передать образ русского солдата, не сломленного тяготами войны, героя, ежедневно совершающего подвиги. Но есть и обратная сторона жизни. Ведь в любой ситуации, даже на войне, человек прежде всего остаётся человеком со всеми его страстями, чувствами, переживаниями. Любовь и ненависть, добро и зло, жажда к жизни, зависть, совесть – то, что составляет основу человеческой жизни, встаёт на чашу весов. И порой перетягивает то, что противно человеческой натуре.
Василий Быков – один из тех писателей, который продолжил развитие толстовских традиций сурового изображения сторон окопной жизни и осмысления значения отдельной человеческой жизни на войне.
Наша читательская конференция посвящена теме «Человек на войне» по повестям Василия Быкова. (Презентация. 1 слайд)
Сообщение о биографии писателя.
I ученик. (2 слайд) Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в деревне Череновщина в Беларуссии. Война прервала его занятия в Витебском художественном техникуме. Восемнадцатилетним юношей крестьянский паренёк попал в действующую армию, в инженерный батальон. Строил оборонные укрепления, участвовал в боях на Юго-Западном фронте. После окончания в Саратове пехотного училища воевал в должности командира стрелкового взвода, взвода противотанковой артиллерии на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Он все испытал, что положено было испытать бойцу: дважды был ранен, считался без вести пропавшим, в перечне фамилий одной из братских могил даже осталось его имя.
После победы служил на Дальнем Востоке. В 1955 г. вернулся на родину и стал работать в газете. Несколько лет он жил за границей. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям Чернобыльской катастрофы. В 1998 г. закончил повесть «Стена». В декабре 2002 г. Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию, где жил последние годы.
Излюбленный жанр – повесть. Наиболее известные из них: «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Знак беды». Герои его повестей – офицеры, сержанты, солдаты, партизаны – все те, кто вынес на своих плечах тяжесть войны.
Повести В.Быкова, в которых герои изображаются чаще всего в сложных ситуациях, требующих от них немедленного решения, рассказывают о том, как и почему человек на войне становится Человеком, о силе его любви и ненависти, о человеческом бессмертии.
Некоторые произведения писателя («Третья ракета», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Знак беды», «Сотников», «Альпийская баллада» и др.) были экранизированы.Народный писатель Белоруссии Василь Быков умер 22 июня 2003 г., похоронен в Минске.
Ведущий . 1 проблема, которую ставит писатель перед нами, читателями, - нравственный выбор человека на войне. Но прежде чем приступить к обсуждению этой проблемы, нам необходимо вспомнить сюжет произведения. За правильные и интересные ответы вы будете получать жетоны в течение всего мероприятия. И в конце конференции мы выясним, кто не только внимательно читает произведения, но и умеет отстаивать свою точку зрения.
Викторина «Самый внимательный читатель» (по повести В.Быкова «Сотников»).
(3 слайд).
Назовите главных героев произведения В.Быкова «Сотников». (Сотников, Рыбак, Дёмчиха, староста).
С каким заданием уходят Рыбак и Сотников в разведку? (Добыть продовольствия для партизанского отряда).
Как изображены в повести полицаи – Стась, Будила, Портнов? Как характеризует Стася его речь? (В.Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются» и т.п. Характерна речь Стася: он предал даже родной язык, разговаривая на варварской смеси белорусского с немецким «яволь в подвал!», «биттэ прошу!»).Как ведёт себя Дёмчиха при аресте партизан? (Даже чувство своей невиновности и страх за детей не способны пересилить в Дёмчихе ненависть к полицаям, переступившим границы человеческого закона. Женщина ни разу не упрекнула партизан в своей трагедии, понимая, что ответственность за неё целиком ложится на плечи палачей).Представление главных героев повести В.Быкова «Сотников» (4 слайд).
Ведущий. А сейчас приглашаем главных героев нашей дискуссии. Они попытаются войти в образы Рыбака и Сотникова. Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о себе.
Ученик (в образе Рыбака). Я, Николай Рыбак, родился в 1916 г. под Гомелем. Наша семья жила в деревне, мы считались середняками. Окончил всего 5 классов. В 12 лет вместе с другими деревенскими мальчишками стал понемногу выполнять работу взрослых: и косить, и пахать, и бороновать. И поэтому легко переношу физические нагрузки и лишения. Легко схожусь с людьми, также легко с ними расстаюсь. Хочу работать. Хочу жить. Всю войну был рядовым в пехоте.
Ученик (в образе Сотникова). Моя фамилия Сотников. Мой отец – бывший красный командир. В доме слово отца было законом. Я боялся и в то же время сильно уважал отца. И после одного случая в детстве никогда и никому не врал. До 1939 г. работал в школе учителем после двухгодичного института. Когда пошёл в Армию, то стал комбатом артиллерии. Прежде чем попасть к партизанам, трижды со своей батареей выходил из окружения. Мне, как говорят другие, физическую силу заменяет упрямство.
Ведущий. Спасибо. Итак, перед нами оппоненты героев Рыбака и Сотникова. У каждого из героев есть своя команда читателей.
1 команда читателей попытается оправдать поступки и действия Рыбака. 2 команда читателей должна будет доказать правоту поступков и слов Сотникова.
Правила ведения дискуссии.(5 слайд).
Но в начале нашего обсуждения давайте вспомним общие правила ведения дискуссии.
Правила:
- прежде, чем спорить, подумай, о чем будешь говорить;
- спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов;
- начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать;
- помни, что лучшим доказательством являются факты;
- выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации классиков и современников;
- заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.
Вопросы для обсуждения по проблеме «Нравственный выбор человека на войне»
(6, 7 слайды).
Какой путь к своему спасению выбирает Рыбак? Как вы считаете, прав ли он?
Как ведёт себя Сотников накануне смерти? Почему отказывается от предложения Рыбака попытаться обмануть полицейских?
(Идёт дискуссия).
Ведущий. А теперь послушаем, что об этом говорит сам писатель. (8 слайд). «Я за то, чтобы человек, в особенности молодой, был подготовлен к незнакомому, необычному. Необычное в нашем сознании стало вторым именем выдающегося. А ведь это не так. Необычное чаще всего - заурядное. Но на пределах возможного. Такова судьба того же Сотникова да и старосты, и Дёмчихи из повести «Сотников»… Что особенного совершили они? Да ничего… Они сумели остаться людьми. А это всевременная мера: не как должно быть или могло быть. А как всегда есть и всегда будет».
Учитель (9 слайд). 2 проблема «Война и любовь – «две вещи несовместные?»
Викторина «Самый внимательный читатель» (по повести В.Быкова «Альпийская баллада» (10 слайд).Назовите главных героев повести «Альпийская баллада». (Иван, Джулия)
Как произошёл побег из лагеря? (Пятеро военнопленных нашли в полуразрушенном заводском цехе неразорвавшуюся бомбу. Это был шанс. Заменив повреждённый взрыватель, пленные взорвали бомбу. Среди бежавших был и Иван Терешка).Что дала встреча с австрийцем? (Угрожая пистолетом, Иван забрал у него кожаную тужурку и буханку хлеба. Терешке совсем не хотелось становиться разбойником, однако другого выхода у него не было — чтобы перейти Альпы, нужна была еда и одежда).Как Иван попал в плен? (Из плена Иван бежал уже не раз. Во время последнего побега Иван пошёл за провизией в одно из украинских селений. Его заметили немцы, но Иван успел юркнуть в первую попавшуюся хату и спрятаться под печью. Немцы его не нашли, из укрытия Ивана «выкурил» местный полицай. Он  вознамерился поджечь дом, и беглеца выдала жена хозяина).О каком письме идёт речь в эпилоге? (Через много лет после войны родные Ивана Терешки получили письмо от итальянской коммунистки Джулии Новелли. Её спасли партизаны. На время войны Джулия присоединилась к ним, а потом начала работать в Союзе борьбы за мир. За это время она воспитала сына Джованни, которому уже исполнилось восемнадцать).Вопросы для обсуждения по проблеме «Война и любовь – «две вещи несовместные»?»
(11 слайд).
Что думает автор о цене жизни человеческой?
Можно ли на войне быть жалостливым, добрым, гуманным? Есть ли разница в этих понятиях?
(Идёт дискуссия).
Ведущий. Послушайте мнение писателя (12 слайд). «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать и перемолоть его душу. А он стоит. А он всё выносит. Речь идёт не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой. Это крайние случаи войны… Но это своего рода и чистые случаи, когда и без ярких, нарядных эпитетов видно, как и почему побеждает человеческое, духовное».
Заключительное слово ведущего. Человек, совершая поступок, зачастую не задумывается о последствиях. Лишь позже осознаёт о неотвратимости того, что им совершено. Война, как утверждает автор, «загоняет человека в угол», ставит в такие условия, что нельзя дать себе слабинку, нельзя брать взаймы у жизни, у судьбы. Выбор есть всегда, но всегда ли дано человеку право воспользоваться им. О «возможности духа человека на войне» и о многом другом рассказывают книги Василия Быкова. И я думаю, ребята, что повести этого писателя заставят задуматься нас всех.
Подведение итогов по конкурсам «Самый внимательный читатель», «Самый интересный оппонент».
Литература
Быков В.В. Повести / Пер. с бел. – М.: Детская литература, 1987 г.
Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ Пред. ред. совета Ю.С.Осипов, т.4 – М.: БРЭ, 2006 г., стр. 451.
Мурин Д.Н., Кононова Е.Д. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб: СМИО Пресс, 1999 г., стр. 197.
Трава после нас. Книга-интервью журналиста Ф.Медведева с деятелями советской литературы и искусства. – М.: Издательство Агентства печати Новости, 1988 г., стр. 108 – 125.