Повышение интереса обучающихся и развитие их творчества во внеурочное время.


Повышение интереса обучающихсяи развитие их творчества во внеурочное время.
Орлова О.Ф., учитель ИЗО«Творчество – это загадка,
которую художник задает сам себе»
( Станислав Ежи Лец).
Наше время характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитием его лучших качеств и коммуникативных навыков. Это значит, что обучение должно формировать обучающихся познавательные интересы, развивать их способности, побуждая к творческой деятельности. Именно сейчас в современной психолого-педагогической науке, в системе образования актуальным и значимым становится поиск новых подходов, невостребованных резервов достижений культуры, эффективных технологий воспитания и обучения с целью развития творчества с начала пути человека, с детства, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
В МБОУ гимназии г.Зернограда уделяется большое внимание внеурочной деятельности школьников по предмету. Поэтому моя задача как учителя сформировать систему внеурочной деятельности школьников по изобразительному искусству, цели и задачи которой должны соответствовать основным целям и задачам обучения ИЗО.
Цели внеурочной деятельности школьников:
развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников;
формирование самостоятельного приобретения знаний;
удовлетворение интересов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий;
подготовка личности, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности школьников:
создание условий для выявления возможностей и интересов школьников;
организация внеурочной деятельности школьников с использованием разработанных методов, основанных на применении современных образовательных технологий;
формирование межличностных отношений между субъектами образовательного процесса;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, дополнительного материала и др.);
создание системы мониторинга эффективности внеурочной деятельности.
Виды внеурочной работы в 2012/2013 учебном году:
игры, конкурсы, викторины и др.;
школьная олимпиада;
конкурс ребусов, кроссвордов;
выставка рисунков;
выставка творческих работ;
дополнительные занятия по предмету;
подготовка и участие в конкурсах разного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского).
Ожидаемые результаты образовательной деятельности во внеурочное время:
повышение познавательного интереса к изобразительному искусству;
развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
повышение уровня информационной грамотности обучающихся;
повышение уровня качества творческих работ обучающихся;
развитие личности школьника.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Учитель изобразительного искусства по моему мнению должен :не навязывать свою манеру изображения;
уважать точку зрения воспитанника;
поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка;
не смеяться над необычными образами;
не мешать желанию ребенка, изобразить что-то по-своему.
Благодаря тому, что наша гимназия имеет очень хорошую интерактивную базу, возможность использования компьютеров и Интернета в урочное и во внеурочное время, у ребят появилась возможность участвовать не только в городских, региональных конкурсах рисунков, но и во всероссийских и международных конкурсах.
Я уделяю большое внимание работе с одаренными детьми, заинтересованными в более глубоком изучении предмета.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. В первую очередь, я стараюсь дать всем положительный настрой на работу в начале урока (шутки, юмор, пожелание успеха, нацеливание на то, что у них обязательно все получится), подбадриваю слабых, неуверенных в себе обучающихся. Стараюсь проявлять внешне выраженное, материализованное в словах, мимике, пластике, действиях, расположение к каждому ребенку, внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение. Общение с классом начинается еще на перемене.
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. В 5-8 классах к темам мною разработан цикл контрольно-измерительных материалов на повторение и обобщение знаний, стартовый контроль, игры-головоломки, ребусы, кроссворды; урок - викторина «Аукцион знаний по декоративно-прикладному искусству», презентация «Викторина по ИЗО». Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений. Они также являются одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала: усвоение терминов, фактов, дат, имен. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением. Эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.
Важным условием развития художественного творчества обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности является использование технических средств обучения, особенно видео и аудиоаппаратуры, компьютера, мультимедиа проектора. Выводя художественные произведения, презентации через мультимедиа - проектор на большой экран, я наблюдаю огромную разницу в восприятии учениками художественного произведения, до и после использования этой техники. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках ИЗО позволяет:
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды;
- применение компьютеров создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Для того чтобы снизить переутомляемость, я использую здоровьесберегающие технологии. Они позволяют мне сохранять и укреплять здоровье обучающихся.
В обучении я использую здоровьесберегающие компоненты:
Психологический компонент – для обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в лицее и семье, для обеспечения социально-эмоционального благополучия школьника.
Физкультурно-оздоровительный компонент (проведение физкультминуток, минуток покоя, пальчиковой гимнастики) – для укрепления здоровья ребенка, формирования правильной осанки, воспитываю привычку к повседневной физической активности.
Эмоционально-волевой компонент позволяет мне создать на уроке микроклимат для выражения положительных эмоций, формировать у учащихся такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь , достоинство.
Образовательный компонент позволяет мне изменить отношения учащихся к своему здоровью, способствует созданию благоприятного коммуникативного пространства для участников образовательного процесса.
Использование данных инноваций мной приводит к повышению качества знаний обучающихся.
Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях «навыки души»- тренирует чувства, эмоционально-ценностные отношения человека ко всем явлениям действительности.