Статья Тренинг как одна из форм использования интерактивных методов во время уроков и во внеурочное время


«Тренинг как одна из форм комплексного использования интерактивных методов обучения и воспитания во внеурочной деятельности»
Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно, в частности: – как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, тренаж, т.е. закрепление определённой реакции, действия, способа, умения посредством повторения, упражнений. В ходе тренинга эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию обучающегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность. Наибольшая эффективность тренинга достигается, когда учебный кабинет оборудован техническими средствами:
-проектор
-компьютер
-хорошая учебная доска из трех секций
- стендовое оформление
- принтер
- колонки
Этапы тренинга. В каждом тренинге различают три этапа:
1) подготовительный;
2) основной (собственно тренинг),
3) рефлексивный.
Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также мотивацию учащихся на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущий предупреждает о возможных неудачах, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе...»). Необходимо снять все физические и психологические зажимы, обеспечить психологическую раскованность всех участников занятия. На подготовительном этапе тренинга более активен педагог (экстраактивный режим). Работа строится в форме беседы, диалога. Хорошо, если в речи педагога будут звучать визуальные, аудиальные, кинестетические фразы, это сделает речь ясной, звучащей, живой, позволит достичь взаимопонимания, вызовет интерес к теме. От ведущего требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключаться на различные режимы межличностного взаимодействия. Должны быть созданы условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку. Оценка ребёнка ведущим должна поднять каждого участника в собственных глазах, укрепить положительную репутацию в коллективе одноклассников.
На основном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к школьникам (возрастает интерактивность). Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности её содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз. Первая фаза направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, переживаниях, мыслях, привычных способах поведения. Вторая фаза направлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (друзьями, коллегами, администрацией, членами семьи и т.д.). Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, её социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Роль ведущего на этой фазе — направляющая, поддерживающая, корректирующая.
Рефлексивный этап- подведение итогов.Чему научились, что показалось трудным.
Так, например, разработанные тренинговые занятия для пятиклассников, в период адаптации являются эффективной формой в обучении и воспитании обучающихся. В первую очередь они направлены на создание благоприятного климата в новой для них обстановке, способствуют снижению уровня тревожности, повышению мотивации к обучению, развивают навыки коммуникативной деятельности, умения конструктивного диалога. В качестве примера могу привести сценарий занятия –тренинга для обучающихся 5 классов в период адаптации.