Урок развития речи на тему Семья. Родители и дети (2 класс)


Урок развития речи во 2 классе ГБОУ школы-интерната на тему:
«Семья. Родители и дети».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель:
Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
Дидактические:
Формировать представления детей о семье, родственных связях, познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники»; способствовать формированию понимания значимости семьи; формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать мыслительную деятельность, внимание, переключения внимания; развивать устную речь и обогащать пассивный и активный словарный запас детей, путем выполнения заданий и упражнений по теме «Семья» на уроке.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь, доброжелательные отношения к своей семье, ее членам;
желание познавать окружающий мир.

Оборудование:
Карточки с названиями родственников;
Карточка с ребусом;
Презентация к уроку.
Педагогические технологии:
Коррекционно-развивающие технологии
Индивидуально-дифференцированный подход
ИКТ
Игровые технологии
Здоровье сберегающиеМетоды работы:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Наглядно-иллюстративный метод.
Практические методы: тренировочные упражнения, дидактические игры.
Работа с книгой.
Формы работы:
Коллективная форма
2. Индивидуальная.
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой.
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости. И как хорошие, гостеприимные хозяева мы должны показать, какие мы прилежные, воспитанные и хорошие. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады вас приветствовать.
(Учитель просит ребят собраться в круг). Учитель:
Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать всю теплоту и доброту!
Дети: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
II. Арт.гимн.: « Тренируем язычок».(слайд 3,4,5,6 )
III. Речевая разминка. (слайд 7).
Из цветной бумагиВырежу кусочек.Из него я сделаюМаленький цветочек.
Мамочке подарокПриготовлю я.Самая красиваяМама у меня!
IV. Введение в тему.
Сценка «Цыплёнок».
Учитель:
Ребята, вы ничего не слышите? Откуда-то доносится странное постукивание: Может быть из этого яйца?
Сейчас проверим (стучит по яйцу). Из яйца слышится: пи-пи-пи!
Учитель: Мне кажется, что скоро должен вылупиться цыплёнок.
(Развязывает бант, яйцо раскалывается на две половинки, из него выходит цыплёнок).
Цыплёнок: (протягивая руки к учителю и прижимаясь)
Ма-ма!
Учитель: Нет, цыплёнок, я не твоя мама.
Цыплёнок: А где моя мама? Где папа?
Учитель: Ты потерял свою семью?
Цыплёнок: А, что такое семья?
Учитель: Бедненький, ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем цыплёнку, что такое семья.
Разгадаем ребус.
V. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Семья».
VI. Тема урока.
Отгадайте загадки:
Оформление доски: (слайд №8)
По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:

Вот такая схема у нас получилась.
Учитель:
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша........(МАМА)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый...(ПАПА.)
3.Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша...( БАБУШКА) 4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет
Нестареющий наш....(ДЕД)
5.Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)
6.Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ)
7. Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
8. - Это что за девочка?
С нею я играю
Перед сном ей сказочку
Я всегда читаю
Я её на улице
Зорко охраняю!
Я её братишка – всем я объясняю. (сестрёнка)
Слайд № 9,10.
Учитель: В слове “семья” много интересного. Его можно разделить на два слова: “семь” и “я”. Каждый член семьи – это Я, то есть человек. Семья – это отец, мать ,бабушка, дедушка, брат, сестра,7- я это вся моя семья. Отсюда и слово «семья».
-Семья- это те люди, которые находятся рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают помощь, внимание каждому члену семьи.
Рассказать что такое словарь
А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:
Словарь Ожегова С.И.: 1. Это группа живущих вместе близких родственников;
Работа с пословицами: ( слайд 11) На доске пословицы и поговорки напечатанные на картоне с магнитной основой (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)
У каждого в конверте пословица. Дети читают их и объясняют смысл.
А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.
Группа 1:
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
Согласие да лад - в семье клад.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Группа 2:
В недружной семье добра не бывает.
В семье разлад, так и дому не рад.
Посмотрите, какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.
Ответы детей: Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь
Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.Оформление доски:
Возврат к первой схеме:
(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)
Получилась новая схема (слайд №12):


VIII. Физминутка Игра «Кто ты мне? » (слайд №13)
- Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)
• Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь) .• Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка) .• Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра) .• Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница) .• Я тебе жена – ты мне (муж) .Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях. Вот и отдохнули немножко!
Закрепление материала.
Работа по учебнику стр.28. (слайд №14)
План рассказа слайд №
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка,Этот пальчик - папочка,Этот пальчик - мамочка,Этот пальчик я-
Вот и вся моя семья
Творческая работа:
- А сейчас я предлагаю вам стать на время фотографами и сделать фото вашей семьи.
- Давайте посмотрим, какие фотографии у вас получились. Описываем.
- Молодцы. Все прекрасно справились с заданием.
Учитель: Дорожите своей семьёй. Любите маму, папу, дедушку, бабушку, брата и сестру. Они самые близкие и родные вам люди!
XI. Подведение итогов.
- Ну, что цыплёнок теперь ты понял, что такое семья?
Давайте поможем цыпленку найти его семью.
Интерактивная игра « Звукоподражание».
(слайд №15)
Учитель:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!!!
Спасибо за урок! (слайд №16)