РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучению грамоте по букварю 1 класс, УМК Планета знаний


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«Утверждаю»
директор МБОУ Ершовской
СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
_____________________ Т.В. Гарькавая
_____________________2012 год
«Согласовано»
зам. директора по УВР
___________________________Т.Н. Винивитина
__________________________ 2012 год «Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № ____от _____ 2012 года
__________________Т.С. Кирокосян
__________________ 2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПО «БУКВАРЮ»
Класс: 1 «А»
Учитель: Агафонова Лариса Александровна
Количество часов на год: 92 часа
В неделю 4 часа
Развернутое тематическое планирование по обучению грамоте и развитию речи букварного периода составлено по учебнику, входящему в комплект учебников для начальной школы «Планета знаний» (под общей редакцией И. А. Петровой):
Учебно – методическое обеспечение
Т. М.Андрианова. Букварь. — М.: ACT, Астрель , 2011.
Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». — М., ACT, Астрель, 2011.
Т. М.Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям». — М., ACT, Астрель, 2011.
Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. — М., ACT, Астрель, 2011.
В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. — М., ACT, Астрель, 2011.

с. Ершово
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с УМК «Планета знаний» обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.
Главные цели курса заключаются в том, чтобы:
-   помочь учащимся овладеть механизмом чтения;
-   обеспечить речевое развитие детей;
-   дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
Поставленные цели определены с учетом психических и физиологических особенностей детей 6-7-летнего возраста и реализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач.
1. Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.
В обучении грамоте выделяются два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).
Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объем доступного для чтения материала.
Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечиваются:
-   специальным отбором учебного материала, представленного на страницах «Букваря» и рабочей тетради;
-   организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.
В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
Успешному совершенствованию навыка чтения способствует включение в систему занятий обучения грамоте многоаспектного смыслового и грамматического анализа слов и предложений, открывающего возможности для многократного возвращения ребенка к прочитанному.
Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.
2. Обогащение и активизации словарного запаса детей.
В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких как изменение и сравнение.
В учебных пособиях предусмотрено практическое знакомство учащихся с однозначными и многозначными словами, с синонимами и антонимами, с прямым и переносным значением слов.
Активизации и обогащению словарного запаса детей способствует грамматико-орфографическая пропедевтика, предусматривающая ознакомление учащихся с темами, систематическое изучение которых предполагается в 1-4 классах в курсе «Русский язык».
3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся:
слушания – восприятие и понимание звучащей речи;
говорения – использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;
чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала.
Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи учащихся.
Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; учащихся при работе в паре; диалоги, заключенные в букварных текстах).
Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков учащихся и их умения работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В то же время, работая в паре, учащиеся на практике совершенствуют навыки общения. Такая же взаимообусловленность наблюдается и при осуществлении коллективной проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале дети учатся:
-   понимать содержание и главную мысль произведения;
-   понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним;
-   извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.
Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удивительным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками.
На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит учащихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок (народных и авторских, отечественных и зарубежных) на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге.
Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребенка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.
Принципы построения программы.
При отборе содержания курса «Чтение» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы (научности, доступности, наглядности и т. д.), но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)».
Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности (слушания, говорения, чтения). Коммуникативная направленность обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, так как именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества в различных видах деятельности учащихся. В учебных пособиях предлагаются задания на развитие способности детей самостоятельно работать с различными речевыми моделями и схемами, таблицами букв, алфавитной лентой, материалами тренинговых страниц, именуемых в учебнике «читальным залом». Развитие эмоциональной и духовно-нравственной сфер детей происходит в процессе слушания и обсуждения детских книг, совместной деятельности по подготовке заданий, предусмотренных учебными пособиями. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение звуков, слогов, слов, предложений, на выявление их существенных признаков, группировку и обобщение.
Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.
Инвариантный минимум содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Он обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.
Вариативная часть включает задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от учащихся определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности учащихся, которая предполагается в завершение каждого из двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору учащихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками информации (справочниками, словарями, энциклопедиями). В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.
В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной частей предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.
В данной программе выделены основные требования к уровню знаний и умений учащихся. Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть учащиеся к концу периода обучения грамоте. Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми учащиеся могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебник, рабочую тетрадь, прописи и методические рекомендации для учителя.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся (на конец букварного периода):
учащиеся должны знать:
-   название букв алфавита;
-   различия звука и буквы;
-   различия гласных и согласных звуков;
учащиеся должны уметь:
-   определять отдельные звуки в словах;
-   определять количество звуков в словах и их последовательность;
-   различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
-   определять количество слогов в слове;
-   определять место ударения в слове;
-   определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте; учащиеся могут знать:
-   парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки;
-   алфавит;
учащиеся могут уметь:
-   распределять слова по алфавиту;
-   находить среди группы слов родственные;
-ставить вопросы к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям.
Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.
Развернутое тематическое планирование по обучению грамоте и развитию речи букварного периода составлено по учебнику, входящему в комплект учебников для начальной школы «Планета знаний» (под общей редакцией И. А. Петровой):
Учебно – методическое обеспечение
Т. М.Андрианова. Букварь. — М.: ACT, Астрель , 2011.
Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». — М., ACT, Астрель, 2011.
Т. М.Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям». — М., ACT, Астрель, 2011.
Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. — М., ACT, Астрель, 2011.
В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. — М., ACT, Астрель, 2011.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ Тема урока Кол-во
часов Тип
урока Планируемые результаты Форма
органи
зации
познава
тельной деятель
ности Формы контроля Органи-
зация
самос-тоятель-
ной
деятель-
ности Примечание
пРИ
предметные метапредметные (УУД) личностные знать уметь ПОДГОТОВИТЕЛЬН6ЫЙ (ДОБУКВАРНЫЙ) ПЕРИОД – 14 ЧАСОВ
1 Здравствуй, школа!
С. 3 1 Урок – путе-шест-вие Элементы книги. Знать, зачем нужна речь Ориентироваться в букваре и рабочей тетради; определять смысл условных знаков в учебной книге Использовать знаково-символических средств для решения языковых задач, следовать инструкциям учителя Осознавать язык, как основное средство мышления и общения людей. Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в букваре Фронталь-ная работа.
Беседа.
Викторина, ребусы Внешний, взаимо-контроль Знакомст-во с учебни-ком 2 Мы теперь не просто дети, мы теперь — ученики
С. 4—5 1 Урок – сказка Правила хорошей речи. Нормы речевого этикета(при-ветствие, прощание) Составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации; сравнивать дошкольную и школьную деятельность Руководствоваться правилом при создании речевого высказывания Понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств.
Обсуждать свою новую социальную роль школьника. Индиви-дуально-групповая работа
Устный опрос Само-контроль Сравнение ситуаций, изображён-ных на кар-тинках, со своей до-школьной жизнью и своими жиз-ненными си-туациями( Что изменилось? Почему?) 3 Мы живём в России. Наш общий язык — русский
С. 6—8 1 Урок – путе-шест-вие Признаки предложения; название нашей страны, символы государства; знать, что родной язык – русский язык. Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты); комментировать иллюстрации в учебнике; вступать в диалог в процессе совместной игры. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме Формировать доброе отношение к букварю и рабочей тетради,
Уважать национально-государственную символику; проявлять такт и уважение к людям других национальностей, оказывать им помощь в усвоении русского языка Фронтальная работа Внешний, взаимо-контроль Работа с букварём, работа в тетради. 4 Как мы общаемся. Язык мимики и жестов
С. 9 1 Ком-би-
ни-
ро-ван-ный Как люди могут приветство-вать друг дру-га; каким сло-вам какие жесты соответст-вуют. Знать:
Почему речь необходима, правила общения Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения ( при инсценировании предложенных ситуаций). Осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными способностями, вежливому обращению с другими людьми. Участвовать в групповой работе, связанной с общением. Индиви-дуаль-
ный
опрос.
Работа в парах: передача информа-ции с помощью мимики и жестов Само-контроль Работа в тетради, 5 Как зарожда-лась речь
С. 10 1 Урок – игра Как зарождалась речь. Что такое устная и письменная речь. Признаки предложения. Комментировать последовательность иллюстраций в букваре; разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы в паре Понимать связь развития языка с развитием культуры народов мира. Прививать навык культурного общения по телефону. Фрон-тальная работа.
Игра- загадка, сказка, разгады-вание пикто-грамм Внешний, взаимо-контроль Составле-ние пикто-грамм 6 Устная и письменная речь
С. 11 1 Ком-би-
ни-
ро-ван-ный Понятия «устная речь» и «письменная речь».
Признаки предложения Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Участвовать в процессе говорения и слушания. Понимать связь развития языка с развитием культуры народов мира. Бережно относиться к домашним питомцам. Фронтальная работа.
Беседа по вопросам. Инсценировка Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради 7 Предложе-ние
С. 12 1 Ком-би-
ни-
ро-ван-ный Структурные единицы языка: слово, предложение, текст. Составлять самос-тоятельно схемы простых предло-жений различной распространённости; придумывать предложения с опорой на рисун-ки и  схемы; опре-делять, количест-во слов в этом предложении. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Воспитывать любовь к окружающей природе. Фронтально-индиви-дуальная работа.
Дифферен-цированное задание Взаимо-про–верка, самоконт-роль Составле-ние схем предложе-ний 8 Знаки препинания
С. 13 1 Урок – игра Знаки препинания: точка, восклица-тельный, вопросительный знаки; знать, типы предложений по эмоциональ-ной окраске Читать одно и то же предложение с разной интонацией; находить в стихотворении восклицательные знаки. Уметь графически оформлять предложение и слово Составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели. Воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе. Индиви-дуальная работа Само-контроль Работа в тетради 9 Предмет и слово
С. 14 1 Ком-бини-ро-ван-ный Понятия «предмет», «слово», «звуковая схема слова». Отвечать на вопросы; составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации Соотносить назва-ния предметов с графической и звуковой схемами слов; записывать звуковые схемы слов; называть предметы, которые находятся справа (слева) Формировать любознательность к своему имени Творчес-кая работа: задание на выбор. Игровой приём. Работа в парах. Само-контроль Работа в тетради 10 Слог.
С. 15 1 Изуче-ние новогомате-риала Понятие «слоги». Делить слова на слоги, определять кол-во слогов в слове на слух; произносить слова по слогам; сос-тавлять предложения на тему иллюстраций Соотносить слово с его звуковой схемой; обозначать на звуковой схеме слоги. Формировать осознание языка как основного средства общения людей. Учить уважать своего соседа, его имя. Индиви-дуально-группо-вая работа Само-контроль Работа в тетради 11 Звуки речи. Гласные и согласные звуки
С. 16—17 1 Ком-бини-ро-ван-ный Понятие «звуки речи»; условные обозначения гласных и согласных звуков в звуковой схеме. Различать гласные и согласные звуки; называть какой-либо звук; давать характеристику звуку. Обозначать в звуковой схеме слова красным цветом гласные звуки, синим – согласные звуки Определять, какие звуки произносят люди и животные. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своим вещам, школьному имуществу Фрон-тальная работа. Работа в парах. Игра  «Разложи предметы по порядку» Внешний, взаимоконт-роль Работа в тетради 12 Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки
С. 16—17 1 Ком-бини-ро-ван-ный Условные обозначения в звуковой схеме твер-дых и мягких согласных звуков. Знать: слогообразующую роль гласных Различать гласные и согласные звуки, давать характеристику звуку. обозначать в звуковой схеме слова красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные звуки, зелёным – мягкие согласные звуки. Произносить слова и сравнивать их произношение попарно; соотносить слова со звуковыми схе-мами слов; произ-носить мягкие (твердые) соглас-ные; составлять звуковые схемы слов Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своим вещам, школьному имуществу Фрон-тальная работа Взаимо-контроль Работа в тетради 13 Ударение. Ударный слог
С. 18 1 Изуче-ние нового мате-риала Знать, что звучащее сло-во делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и дли-тельностью; роль гласных звуков в про-цессе слого-образования; понятия «уда-рение», «удар-ный слог». Делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный слог; сравнивать слова типа ирис – ирис; обозначать на звуковой схеме ударный слог Произносить слово по слогам и орфо-эпически на основе графических схем слов; находить в тексте объяснение значения слов. Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств Индиви-дуаль-ный опрос.
Игра «Назови животное». Само-контроль Диффе-ренциро-ванные задания 14 Звуки и буквы
С. 19 1 Ком-бини-ро-ван-ный Понятия «зву-ки» и «бук-вы»; звуки мы произносим и слышим, бук-вы – пишем и. Уметь находить знакомые буквы; соотносить звук и букву Определять по рисунку, какие звуки произносят люди;
анализировать. Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для Фрон-тальная работа.
Хитрые вопросыл Внешний, взаимо-контроль Работа по вариантам в рабочей тетради Алфавит  (78часов)
15 Звук [а]. Буквы А, а
С. 22—24 1 Комбиниро-ванный Гласный звук [а], буквы, которыми он обозначается: А, а. Знать роль букв а, у в обозначе-нии твёрдости согласных звуков Акцентировано произносить звук [а] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков. Узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определённый гласный звук; дополнять предложения по схеме. Воспитывать бережное и ответственное отношение к родному языку. Фрон-тально-групповая работа. Работа с пословицей
Задание на внимание. Внешнийвзаимо-контроль Различение звуков согл и глас. Раз личение согл тверд и мягких. Составление звуковых схем слов 16 Звук [у]. Буквы У, у    С. 25 1 Комбини-рованный Гласный звук [у], буквы, которыми он обозначается: У, у. Акцентирован
но произносить звук [у] в за-данной последователь-ности в слове, выделять его среди других звуков; подбирать слова с заданным гласным звуком. Читать предложения по схеме; называть нарисованные предметы одним словом Развивать способность уважать лич-ность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, нетерпимо – к любым видам насилия. Фронтальная работа.
Работа с пословицей. Внешний взаимо-контроль Запись печатных букв (по образцу) 17 Закреп-ление изуче-ного по теме «Звуки и буквы»
С. 26 1 Комбини-рованный Знать, что слово делится на слоги, (ударный) произносится с большей силой и дли-тельностью; роль гласных звуков в про-цессе слого-образования; Находить и называть гласные звуки, отличать печатную букву от рукописной, читать слова и предложения, состоящие из букв «а», «у»; отвечать на вопросы по рисунку. Читать предложения по схемам; дополнять предложения; соотносить слово и его звуковую схему; составлять предложения по рисункам Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка.
Формировать положительную самооценку. Индиви-дуальная работа Самопро-верка Работа в тетради 18 Обычные буквы — специаль-ные знаки
С. 27 1 Комбини-рованный Гласные звуки –ртораскры-ватели, произносятся без преграды в ротовой полости. Читать слова, которые начинаются с буквы а и с буквы у. Соотносить слово с его звуковой схемой; отгадывать ребусы. Осознавать язык, как основное средство мышления и общения людей. Определять смысл условных знаков в букваре Фрон-тальная работа.
Работа с ребусами Внешний взаимо-контроль Работа в тетради 19 Звуки [м], [м']. Буквы М, м.
С. 28 1 Комбини-рованный Буквы М, м обозначают согласные звуки [м], [м']. Определять, в каких словах есть мягкий согласный звук [м'] Соотносить слово и звуковую схему слова; читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически Знать основные моральные нормы сохранения здоровья; правила поведения  в чрезвычайных ситуациях Индиви-дуальная работа.
Работа с загадками и послови-цей. Само-контроль Написать цепочки букв по образцу 20 Звуки [н], [н']. Буквы Н, н.
С. 29 1 Урок – игра Буквы Н, н обозначают согласные звуки [н], [н'] Проводить звуковой анализ слов
Различать на слух звуки [н, н,, м, м,] и обозначать их буквами Соотносить слово и звуковую схему слова; читать в схемах
и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически; сос-тавлять предложения с многозначными словами «нос», «ноги». Воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе. Фрон-тально-индиви-дуальная работа.
Загадка-шутка Внешний, взаимо-контроль Написать цепочки букв по образцу 21 Большая буква в именах людей и кличках животных .
С. 30 1 Комбини-рованный Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы. Разграничивать слова, писать имена собственные с большой буквы Читать текст по схеме предложения, находить одинаковые слова в тексте; находить двусложные слова и сравнивать их написание. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Индиви-дуальная работа Само-контроль Разграничение слов, обозначающих одушевленные и неодушев-ленные предметы. 22 Закреп- ление изученного по теме «Буквы»
С. 31 1 Комбини-рованный Механизм слияния звуков прямого слога в речи Находить и называть согласные звуки и буквы
Перенести этот способ с акта речи на акт чтения Объяснять значение специальных знаков; сравнивать слова по звучанию, составлять звуковую  схему слова; дополнять слоги до слов. Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон-тальная работа.
Беседа по вопросам Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради 23 Звук [о]. Буквы О, о.
С. 32 1 Комбини-рованный Гласный звук [о], буквы, которыми он обозначается: О, о. Читать слова со звуком Э в начале слова; акцентировано произносить звук [о] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков; читать слоги, слова с изученными буквами Сравнивать предложения; определять, схема каких слов записана; читать зашифрованные слова; придумывать предложения с данными словами. Формировать внимание к мелодичности народной звучащей речи Индиви-дуальная работа. Игра «Покоре
ние вершин».
Работа с послови-цей. Само-контроль Восстано
вить порядок иллюстра
ций к сказке 24 Звук [э]. Буквы Э, э С. 33 1 Комбини-рованный Гласный звук [э], буквы, которыми он обозначается: Э, э. Читать слова со звуком Э в начале слова; акцентировано произносить звук [э] в заданной последова-тельности в слове, выделять его среди других звуков; читать слова с изученными буквами Сравнивать пары слов (односложные и двусложные); называть слова и повторять эхом последний слог. Развивать эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении Индиви-дуальная работа. Работа с поговор-кой. Само-контроль Обвести букву, задание на внимание. 25 Использо-вание   слов он, она, оно
С. 34 1 Комбини-рованный Знать, что слова могут не только называть, но и указывать Соотносить слова «он», «она», «оно» с предметами и рисунками; дополнять сло-ги до слов; работать с буквенной схемой слова с пропущенными буквами; сравнивать звучание подчёркнутых слогов; читать чистоговорку Разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств Фрон-тально – индиви-дуальная работа.
Работа с чистого-ворками.
Игра «   Третий лишний». Ребусы. Внешний, взаимо-контроль Задание на внимание 26 Закреп-ление изученного по теме: Исполь-зование слов он, она, оно
С. 35 1 Комбини-рованный Знать, что слова могут не только называть, но и указывать Восстанавли-вать и читать слова с пропущенной буквой. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове Читать слова, записанные нестандартным способом. сравнивать звучание подчёркнутых слогов. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Фрон-тально – индиви-дуальная работа.
Загадка. Ребусы. Внешний, взаимо-контроль Восстанов
ление слов с пропуще нными буквами. Решение ребусов. Дифферен-цированное задание. 27 Звуки [р], [р']. Буквы Р, р
С. 36 1 Комбини-рованный Букву Р , обозначаю-щую твердость и мягкость согласных Проводить звуковой анализ слов
Различать на слух звуки [р, р,, л, л,] и обозначать их буквами Сравнивать диалоги и читать их по-разному; находить схожие по звучанию слоги и слова; выделять рифмующиеся слова в стихотворении; перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот. Формировать внимание к мелодичности народной звучащей речи Индиви-дуальная работа. Само-контроль Работа в тетради 28 Звуки [л], [л']. Буквы Л, л
С. 37 1 Урок – игра Букву Л , обозначаю-щую твердость и мягкость согласных Составлять рассказ по заданной теме. Читать слова, за-меняя буквы «р» на «л» и наоборот; выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме. Воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе. Индиви-дуальная работа Само-контроль Работа в тетради 29 Закрепле-ние изу-ченного по теме: «Чтение слов и предложе-ний с буквами л и р». С. 38 1 Комбини-рованный Изученные буквы и соответству-ющие им звуки Подбирать па-ру к полным и уменьшитель-ным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятель-но) Анализировать звуковой и буквенный составы слов. Осознавать язык, как основное средство мышления и общения людей. Определять смысл условных знаков в букваре Фрон-тально – индиви-дуальная  работа; пересказ по картине Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради 30 Чтение слов с пропущенными буквами С. 39 1 Комбини-рованный Что такое палидромы, ребусы Отвечать на вопросы по тексту; читать стихотворение, работать с буквенными схемами. Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы. Наблюдать за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов) Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Индиви-дуальная работа Само-контроль Тренировочные упражне
ния. Чтение слов с изученными буквами 31
Звук [ы]. Буква ы
С. 40 1 Комбини-рованный Букву «ы» , звук ы, как показатель твёрдости согласного звука Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы). Различать слова в форме единственного и множественного числа (без термина) на основе игры «Один — много». Отвечать на вопросы в тексте Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон-тальная работа.
Беседа по вопросам Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради 32 Звук [и]. Буквы И,и. Обозначе-ние мяг-кости согласных звуков на письме буквой и. С. 41 1 Комбини-рованный Гласный звук И, буквы, ко-торыми он обозначается: И, и; две работы буквы И. Читать слова с мягкими согласными звуками. Выявлять общий признак у изображённых предметов. Классифицировать предметы по признаку их использования Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Фронтальная работа. многозначное слово «иголки» Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради 33 Чтение слогов и слов с использованием мате-риалов «Читаль-ного зала №1». Словооб-разование. С. 42, С.46-47 1 Комбини-рованный Как обозна-чается мяг-кость согласного на письме Образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина). Читать слоги и слова; называть слоги с мягкими согласными звуками Придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов. Сравнивать в стихотворении рифмую-щиеся слова. Работать с буквенными схемами с пропу-щенными буквами. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Фронтальная работа.
Беседа по вопросам Зашифро-ванные слова Внешний, взаимо-контроль Чтение слогов и слов с изученными буквами
Повторение сведений о предложе
нии, слове, слоге 34 Слова с противо-положным значением
С. 43 1 Комбини-рованный Названия животных, слова-антонимы
(без термина) Читать слова с изученными буквами; сравнивать названия животных; называть слово в ед. ч.; подбирать слова с противоположным значением; определять главные строки стихотворения. Выбирать подходящие неязыковые средства для пантомимы по заданной теме. Подбирать слова-антонимы (с опорой на иллюст-рации в букваре). Наблюдать за из-менением слов по числам (один – много). Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств Фронтальная работа Внешний, взаимо-контроль Работа со схемами, предложениями, посло-вицами, текстами . Стихи и загадки о буквах Чтение слов с изученными буквами 35 Звук [й']. Буквы Й, й С. 44 1 Комбини-рованный Буквы Й, й обозначают звонкий мягкий согласный звук Определять на слух наличие в словах звука [й']. Правильно произносить и читать слова со звуком [й'] и буквой й. Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре) Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своим вещам, школьному имуществу Индиви-дуальная работа Само-контроль Задание на внимание. 36 Чтение слов с буквой й
С. 45 1 Комбини-рованный Алфавит, гл. и согл. звуки, буквы, их обозначаю-щие; деление слов на слоги, различие согл зв. и гл, мяг. и тв, парных и непарных. Правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите Осуществлять синтез как составление целого из частей: продолжать и дополнять слова, учитывая особенности их написания. Воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе. Фрон-тальная работа. Беседа по вопросам. Ребусы. Внешний, взаимо-контроль Соотнесе
ние рисунков и слов Группы, назначение слов, классифик. слов по функции 37 Звуки [б], [б']. Буквы Б, б
С. 48 1 Комбини-рованный Признаки «опасных» мест для пар-ных по звон-кости – глухости согласных; о переносном значении слов.
Правило написания имен собст-венных Составлять слово из первых букв названий предметов. Уметь различать на слух парные звонкие и глухие согласные и обозначать их буквами.
Уметь называть парные согласные звуки [п]-[б] и [п']-[б']; находить в тексте похожие слова; дополнять слоги до слов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре . Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи. Объяснять выбор написания парных согласных. Восстанавливать слова и придумывать с ними предложения . Развивать эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении Фронтальная работа, работа в паре. Работа с иллюстрацией к сказке Внешний, взаимо-контроль Работа с букварем. Задание повышенной сложности. 38 Звуки [п], [п]. Буквы П, п
С. 49 1 Комбини-рованный Буквы П, п обозначают глухие согласные звуки [п], [п'] Владеть плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. произносить в быстром темпе скороговорки, отгадывать загадки; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст Воспринимать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме. Находить  слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Объяснять значение одинаковых по написанию слов; Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Фрон-тальная работа Внешний, взаимо-контроль Работа с букварем
Составление предло
жений по схемам
Работа с иллюстрациями 39 Чтение слов и слогов со стечением согласных звуков
С. 50 1 Комбини-рованный Алфавит; звуки гл. и согл.; буквы, их обозначающие. Разли-чение согл. Зв. и гл., мягк. и тв, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги Уметь читать слоги и слова с изученными буквами; находить в тексте слово с буквой «п»; читать вопросительные предложения; объяснять значение слова «барашки» Выделять существенную информацию из читаемых текстов. Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить. Подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре) Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; овладевать речевым этикетом. Индиви-дуальная работа Само-контроль Соединяем точки по алфавиту 40 Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] — [п], [б']-[ п']
С. 51 1 Комбини-рованный Признаки «опасных» мест для парных по звонкости – глухости согласных Сопоставлять парные звуки по твёрдости-мягкости [б] — [б'] и [п] — [п'] и парные звуки по звонкости-глухости [б] — [п], [б']-[п'] Использовать зна-ково символичес
кие средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач. Наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в словах. Развивать эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении Фрон-тальная работа Внешний, взаимо-контроль Добавить слоги до слова 41 Звуки [в], [в']. Буквы В, в С. 52 1 Комбини-рованный Буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки  [в], [в1]. Читать слова с переносом на другую строку. Читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Сравнивать записи одинак. слов; сравнивать предложения; разыгрывать диалог; находить слово в слове. Развивать эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении Индиви-дуальная работа Само-контроль Соотношение рисунков и слов, отгадывание ребусов 42 Звуки [ф], [ф']. Буквы
Ф,ф
С. 53 1 Комбини-рованный Буквы Ф, ф обозначают глухие согласные звуки [ф], [ф']. Правильно называть изученные буквы. Образовывать муж. и женские фамилии от данных имён (работа в паре). Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым Выслушивать ответы одноклас.,высказы
вать свою точку зрения, ком-вать ситуацию.Воспит. гордость за свою фамилию, Беседа по вопросам. Индиви-дуальная работа Само-контроль Задание повышенной сложности, подчеркива-ние слога, указанного учителем 43 Чтение слов, раз-личающихся одной буквой с использо-ванием материалов «Читаль-ного зала №2»
С.54 С.56-57 1 Комбинированный Происхожде
ние своей фамилии. Читать слоги и слова с изученными буквами; определять сколько предложений в стихотворении; отвечать на вопросы; читать анаграммы. Производить звуко-буквенный разбор слова. Наблюдать за изменением слов в столбиках и объяснять смыслоразличительную роль   звуков   речи. Расшифровывать анаграммы с опорой на порядок букв. Читать муж. имена и образовывать от них жен. фамилии; объяснять разные значения слова «волан»; Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка Фронтальная работа Внешний, взаимо-контроль Работа с анаграммами 44 Парные (по звонкости –глухости) согласные звуки
[в] – [ф] [в'], [ф']  С. 55 1 Комбини-рованный Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Деление слов на слоги. Правильно употреблять слова «он», «она»; сравнивать предложения; разыгрывать диалог; читать первые слоги слов; составлять из слогов слова; составлять предложения; решать ребусы; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, пересказывать текст Определять прямое и переносное значение слов. Наблюдать за слабой и сильной по-зициями звука [в] в предложенных словах. Осваивать новые способы решения ребусов  с  использованием воображаемого предлога «в» (без термина). Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон-тальная работа Внешний, взаимо-контроль Читальный зал
Дифферен-цирован
ные задания 45 Звуки [г], [г']. Буквы Г, г
С. 58 1 Урок – игра Буквы Г, г обозначают звонкие согласные звуки [г], [г']. Читать стихотворение по ролям. Уметь читать слова с изученными буквами; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Находить законо-мерность измене
ния слов в столб. и продолжать её. Объяснять проис-хождение слов Воспроизводить стих. строки с различными смыс-ловыми оттенками Формировать внимание к мелодичности народной звучащей речи Фрон-тально-индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Составление слов из предложен-ных слогов 46 Звуки [к], [к']. Буквы К, к
С. 59 1 Урок – путешест-вие Буквы К, к обозначают глухие согласные звуки [к], [к']; что приставка «аква» обозначает «вода». Читать слова со стечением согл. звуков. Уметь находить в словах общую часть;объяснять значение слов; читать слова, предложения, тексты с изуч. буквами; Экспериментировать с образованием имён, добавляя к ним разные буквы.
Сравнивать слова и находить в словах общую часть. Воспитывать гуманное отношение к природе. Фронтальная работа Внешний, взаимо-контроль Работа с палиндро мами 47 Роль буквы к в словооб-разовании (рыба – рыбка)
С. 60 1 Урок – сказка Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры; стихотворе-ние Подбирать слова, про-тивоположные по значению; сравнивать слова типа «рыба» – «рыбка», объяснять значение данных слов; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст Объяснять специфику образования слов с помощью буквы к (образование уменьшительно-ласкательных слов, исключая имена). Подбирать слова-признаки к изображённым предметам и антонимы к данным словам. Соотносить слово и его звуковую схему; Распределять роли при работе в паре (по возможности самостоятельно) Фрон-тально – индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Тренировочные упражне
ния в образова
нии слов 48 Парные (по звонкости –глухости) согласные звуки
[г] – [к],  [г'], [к'].  С. 61 1 Комбини-рованный Согласные парные звуки; произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры; стихотворение Различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме. Уметь читать слоги, слова с изуч. буквами; задавать вопросы к прочит. тексту, используя выделенные слова; называть сказки; разыгрывать сценки . Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Придумывать и восстанавливать вопросительные предложения. Сравнивать слова с парными по звонкости-глухости согласными на конце (луг – лук, маг-мак). Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Индиви-дуальная работа. Работа в парах Само-контроль, взаимо-контроль Дифференцирован ные задания 49 Звуки [д], [д']. Буквы Д, д
С. 62 1 Комбини-рованный Буквы Д, д обозначают звонкие согласные звуки [д], [д']. Находить в словах общую часть; называть слова, отвечающие на вопрос «какой?»; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; быстро и четко проговаривать скороговорки со звуками [д], [д']. Анализировать текст скороговорок на наличие в них слов со звуками [д], [д']. Определять в тексте функции небуквенных графических средств (без термина). Различать слова-названия предметов и слова-признаки предметов. Находить в словах общую часть. Воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе. Фрон-тальная работа.
Беседа по вопросам Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради № 2 50 Звуки [т], [т']. Буквы Т, m
С. 63 1 Комбини-рованный Буквы Т, т обозначают глухие согласные звуки [т], [т']. Озаглавливать текст; отвечать на вопросы по прочитанному произведению. Находить инфор-мацию по заданию в букваре, вносить необходимые кор-рективы в процесс решения языковых задач. Объяснять значение слова «команда»; поль-зоваться справочной литературой.
Обобщать слова по тематическому признаку. Находить в тексте слово, используемое в разных значениях. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Фрон-тальная работа Внешний, взаимо-контроль Задание повышен
ной сложности 51 Правильное и вырази-тельное чтение с исполь-зованием материалов «Читаль-ного зала № 3»
С. 64
С. 74-75 1 Комбини-рованный Согласные парные звуки; обозначение мягкости согласных на письме Читать текст с изученными буквами; читать по ролям; составлять 1-4 предложения Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных. Уметь дорожить отношениями с другом, окружающими. Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт Фрон-тально – индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Работа в тетради № 3 52 Большая буква в геогра- фических названи-ях С. 65 1 Комбини-
рованный Географичес-кие названия пишутся с большой буквы. Знать парные согласные звуки. Сравнивать и составлять звуковые схемы слов с парными по звонкости-глухости согласными на конце (код – кот, род – рот); называть изученные парные согласные звуки; называть города России; выполнять правила игры в города Находить законо-мерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность.
Уметь узнавать географические наз-вания среди других слов. Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [д] в предложенных словах. Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств Фрон-тально-индиви-дуальная работа.
Беседа по вопросам Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради 53 Звук [ж]. Буквы Ж, ж С. 66 1 Комби-нирован-ный Буквы Ж, ж обозначают всегда твердый звонкий согласный звук. Находить трехсложные слова; составлять предл.;отве
чать на вопр. по тексту; отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?»; состав-лять предл. с многозначными словами «журавль», «зебра», «бык»; читать и пересказывать Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков. Воспитывать доброе отношение ко всему живому, что нас окружает. Индиви-дуальная работа Само-контроль Работа в тетради 54 Звук [ш]. Буквы Ш, ш
С. 67 1 Комбини-рованный Буквы Ш, ш обозначают всегда твер-дый глухой согласный звук. Производить звуко-буквен-ный разбор слов; называть слова, которые отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?»; быстро и четко читать скороговорки; читать вопро-сительные предложения. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки. Различать слова-названия предметов и слова-действия предметов. Находить рифмы в стихотворении.
Читать зашифро-ванные слова без гласных. Называть схожие по звучанию слова. Развивать эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении Фрон-тальная работа Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради 55 Сочета-ния букв жи-ши
С. 68 1 Комбини-рованный Написание сочетаний букв жи и ши. Называть нарисованные предметы; выделять в слове мягкие и твердые согласные звуки; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы по тексту; Воспроизводить  строки текста с раз-личными смысловы-ми оттенками. Срав-нивать произноше-ние слов (содержа-щих жи-ши) с их написанием. Объяснять значение букв на дорожных знаках Формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению данной темы Фрон-тально-индиви-дуальная работа.
Беседа по вопросам Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавит
ной лентой,
Работа в тетради 56 Парные (по звонкости –глухости) согласные звуки
[ж] – [ш].  С. 69 1 Изуче-ние нового мате-риала Написание сочетаний букв жи и ши. Читать текст с изученными буквами; сравни-вать произношение слов, которые отличаются одной буквой (мажут машут); задавать к словам вопросы «кто?» и «что?»; составлять предложения с многозначными словами «мышка», «кошки»; называть героев сказок. Группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж] в предложенных словах. Классифициро-вать (в процессе совместной работы) сказки: народная — авторская, русская — зарубежная Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон-тально – индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 57 Звуки [з], [з']. Буквы 3, з
С. 70 1 Комбини-рованный Буквы 3, з обозначают звонкие согласные звуки [з], [з']; что часть слова «зоо» в переводе означает «животные»; знать разные названия одного и того же животного (крокодил – аллигатор, бегемот – гиппопотам). Называть сказки; находить в словах общую часть; объяснять значение выделенных слов; работать с буквенными схемами слов с пропущенными буквами, отгадывать загадки Строить логич. рассуждение, включающее установление причинно-следст-венных связей. Подбирать синонимы к названиям предметов. Классиф-ровать слова-названия,признаки и действия.
Сравнивать содер-жание текста и иллюстрации к нему. Пересказывать текст . Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Фрон-тально – индиви-дуальная работа
Беседа по вопросам, по иллюстрациям Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 58 Звуки [с], [с']. Буквы С, с
С. 71 1 Комбини-рованный Буквы С, с обозначают глухие согласные звуки [с], [С]. Читать текст с изученными буквами; озаглавливать текст;  производить звукобуквенный разбор слова Составлять пред-л. на тему «Каким видом спорта я занимаюсь». Объя снять использова
ние букв в спортивной сим-волике. Подбирать слова-антонимы к разным частям речи Самостоятельно озаглавливать текст.
Развивать эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении Фрон-тально – индиви-дуальная работа
Беседа по вопросам Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 59 Много-значные слова, слова – синони-мы, слова – антонимы.
С. 72 1 Комбини-рованный Много-значные слова, слова – синонимы, слова – антонимы. Работать с текстом, отвечать на вопросы.
Производить звуко-буквенный разбор слов Контролировать свою работу по разгадыванию загадок.Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о многозначности слова, о синон. и антонимах (без использования терминов). Объяснять значе-ние слов «разбили сад»;Сравнивать значение слов «горожане» и «жители села»; составлять предложения с многозначными словами «груша», «киви», «яблочко»; соотносить слово и его звуковую схему. Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон-тальная работа.
Читаль-ный зал № 4 Внешний, взаимо-контроль Звуко – буквенный анализ слов. Игра «Шагослов» 60 Слова: в, на, за. над, под, к, с, и др.
С. 73 1 Комбини-рова-ный Структуру родной речи. Сравнивать произношение слов, написание кот. отличается одной буквой (роза – роса); объяснять значение слов «в», «на», за», «над», «под»; составлять предложения с предлогами находить в тексте предл.; выразительно читать и отвечать на вопросы Наблюдать за сла-бой и сильной по-зициями звука [з] в предложенных сло-вах. Устанавливать зависимость между смыслом предло-жения и средства-ми связи слов (предлогами). Выражать своё отношение к поступ-кам героя рассказа. Составлять предложения со словами «в», «на», «за», «над», «под». Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств Индиви-дуальная работа Само-контроль Читальный зал № 3 61 Сочетания   звуков [й'э], [й'о]. Буквы Е, е и Ё, ё С. 76 1 Комбини-рованный Буква е в начале слова обозначает два звука -[й'э], буква ё в начале слова также обозначает два звука -[й'о]. Составлять предложения с многозначными словами «ёж», «ёршик»; задавать к словам вопросы «кто?», «что?»; объяснять зна-чение слов «съёжился» и «ершистый»; читать в схемах и текстах буквен. запись с лов по слогам и орфоэпически; выразительно читать Выявлять общий признак у изобра-жённых  предме-тов. Объяснять значение слов и причину переноса названия одного предмета на другой. Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е и ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Осознавать язык, как основное средство мышления и общения людей. Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в букваре Фрон-тально – индиви-дуаль-ная работа Само-контроль, взаимо-контроль Дифферен-цирован
ное задание
Работа в тетради 62 Буквы е, ё — показате-ли мягкости предшест-вующих согласных звуков
С. 77 1 Комбини-рованный Буквы е и ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков; буква е обозначает гласный звук [э], буква ё- звук [о]. Читать слоги с буквами «е», «ё»; выбирать слова, которые соответствуют данным звуковым схемам; называть детёнышей животных; решать ребусы. Заучивать наизусть стихотворение или его часть. Вспоминать ранее изученные стихи. Соотно-сить слова, содер-жащие буквы е, ё после согл., со звуковыми моделями этих слов. Формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению данной темы Фрон-тально – индиви-дуальная работа
Беседа по вопросам Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 63 Диалог. Речевой этикет. С. 80 1 Урок – игра Термин «диалог». Восстанавли
вать диалог; читать по ролям; разыгрывать сценки с диалогом; подбирать слова,отвечаю
щие на вопросы «какие?», «какое?»; вспоми
нать и говорить друг другу вежливые слова. Заменять фразео-логические обороты (без использо-вания термина) соответствующим словом. Придумы-вать и разыгрывать диалоги с использованием «вежливых» слов. Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытового общения). Индиви-дуальная работа.
Беседа по вопросам.
Работа с алфавитной лентой. Само-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 64 Звуко-буквенный анализ слов, содержа-щих буквы е, ё С. 81 1 Комбини-рованный Что такое диалог, речевой этикет. Знать произведения о природе. Определять на слух наличие в словах звука [й']. Различать две функции букв е, ё в словах. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить в тексте слова с противоположным значением; озаглавливать текст; называть предметы родовым словом (снегирь – птица, снегурочка – игрушка); выделять общую часть в словах Осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст. Подбирать к названиям изображённых предметов синонимы Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств Фрон-тальная работа Внешний, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 65 Сочетание   звуков [й'у]. Буквы Ю, ю
С. 82 1 Комбини-рованный Буква ю в начале слова обозначает два звука -[й'у]. Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Уметь составить звуковую схему слова «юла»; определять жанр произвед.; составлять предложения с многозначным словом
Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему. Приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение.
Дополнять слоги до слов. Воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе. Фрон-тально – индиви-дуальная работа
Беседа по вопросам Само-контроль, взаимо-контроль Работа с синонимами, составляем слова из букв, находим мягкие согласные звуки 66 Сочетание   звуков [й'а]. Буквы Я, я
С. 83 1 Комбини-рованный Буква я в начале слова обозначает два звука –
[ й'а]. Использовать ранее получ. знания для проведения звуко-букв
анализа.Выраз. читать рассказ по ролям. Уметь разыгрывать стихдиалог по ролям; читать восклиц. и вопрос. предл; читать текст с изуч. буквами, составлять звуко-букв. сх. Находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие.
Сравнивать слово «яма» с его звуковой схемой. Развивать эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении Фрон-тальная работа
Беседа по вопросам Внешний, взаимо-контроль 2 задания по тексту Л. Пантелеева «Буква «Ты» 67 Устное народное творчество. Песня.
С. 84 1 Комбини-рованный Названия русских народных сказок. Иметь представление об устном народном творчестве; о жанре «песня». Определять жанр произведения; пересказывать русские народные сказки Выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и
ласковости. Экспериментировать с названиями сказок по образцу. Определять жанр произведения; работать со справочной литературой. Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к русским народным песням и сказкам. Фрон-тально – индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Дифферен-цирован
ная работа,
Звуко-буквенный анализ, кроссворд 68 Звуко-буквенный анализ слов, содержа-щих буквы ю и я, являющихся показателя
ми мягкости предшест-вующих согласных звуков.
С. 85 1 Комбини-рованный Что буквы я и ю – показатели мягкости предшеству-ющих согласных звуков; буква я обозначает гласный звук [а], буква ю – звук [у]. Сравнивать слова по произношению (мал – мял, лук – люк); составлять звуковую схему слова; читать восклиц. предл; находить слова с разными значениями («пятачки»); выраз. читать; отвечать на вопросы. Доказывать, что принцип написа-ния данного сти-хотворения осно-ван на сходстве звучания пар слов, не являющихся рифмами.
Определять в словах наличие звука [й'], его место в слове и обозначение на письме. Воспитывать гуманное отношение к природе. Индиви-дуальная работа Само-контроль Работа с алфавит
ной лентой,
Работа в тетради 69 Буква ь. Мягкий знак — показа-тель мягкости предшест-вующего согласного звука
С. 86 1 Комбини-рованный Что  мягкий знак – показатель мягкости  предшествующих согласных звуков; согласные и гласные буквы и звуки. Читать слова с буквой ь; сравнивать слова по произношению (галка – галька); выраз. чит. произ-ния разных жанров; отвечать на вопросы по; разгадывать анаграммы Обсуждать свою учебную деятельность в школе.
Сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком» Фрон-тально-
индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Закончить предложение, звуко-буквенный анализ слова, задание повышен
ной сложности 70 Звуко – буквенный анализ слов, содержащих мягкий знак.
С. 87 1 Комбини-рованный Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры; стихотворе
ние Читать слова с мягким знаком в середине слова и на конце; соотносить слово и его звуковую схему; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы по тексту; решать ребусы; делить слова нагруппы. Группировать слова по тематическому принципу. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения.
Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Фантазировать на тему, как может выглядеть лень. Индиви-дуальная работа Само-контроль Работа с букварём: решение ребусов, составле
ние звуковых схем 71 Разде-лительный мягкий знак — ь С. 88 1 Комбини-рованный Какую роль выполняет разделительный мягкий знак. Читать слова с разделительным мягким знаком; выбирать слова со звуком [й1]; сравнивать по произношению слова типа «полю» и «полью»; читать текст с изученными буквами; создавать стихотворения-путаницы. Сочинять весёлую путаницу методом перестановки слов (работа в парах). Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й'], но нет буквы й (разные случаи). Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Фрон-тально – индиви-дуальная работа . Работа в паре: разыгры-вание сценок. Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавит
ной лентой,
Работа в тетради 72 Две роли мягкого знака в русском языке
С. 89 1 Комбини-рованный Две роли мягкого знака в русском языке. Заучивать стихи Уметь читать текст с изученными буквами; продолжать сказку;называть героев сказки; определять, роль мягкого знака в слове; выраз. читать стихотворения Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым. Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком — показателем мягкости. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментиро
вать ситуацию Фронталь
ная работа Внешний, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 73 Буква ъ. Раздели-тельный твёрдый знак
С. 90 1 Комбини-рованный Роль разделитель-ного твердого знака в русском языке; что буквы е, ё, я, ю после твердого знака обозначают по два звука Правильно называть изуч. буквы и нахо дить их место в алфавите. Уметь читать слова с ъ
сравнивать напис. и произнош. слов (сел,съел);разыгрывать сценку. Сравнивать написание и произношение слов с разделительным твёрдым знаком. Составлять
звуковые схемы слов с разделительным твердым знаком Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?» Индиви-дуальная работа Само-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 74 Чтение слов, содер-жащих разделитель-ный твёрдый знак.
С. 91 1 Комбини-рованный Алфавит Читать слова с разделительным твердым знаком; подбирать подходящие слова к рисункам; объяснять значение слов; соотносить слово и его звуковую схему. Дополнять словосочетания соответствующими словами с разделительным ъ.Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й'], но нет буквы й (все случаи). Объяснять переносное значение слов, обозначающих способы подъёма в гору Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон-тально – индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 75 Звуки [х], [х']. Буквы X, х
С. 92 1 Комбини-рованный Буквы X, х обозначают глухие согласные звуки [х], [х']. Выразительно читать текст по ролям. Уметь читать и сравнивать пары слов; подбирать рифмы к словам; читать текст по ролям; производить звуко-буквенный разбор слов Находить сходство и различие в представленных в парах слов.
Подбирать рифмующиеся слова к названиям изображённых предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами Формировать внимание к мелодичности народной звучащей речи Фрон-тально – индиви-дуальная работа
Беседа по вопросам Внешний, взаимо-контроль Распределяем слова по алфавиту, работа с анаграммами 76 Звук [ц]. Буквы Ц, ц
С. 93 1 Комбини-рованный Непарный твердый согласный Ц. Различать на слух звук [ц] и обозначать его буквами Ц, ц. Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание. Дифференцировать похожие звуки [ц], [с], [з] в процессе коллективной работы. Вспоминать сказку «Царевна-лягушка» и продолжать отрывок, приведённый в букваре Формировать внимание к мелодичности народной звучащей речи Фрон-тально – индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради 77 Работа с текстом
С. 94 1 Комбини-рованный Непарные согласные буквы Читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы по тексту; составлять звуковые схемы слов Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Различать понятия «цветы» и «цвета» Рассуждать на тему бережного отношения к природе. Фрон-тальная работа Внешний, взаимо-контроль Игра «Хоровод слов» 78 Весёлые путаницы С. 95 1 Урок – конкурс Что такое рифма Уметь находить рифмующиеся слова; подбирать к ним другие рифмы; придумывать свой вариант веселой путаницы; читать зашифрованные слова без гласных Придумывать различные варианты путаницы. Сравнивать написание и произношение слов с гласными е, ы, и, стоящими после ц. Обобщать знания о непарных твёрдых согласных звуках ж, ш, ц. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих, гласные звуки Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств Индиви-дуальная работа Само-контроль Восстанав
ливаем весёлую путаницу «Куналики пуналики» И. Пивоваро
вой.
Работа в тетради 79 Звук [ч']. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов
С. 96 1 Комбини-рованный Буквы Ч, ч обозначают глухой всегда мягкий
согласный звук. Сравнивать слово «чудо» с его звуковой схемой; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; разыгрывать сценку по тексту; составлять предложения со словами, используя их в прямом и переносном смысле. Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении (с опорой на иллюстрации в букваре). Наблю-дать за написани-ем и произношением слов с буквой ч. При-нимать участие в чтении текста по ролям и в разыгрывании сценок. Воспитывать гуманное отношение к природе. Научиться определять время по часам – это поможет быть более точными, правильно своё время, выполнять режим дня. Фрон-тально – индиви-дуальная работа. Само-контроль, взаимо-контроль Работа в тетради 80 Звук [ш'], Буквы Щ, щ. Сочета-ния букв ча-ща и чу-щу
С. 97 1 Комбини-рованный Буквы Щ, щ обозначают глухой всегда мягкий согласный звук; написание сочетаний букв ча, ща, чу, шу. Сравнивать слово «лещ» с его звуковой схемой; читать и писать сочетания букв ча, ща, чу, щу; вспоминать считалочки; пересказывать текст Вспоминать знако-мые считалки, объяснять их назначение. Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ. Различать произведения малых фольклор. форм. Формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению данной темы Фрон-тальная работа.
Работа в паре. Внешний, взаимо-контроль Решение ребусов, кроссвор
дов 81 Шипящие согласные
звуки
С. 98 1 Комбини-рованный Шипящие согласные звуки. Заучивать наизусть сти-хотворение и выразительно его читать. Уметь читать стихотворение по ролям; находить в словах текста буквы ж, ш, ч, щ, обозначающие шипящие звуки; находить в группе слов «лишнее»; читать слоги, слова, предложения, тексты, содержащие изученные звуки; писать сочетания чк, чн Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее». Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению данной темы Фрон-тально – индиви-дуальная работа Пересказ по картине Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавитной лентой,
Работа в тетради: восстанов-ление деформи-рованного текста. 82 Правильное и выразитель-ное чтение текстов. С. 99 1 Комбини-рованный Шипящие согласные звуки. Читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы по тексту; читать по ролям Определять, к каким строчкам стихотворения выполнена иллюстрация. Высказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с призывом «подружиться с книгой…» Фрон-тально – индиви-дуальная работа
Пересказ по картине Само-контроль, взаимо-контроль Работа с алфавит
ной лентой,
Работа в тетради 83 Алфавит С. 100 1 Комбини-рованный Алфавит Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Объяснять, как появилось в рус. яз. слово «азбука». Правильно называть все изуч. буквы и находить  их место в алфавите. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Фрон-тально – индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Трениро
вочные упражне
ния 84 Необычные азбуки
С. 101 1 Комбини-рованный Алфавит Читать стихотворные произведения; отвечать на вопросы по тексту; составлять звуковые схемы слов. Включаться в работу по поиску детс-ких книг, в которых можно прочитать эти азбуки целиком.
Наблюдать за сходством различ-ных стихотворных азбук. Сравнивать буквари разных эпох. Формировать понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств Фрон-тально – индиви-дуальная работа Само-контроль, взаимо-контроль Чтение «Мохнатой азбуки» Б. Заходера. 85 Из истории букварей С. 102—103 1 Комбини-рованный Историю древних букварей. Читать стихотворные произведения; отвечать на вопросы по тексту; составлять звуковые схемы слов; читать стихотворения наизусть. Сравнивать страницы старых букварей со страницами данного букваря. Работать со справочной литературой Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте Индиви-дуальная работа Само-контроль Читальный зал № 4 Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме «Алфавит» (по желанию)
86 Сказки-диалоги о животных С. 106—107 1 Ком-биниро- ванный Произве-дения для детей разных жанров. Читать и инсценировать сказки. Уметь читать текст; отвечать на вопросы по тексту Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров. Описывать случаи своего общения с животными. Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей) Индиви-дуальная работа Работа с художест-венной книгой Само-контроль Работа в тетради 87 Ребятам о зверятах
С. 108—109 1 Ком-биниро- ванный Произведения для детей научно-познава-тельного жанра Читать тексты; отвечать на вопросы по тексту, пересказывать текст, работать со справочной литературой. Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров.
Описывать случаи своего общения с животными. Рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях. Расширить знания детей о повадках лесных жителей и их образе жизни. Воспит. гуманное отношение к природе. Фрон-тальная работа.
Работа с выставкойкниг Внешний, взаимо-контроль Работа в тетради 88 Сказки в сказке
С. 110 1 Урок – сказка Изученные буквы; жанры фольклора. Читать осознанно текст художествен
ного произведения. Приводить примеры произведений фольклора. Работать с разными источниками информации Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного. Выслушивать ответы одноклассников, вы-сказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию Индиви-дально-групповая работа.
Работа с выставкойкниг Само-конт
роль, взаимо-конт
роль Работа в тетради 89 Читаль-ный зал букваря 1 Ком-бини-рован-ный Произведения устного народного творчества Читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы к тексту; читать по ролям; пересказывать текст Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Формировать способность ксамооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон- тально –инди-видуаль-ная работа; пересказпо картине Внеш
ний, взаимо-контроль Подбор художест-венной литературы 90 Читальный зал букваря 1 Ком-бини-рован-ный Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые жанры фольклора, стихотворение Читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы к тексту; читать по ролям; пересказывать текст Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни Формировать способность ксамооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон- тально –инди-видуаль-наяработа Внеш
ний, взаимо-конт
роль Подбор художест-венной литературы 91 Читальный зал букваря 1 Ком-бини-рован-ный Весёлые стихи для детей Осознанно читать текст с изученными буквами при условии орфоэпического произношения слов, соблюдая паузы в соответствии со знаками препинания Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни Формировать способность ксамооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи Фрон- тально –инди-видуаль-наяработа Внеш
ний, взаимо-конроль Подбор художест-венной литературы 92 Читальный зал букваря.
Праздник
«Прощание с Букварём» 1 Обоб-щающий Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые жанры фольклора, стихотворения Читать и понимать  текст с изученными буквами. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельностии повседневной жизни Формировать способность к самооценке успешности в овладении языковымисредствами в устной и письменной речи Ролевая игра Само-конт- роль Заучивание наизусть