Урок Австралия: ФГП, история исследования, рельеф и полезные ископаемые.


Австралия. Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые
Цели и задачи урока:
Сформировать у учащихся представление о физико-географическом положении и рельефе Австралии.
Продолжить формирование приема определения ГП материка.
Познакомить с историей открытия и исследования материка.
Развивать умение работать с географическими картами, текстом учебника.
Оборудование: “Физическая карта Австралии”, “Строение земной коры”, компьютер, проектор, презентация, карточки.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1.Организационный.
Определение учащимися темы, целей урока (демонстрируются слайды с изображением животных Австралии, кораллы)


? Она располагается под нами.Там, очевидно, ходят вверх ногами,Там наизнанку вывернутый год.Там расцветают в октябре сады,Там в январе, а не в июле лето,Там протекают реки без воды(Они в пустыне пропадают где-то).Там в зарослях следы бескрылых птиц,Там кошкам в пищу достаются змеи,Рождаются зверята из яиц,И там собаки лаять не умеют.Деревья сами лезут из коры,Там кролики страшней, чем наводненье,Спасает юг от северной жары,Столица не имеет населенья.
?— страна наоборот.Ее исток — на лондонском причале:Для хищников дорогу расчищалиИзгнанники и каторжный народ.? — страна наоборот.
II. Активизация знаний, умений.
1. По какому плану мы изучаем материк?
2.Вспомните план характеристики ФГП
3.Какие явления происходят на границах литосферных плит?
4.Что такое платформа?
5.Что такое рельеф?
6.Какие формы рельефа вы знаете?
7.Какие бывают равнины по высоте? Каким цветом обозначаются на карте?
8.Как подразделяются горы по высоте?
Ill. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Австралия один из самых уникальных материков. Ведь на самом деле Австралия и вправду самый, самый и самый материк. Например, это:
самый маленький материк. Площадь Австралии составляет 9 млн. км 2, в раз меньше Евразии (54 млн. км.2)
самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже всех других материков.
самый низкий материк. На 95% его поверхности высота не превышает 600 м над уровнем моря.
самый спокойный материк. Здесь нет действующих вулканов.
самый сухой материк, ведь большую часть его территории занимают пустыни
самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира, ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь нигде на земном шаре.
Самый малонаселенный материк, численность населения материка сопоставима с численностью крупнейших городов мира: В Австралии проживает 17 млн. чел.,
Австралия - единственная в мире страна, занимающая целый материк!
Физико – географическое положение материка.
Задание 1. Используя план “ Характеристика ФГП материка” (см. приложение стр. 311) и физическую карту Австралии, описать ФГП континента.

История открытия и исследования материка
Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания.
История открытия и исследования материка. Еще древние географы высказывали предположение о существовании неизвестной южной земли к югу от экватора. Так, еще на карте Птолемея (II в. н. э.) была нанесена обширная территория в южном полушарии, которую назвали “Терра австралиус инкогнито” - «Неведомая Южная Земля». Первыми европейцами, побывавшими на неизвестном материке, были голландцы. 19 ноября 1605 года мореплаватель Виллем Янсзон пересек незаметив пролив, позже названный Торресов.1606г. испанец Луи́с Ва́эс де То́ррес  открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк назвал Торресовым. В 1642 г. Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642г. остров, позже названный его именем — Тасмания. Впоследствии А. Тасман обошел Австралию с юга и востока и установил, что это самостоятельный материк. Долгое время голландцы держали свои открытия в секрете. Лишь в 1770 г. английский мореплаватель Джеймс Кук исследовал восточный берег Австралии и окончательно отвергнул легенду о существовании большого южного материка и объявил ее английским владением. Свою историю Австралия ведет с 26 января 1788г., когда здесь была организована «штрафная колония» для уголовных преступников. Партия из 1000 английских переселенцев, большинство из которых были каторжники, сошла на пустынный дикий берег и основала первое поселение – Сидней. Впоследствии на материке появились вольные поселенцы. Начался захват материка, сопровождавшийся истреблением коренного населения. Через сто лет большая часть аборигенов была истреблена. Оставшиеся коренные жители были согнаны на внутренние пустынные территории материка. В XIX в. было снаряжено более десятка экспедиций для исследования внутренних пустынных областей материка. Впервые в 1860 г. пересечь Австралию с юга на север удалось англичанину Р. Б е р к у. Экспедиция прошла от города Аделаида до залива Карпентария. Когда на материке были найдены месторождения серебра и золота, Англия объявила Австралию своей колонией. Освоению Австралии способствовало также наличие на материке удобных пастбищ для скотоводства. К концу XIX в. в основном исследование материка завершилось. В настоящее время Австралия федеративное государство, столица – Канберра, государственный язык – английский.
1. заполните таблицу:
Имя путешественника Годы Что сделано
К.Птолемей 2 в.н.э. Нанесена на карту обширная территория в южном полушарии под названием «Неведомая Южная Земля»
Виллем Янсзон 1605 Пересек незаметив пролив, позже названный Торресов.
Луи́с Ва́эс де То́ррес  1606г Открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк назвал Торресовым.
Абель Тасман 1642 Исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642г. остров, позже названный его именем — Тасмания. Затем, обошел Австралию с юга и востока, и установил, что это самостоятельный материк
Джеймс Кук 1770 Исследовал восточный берег Австралии и объявил ее английским владением.
Р. Берк 1860 Впервые пересек Австралию с юга на север
2.Найдите на карте географические названия, связанные с именами исследователей и путешественников.
Рельеф и полезные ископаемые Австралии.
В основании материка лежит древняя Австралийская платформа. С востока к ней примыкает Восточно-Австралийский складчатый пояс. Такое геологическое строение отражается на рельефе материка. Большую его часть занимают равнины. Равнинную часть материка делят на две части — Западное плато и Центральную низменность. Максимальная высота западной равнинной части  — гора Либиг  (1524 м), а в районе озера Эйр находится самая низкая точка материка с отметкой высоты 12 м ниже уровня моря. Вдоль восточного побережья в пределах складчатой области протягивается невысокий, сильно разрушенный Большой Водораздельный хребет. Восточные склоны горных массивов очень крутые, а западные склоны ступенчато спускаются к Центральным равнинам. Самая высокая точка Австралии — гора Косцюшко (2228 м). Также вдоль восточного берега Австралии расположено удивительное и прекраснейшее творение природы — Большой Барьерный Риф. Парусник «Индевор» Джеймса Кука стал первым кораблем, прошедшим по узкому проливу между Большим Барьерным Рифом и берегом материка.
Задание 3. По физической карте материка и карте строение земной коры сравните западную и восточную части материка
Таблица Сравнительная характеристика западной и восточной частей материка
Признаки сравнения Западная часть материка Восточная часть материка
Тектонические области Характер рельефа Полезные ископаемые Высшая точка IV. Закрепление:
Ребята, сегодня мы познакомились с ещё одним материком – Австралией.
Давайте вспомним какие эпитеты со словом «самый», можно применить по отношению к Австралии?
Назовите имена исследователей Австралии.
Назовите основные черты рельефа Австралии.
Задание 4. Работа с контурными картами ( Уч-ся раздаются списки номенклатуры по береговой линии материка, предлагается отметить объекты на к/к)

Моря – Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское.
Проливы – Торресов, Басов, Кука
Заливы – Большой Австралийский, Карпентария.
Острова – Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова – Кейп-Йорк, Арнемленд,
Мысы: Йорк10*, 41` ю.ш., Саут-Ист-Пойнт (Юго-Восточный) 39* 11` ю.ш,
Стип – Пойнт113*, 05` в.д., Байрон153*, 39` в.д.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
V. Домашнее задание: п.35, задание 2 стр 150