Программа курса «Страноведение. Великобритания и США»

МОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
















Программа курса
«Страноведение. Великобритания и США»
(10-11 класс, гуманитарное направление)








Автор-составитель: учитель английского языка
МОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Звягинцева Татьяна Викторовна


Образовательная область – филология
Учебная дисциплина – английский язык
Вид образовательной программы – модернизированная
Уровень освоения – профильный
Ступень образования – 3





Пояснительная записка

Современная эпоха широкого международного сотрудничества и диалога культур заставила переосмыслить отношение к стране изучаемого языка, в частности, избегать идеологических ярлыков, видеть в ней прежде всего друга, обратиться к общечеловеческим ценностям.
Политика европейского единения, возросшая потребность в расширении знаний об экономике, культуре, социальном устройстве иных стран дала толчок к поиску новых подходов к изучению иностранного языка. Это проявляется в пересмотре целей и задач обучения, среди которых ведущую роль играет обучение общению на иностранном языке в контексте диалога культур, а так же в отборе содержания обучения, соответствующего поставленным целям и задачам. Можно сказать, в последнее десятилетие формируется страноведческое направление обучения иностранному языку.
Изучение страноведения способствует формированию социокультурной компетенции, дает ключ к пониманию особенностей национальной культуры, помогает получить представление о национальном сознании носителей этой культуры, а так же дает возможность создать современный портрет страны изучаемого языка.
Формирование образовательных компетенций учащихся школы, среди которых важное место отводится социокультурной компетенции, является актуальным вопросом современной российской педагогической теории и практики. Данному вопросу посвящены исследования таких ученых как В.А Болотов, В.В Краевский, Г.В Селевко, В.В Сериков, А.В Хуторской и другие.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и базисным учебным планом возможно изучение страноведения в рамках профильного курса.
Разработка данной образовательной программы направлена на удовлетворение потребностей учащихся гуманитарного направления, которые выбрали своей специализацией английских язык.
Актуальность данной программы заключается в том, что она дает учащимся возможность получить профессионально значимую информацию, способствует развитию интересов учащихся в выбранной ими области знания. Этой цели, как известно, отвечает профильно-ориентированное обучение английскому языку.
Основная цель программы – формирование социокультурной компетенции через самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Социокультурная компетенция является частью коммуникативной компетенции; вместе с тем она включает в себя такие виды компетенции как лингвострановедческая, социолингвистическая и социальная.
Актуальность формирования социокультурной компетенции личности определяется тенденциями развития современного общества и образования. Современное общество, которое находится на информационном этапе своего развития, характеризуется интенсификацией взаимодействия различных культур, широким применением компьютерной техники, развитием средств телекоммуникации, глобализацией всех сфер общественной жизни и ростом межкультурного и межличностного общения. Данные направления развития общества требуют от системы образования подготовить учащихся к жизни в новых социокультурных условиях.
В соответствии с основной целью программы предполагается решение следующих задач:
- способствовать расширению объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- способствовать профессиональному самоопределению.
По окончании курса учащиеся научатся:
Знать и понимать особенности культуры и общественно-экономических отношений в Великобритании и США.
Вести обсуждение содержания изучаемых тем, выражая свое мнение и обосновывая его.
Читать объемные текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой, исходя из собственного интереса при выборе текста.
Подготовить устное сообщение по выбранной ранее теме и выступить с ним.
Извлекать социокультурную информацию из различных типов аутентичных текстов.
Работать с соответствующей справочной литературой и словарями, компьютерной базой данных и Интернетом для расширения страноведческих знаний.
Отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.
Писать рефераты и выполнять проектные работы по страноведческим темам, то есть выработать навыки проектно-исследовательской деятельности по английскому языку.
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержании обучения страноведению включаются следующие компоненты:
1. Лингвострановедческий компонент:
- знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а так же фоновую лексику (антропонимы, зоонимы, топонимы), фразеологизмы, пословицы как источник национально-культурной информации;
- знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах; историей и географией Великобритании и США, общественными и социальными отношениями и другими сферами жизни этих стран;
- текстовой материал, содержащийся в учебниках и учебных материалах по страноведению.
2. Общеучебный компонент:
- учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников 10-11 классов способности работать в различных режимах;
- учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изученный материал;
- учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, то есть в умении слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип культурно-ориентированной направленности обучения (развитие способности и готовности жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире);
- принцип сопряжения изучаемой и родной культур (тематизация различий, культур посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению);
- принцип ситуативности и наглядности (использование разнообразного иллюстративного материала: рисунков, карт, схем, таблиц, фотографий, видео материалов; создание ситуаций преметно-ориентированного общения);
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы( обеспечение максимального участия каждого ученика в коммуникативной деятельности);
- принцип доступности (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные способности и уровень обученности учащихся);
- принцип прочности усвоения знаний (учет закономерностей усвоения знаний, управления процессом усвоения, стимулирование познавательной активности);
Курс построен на основе личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию и направлен на развитие личности ученика, на его самоопределение, самореализацию и социальную адаптацию.
Исходя из этого, основные положения, на которых строится процесс обучения страноведению, таковы:
В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами
интересами, а так же такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу
взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, вовлекающему в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию и взаимопомощи.
Дифференцированный подход, предполагающий учет уровня обученности
школьников.
В основе технологии обучения страноведению – метод проектов. Именно эта технология, автором которой является американский педагог Дж. Дьюи, в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность.
Данная технология позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. В процессе проектной деятельности совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Таким образом, проектная деятельность включает элементы исследовательской и эстетической деятельности.
По принципу систематизации учебного материала данный курс является модульным (Структура модуля. Приложение I).
Курс состоит из двух блок модулей: «Страноведение США» для учащихся 10 класса и «Страноведение Великобритании» для учащихся 11 класса. Программа рассчитана на 1 час в неделю (30 часов годовых) для учащихся 10 и 11 классов.
Программа курса направлена на обновление содержания языкового образования с учетом личностно-ориентированного, культороведчески направленного подхода к обучению, усилению коммуникативной направленности языкового образования подразумевающей приобретение школьниками способности практического использования английского языка в своей деятельности; обеспечение дифференциации и индивидуализации в обучении старших школьников; внедрение современных педагогических технологий в частности, метода проектов; существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся и в связи с этим ограничение ведущей роли учителя, что является основными принципами коммуникативного обучения.

Этапы апробации
1999 – 2000 гг. – диагностический этап: анализ существующих учебных пособий по страноведению, изучение педагогических технологий с целью развития индивидуальных качеств учащихся.
2000 – 2001 гг. – прогностический этап: отбор учебных материалов с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, потенциальных возможностей и уровня интеллектуального развития.
2001 – 2002 гг. – организационный этап: разработка программы и учебно-методического комплекта к курсу «Страноведение».
2002 – 2003 гг. – практический этап: использование программы в рамках Летней школы.
2003 – 2006 гг. – обобщающий этап: апробация программы в профильных классах.
В 2003 г. учебно-методический комплект участвовал в конкурсе образовательных и педагогических технологий и получил право на реализацию курса «Страноведение. Великобритания и США».















Тематическое планирование
Учебно-тематический план, 10 класс
Блок модуль «Страноведение. США»

№ п/п
Название раздела
Всего
часов
Аудиторные занятия




Теория
Практика
Контроль

Модуль № 1. Географические особенности США (4 часа)

1.1 Географическое положение США
1
0,5
1


1.2 Климат, природа США
1
0,5
0,5


1.3 Части США
2
0,5
1
Тест


Модуль № 2. Сведения об истории США (4 часа)

2.1 Коренные американцы
2
0,5
1,5


2.2 Первооткрыватели Америки. Первые поселенцы.
2
0,5
1,5


Модуль № 3. Политическая система США (4 часа)

3.1 Американское правительство США
2
0,5
0,5


3.2 Политические партии США
1
0,5
0,5


3.3 Национальная символика США
1
0,5
0,5
1
Проект, тест

Модуль № 4. Главные города США (4 часа)

4.1 Вашингтон
2
0,5
1,5


4.2 Нью-Йорк
2
0,5
1,5
Тест

Модуль № 5. Американское общество (4 часа)

5.1 Американский образ жизни
1
0,5
0,5


5.2 Американская семья
1
0,5
0,5


5.3 Средства массовой информации
2
0,5
0,5
1
Проект, тест


Модуль № 6. Культура США (4 часа)

6.1 Образование в США
2
0,5
1
Тест

6.2 Искусство в США
1
0,5
0,5


6.3 Выдающиеся личности США
1
0,5
1


Модуль № 7. Досуг и спорт в США (4 часа)

7.1 Спорт в США
2
0,5
1,5


7.2 Праздники в США
2
0,5
1,5


8. Итоговая работа
2


2
Защита проектов в группах

Итого
30
9
17
4





















Учебно-тематический план, 11 класс
Блок модуль «Страноведение. Великобритания»

№ п/п
Название раздела
Всего
часов
Аудиторные занятия




Теория
Практика
Контроль

Модуль № 1. Географические особенности Великобритании (4 часа)

1.1 Географическое положение Великобритании
1
0,5
1


1.2 Климат Великобритании
1
0,5
0,5


1.3 Части Великобритании
2
0,5
1
Тест

Модуль № 2. Сведения об истории Великобритании (4 часа)

2.1 Исторические завоевания
2
0,5
1,5


2.2 Основные исторические события
2
0,5
1,5


Модуль № 3. Государственное устройство Великобритании (4 часа)

3.1 Британская монархия
2
0,5
1


3.2 Парламент, политические партии Великобритании
2
0,5
1
1
Проект, тест

Модуль № 4. Главные города Великобритании (4 часа)

4.1 Столица Великобритании - Лондон
2
0,5
1,5


4.2 Города Великобритании
2
0,5
1,5
Тест

Модуль № 5. Британское общество (4 часа)

5.1 Британский национальный характер
1
0,5
0,5


5.2 Британская семья
1
0,5
0,5


5.3 Средства массовой информации
2
0,5
0,5
1
Проект, тест

Модуль № 6. Культура Великобритании (4 часа)

6.1 Образование в Великобритании
2
0,5
1


6.2 Искусство в Великобритании
1
0,5
0,5


6.3 Выдающиеся личности Великобритании
1
0,5
1
Тест

Модуль № 7. Досуг и спорт в Великобритании (4 часа)

7.1 Традиции и праздники в Великобритании
2
0,5
1,5


7.2 Спорт в Великобритании
2
0,5
1,5


8. Итоговая работа
2


2
Защита проектов

Итого
30
8,5
7,5
4
























Учебно-тематический план
10 класс, страноведение. США

п/п

урока
по теме
Тема
Формы и методы
ТСО




Виды и формы деятельности
Виды контроля


1
1.1.1
Географическое положение
Урок - лекция


Магнитофон, видео

2

1.2.1
Климат, природа





3
1.3.1
Части США: северо-восточные, северо-западные части
Урок - путешествие




4
1.3.2
Части США: западные, южные, юго-западные штаты
Мультимедийный урок

Текущий
Компьютер, CD


5
2.1.1

Коренные американцы во времена Колумба и сейчас




6
2.1.2
Коренные американцы: культура, обычаи, традиции, язык, религия
Урок - дискуссия


Магнитофон


7
2.2.1
Первооткрыватели Америки: А. Веспуччи, Х. Колумб
Урок - путешествие


Магнитофон


8
2.2.2
Первые поселенцы: пилигримы

Текущий


9
3.1.1
Американское правительство: 3 ветви власти
Урок - лекция


Магнитофон


10
3.1.2

Американское правительство: Президент и администрация
Урок - дискуссия




11
3.2.1

Политические партии: выборы

Тематический
Магнитофон


12
3.2.2

Политические партии: республиканцы и демократы
Урок – деловая игра

Текущий


13
4.1.1

Вашингтон: история возникновения
Урок – беседа


Видео

14
4.1.2
Достопримечательности Вашингтона
Урок – экскурсия


Магнитофон


15
4.2.1
Нью-Йорк: общие сведения
Урок – беседа


Видео

16
4.2.2
Достопримечательности
Нью-Йорка
Урок – экскурсия

Текущий


17
5.1.1
Американский образ жизни: богатые и бедные
Урок - дискуссия


Магнитофон


18
5.1.2

Американская мечта: миф или реальность?
Урок - дискуссия




19
5.2.1

Американская семья
Видео – урок

Тематический
Видео

20
5.3.1
Средства массовой информации

Текущий


21
6.1.1
Американские школы

Урок – проектная мастерская

Магнитофон


22

6.1.2
Система высшего образования


Магнитофон


23

6.2.1
Искусство

Урок - лекция





24
6.3.1
Выдающиеся личности

Мультимедийный урок
Текущий
Компьютер, CD



25
7.1.1
Профессиональный и любительский спорт


Видео


26
7.1.2
Национальные виды спорта





27
7.2.1
Американские праздники

Видео – урок




28

7.2.2
Американские праздники


Текущий


29

8.1.1
Защита итоговых проектов




30

8.1.2
Защита итоговых проектов

Итоговый



















Учебно-тематический план
11 класс, страноведение. Великобритания

п/п

урока
по теме
Тема
Формы и методы
ТСО




Виды и формы деятельности
Виды контроля


1
1.1.1
Географическое положение
Урок - лекция


Магнитофон, видео

2

1.2.1
Климат, природа





3
1.3.1
Части Великобритании: Англия, Шотландия
Видео урок




4
1.3.2
Части Великобритании: Северная Ирландия, Уэльс
Мультимедийный урок

Текущий
Компьютер, CD


5
2.1.1

Исторические завоевания: кельты, римляне, викинги
Урок - путешествие




6
2.1.2
Исторические завоевания: норманы
Урок - дискуссия


Магнитофон


7
2.2.1
Основные исторические события: образование Великобритании
Урок - путешествие


Магнитофон


8
2.2.2
Основные исторические события: пожар в Лондоне, чума
Урок - лекция

Текущий
Магнитофон


9
3.1.1
Британская монархия: королевская семья
Видео урок


Видео


10
3.1.2

Британская монархия: правительство


Магнитофон


11
3.2.1

Парламент: Палата Лордов, Палата Общин
Урок – деловая игра

Тематический



12
3.2.2

Политические партии
Урок – беседа

Текущий
Видео

13
4.1.1

Столица Великобритании: Лондон
Урок – экскурсия


Магнитофон


14
4.1.2
Достопримечательности Лондона
Видео урок


Видео


15
4.2.1
Города Великобритании: Эдинбург, Ливерпуль
Урок - путешествие


Магнитофон


16
4.2.2
Города Великобритании: Оксфорд, Кембридж

Текущий
Магнитофон


17
5.1.1
Британский национальный характер
Урок - дискуссия




18
5.1.2

Британская семья

Урок - беседа


Магнитофон


19
5.2.1

Средства массовой информации: пресса

Тематический


20
5.3.1
Средства массовой информации: радио, телевидение
Урок - лекция

Текущий
Магнитофон


21
6.1.1
Система среднего образования
Урок – проектная мастерская



22

6.1.2
Система высшего образования


Магнитофон


23

6.2.1
Искусство

Видео урок


Видео


24
6.3.1
Выдающиеся личности

Мультимедийный урок
Текущий
Компьютер, CD



25
7.1.1
Традиции

Урок – проектная мастерская




26
7.1.2
Традиции

Урок – проектная мастерская




27
7.2.1
Национальные виды спорта
Урок - погружение



28

7.2.2
Спорт и здоровый образ жизни

Текущий


29

8.1.1
Защита итоговых проектов




30

8.1.2
Защита итоговых проектов

Итоговый



















Содержание программы

Обеспечивая базу для формирования социокультурной компетенции учащихся, содержание программы ориентировано в первую очередь на те страноведческие темы, ознакомление с которыми составляет основу социокультурной ориентации, дает ключ к пониманию особенностей национальной культуры, помогает получить представление о «национальном сознании» носителей этой культуры, а так же дает возможность создать современный портрет стран изучаемого языка.
Отбор содержания обучения осуществляется в соответствии с интересами старших школьников, с учетом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальный, чувственно-эмоциональной и других сферах. Содержание обучения отбиралось с учетом таких требований, как коммуникативная направленность, информативность, образовательная ценность, аутентичность и доступность; стимулирование познавательной активности и общения на английском языке.
При отборе содержания учитывались межпредметные связи, обеспечивающие перенос знаний, навыков и умений из других учебных предметов (литература, история, география) в английский язык и наоборот.

Виды и количество письменных обязательных работ

Класс
Тесты, викторины
Исследовательские, творческие работы, проекты
Итоговые работы

10
5
2

1


11

5
2
1


10 класс. Страноведение США

1. Географические особенности США.
Географическое положение США: рельеф, реки, озера, горы, равнины, пустыни, растительность, животные.
Климат: основные климатические регионы.
Части США: северные, южные, западные, восточные штаты.
2. Сведения об истории США.
Коренные американцы: индейцы, их культура, религия, образ жизни, язык.
Первооткрыватели Америки, первые поселенцы: викинги, А. Веспуччи, Х. Колумб, пилигримы.
3. Политическая система США.
Американское правительство: Конституция, законодательная, исполнительная, судебная власть, Президент, выборы.
Политические партии: республиканцы, демократы, выборы.
Национальная символика США: флаг, гимн, герб, девиз.
4. Главные города США.
Вашингтон: история создания, достопримечательности, населения.
Нью-Йорк: история создания, достопримечательности, части Нью-Йорка, население.
5. Американское общество.
Американский образ жизни: американская мечта, богатые и бедные, система социального обеспечения.
Американская семья: типы семьи, семейный уклад, роль женщин в американском
обществе.
Американская молодежь, ее интересы и проблемы.
Средства массовой информации: пресса, радио, телевидение.
6. Культура.
Образование: среднее образование, типы школ, высшее образование, университеты.
Искусство: театр, кино, музыка, литература, живопись.
Выдающиеся личности: А. Линкольн, М. Твен, Д. Эллингтон, Б. Гейтс.
7. Спорт и досуг.
Спорт: любительский и профессиональный спорт, национальные виды спорта: бейсбол, регби, баскетбол.
Праздники: День благодарения, Рождество, День независимости, Пасха.

11 класс. Страноведение Великобритании

1. Географические особенности Великобритании.
Географическое положение Великобритании.: рельеф, реки, озера, горы, равнины.
Климат в разных частях Великобритании, растительность, животные.
Части Великобритании: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия: население, расположение, основные города, промышленность.
2. Исторические сведения.
Исторические завоевания: кельты, римляне, викинги, норманы.
Основные исторические события: образование государства Великобритания, пожар в Лондоне, чума.
3. Политическая система Великобритании.
Британская монархия, ее особенности, королевская семья, правительство, Парламент, Палата Лордов, Палата Общин, политические партии: консерваторы, лейбористы.
4. Главные города.
Столица Великобритании – Лондон, история города, части Лондона, достопримечательности: Букингемский дворец, Трафальгарская площадь, здание Парламента, Вестминстер, музей мадам Тюссо, собор святого Павла.
Основные города Великобритании: Эдинбург, Глазго, Кардиф, Стрэдфорд, Ливерпуль, Оксфорд, Кембридж, их достопримечательности, роль в жизни страны.
5. Британское общество.
Британский национальный характер: основные черты характера британцев, британская молодежь, ее привычки и проблемы.
Британская семья: особенности семейного уклада, английская еда, семейные традиции, отношение к животным.
Средства массовой информации: пресса, радио, телевидение.
6. Культура и искусство.
Образование в Великобритании: система начального, среднего и высшего образования, основные типы школ, знаменитые университеты.
Искусство: театр, живопись, музыка, литература.
Выдающиеся личности: Шекспир, Ш. Бронте, А. Конандойл, В. Хогарт, Биттлз.
7. Досуг и спорт.
Традиции и праздники: Королевские традиции, клубы, пабы, хобби, Рождество, Пасха, День Святого Валентина.
Спорт и здоровый образ жизни: футбол, крикет, баскетбол, катание на лошади, рыбалка, забота о здоровье.







Планируемые результаты

Предполагается, что учащиеся, прошедшие курс страноведения, овладеют английским языком
- как средством межкультурного общения,
- как способом познания достижений общечеловеческой культуры,
будут подготовлены
- к толерантному восприятию чужой культуры, к эмпатии, к пониманию условности национальных стереотипов и предрассудков, т.е к признанию равноправия и равноценности культур и существования общечеловеческих ценностей.
В современном мире проблемы взаимопонимания между народами остается острой, поэтому очень важно, что учащиеся
научатся:
- преодолевать трудности, возникающие при столкновении разных культур, обусловленных различным историческим, политическим и культурным развитием,
- воспринимать «другое» положительными эмоциями.
Личностно-ориентированный процесс обучения страноведению разовьет индивидуальные способности каждого,
сформирует:
- духовно богатую и образованную личность, уважающую традиции и культуру своего народа и народов англоговорящих стран,
- навыки самообразования, самостоятельность и автономность учащихся в учебной деятельности,
- способность нести ответственность за свою деятельность.











Аппарат контроля
Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Кроме того, цель оценки заключается:
- в формировании у школьников уважительного отношения к себе,
- в поддержании уверенности в своих силах, возможностях, способностях.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль направлен на выявление компенсаторных умений, учебно-познавательных и социокультурных компетенций.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения предыдущего материала. Данный вид контроля осуществляется в форме тестирования (Приложение II).
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы. Данный вид контроля проводится в виде собеседования, творческих заданий, а так же в виде устного или письменного проекта по изученным ранее темам. Формы представления результатов таковы: презентация, ролевая игра, деловая игра. Эти проекты непродолжительные по срокам.
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса. Он осуществляется в виде защиты долгосрочных проектов. Проекты могут быть групповые и индивидуальные. Подготовка к долгосрочным проектам занимает от нескольких месяцев до полугода.
Критерии оценки устного ответа, критерии оценивания проекта (Приложение III).
Форма краткосрочных и долгосрочных проектов:
- ролевая игра,
- реферат,
- доклад,
- презентация,
- конференция,
- дискуссия,
- газета,
- круглый стол.
Темы проектных работ (10 – 11 класс)
Английские и американские праздники
Названия улиц в английском языке
Английские прозвища и псевдонимы
Выдающиеся люди Великобритании и США
Образование в Великобритании и США (сравнительный анализ)
Английские и американские традиции (сравнительный анализ)
Особенности национального характера
Американский сленг
Система социального обеспечения в Великобритании и США
Молодежные организации в Великобритании и США
Один из штатов США, который мне хотелось бы посетить

Содержание контроля
Тема
Вид контроля
Уровень усвоения

10 класс
Географические особенности США

Текущий

Продуктивный

Сведения об истории США
Текущий
Продуктивный

Политическая система США
Текущий
Тематический
Продуктивный
Творческий

Главные города США
Текущий
Продуктивный

Американское общество
Текущий
Тематический
Продуктивный
Творческий

Культура США
Текущий
Продуктивный

Досуг и спорт США
Текущий
Продуктивный

Итоговая работа
Итоговый (защита проекта)
Творческий

11 класс
Географические особенности Великобритании

Текущий

Продуктивный


Исторические сведения о Великобритании
Текущий
Продуктивный

Британское правительство
Текущий
Тематический
Продуктивный
Творческий

Главные города Великобритании
Текущий
Продуктивный

Британское общество
Текущий
Тематический
Продуктивный
Творческий

Культура Великобритании
Текущий
Продуктивный

Досуг и спорт
Текущий
Продуктивный

Итоговая работа
Итоговый (защита проекта)
Творческий

Программа предусматривает формирование у учащихся предметных и общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рубрика «знать» включает требования, которые усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «уметь» включает требования основных и более сложных видов деятельности, в том числе и творческих.

Предметные знания и умения

Учащиеся должны знать:
- природно-климатические, экономические, общественно-политические и социальные особенности Великобритании и США, основные этапы их исторического и культурного развития;
- традиции, особенности национального характера, национальной психологии;
- национально-специфические особенности бытового поведения представителей изучаемой лингво-культурной общности;
- безэквивалентную и фоновую лексику, а так же реалии в рамках изучаемой страноведческой тематики;
- культурно-ориентированную лексику и фразеологию.
Учащиеся должны уметь:
- применять знания о национально-культурных особенностях Великобритании и США;
- сопоставлять культуру своего народа с культурой других стран и общаться с представителями иных национальных культур;
- корректно употреблять культурно-ориентированную лексику в речи;
- извлекать социокультурную информацию из различных типов аутентичных текстов, Интернета;
- участвовать в различного рода мероприятиях и видах деятельности, способствующих пониманию национально-культурных особенностей народов Великобритании и США и воспитывающих уважение к ним.

Общеучебные умения

Использование метода проекта при обучении страноведению помогает развивать следующие учебные умения:
Учебно-интеллектуальные:
- работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации);
- анализировать информацию;
- делать обобщения, выводы;
- работать с разнообразными справочными материалами.
Творческие:
- генерировать идеи;
- находить варианты решения проблемы;
- прогнозировать.
Коммуникативные:
- вести дискуссию;
- слушать собеседника;
- отстаивать свою точку зрения;
- находить компромисс с собеседником;
- лаконично излагать свою мысль.
Учебно-организационные:
- осуществлять контроль и самоконтроль;
- объяснять, оказывать помощь;
- организовать учение.
















Обеспечение учебного процесса

Учебник

Богородицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Мир Британии. М.: «Версия», 2003.
In Britain. Обнинск: Титул, 1996.
In the USA. Обнинск: Титул, 1996.

Методические пособия

Клементьева Т.Б. Методика обучения иностранным языкам. С.-Петербург: Каро, 2004
КолеченкоА.К. Энциклопедия педагогических технологий. С.-Петербург: Каро, 2003

Литература, необходимая для освоения курса

Для ученика:

Обязательная:

Баграмова Н.В. Книга для чтения по страноведению. С.-Петербург: Союз, 1998.
Костина Е.А. О Соединенных Штатах Америки. М.: «Московский Лицей», 1999.
Ощепкова В.В. The USA: Geography, History, Education, Painting. М.: Лист, 1999.
Павлоцкий В.М. Discovering Britain. С.-Петербург: «Базис», 2000.
Токарева Н.Д. Америка. Какая она? М.: «Высшая школа», 1998.

Дополнительная:

1.Aspects of Britain and the USA. Oxford University Press, 1995.
2.Britain in Brief. М.: Лист, 1999.
3. History of American Nation. М.: Firm Reecha, 1997.
4Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь: Великобритания. М.: Рольф, 2000.
5.Нестерчук Г.В. США и американцы. Минск: «Вышэйшая школа», 1997.
6.Safonova v. British Literature and Culture. С.-Петербург: «Питер», 1997.
7.The Crown Jewels. London, 1996.
8.The Tower of London. London: Pitkin, 1996.
9.Tomsha T. American Customs and Traditions. Longman, 1994.
10.Rabley S. Customs and traditions in Britain. Longman, 1994.

Для учителя:

Обязательная:

Государственный образовательный стандарт. М., 1998.
Конышева А.В. Организация классных часов на английском языке. С.-Петербург: Каро, 2004.
Книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – 3 изд. – Минск, 1997.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Полат Е.С. – М.: АСАДЕМА, 2002.
Риске И.Э. Американская жизнь в поэзии. С.-Петербург: Каро, 2004.
Purposes: A learning – centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996.
J. Randle. Understanding English Britain. A History of the British People and Their Culture. Lingual House Linguaphone Institute Ltd, London, 1986.
S. Sheerin, J. Seats, G. White. Spotlight on Britain. Oxford University Press, 1998.
Welcome to Oxford. Thames and Chilterns Tourist Board, 1990.

Дополнительная:

Americana. Англо-русский лингвострановедческий словарь. / Под ред. Чернова Г.В.-Смоленск: Полиграмма, 1996.
Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. - Липецк: 1999.
Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка. // ИМИ, 2000.
Степанко А.Н. Технология экспертизы инноваций в муниципальной системе образования. Сургут: Дефис, 1999.
Ушаева А.А. Модульный принцип изложения курса «История отечества» в средней школе. Сургут: Дефис, 2000.
Эксперимент: Совершенствование структуры содержания общего образования. // Под ред. Киселева А.Ф. М. Владос, 2001.

Список видеофильмов на английском языке:

Coronation of queen Elizabeth II
Diana. Queen of Hearts
Elizabeth
England
Karaoke. Popular British and American songs
Karaoke. Songs about Christmas.
Lake District
London
Madame Tussaud’s
My Fair Lady
Romeo and Juliet
Shakespeare in Love
Shakespeare’s Stratford
The Beatles
The Tower of London

Мультимедийные программы:
American. Курс № 3.
Английский. Путь к совершенству.
English Vocabulary in Use. Cambridge. Уровень Upper Intermediate.
Образовательная коллекция. Oxford.
Учить английский. Американский вариант. Уровень Intermediate.
Учить английский. Британский вариант. Уровень Intermediate.









13PAGE 15


13PAGE 142415




15