Разработка урока по географии на тему Своеобразие географического положения Австралии. История открытия и достижения. Геологическое развитие и рельеф. Полезные ископаемые.


Тема урока: Своеобразие географического положения Австралии. История открытия и достижения. Геологическое развитие и рельеф. Полезные ископаемые.Цели: сформировать знания о своеобразии материка ФГП Австралии, этапы открытия и исследования , основные формы рельефа и полезные ископаемые ; усовершенствовать работу с атласом и контурными картами; пояснить особенности ГП материка; определить размещение форм рельефа и полезных ископаемых; развивать экологическую культуру , прививать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
І.Орг. момент. Определить цели задачи урока.
ІІ.Актуализация опорных знаний и умений.
1. Прием « Интеллектуальная разминка». Работа с планом характеристики материка.
-По какому плану будем характеризовать материк?
-Почему изучение какой либо территории начинается с изучения ее ГП.
-Что вам известно про Австралию?
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИКА (раздаточный материал).
История открытия и достижения.
ФГП , площадь, расположение относительно к экватора, нулевого меридиана, тропиков, географических поясов; крайние точки; протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток; океаны и моря, характер течений, которые омывают материк; материки, которые рядом расположены и пути сообщения с ними.
История формирования материка( тектонические структуры и их размещение).
Основные формы рельефа и их взаимосвязь с тектоническими структурами.
Полезные ископаемые и закономерности их размещения.
Климат: климатообразующие факторы и их влияние на показатели климата, климатические пояса и области; общие черты климата.
Внутренние воды: озера, болота, искусственные водоемы, ледники, подземные воды.
Природные зоны. Расположение природных зон , закономерности и распространение их характеристика.
Население и политическая карта: количество, густота и особенности размещения населения; расы, народы, основные религии, политическая карта материка.
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
1.Вступительное слово учителя.
О какой стране идет речь в стихотворении Г. Усовой ? (не читается слово ст.-ния «Австралия»).
Галина Усова. Австралия — страна наоборотОна располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищалиИзгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.
2. Прием «Удивлю Всех».
Австралия – чудеснейший материк , потому что все для нас наоборот : в январе- лето, деревья зимой сбрасывают ни листя, а кору, через пустуни без топора не пройти, животные имеют сумки. Интересно узнать про такой материк ?
3. Демонстрация фрагмента видеофильма про Австралию. Цель- повышение интереса к изучаемой теме.
ІV`.Работа над новым материалом по плану характеристики материка.
Географическое положение.
3.Прием «Творческая лаборатория».
Ученики объединяются на 5 групп, получают задания и с помощью атласов, типовых планов характеризуют ГП материка. Один ученик отвечает, остальные работают по карте.
Примеры раздаточного материала
Карточка№ 1.
С помощью атласа расскажите про площадь Австралии, ее расположение относительно экватора и нулевого меридиана, тропиков, географических поясов.. Карточка№2.
С помощью атласа установите крайние точки материка и определите их координаты.
Карточка№3
По атласу произведите расчет протяженность Австралии в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.
Карточка№4.
Определите по картам атласа океаны и моря ,характер течений, омывающих материк.
Карточка№5.
Назовите самые близкие по расположению материки и пути их сообщения с ними.
( Происходит прослушивание ответов групп.)
4. Прием « Картографический практикум»
Звучит тихая мелодия, в этот момент учащиеся наносят на контурную карту номенклатуру ( записана на доске):
Крайние точки: м. Йорк, м. Стип-Пойнт, м. Юго-Восточный, м. Байрон.
Моря: Коралловое, Тасманово, Арафурское.
Заливы: Карпентария, Великий Австралийский.
Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея;
Великий Барьерный Риф; полуостров Кейп-Йорк.
История открытия и исследования.
Игра « Кто такой? Что такое?. Учитель называет фамилии географов ( Луис Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Мэтью Флиндерс), а учащиеся называют связанные с ним и географические открытия. ( домашнее задание).
Геологическое развитие рельефа материка.
Прием « Картографический практикум».
Используя физическую карту, найдите географические объекты на материке, который характеризуют рельеф. (уч-ся работают с картами атласа, находят точку материка (оз. Эйр), наивысшую (Г. Косцюшко-2230м). (Работа со словарем терминов). Почему назвали г. Косцюшко?). Центральную низменность, Великий Водораздельный Хребет, Западноавстралийское плоскогорье. Эту номенклатуру наносят на контурную карту.(звучит тихо музыка.)
5. Прием « Мозговой штурм».
Для правильного анализа причин распределения форм рельефа и полезных ископаемых необходимо знать тектоническое и геологическое строение материка. Какая связь просматривается между рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми на примере материка Австралия.
Используя атлас, объясните:
-Какие формы рельефа расположены на материке. Характер рельефа. (Анализ физической карты.)
- Какая причина их образования? ( Анализ карты строения земной коры.)
4.Полезные ископаемые материка.
Самостоятельная работа с учебником.
Проанализировать текст учебника с целью установления связи тектонического строения территории и залежей полезных ископаемых.
С магматическими породами Австралийской платформы связаны рудные полезные ископаемые, которые встречаются также и на востоке материка.
Ученики по картам называют эти полезные ископаемые (железо, алюминиевые, медные, урановые руды.)
В осадочном чехле Австралийской платформы сосредоточены нерудные полезные ископаемые (каменный и бурый уголь, нефть, газ).
Вывод. В Австралии огромные запасы руд черных и цветных металлов.
Работа в парах.
Сравните рельеф Австралии и Африки. Что общего? Какие различия?
V. Закрепление изученyого материала.
6. Прием « Долина сомнений».
Сигнальные карточки: зеленая- верный ответ, красный-ошибка, желтый-не определился с ответом.
У меня в руках записка матроса Ивана, он считает себя достаточно образованным. Австралия ему очень знакома. Постарайтесь определить ошибки в записке матроса Ивана
« …Прежде чем открыть Австралию, мы решили осмотреть ее берега. Для этого мы сели в корабль на севере от острова Мадагаскар (Тасмания), который находится на юге материка и поплыли на запад по Великому Индийскому (Автралийскому) заливу. Потом, доплыли до крайней западной точки Австралии м. Байрон (м. Стип-Пойнт), мы проплывали вдоль пустынных просторов по водам Атлантического (Индийского) океана. Дальше, прежде чем попасть до крайней северной точки материка м. Йорк, мы чуть не попали на Маленький (Великий) Барьерный Риф, но наш капитан обогнул его по Коралловому заливу (морю), успешно довез нас к столице Австралии городу Сидней ( Канберра), проплывая мимо крайней восточной точки материка м. Стип-Пойнт (м. Байрон). Так вот, обойдя Австралию, осмотрев ее берега, мы стали изучать все самое интересное на материке…»
VI. Итог урока.
7. Прием « Пять предложений».
Уч-ся стараются изложить изученный материал на уроке пятью предложениями.
VII. Домашнее задание.
Проанализировать соответствующий параграф из учебника. Составить хронологическую таблицу, используя параграф. Подготовить сообщение об интересных фактах Австралии.( по желанию).