Урок Влияние географического положения на климат России (8 класс)



УРОК ГЕОГРАФИИ
в 8 – А классе
с использованием технологии
работы в малых группах
и технологии мини – исследования.
Тема урока:
310515781050«Влияние географического положения на климат России. Климатические пояса и типы климата».

Урок разработала и провела
ГОЛУБИНА Л.А.
25.11.2016 года


Краснолесье -2016 г.
Уроки № 25 -26 Тема урока: Влияние географического положения на климат России. Климатические пояса и типы климата.
Цель урока:
изучить особенности показателей климата России, и причины их определившие; охарактеризовать климатические пояса и типы климата России;
развивать умения работать с климатической картой, провести мини-исследование , учить применять полученные теоретические знания на практике, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в малых группах ;
воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Учебное обеспечение: физическая карта России, атласы, таблица «Климат», климатограммы, раздаточный материал,
Ход урока 1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. 2. Актуализация опорных знаний: (проверка понятий) - Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? - Что такое климат? От каких факторов зависит формирование климата? - Что такое солнечная радиация, назовите её виды; ( прямая радиация, рассеянная радиация, суммарная радиация) - Почему количество солнечной радиации в разных районах различно?(угол падения солнечных лучей). - Что такое радиационный баланс, альбедо? - Какие факторы кроме СР определяют климат нашей страны? (Циркуляция атмосферы) – Что это означает? Воздушная масса?, Виды ВМ? Атмосферный фронт? Циклон? Антициклон? Назовите признаки антициклона и циклона Вопросы для обсуждения:
- какие ВМ господствуют на территории России? - какая погода устанавливается при поступлении на территорию страны АВМ, м УВМ, к УВМ, ТВМ ? - В какое время года они господствуют в каждом из поясов? - Почему субтропический и субарктический пояс называют переходными? - почему АВМ доходят до самых южных границ страны? - Какой океан оказывает большее влияние на климат России? Почему? Пока мы затрудняемся найти ответы на некоторые вопросы. Сегодня мы этим и займёмся.(Объявляется тема и цели урока.) А также познакомимся с приемами работы по климатической карте, научимся определять показатели климата. КАКИЕ?(Температура, кол-во осадков). Дадим характеристику климатических поясов и типов климата. Работать будем в малых группах, а в конце урока вам надо будет выполнить контрольные задания.
3. Изучение нового материала А)Обсуждение проблемного вопроса :
«Как географическое положение влияет на климат России»? 1.Северное положение России как влияет на ее климат? ; (небольшое кол – во СР от 80 до 128 ккал/см2) 2.Как влияет Атлантика на климат Западной России? (Западный перенос) 3. Почему Тихий океан оказывает своё влияние только на побережье? (Рельеф горный) 4.Что такое муссон? Как он образуется? Где господствуют МУССОНЫ? (побережье Тихого океана) 5.Почему зимой над Сибирью устанавливается – Азиатский максимум ? (Оймякон – полюс холода Северного полушария ( -71 С).? Охлаждение суши!!
Б) Знакомство с климатической картой России: (стр.17.атласа) 1. Что обозначает цветовой фон карты? –( климатический пояс), 2.В каких климатических поясах лежит Россия? (арктический, субарктический, умеренный, субтропический) .Назовите основные и переходные пояса Почему ПЕХОДНЫЕ? 3. На какие области делится Умеренный пояс? (Умеренно-континентальный , континентальный , резко континентальный , муссонный) 4. Как узнать среднюю температуру июля?
РАБОТА С КАРТОЙ (коллективная работа)
Находим : Сев.Лед.Ок. - 0, побережье +8, в средней части +16,на юге +24. ИЗОТЕРМА! Как узнать среднюю температуру января? Находим : СЛО - 8, - 16, - 24,побережье – 32 ,в средней части от - 16, до - 40!.
Как определить количество осадков по карте?- черные линии, а в разрывах ММ. Определяем количество осадков:-ННовгород-600, Новосибирск-400, Верхоянск – 200 ПК 800, Кавказские горы – 1680 ( Почему в горах осадков больше?)
Давайте попробуем определить закономерности распределения температур и осадков на территории России. Я предлагаю проследить ход температур и осадков вдоль 60 градуса с.ш. Как вы думаете, на одной широте температуры и осадки будут одинаковыми? Давайте в этом убедимся!!!
В)МИНИ – ИССЛЕДОВАНИЕ (работаем в парах)
1. -С-Петербург -8 ; + 16 600мм А = 24 градуса (Северо – Атлантическое теплое течение смягчает климат зимой и делает прохладным летом)
2 .Киров – 16 +16+17 600мм А = 32 - 33градуса
3.Ханты – Мансийск – -24 +16 +18  400мм А = 40 - 42 градуса
4.24 Якутск – 40 +16 +18 400мм А = 58 градусов
5 Магадан -24 +8 +12 600мм А = 36 градусов
Учащиеся работают в парах, определяют по карте показатели климата , а я результаты фиксирую на карте карточками с нужными значениями)
Учащиеся сами делают вывод: зимние температуры понижаются с запада и востока к центру страны по мере удаления от океанов.
Таким же образом определяем летние температуры, амплитуды температур, записываем вывод, определяем количество годовых осадков, учащиеся сами делают вывод о том, что осадки уеньшаются к центру страны по мере удаления от океанов.
ВЫВОДЫ:
1.С запада на восток и с востока на запад к центру материка количество осадков уменьшатся (удаляемся от Атлантики и Тихого океана -нарастает континентальность ) 2. В горах осадков выпадает больше, чем на равнинах; (объясняем устно) 3. Температуры зимой уменьшаются с запада на восток, полюс холода – Оймякон (С-В Сибирь),- Азиатский антициклон, а летом увеличиваются с севера на юг. 4.На востоке летом дуют муссоны, несут осадки с Тихого океана.
Г)Знакомство с климатограммами.

А) объяснение учителя - как определить показатели климата по диаграмме; Б) Работа с диаграммами учащихся в парах ( стр. 97 учебника) -«чтение» диаграмм учащимися.
Д) .Работа в малых группах с климатическими картами по характеристике климатических поясов. (СТР. 92, 94,97 учебника)
1 группа-- арктический
2 группа - субарктический
3.группа – умеренный континентальный
4.группа - континентальный
5. группа - резко континентальный
6. группа - муссонный, морской
7. группа - субтропический
ПЛАН (на доске)
1.Географическое положение пояса.
2.ВМ по сезонам года
3.Средние температуры января
4. .Средние температуры июля
5.Годовое количество осадков
6. Влияние климата на жизнь людей.
По мере выполнения задания, учащиеся заполняют таблицу на доске!!!!
Проверяем, поясняем, по ходу сравниваем, делаем выводы.
1.АРКТИЧЕСКИЙ
СЛО+ПОБЕРЕЖЬЕ
АВМ
-8-40
+4
200-400мм
2.СУБАРКТИЧЕСКИЙ
Северная часть России (К северу от полярного круга, расширяется к востоку)
Летом УВМ, зимой АВМ
От +12 до +8
-12—40
200-600
Умеренный пояс
Типы климата Географическое
положение ВМ Температура
июля Температура
января Количество осадков, их режим
Умеренно континентальный Восточно – Европейская равнина УВМ,АВМ +16 +24 - 4-12 800-400мм
континентальный Западная Сибирь кУВМ,АВМ +12 +16 -20 -24 600мм
Резко континентальный Восточная Сибирь кУВМ, АВМ К УВМ,АВМ +16 -36-40 400мм
муссонный Юг ДВ УВМ +12+16 - 12-28 600 -800мм
морской Камчатка , Курилы мУВМ +12 -8-20 Более 800мм
СУБТРОПИЧЕСКИЙ
1. ЮБК+ЧПК
2.зимой УВМ, летом ТВМ
3.+23, 0-+4 от 500до 2500 ( Кавказ)
4) Закрепление учебного материала
УСТНО:
1.В каких поясах расположена Россия? ( в четырех климатических поясах -арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом) 2.Какие пояса основные? (арктический, умеренный). 3.Какие переходные? (субарктический, субтропический) 4.Самый большой по площади пояс? (умеренный). 5.Какие показатели характеризуют тип климата? (средние температуры января и июля, амплитуда, количество и режим осадков, преобладающие типы погод, господствующие воздушные массы). 6. Почему в Сибири полюс холода? 
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЫ: (письменно - задания на каждую парту)
1.Умеренный пояс делится на 4 типа климата………………………………………………………..
2. Летом в Субарктическом поясе господствуют ……… ВМ…….., а зимой……………ВМ
3. Летом в Субтропическом поясе господствуют ……, ….ВМ., а зимой……, …….ВМ
4.Полюс холода северного полушария находится в……………………….абс минимум t ° …………
5. На Камчатке климат………………………………………………………………………………………
6.В Приморье климат…………………………………………………………………………………………
7. На Дальнем Востоке осадки больше выпадают ……………………,потому что………………
Узнайте климатический пояс или тип умеренного климата по их показателям:
1.Лето: t ° + 23°°, зима : t ° + 4°, осадков 500 мм преимущественно зимой………………………Субтроп).
2. Лето: t ° +16° зима: t ° - 24° - 28°, осадков 400 мм УВМ………………………………………(КОНТИН)
3.Лето: t ° 0 + 4° зима: t ° - 12° - 32°, осадков 200 мм ………………………………………………(АРКТИЧ…
4. Лето: t ° +16°, зима: t ° - 40°, осадков 400 мм ………………………………………………………(РЕЗКО КОНТ)..
5. . Лето: t +16°, зима: t ° -12°, осадков 600-800 мм осадки преимущественно летом…………(МУССОННЫЙ)
Проверка.
5.Подведение итогов урока (обобщают учащиеся):
Россия расположена в четырех климатических поясах. арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом.
Умеренный пояс делится по показателям климата на типы климата: умеренно-контитинентальный , контитинентальный , резко контитинентальный , муссонный.
Климат зависит от многих факторов: г.п., удаленности от морей и океанов, рельефа, движения ВМ и т д…
Выставление и комментирование оценок.
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 23, 24, (ответить на вопросы стр.95 -4,5) таблицу на стр.99 прочитать не менее 3 раз, подготовиться к к/р.