В.Н.Сосюра Патриотический пафос поэзий.


Тема: В.Н. Сосюра. Патриотический пафос поэзий «Любите Украину», «Сад»
Цель: продолжить знакомить школьников с творчеством В. Сосюры, сосредоточить внимание на идейно-художественном содержании его программных стихотворений; проанализировать идею единства с родной землей; развивать умение грамотно выражать свои мысли, наблюдения, делать выводы, обобщать учебный материал; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения, уважения к родному краю, его культуре, обычаям, пренебрежительное отношение к захватчикам, врагам.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет В. Сосюры, тексты произведений писателя, дидактический материал (тестовые задания, карточки).

Ход урока

І. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. (Проверяют готовность к уроку)
Сегодня у меня очень хорошее настроение.
А какое настроение у вас? Покажите тот смайлик, который соответсвует вашему настроению. (Оценивают своё эмоциональное состояние смайликами, лежащими у них на партах).
Однажды великий французский философ Жан Жак-Руссо сказал своим ученикам : «Вы талантливые дети. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Я желаю вам сегодня на уроке хорошей работы и убедиться в справедливости этих слов.

ІІ. Актуализация опорных знаний
А сейчас я вам прочитаю стихотворение уже известного вам поэта, которого мы изучали. А вы мне назовёте имя этого поэта и название стихотворение ( отрывок стихотворения В.Сосюры «Донеччина моя!».  На экране появляется текст стихотворения)
Молодцы! Правильно. Это стихотворение Владимира Сосюры, которое называется «Донеччина моя!»
Да, сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством В.Н.Сосюры
1. Беседа по вопросам

- Что способствовало быстрому закаливанию В. Сосюры как личности начиная с детства?

- Под влиянием каких обстоятельств поэт проявил свой талант?

- Докажите, что все творчество В. Сосюры - образец верного служения народу.

2. Литературная викторина «Известный В. Сосюра»

- Когда и в какой области родился В. Сосюра? (06.01.1898 в Донецкой области)

- По гороскопу В. Сосюра ... (Козерог)

- Семья, в которой рос и воспитывался будущий поэт. (Шахтерская)

- Творчеством каких писателей увлекался В. Сосюра в детстве? (Т. Шевченко,
И. Франко, Леси Украинский, А. Пушкина, М. Лермонтова)

- Возраст В. Сосюры, когда он начал писать поэтические произведения. (Четырнадцатилетним парнем)

- Первые сборники писателя, которые принесли ему славу.
( «Стихотворения», «Красная зима»)

- Во время Второй мировой войны В. Сосюра - корреспондент газеты ( «За честь Родины»)

- Сборник стихов писателя, за которую ему была присуждена Государственная премия I степени. ( «Чтобы сады шумели»)

- За что деникинцы пытались расстрелять В.Сосюру? (Как петлюровца)

- Автобиографический роман писателя. ( «Третья Рота»)

- Событие, которое произошло с В. Сосюра в Одессе в 1920 году. (Прием в ряды бойцов Красной Армии).

- Самый любимый цвет Владимира Николаевича? (Голубой).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

ІІІ. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

ІV. Основное содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Множество произведений В. Сосюры посвящено патриотической теме, в течение всей жизни он постоянно исповедуется в любви и клянется в верности родной земле. Причем образ Отечества постепенно разрастается от маленькой Третьей Роты через степное раздолье Донетчины - ко всему украинскому мира с непременными «ясными звездами» и «тихими водами». Именно по неугасимую любовь к Украине неповторимому Володьке суждено испытать всего неприятностей, но никакие предписания или даже приговоры не заставили его отречься от самого дорогого.

2. Анализ стихотворения В. Сосюры «Любите Украину» (из сборника «Чтобы сады шумели»)

2.1. Выразительное и осмысленное чтение поэзии.

2.2. История написания произведения.

Поэтическое наследие В.Н.Сосюры богато патриотическими мотивами.

Грозная жизнь фронта давала В.Сосюре все новый материал. Боль за изуродованный Киев родил прекрасные строки любви к Украине в желанные часы его освобождения.

Поэт часто страдал за свои стихи. Ему даже упрекали, что он недруг украинского народа. Командной лиге Сталина - Берии - Кагановича необходимо было убить в людях именно очень опасно для них чувство любви к родной земле, к родной стране.

Патриотическое стихотворение «Любите Украину!» В 1951 стал причиной острых обвинений поэта в национализме. В.Сосюру снова перестают печатать, он живет под прямой угрозой ареста, которая исчезает только со смертью Сталина в 1953 году.

Стихотворение впервые был опубликован в «Киевской правде» и «Литературной газете».

2.3. Тема: изображение поэтического образа Украины, ее красоты ее величия.

2.4. Идея: возвеличивание страстной любви Украинской к родному краю, Родине.

2.5. Основная мысль: любовь к Украине является единство из неотъемлемых частей духовности человека

2.6. Жанр: гражданская лирика.

2.7. Рифмовки: перекрестное.

2.8. Стихотворный размер: амфибрахий.

2.9. Идейное содержание произведения.

«Любите Украину!» - Это горячее слово поэта, сказанное в радостную час освобождения украинской земли. В. Сосюра создал лирический образ «вишневой Украины», который оживает в нашем воображении четко, рельефно, как на полотне качественного живописца. Сердечно, словно в душу заглядывая, обращается поэт, в частности, к каждому из нас и всему народу:

Любите Украину, как солнце любите, как ветер, и травы, и воды в час счастливую и в радости миг, любите в час ненастья.

Поэт изображает Украину, как «единственную в мире», в звездах, в цветке, в птичьи, в волнах Днепра - в том вечном и нетленном, что пришло к нам через века. Украина улыбается солнце, мелькают звезды, шумят ивы над прудами, сияют огни электростанций. Мы впитываем украинскую песню, думу, красоту украинских национальных святынь, которые напоминают золотые моря пшеницы в необозримых степях, сердечно любим Украину «во сне и наяву, любим и красоту ее, вечно живую и новую, и язык ее соловьиный».

Украинский народ «своими делами» завоевал почет и уважение других народов, и мы вовек не забудем побед славного рыцарства запорожского, тех бессмертных защитников нашего края, нашего казацкого рода.

Поэт в произведении обращается ко всем вообще и к каждому в частности. Анафора «Любите Украину» делает стихотворение стройным и композиционно завершенным.

Слово поэта звучит искренне и непосредственно. С советом быть верным в своей пылкой любви родной Украине обращается поэт к юноше:

Молодой человек! Пусть будет для нее твой смех,

И слезы, и все до смерти ...

Нельзя любить народов вторых,

Если ты не любишь Украину!

Страстным призывом-завещанием завершается высокопатриотическая поэзия В. Сосюры:

Всем сердцем любите Украину свою, -

И вечные мы будем с ней.

2.10. Художественные особенности произведения.

Прежде всего обращает на себя внимание эмоционально-взволнованный призыв - «любите Украину», выраженный дважды риторическим обращением, которое и заостряет внимание читателя, и передает эмоции автора, и есть идейно-пафосной, идейно-композиционной основой произведения.

Автор не случайно использует эпитет «соловьиный». Именно он раскрывает красоту родного слова, сыновнюю любовь к родному языку:

В грома канонады, что развеяла в прах

Чужаков в зеленых мундирах,

В штыках, что во тьме пробивали нам путь

К весен и светлых, и искренних.

Эта строфа интересна еще и тем, что В. Сосюра использует один из самых распространенных художественных средств - метонимию, то есть замену понятий на основе их связи, перенос названия одного явления на другое.

Понятно, что штыки и гром канонады олицетворяют народ, армию, которая принесла освобождения от фашистских оккупантов (напоминаем, что поэзия написана в 1944 году).

В. Сосюра осторожно использует изобразительно-выразительные средства, будто опасается сбиться на фальшивую напыщенность, пустой пафос. Одиночные эпитеты меткие, точные, вызывают целую симфонию ассоциаций: вишневая Украина, язык соловьиный, облака пурпурные, весны светлые и искренние (все эпитеты, кроме первого, что усиливает звучание и смысл обозначаемого ими слова). Немногочисленные сравнения (любите Украину, как солнце любите, как ветер, и травы, и воды, между братских народов, языков садом обильным, сияет она над веками) дополняют поэтический образ родной земли, так же, как и метафора «в пространств сладком Чаре» , которая образно и сконденсированной передает красоту отчего края, его природы.

Среди сравнений особое смысловую нагрузку несет выражение «как и купина, что горит - не сгорит», своеобразный перифраз библейской неопалимой купины как символа бессмертия народа, Родины, которых не поработить фашистам.

Такой - живой, реальной, зримой - возникает Украины в стихотворении, заканчивается обращением к молодежи снова в форме призыва (юноша! Девушка!) К сердцу каждого человека.

Простота художественных средств и их совершенство, неподдельная искренность и взволнованность интонаций дали поэту возможность воплотить глубокий общечеловеческий смысл: люби родную землю, почитай другие народы, будь щедр сердцем на добро, добрые поступки - тем ты возвеличит и прославит свое имя, свою Украину в веках.

2.11. Обсуждение содержания стихотворения. Беседа по вопросам:

- Какое значение имеет Родина для каждого человека?

- По поводу чего В. Сосюра написал свой поэтическое произведение?

- Почему писатель считает, что любить Украину нужно как в счастливый миг, так и «час непогоды»?

- Чем обусловлено то, что писатель, характеризуя Украины, называет ее вишневой?

- Что привлекает автора стихотворения в Родине? (... Красоту ее, вечно живую и новую, и язык ее соловьиный)

- Чем необходимо доказать свою любовь к родному краю? (Любите Украину всем сердцем своим и всеми своими делами)

- Какой В. Сосюра изображает Украину? Чем она напоминает человека? (Для нас она в света единственная, одна, как глаза ее нежно-коричневые ... Она в звездах, в ивах она, и в каждом сердца ударе)

- С какой целью Украина сравнивается с кочками?

- Как в стихотворении упоминается военное лихолетье? (... В огне канонады, что на мероприятие гонят чужестранцев в зеленых мундирах, в штыках, что во тьме пробивают нам путь к веснам и светлым, и искренним)

- От чего предостерегает автор стихов молодого человека и девушку в своем обращении к ним? (Молодой человек! Да будет для нее твой смех и слезы, и все до смерти ... Нельзя любить народов других, когда ты не любишь Украину! Девушка! Как небо ее голубое, Люби ее каждую минуту ... Любимый любить не захочет тебя, если ты не любишь Украину).

- Почему В. Сосюра акцентирует внимание на вечной связи каждого человека с Родиной?

- Чем поразил вас данный стих?

- Назовите методы, которые использовал поэт, изображая Украину. Приведите примеры из произведения.

- Каким образом вы можете доказать свою любовь к родному краю?

- Выскажите свое предположение относительно будущего Украины.

2.12. Образ Украины.

2.12.1. Микрофон «Какие достижения вы видите на современном этапе?»

2.12.2. Составить информационную гроздь к образу Украины.

вишневая

красивая

язык соловьиный

в мире единственная одна

глаза ее нежно карие

как и купина, что горит - не сгорел

2.12.3. Характеристика образа Украины.

Поэт находит простые и одновременно возвышенные слова, чтобы описать образ родной земли, чтобы аргументировать свой призыв. И аргументирует то, что Родина - мир, который ежедневно, ежеминутно, ежесекундно окружает человека: это солнце, ветер, трава, вода - источник жизни. Человек не может существовать без них, поэтому ее любовь к ним органическая, как и любовь к Родине.

Образ Украины для поэта - это красота ее природы и ее соловьиный язык, мелодичный, благозвучный, певучий. Это и ее духовный потенциал - язык соловьиный, песня, душа. Это и ее дети, девушки-красавицы.

3. Идейно-художественный анализ поэтического произведения В. Сосюры «Сад»

3.1. Выразительное и осмысленное чтение поэзии.

3.2. Тема: рассказ о тех трудностях, страдания, которые понесла Украина на протяжении истории, о ее борьбе, непокорность.

3.3. Идея: осуждение тех, кто в рабстве, пытал родной край, возвеличивание мужественных борцов за свободу и процветание Украины.

3.4. Основная мысль: Это ты тот сад, мой край, Когда порубленный палачами! .. Над золотыми берегами Ты снова шумишь, такой обильный! ..

3.5. Стихотворный размер: ямб.

3.6. Жанр: гражданская (патриотическая) лирика.

3.7. Рифмовки: кольцевое перемежается с перекрестным.

3.8. Обработка идейного содержания. Беседа по вопросам:

- Какие страданий претерпел сад в необходимом для него время?

- Что необходимо для полноценного расцвета сада?

- Почему, по мнению В. Сосюры, наши предки создавали себе тюрьму собственными руками?

- Почему правдивое слово принималось на штыки?

- Как случилось так, что в роскошном саду остались одни пеньки и сорняки?

- Что сделали палачи с нашим народом? (Кати на струны наши жилы тянули с рук, как сон бледных ... И каждый из нас певцов себе купили, чтобы играть им на струнах тех)

- Какой была мечта порабощенных? (Мы шли кровавыми тропами, Нам только снился воли звук)

- О чем кричал и плакал черный ворон? (Он нам кричал о воли гнев, Чтобы мы восстать захотели!)

- В чем было назначение нового певца в обществе? Какие изменения претерпел сад?

- В связи с чем наш сад восстал и зашумел?

- Почему сад рубили, а он рос?

- С какой целью В. Сосюра обратился к родному краю?

- О чем свидетельствует окончание произведения?

- Чему учит нас данное произведение?

3.9. Художественные особенности стихотворения.

Эпитеты «вечная тюрьма», «кровавые тропы», «Бескрайний отчаяние», «музыкальный ураган», «золотые берега».

Сравнение: «тянули с рук, как сон бледных», «мчался, как рокот реки».

Метафоры: «плакал черный ворон", "не возмущали играть», «струны плакали», «пение взволновал сердце», «сад шумов», «сад восстал», «смеялись звезды ...».

Риторические восклицания: «О, будьте прокляты, кому Назад возвращено лица!», «Вы же понимаете, - века не знали мы, чьи мы дети!», «Он нам кричал о воли гнев, Чтобы мы восстать захотели!», «И мы вздрогнули! .. Его рубили, а он рос »,« На месте срубленного дуба Росли новые! .. И даже хворост Вверх рвался! .. »,« Край мой! »,« Это ты тот сад, в мой край, когда порубленный палачами! .. Над золотыми берегами Ты снова шумишь, такой обильный! .. ».

3.10. Микрофон. При каких условиях сад будет у вас обильным, несмотря на общественные события и климат?

V. Закрепление изученного материала

1. Проведение тестового опроса

«Любите Украину!»

1. Стихотворный размер стиха: а) хорей; б) ямб; в) дактиль; г) амфибрахий.

2. Поэзия имеет форму: а) послание: б) монолога; в) диалога; г) полилога.

3. Художественный средство в произведении «Любите Украину!»: А) гипербола; б) анафора; в) антитеза;
г) эпитет.

4. Впервые стихотворение было опубликовано в: а) «Общине»; б) «Жизни и слове»; в) «Литературной газете»; г) «Новой зари».

5. Украину В. Сосюра называет: а) мощной; б) большой; в) радостной; г) вишневой.

6. С советом быть верным в своей пылкой любви родной Украине обращается поэт к:
а) юноши; б) девушки; в) воспитанников детского сада; г) тех, кто в трудное для страны время предал ее.

7. «Всем сердцем любите Украину свою, - и вечные мы будем с ней».

Данные строки в композиционном строении произведения являются: а) экспозицией; б) кульминацию; в) завязкой; г) развязкой.

8. Деревья, которые шумят над прудом: а) тополя; б) березы; в) ивы; г) клены.

9. Украинский язык В. Сосюра называет: а) благозвучным; б) соловьиной; в) громким;
г) веселой.

10. Родная страна горит - несгораемый как и: а) звезда; б) радуга; в) дубрава; г) купина.

11. Любить свой край нужно: а) как вишневый сад; б) в час ненастья; в) как ценную вещь; г) не обращая внимания на ментальность его народа.

12. Без Родины каждый Украинец: а) сирота; б) ветер в поле; в) пыль и дым;
г) дорожная пыль.

«Сад»

1. Что делали враги по отношению к саду? а) Рубили и резали; б) искореняли и жгли; в) калечили и отравляли; г) лелеяли и одновременно позорили.

2. В. Сосюра проклинал тех, кто: а) наблюдал за историческими событиями; б) вращался в прошлое; в) соединил настоящее и прошлое; г) забыл выдающихся личностей родного края.

3. Народ смотрел назад и тосковал по: а) лучше национальными традициями; б) верой язычников.в) тех, кто основал Киевскую Русь; г) прошлым.

4. Братья брали за: а) коварство и хитрость; б) предательство; в) правдивое слово;
г) отступничество и зло.

5. В трудные для страны времена в саду роскошном остались: а) одни пеньки; б) сухие ветки и мусор; в) увядшие цветы; г) разрушены скворечники.

6. Враги заставляли украинский: а) обрабатывать сад; б) играть им на струнах; в) собирать урожай в саду г) танцевать гопака и петь веселые песни.

7. Черный ворон кричал и плакал над: а) лесами; б) Украинский поселением;
в) поврежденным садом; г) полями.

8. Струны сравниваются с: а) полетом вражеских пуль; б) солнечными лучами; в) жилами;
г) волосами.

9. Украинцы вздрогнули из-за того, что: а) появился новый певец, ударил по струнам по-новому; б) лилась их кровь за будущее родного края; в) закричал ворон над их головами;
г) увидели жестокость врага.

10. Художественное средство, которое использовал В. Сосюра в строке: «... и через гялля смеялись звезды»:
а) метафора; б) гипербола, в) эпитет; г) сравнение.

11. В конце произведения В. Сосюра обращается к: а) врагов, которые пленили украинский;
б) родного края; в) молодые будущей Украины; г) ко всем, кому не безразлична судьба Родины.

12. В мирное время сад: а) расцвел; б) зашумел; в) зазеленел и преисполнился щебетом птиц; г) дал урожай.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках

Карточка № 1

1. Почему, на ваш взгляд, В. Сосюра в произведении «Сад» осуждает тех, кто по прошлому грустил, «смотрел назад»? Ответ обоснуйте.

2. Как вы считаете, с какой целью писатель вспоминает в стихотворении «Любите Украину» о годах военного лихолетья? Ответ аргументируйте.

3. Символом бессмертия украинского народа в произведении В. Сосюры «Любите Украину» являются:
а) язык; б) культура; в) багряные знамена.

Карточка № 2

1. Прокомментируйте строки стихов В. Сосюры «Сад» «Руками собственными тюрьму Создавали мы себе извечную». Приведите убедительные аргументы истории.

2. Исследуйте, в чем проявляется любовь писателя к Украине ( «Любите Украину!»), Наведите убедительные аргументы, ссылаясь на содержание поэзии.

4. Черный ворон кричал украинском (В. Сосюра, «Сад»): а) громко и смущенно; б) о свободе; в) взахлеб и волнуясь; г) призывая их на кровавую борьбу.

Карточка № 3

1. Для чего, на ваш взгляд, В. Сосюра в стихотворении «Любите Украину!» Обращается к молодежи? Что он видит в этом призыве-завещании?

2. Исследуйте, как на протяжении произведения В. Сосюры «Сад» отмечается о тех трудностях, страдания, унижения, которым подвергались Украинцы. Отвечая, ссылайтесь на фактический материал.

4. На струнах обладателям играли (Сосюра, «Любите Украину!»): А) рабы; б) военные;
в) матери сыновей, погибших в кровавой битве г) те, которые их пытались услужит.

Карточка № 4

1. Что свидетельствует о непокорность сада тем кто его пытался уничтожить? Свои соображения подтвердите примерами из произведения.

2. Докажите, в чем была драматичной судьба стихов В. Сосюры «Любите Украину!». Свои наблюдения обобщите.

5. После написания поэзии «Любите Украину» В. Сосюре : а) была присуждена Государственная премия I степени; б) обвиняется в национализме; в) обвиняется в патриотизме;