Семейные групповые проекты. Дети и родители.Семья


Краткосрочный проект «Семейные традиции и праздники»
(вторая младшая группа)
Семья- там где уютно и комфортно, там где всегда ждут, где всегда утешат и поддержат. Неважно большая она или нет, просто от одной фразы "моя семья" становится теплее на душе. Это гавань, уютный домик, затерявшийся на краю света, это смех детишек, урчание кошки, объятье любимого. Это радости и горести, которые всегда переживается вместе. Это тот свет в конце тоннеля, который дает тебе надежду и силу принимать жизнь со всеми ее достоинствами и недостатками.
Мы живем в многонациональной стране. У каждого народа своя культура, обычаи, праздники. Каждая семья воспитывает своего ребенка в соответствии с традициями своей национальности. Когда ребятишки встречаются в детском саду, растут вместе, общаются, то со временем им становится интересно, почему в одной семье справляют один праздник, а в другой этого праздника нет. Или почему у этого мальчика глаза темные, а у этой девочки светлые и т.д. Воспитание детей в семье, формирование личности ребенка, привитие ему культурных ценностей своего народа с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Взрослые должны помочь детям понять значимость семь, привить любовь и уважение ко всем ее членам, а так же чувство любви и привязанности к дому.
Актуальность проекта:
В наше время семья для каждого человека стоит на первом месте. Это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого он является. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы мы сторону развития ребенка не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении личности маленького человека играет семья. Но не всегда в наше время воспитание детей осуществляется в полную силу, с нужными знаниями и умениями, поскольку сейчас на первом месте для большинства семей стоит решение проблем экономического характера. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом определяют личность ребенка в будущем. Те семьи, в которых родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев, дети более уверенно социализируются, входя во взрослую жизнь.
При работе с детьми выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Дети не могут назвать их полным именем, не знают где и кем работают их родители. Не у всех сформировано представление о семье. О традициях и праздниках в семье могут рассказать лишь единицы детей.
На основании выявленной проблемы, мы выделяем цель исследования:
Цель исследования: формирование у детей представления о семье, нравственном отношении к семейным традициям.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1.Создание в детском саду условий для разнообразного по форме и содержанию сотрудничества с семьей.
2.Развитие у детей и их родителей творческих способностей в процессе совместной деятельности.
3.Укрепление детско-родительских отношений.
4. Осуществлять взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к семейным традициям.
Ожидаемые результаты:
Воспитание у детей чувства гордости за свою семью, любовь ко всем ее членам
Знание истории своей семьи, традиций , праздников.
Развитие креативных способностей детей и их родителей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей
Расширение кругозора детей об особенностях традиции каждой семьи, в зависимости от уклада и национальности.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
1.Комфортность: доброжелательная атмосфера, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
2. Погружение детей в творческий процесс, как индивидуально, так в коллективе. Использование в работе активных методов и форм обучения.
Поэтапная реализация проекта.
1 этап: Подготовительный
1.Важность и актуальность проекта донести до его участников.
2.Создание развивающей среды, подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для игровой и театральной деятельности
3.Анкетирование родителей «Семейные традиции,праздники,увлечения»
4.Подбор фотографий.
5.Памятки «Семья это…»
2 этап: Основной – продуктивный
Игровая деятельность:
1.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Праздник в нашем доме», «Какой у меня дом», «Кем работают мои родители», «Когда я вырасту,я буду»
2.Игры –драматизации «Одежда по сезону для любимой куклы», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Кому что нужно для работы» - настольно печатная игра,а итак же игрушечные инструменты.
Физминутки : пальчиковая гимнастика «Мы построим теплый дом», «Зарядка для всей семьи.
Словесные игры: «Кто старше», «Кто младше».
Художественно-речевая деятельность:
Чтение художественной литературы по теме «Семья»
Агния Барто стихотворение «Его семья»
Сергей михалков «Чудо»
Корней Чуковский «Мойдодыр», «Моя армия родная»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Гуси –лебеди»
Беседы: «Праздники моей семьи», «Как я провожу выходные с семьей», «Я помогаю маме», «За что я люблю свою семью».
Чтение пословиц и поговорок о семье,загадки.
Заучивание стихотворений о семье.
Тематическое занятие «Моя семья - мой род».
Художественно-эстетическая деятельность:
Закрашивание раскрасок «Моя семья»
Лепка «Домашний питомец»
Упражнения: «Кем ты приходишься своим родителям»
Музыкальная деятельность: песни «Мое солнце, мама», «Далеко от мамы» - Непоседы
Работа с родителями
Совместное творчество родителей и детей «Мир семейных увлечений»
Создание стен-газет «Семейные традиции», подбор фотографий.
Консультация «Ребенок в семье», «Права ребенка»
3 этап. Презентационно-завершающийФотовыставка «Моя семья», выставка стен - газеты «Семейные традиции»,
Презентация на родительском собрании «Моя семья»
Итоги проекта:
Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к ее членам; знание истории своей семьи, традиций и праздников. Развитие креативных способностей у детей и их родителей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей - все это стало итогом проведения проектной деятельности, которую планируется проводить в дальнейшем как минимум раз в год.
Результатом нашего проекта:
1.Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к ее членам; знание истории своей семьи, традиций и праздников.
2.Развитие креативных способностей у детей и их родителей.
3.Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
4. Преобразование предметно -развивающей среды.
5.Оптимизация сотрудничества с родителями.