Урок по ФГОС Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов г.Шебекино Белгородской области»
Работу выполнила: учитель биологии и экологии Матюнина Надежда Константиновна


Технологическая карта урока биологии в 5 классе по ФГОС ООО
Предмет
биология
класс
5

Тема урока
Урок №1-Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Тип урока
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели
Сформировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить учащихся с учебником: авторами, условными обозначениями, структурой; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; развивать интерес к предмету «Биология»

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

(объем освоения и уровень владения компетенциями):
получат возможность научиться:
работать с учебником;
организовывать рабочее место;
узнают, что такое методы изучения природы.

(компоненты культурно-компетентностного опыта или приобретенная компетентность):
овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
слушают собеседника и ведут диалог;
оценивают свои достижения на уроке;
умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.


Основные понятия, изучаемые на уроке
Природа, методы изучения природы (опыт, наблюдение, описание, измерение)

Организационная структура урока

№ этапа
Этап урока,
время
УУД
Деятельность
Демонстрационный, лабораторный эксперимент
(или виртуальный)
Элементы технологий, техники




учителя
учащихся



1
Мотивация

Личностные,
регулятивные, познавательные,
коммуникативные.



Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово.
*Учитель читает стихотворение (показ слайдов презентации)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
– Здравствуйте, ребята.
– С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?
– Какие знания и умения приобретём?
– Какие открытия сделаем? (Ответы детей.)
- Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что, изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.
(Беседа по вопросам, с использованием слайдов презентации)
Что изучает природа? (Ответы детей) Что изучает биология? (Ответы детей)
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные:
работают в парах;
обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;
слушают, принимают участие в диалоге с учителем.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Технологии УУД:
технология учебных ситуаций


2
Актуализация субъективного опыта








– Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили!

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание
в устной и письменной форме
о новых понятиях;
умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.




3
Восприятие и осмысление учащимися нового материала








– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? (Ответы детей)
– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?.. опыт от описания? опыт от измерения?
(Ответы детей)
– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.
– Итак, кто как думает?
(Учитель подводит итог выводам детей).
– А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.
(учащиеся изучают иллюстрации и текст учебника, записывают ответы в рабочую тетрадь).
– Используя информацию и иллюстрацию учебника, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов. Запишите по одному
примеру.
(Обучающиеся изучают текст и иллюстрации к учебнику, записывают ответы в рабочую тетрадь);
*Проводит физкультминутку.
В ясный солнечный денек (закрыть глаза)
Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).
Рассмотреть большой пенек (развести руками),
Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).
Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),
Опыт с ними проведем:
Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)?
Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть).
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание
в устной и письменной форме о новых понятиях;
умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.



























































4
Первичная проверка понимания






*Беседа по вопросам. (Использование слайдов презентации)
– Ребята, представьте, что вы ставите опыт или наблюдаете за явлением в природе. По какому плану вы будете работать? Составьте его основные пункты. (Беседа с учащимися). Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.
-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить?
(Ответы детей)

Регулятивные: ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
других участников образовательного процесса.
Личностные:
понимают значение знаний о природе и умений исследовательской деятельности.
Коммуникативные:
работают в парах;
обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;
слушают, принимают участие в диалоге с учителем.
Познавательные: слушают учителя.







5
Первичное закрепление








*Ознакомление с лабораторным оборудованием
(использование слайдов презентации).
-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование (учитель демонстрирует лабораторное оборудование): штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.
- К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Учитель демонстрирует лупу, световой микроскоп). С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп (учитель демонстрирует слайд презентации).
*Я и природа родного края (демонстрация слайдов презентации)
- Какие животные охраняются в Белгородской области? (Ответы детей)
- Какие растения охраняются в Белгородской области? (Ответы детей)
- Какие методы изучения растений и животных использует человек?
(Беседа с учащимися)

Регулятивные: ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
других участников образовательного процесса.
Личностные:
понимают значение знаний о природе.
Коммуникативные:
работают в парах;
обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от собственной; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;
слушают, принимают участие в диалоге с учителем.
Познавательные: слушают учителя.

*Ознакомление с лабораторным оборудованием
штатив, стакан, спиртовка, пробирки, плоскодонные и круглодонные колбы.






6
Анализ

Обобщение полученных на уроке сведений.
-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:
1.Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)
2.Посмотрите-ка, какая? –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса).
(При правильном ответе учитель открывает слайд презентации с картинками животных).
- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь, и оцените правильность ответа.
(Обучающиеся готовят описание устно и оценивают правильность ответа - работа проводится в группах или парах).

*Домашнее задание (демонстрация слайдов презентации): 1.Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете эксперимент по растворению соли или сахара в воде. Сделайте выводы о растворимости этих веществ.
2.Выполните творческое задание.
Составьте загадку о природе!
Регулятивные: ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
других участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные:
работают в парах;
обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;
слушают, принимают участие в диалоге с учителем.
Познавательные: слушают учителя.






7














Рефлексия


Заключительная беседа.
– Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём?
– Какие открытия сделали?
– Какие методы позволяют нам изучать природу?
- Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек?
– С каким настроением вы уходите с урока?
Познавательные:
ориентируются
в своей системе знаний – отличают новое, от уже известного.
Личностные: проявляют интерес
к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке,
отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение.























13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115