Повторяем то, что знаем (Урок обучения грамоте в 1 классе)


МАОУ «СОШ № 13 с УИОП»
Урок – обобщение
«Повторяем то, что знаем»
(Урок обучения грамоте в 1 классе)

Подготовила: учитель начальных классов
Набокова Елена Николаевна
Электросталь
Задачи: Повторение изученных букв, развитие умения читать слова с изученными буквами;
Повторение однокоренных слов, корня, развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень;
Наблюдение над словами с безударными гласными.
Оборудование: разрезная азбука, схемы звуков, разрезные слоги, запись на доске.

I. Организационный момент.
1.Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы повторим изученные буквы, продолжим развивать умение находить однокоренные слова и выделять корень, проведем наблюдение над словами с безударными гласными.
II. Повторение ранее изученных звуков.
Ребята, а сейчас повторим всё, что мы знаем о звуках и буквах.
– Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите.
– Сколько согласных звуков в русском языке?
– Сколько гласных букв в русском языке? Назовите.
– Сколько согласных букв в русском языке?
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Какие звуки можно обозначить этой схемой?

– Приведите примеры звуков к этим схемам.
III. Классификация букв по группам.
Ребята, а сейчас данные буквы нужно разложить по группам.
гласные буквы
согласные звонкие
согласные глухие
шипящие твёрдые

А О Р Л Т И Ш П У Н С Ы Г М
IV. Работа по учебнику.
Ребята, а сейчас прочитаем слоги и буквосочетания в учебнике.
Прочитайте слова в столбиках, точками отметьте слова, значение которых вы не знаете.
Коллективное чтение прочитанных слов. Работа над лексическим значением.
V. Корень. Однокоренные слова.
сад
садик
посадка
рассада (работа по записи на доске)
– прочитайте данные слова, объясните значение каждого слова.
– что можно сказать об этих словах?
– если они родственные по значению, то как их можно назвать ещё?
– как называется родственная, общая часть у этих слов?
– назовите корень этих слов. Выделите.
– Прочитайте столбики слов (в середине). Что вы можете сказать об этих словах?
– Назовите корень каждого столбика. (трав, голов, двор)
– Чем отличается четвёртый столбик? (имеет общий смысл, нет корня)
– Можно там назвать корень?
– Выделите корень в тех столбиках, где однокоренные слова.
VI. Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Закачался и пошёл.
VII. Повторение знаний о суффиксе.
Ребята еще раз посмотрит на эти слова.
– Что в них выделено черным шрифтом?
– Правильно, это суффикс. Вспомните, что обозначает суффикс –ушк–?
– Образуйте слова с суффиксом –ушк–
Аня, Лена, Вера.
– Прочитаем маленькие столбики слов в учебнике.
– Выделить корень и суффикс.
VIII. Наблюдение над словами с безударными гласными.
– Рассмотреть столбик слов, записанных на доске, выделить корень, поставить ударение.
дом
дома
домишко
домашний – в каком слове ударение падает на корень?
– в каких словах в корне безударная гласная?
– сравните эти гласные.
ВЫВОД: в корне безударная гласная пишется такая, как и под корнем.
IX. Чтение текста в учебнике.
– о чём этот текст?
– какие слова написаны с большой буквы?
– какие ещё слова пишутся с большой буквы?
X. Итог урока.
– Что сегодня вам понравилось на уроке?
– Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке?