Урок Сочинение — рассуждение на лингвистическую


Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему в 7 классе.
Образовательные цели:
закрепить знания о типах речи;
вырабатывать навыки построения рассуждения на языковые темы.
I. Речевая разминка.-Прочитайте стихи А.К. Толстого «Звонче жаворонка пенье…» сначала про себя, затем вслух все вместе.
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землёй.
-Какие чувства рождают эти стихи?
-Каким тоном надо их читать, чтобы передать настроение автора?
-Как вы понимаете смысл слов «вдохновенье», «оковы»?
-Можем ли мы назвать эти стихи текстом? Докажите.
-К какому стилю речи относится текст? Почему?
-Каков тип речи? (Определяем по структуре. Слайд на доске)fcior.edu.ruПовествование Рассуждение Описание
Начало события Тезис Общее впечатление от предмета
Продолжение события Доказательство Описание деталей
Конец события Вывод Отношение к описываемомуII. Работа по теме.
1.-Каким типом речи мы пользовались, отвечая на вопросы? (Рассуждением).
-Еще раз повторим, почему стихи А. К. Толстого - текст, пользуясь схемой.
(Стихи А. К. Толстого – текст. – ТЕЗИС.
Во-первых, они состоят из нескольких предложений; во-вторых, предложения связаны по смыслу, то есть объединены темой (о песне жаворонка ), в них есть основная мысль (песня жаворонка – это вдохновение), можно озаглавить («Звонче жаворонка пенье…»; в – третьих, предложения связаны грамматически, то есть строгий порядок предложений, единая интонация, трёхчастная структура.- ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
Следовательно, стихотворение А.К. Толстого – текст. - ВЫВОД
2. Записываем тему нашего урока: «Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему»
Мы убедились в том, что на уроках русского языка мы не только пишем, но и объясняем, доказываем, устанавливаем истинность какого-либо положения , пользуясь научным стилем речи и типом речи – рассуждением. Сегодня мы будем обобщать изученное в теме «Причастие», соблюдая структурную схему рассуждения и научный стиль речи.
А сейчас проведём опрос.
Дайте определение причастия.
В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
Назовите морфологические признаки причастия.
Что такое причастный оборот? Как он на письме выделяется запятыми?
Откройте учебник на с. 66, прочитайте образец устного разбора причастия. Сравните его со структурой рассуждения.
- Что можно назвать тезисом в устном разборе? (Остывшая – причастие.)
-Каким словом вводится первое доказательство? (Наречием во-первых: Во-первых, это слово обозначает признак по действию.)
-Как вводится второе доказательство ? (Вводным словом во-вторых: Во-вторых, начальная форма остывший…)
-Почему морфологические признаки как бы разделены на две части? (У причастия есть постоянные признаки и непостоянные.)
- Как вводится третье доказательство? (В-третьих, в предложении является определением.)
- Какой вывод мы сделаем? (Итак, слово остывшая причастие.)
-Следовательно, морфологический разбор причастия – это неполное рассуждение, которое можно дополнить выводом.
3. На доске схема рассуждения о причастии.
4. Работаем в группах. Из упражнения 131 каждая группа выписывает по одному причастию и пишет сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
5. Проверка сочинений.
III. Задание на дом. Написать сочинение - рассуждение «Выделение причастного оборота запятыми».