Разработка урока по географии в 8 классе на тему Природно-ресурсный потенциал России

Методическая разработка по географии 8 класса
Учитель географии – Костюкова О.В.
Тема урока: Природно-ресурсный потенциал России.
Тип урока: когнитивный, проблемный.
Цели урока:
Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России.
Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного хозяйства, для строительства дорог и др.
Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.
Задачи урока:
Повторить и закрепить знания о природных ресурсах России;
Дать характеристику природно-ресурсного потенциала страны;
Сформировать представление об обеспеченности природными ресурсами страны и об их размещении по территории России;
Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;
Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.
Главная проблема урока: Оценка природно-ресурсного потенциала страны и округа. Разработка собственной стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа.
Аналитическая деятельность:
анализ тематических карт;
анализ статистического материала;
систематизация материала, его структурирование.
Оценочная деятельность:
качественная оценка природных условий (особенностей рельефа, климата, внутренних вод, почв и т.п.);
качественная оценка природных условий для развития санаторно-курортного хозяйства, для развития промышленности и сельского хозяйства, для строительства дорог и др.
Творческая деятельность: создание собственного продукта.
Рефлексивная деятельность способности самооценки собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.
Этапы урока по минутам:
Организационный этап урока – 4 минуты;
объяснение структуры урока;
Этап целеполагания – 6 минут:
ввод учащихся в проблемную ситуацию;
определение проблемы;
постановка целей урока.
Поисковый этап урока:
самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем – 5 минут;
дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала  - 10 минут;
самостоятельная творческая деятельность, разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны – 5 минут;
обмен мнениями: краткая презентация собственных стратегий – 6 мин;
домашнее задание – 3 минут.
Рефлексивный этап урока – 6 минут.
Задания ученикам и варианты их выполнения:
Вопросы для учащихся на этапе целеполагания:
Вы хотели бы гордиться нашей страной?
Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы вы ею гордились?
Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?
Выводы: страна должна быть богата умными талантливыми людьми, спортивными достижениями, природными ресурсами,  достижениями в разных областях науки и т.д. Ответ на третий вопрос - достижение успешности страны во многом зависит от ее богатств, в том числе природных.
Вопросы и задания на поисковом этапе:
Самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем:
Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
В чем проявляется влияние компонентов природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
Какие природные ресурсы вам известны?
Какими природными ресурсами богата наша страна, наш округ?
В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообразии природных ресурсов и о богатстве России различными природными ресурсами. Кроме того, учащиеся смогут самостоятельно сформулировать определение «природные ресурсы» - все компоненты природы, которые человек использует или может использовать для своих целей.
Дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала:
Назовите виды природных ресурсов  по происхождению: минеральные (полезные ископаемые), земельные,   водные, климатические, биологически;
Распределите  природные ресурсы на две группы по исчерпаемости: исчерпаемые (минеральные, земельные,  биологические); неисчерпаемые (водные, климатические).
Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить?   (Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Большинство ресурсов восстановить нельзя, например, минеральные).
Какими минеральными ресурсами богата наша страна? Где сосредоточены основные запасы топливных ресурсов?
Какие месторождения минеральных ресурсов расположены в приполярных широтах? Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории  наличием  многолетней мерзлоты? Какие полезные    ископаемые добываются на территории Русской равнины?    (работа с картой «Тектоника и минеральные    ресурсы»).
Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).
Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту атласа и текст учебника.
Охарактеризуйте лесные ресурсы России, используя карты атласа и текст учебника.
Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? (работа с картой «Рекреационные ресурсы»)
Самостоятельная творческая деятельность разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны:
Как вы думаете, есть ли необходимость в охране природных ресурсов при таком их количестве в нашей стране?
Зачем и от чего их нужно охранять?
Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных ресурсов в нашей стране?
Как этого можно добиться? Разработайте план мероприятий или собственную стратегию, которая обеспечит сохранность  природных ресурсов.
Отвечая на данные вопросы, учащиеся смогут определить те направления, по которым государству и каждому  человеку необходимо предпринимать действия. Далее учитель предлагает озвучить способы сохранения природных ресурсов, предлагаемые учащимися и объединиться в группы в соответствии с выбранным способом. Затем учитель спрашивает, какой материал и средства необходимы учащимся для выполнения задания (литература, Интернет, компьютер, карандаши, бумагу и т.д.) и обеспечивает ребят необходимыми принадлежностями и т.д. Данная работа имеет черновой характер, и дома учащиеся после предварительной защиты смогут закончить свои работы.
Обмен мнениями: короткая презентация собственных стратегий
При презентации учащиеся предлагают свои идеи и поясняют, почему выбранная ими стратегия позволит     сохранить природные ресурсы нашей страны.  Задания ученикам по рефлексии их деятельности: Достигнута ли цель урока? Что лично Вы взяли для себя с урока? Что вам кажется спорным? Почему? Какие проблемы Вы не смогли решить? Почему? Формы контроля и оценки результатов урока: Поскольку урок рассчитан на то, что учащийся, выйдя с урока, будет осмысливать свою стратегию, ее сильные и слабые места, ее действенность, то есть кульминация должна приходиться на этот период времени, то на данном уроке формально контроль не запланирован.
Задания на дом: прочитать параграф, оформить свои стратегии, при необходимости их скорректировать.