Разработка урока по русскому языку Сравнительная характеристика двух знакомых лиц 8 класс по программе Т.Я.Ладыжинской



Тема урока : Сравнительная характеристика двух знакомых лиц.
Цели:
научить строить текст жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц;
показать особенности текстов-характеристик двух людей;
пополнить лексический запас обучающихся;
развивать творческие способности обучающихся;
формировать навыки аналитической работы со словесным материалом;
воспитывать культуру речи.

---- Что самое главное автор изобразил на этих иллюстрациях?
Слайд № 2
lefttop
В каждом литературном произведении писатель изображает разных по характеру и поступкам, по убеждениям и жизненным судьбам людей. Вслед за писателем и мы невольно сравниваем их между собой: что у них общего, чем они различаются.
-----Рассмотрите иллюстрации. Как автор относится к героям?
Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни.
Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.

Слайд №3

Работа над ней начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления двух литературных героев по сходству или различию.
Но прежде всего надо ответить на вопрос (подвести базу для сравнения): на каком основании мы можем сравнить (сопоставить) этих людей?
----Какие черты характера заставляют нас сравнивать людей?
Основания для сравнения:
внешность;
возраст;
социальное положение;
родственные отношения;
отношение обоих к третьему лицу;
отношение к ним автора.
В заключение необходимо сделать вывод: что даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно-художественного содержания прочитанного произведения (для чего автор поставил их рядом?)
Линии сравнения:
характер;
обстоятельства жизни;
поступки, поведение;
авторское отношение.
портрет;
3.Работа по повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
------Выразительно прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
-----О чём идёт речь в тексте?
-----Какие приёмы использует автор для сравнительной характеристики героинь?
-----Как строится этот текст?
-----Что позволяет автору сопоставить двух девочек?
------Что является основанием для сравнения персонажей:
герои-ровесники;
друзья;
возраст, внешность, одежда;
манера поведения;
особенности характера
4.Работа в группах.
1 группа
Проанализируйте синтаксическое строение текста, найдите параллельные синтаксические конструкции, союзы, вводные слова, использующиеся при сравнении и сопоставлении.
2 группа
Проанализируйте лексические особенности текста: использование антонимов. Приведите примеры лексических и контекстуальных антонимов. С какой целью они используются?
3 группа
В каком времени употреблены в тексте глаголы? Почему?
Слайд № 4

К. Брюллов «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых»
С помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина?
Каков цветовой фон картины?
Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей XIX века, их быт. Отметьте детали этого века.
Что дальше мы будем описывать?
На какие детали мы обратим внимание при описании?
Что объединяет, а что отличает героинь этой картины?
Как вы понимаете слово кокетливы? Подберите синонимы к этому слову.
lefttop
--Примерное начало описания-сопоставления
Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
5.Запись выводов в тетрадь.
Сравнительная характеристика – это…
Линиями сравнения являются…
Основанием для сравнения может быть…
В сравнительной характеристике используются следующие синтаксические особенности:…
Лексические особенности текста в жанре сравнения двух людей – это…
Домашнее задание (по вариантам)
Создать компьютерную презентацию «Сравнительная характеристика двух знакомых людей».
Написать сочинение-рассуждение с элементами описания двух знакомых людей.
Написать сопоставительную характеристику двух своих знакомых или двух литературных персонажей.