Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочное время»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Красненская основная общеобразовательная школа







Обобщение опыта работы
учителя первой категории
Гуровой Л.Н.
по теме:

«Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

















п.Красное


Содержание:


1.Информация об опыте ----------------------------------3

2.Технология описания опыта ----------------------------8

3.Результативность опыта ---------------------------------13

4.Приложения -------------------------------------------------14





















1.Информация об опыте
Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.
Опыт – это чувственно – эмоциональное познание деятельности, основанное на практике. Деятельность – специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру. Творчество – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, идей, открытий, решений какой-либо задачи. Творчество развивается на основе самостоятельной деятельности человека.
В дидактике опыт творческой деятельности определяют как готовность личности к поиску решения проблем, творческому преобразованию деятельности. Не должно быть обучения, которое, в конечном счете, не достигало бы усвоения содержания на творческом уровне и не сопровождалось постоянным эмоциональным воздействием. Накопление опыта творческой деятельности тесно связано с решением главной задачи современной школы – помочь развитию личности учащегося.
Обучать школьников опыту творческой деятельности, творческому мышлению можно только в процессе практического решения творческих учебных задач. Для этого необходима особая форма организации учебной деятельности: учение должно превратиться в исследовательскую деятельность.
Опыт творческой деятельности проявляется:
1) в способности самостоятельно переносить приобретенные знания и умения в новую учебную ситуацию; 2) в видении новых учебных проблем в знакомой ситуации (например, решение познавательной задачи по определению преобладания эндемичных видов в органическом мире Австралии); 3) в видении новых функций объекта (например, определение источника получения азотных удобрений, при изучении химической промышленности); 4) в видении структуры изучаемого объекта (например, связей между компонентами природного комплекса); 5) в способности самостоятельно комбинировать ранее усвоенные и известные способы в новый способ (например, выявление как можно большего количества признаков, по которым возможна группировка стран какого-либо региона мира); 6) в построении принципиально нового способа решения (например, нахождение формулы вертикальной поясности).
В творческой деятельности нельзя выделить конкретные этапы, систему действий, как при формировании понятий или умений. Систему действий при осуществлении творческой деятельности каждый школьник создает для себя сам. Опыт творческой деятельности не усваивается как сумма готовых знаний и способов деятельности, а подвергается личной переработке. Творческая деятельность – деятельность, при осуществлении которой нет готовых решений.
Именно поэтому речь идет о накоплении творческого мышления. И здесь можно выделить этапы:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
видение новой функции объекта;
осознание структуры объекта;
поиск нового способа решения задачи;


2.Актуальность опыта

Урок основная форма работы в школе. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее.
Перед педагогами стоит вопрос как сделать, чтобы учебный труд был бы непринужденным, чтобы он диктовался внутренними потребностями и желаниями учащихся в приобретении знаний. Речь идет о непринужденном мотиве учения как важнейшим стимуле учебной деятельности.
Кратчайший путь к познанию лежит через познавательную самостоятельную активность учащихся в учебном процессе через продуктивную их деятельность. Поэтому актуально сегодня найти эффективные пути формирования знаний учащихся, создать условия для познавательного поиска. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обучения. География изучающая элементы природы, процессы и явления, происходящие в природной среде, закономерности их развития, население, хозяйство, взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека, научные основы рационального природопользования, решения глобальных проблем человечества как никакой другой предмет актуален в развитии творческого поиска, глубокого интереса к современным проблемам со стороны учащихся
2. Задачи
1 .Развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами его регионов и крупнейших стран.
2. Использовать эффективные нестандартные, проблемные методы преподавания.
3. Осуществлять личностный подход в обучении, учить детей самостоятельности в суждении, умению отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.
3.Педагогические средства использованные в опыте
А) Формы проведения уроков: рассказ, беседа, диалог, игра, тестирование, путешествия, защита рекламы, проекта, лекция.
Б)Методы: слово, наблюдения, систематизация, обобщение, наглядный
В) формы организации деятельности учащихся:
фронтальная,групповая,индивидуальная,диференциованная,самостоятельная работа.
Г)стиль педагога с учащимися (дружеский, доброжелательный темп
урока по уровню усвоению материала, возрастным особенностям,
сменность заданий).

2.Технология описания опыта.
Сколь трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя географии, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали географию и любили ее? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке ? Как помочь ученику учиться ? перечень этих «как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа на них, единого рецепта на все случаи жизни для всех учителей сразу, к сожалению ,не существует.
Любая деятельность человека будет проходить более активно, с наибольшим конечным эффектом ,если она полностью поглощает волю и чувства человека, если она ему интересна. Без интереса, на мой взгляд, не может быть продуктивного учения.
Проработав более тридцати лет в школе, я определила для себя главное- готовясь к уроку надо четко знать какой учебный материал необходимо дать детям в какой форме, чтобы каждому было интересно. Уделяю большое место сочетанию разных методов обучения, которые рассматриваю как взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя. Для конкретного урока методы выбираю исходя из содержания учебного материала, наличия средств обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, опорных знаний. Словесные методы сочетаю с наглядными (учебные картины, карточки, карты, атласы, фотографии, компьютер) и практическими работами.
Деятельность учащихся стараюсь организовать на творческом уровне.
Более эффективными являются:
использование опорных схем,
блочная подача материала,
коллективная, групповая форма работа,
защита творческих, индивидуальных проектов заданий,
проблемный подход.
Как я использую опорные схемы и блочную подачу материала. При подготовке к уроку, изучив тему, я составляю лист-программы с опорными схемами. Схема-конспект с рисунками, таблицами, (приложение №1) Каждый лист включает в себя содержание нескольких параграфов учебника блок знаний по определенной теме.
Блоковая компоновка учебного материала преследует следующие цели:
Первая-облегчить ребятам процесс запоминания и воспроизведения опорных сигналов;
Вторая -определить рамки ответа (во времени) ученика;
Третья-восприятие темы в целом, а затем отработка практических навыков и умений. Работа с опорными схемами сопровождается анализом карт, картин, чтением стихов, ТСО.
На следующий урок учащиеся повторяют схему (тихо, шепотом), воспроизводят рассказ по схеме в парах, в группе, у доски.
Во время работы в группах присутствует непринужденная обстановка в классе, повышает активность учащихся. А самое главное самые застенчивые, неуспевающие, которые либо стесняются, либо неуверенны выступая вслух, учатся отвечать сначала среди своих товарищей. Так они учатся говорить перед классом, выражают свое мнение, становятся делать более уверенными. Мы знаем, что достаточно много учащихся мало читают книг, имеют малый словарный запас, поэтому ответ по схеме помогает им выразить главную мысль, составить целостный рассказ по теме. Это и есть личное достижение ученика. Если первый ответ ученика на оценку «3» и он хотел бы улучшить результат, он может это сделать на следующем уроке.
Таким образом, у детей развивается речь, появляется уверенность в собственные силы, развивается познавательный интерес при работе с опорными схемами работают все виды памяти. Путем живого общения осуществляется поурочный контроль за работой каждого ученика, тематический учет знаний. Появляется возможность больше использовать дополнительную литературу. На уроках обобщающего повторения даю творческие задания. В целях формирования познавательного интереса к предмету использую художественную и научно-популярную литературу. Проблема эмоционального воздействия на детей в процессе обучения одна из важных. Роль эмоций велика в формировании мировоззрения, познавательной активности, интереса к изучаемому предмету, потребности к самообразованию, предотвращению учебной и психологической перегрузке. Поскольку эмоции влияют на нравственные качества личности, то несовершенство методов и приемов эмоционального воздействия ведет к монотонности учения, снижению интереса к изучаемому предмету, мешаются личностные ценности при передаче знаний надо вызвать у школьников активное отношение к изучаемым явлениям и событиям, показать привлекательность процесса познания. Ребята любят совершать воображаемые путешествия.
В 7 классе, используя художественное произведение, материал учебника, наглядность, карту, ребята должны совершить географическое путешествие. Они составляют рассказ-описание, чертежи, схемы, оформляют карту территории (приложение 2)
При объяснении я использую стихи, загадки, например, использую карточки в стихотворной форме с заданием, объясняя тему «Круговорот воды в природе» .
При изучении темы«Гидросферы» читаю стихотворение Якимова «Круговорот».

«Чтобы не быть с географией в споре
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко
и т.д.
Рассказываю сказки о капельке, об одиноком дереве, о царе природы, привожу примеры из древних легенд например: « Что в очень давние времена жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь –Ангара, самая красивая девушка на свете.
Если ученик на уроке совершил увлекательное воображаемое путешествие, почувствовал красоту пушкинского стиха, то это чувство не заменяет никакие справочники и учебники. Это тоже знание, но качественно иного- высшего порядка.
В целях наибольшей эффективности урока использую проблемное обучение. При решении проблемных вопросов учащиеся активны в поиске решения. Ситуация выбора вопроса, ответа на вопрос переживается детьми, как состояние неопределенности, возникает стимул к активной мыслительной деятельности. Например, при изучении темы «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» в 7 классе было предложено задание: Сравните карты «Строение земной коры и полезные ископаемые» и физическую карту материка выявите черты сходства в истории развития рельефа всех южных материков, а затем установите отличительные черты тектоники Южной Америки и обоснуйте развитие современных форм ее поверхности.
Использую задания с элементами исследовательской работы. При изучении «Высотной поясности» дети получают задание вычертить схему, на которой распределить по высоте горы (Памир, Урал, Кавказские, Гималаи), для сравнения в цвете показать расположение природных зон, отметить высоты, исследовать как изменяется температура воздуха с высотой, какое влияние оказывает температура на размещение зон.
С большим интересом и активностью проходят уроки и использованием познавательных игр, кроссвордов, чайнвордов, географическое лото, защита рекламы, которые составляют сами обучающиеся. Хорошо проходят игры «Найди ошибки в тексте», «Узнай силуэт», «Знаешь ли ты эту страну». Такие игры служат источником развитию творческого воображения учащихся, сообразительности и наблюдательности. В них присутствует элемент соревнования. В процессе игры дети получают знания за рамками учебника, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала. Уроки и внеурочные мероприятия в форме игр «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Звездный час» полюбились учащимся.
Через такие активные формы я учу детей решать поставленные перед ними проблемы. Проблемное обучение- это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности. Благодаря такому подходу происходят познавательные процессы личности- актуализация прежних знаний осознание проблемной ситуации, формулировка вывода по проблеме, выдвижение и проверка гипотезы, доказательство гипотезы, построение обобщений и выводов. Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приемами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, установление причино-следственных связей, поиск, исследование. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке, причинно-следственных связей. Формирование гипотезы составляет второй этап решения проблемы. Третий этап решения проблемы доказательство гипотезы. Например: на уроке географии в 7 классе при изучении темы «Внутренние воды Африки» учащиеся решают проблему: «Почему вода в бессточном озере Чад пресная?»
Схематично противоречие, которое здесь возникает выглядит так.
Причина Следствие
1.Отсутствие
· 1 .Наличие соленой
поверхностного стока воды в озере
2.Наличие поверхностного
· 2.Наличие пресной
стока воды в озере
3.Отсутствие поверхностного
·З.Наличие слабосоле
стока ной , почти пресной
воды.
Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми формами. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Отсутствие поверхностного стока в озере должно было привести к засолению его вод, но это не произошло. Видимо сток все же существует. Для доказательства гипотезы учащиеся используют знания, полученные ранее, вспоминают, как может существовать сток в озерах, каким он может быть. Учащиеся знают (или узнают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный.
ВЫВОД: Из-за возможности стока по временным водостокам и во время разливов озера, из-за дождей это четвертый этап в решении проблемы. Для того, чтобы дети работали быстрее на уроке, решая проблему я учу их строить причинно-следственные связи, этапы решения. Чтобы легче дети усвоили логику решения проблем я предлагаю памятку(Приложение №3 )
С целью развития познавательного интереса использую такую форму как защита проекта. Возрастающий интерес к проектному методу обучения не случаен. В младших классах это составление плана местности, места «географической сказки», «воображаемое путешествие по указанному меридиану». Например: ученики создают экспедицию, цель которой - исследование неизвестного материала или острова. Они чертят карту (указывают координаты острова), дают ему название. Наносят формы рельефа. Составляют описание острова. Распределяют задания между назначенными ответственными: картографы, геологи, климатологи, ботаники, зоологи и начальник экспедиции. Когда составлено комплексное описание проводим защиту проектов. (Приложение №4 )
Эта форма требует большого времени для подготовки (проводятся дополнительные консультации ), но для учащихся приносит большой интерес, развивает их творческие способности, самостоятельность. Предмет география неразрывно связан с жизнью общества в целом и конкретно с жизнью учащихся в школе, поэтому внеклассная работа по предмету обогащает знания учащихся и также развивает познавательный интерес.
В рамках внеклассной работы провожу экскурсии и походы по родному краю. Стало традиционным проводить поход с целью отработки навыков в ориентировании и туристической техники. После удачного внеклассного мероприятия у ребят повышается интерес и к урокам географии.
Чтобы направить процесс обучения на развитие опыта творческой деятельности школьников я использую следующие методические условия:
Формировать и совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и другие, выделять существенные свойства предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их; раскрывать существо умозаключений. Так, например, на всех этапах урока можно использовать обманки.
С какой высоты падает Ниагарский водопад в озеро Гурон? – Ниагарский водопад находится на границе озер Эри и Онтарио.
В каких местах от материка откалываются айсберги? – Айсберги откалываются не от материка, а от сползающих с него шельфовых ледников.
Обманки при работе с картой.
При изучении Северной Америки: Покажите водопад Виктория. Где находится остров Калифорния? При изучении морей и океанов: Каким проливом Каспийское море соединяется со Средиземным?
Найти к западу от Уральских гор Среднесибирское плоскогорье. Найти в Евразии к югу от Черного моря Драконовы горы. Показать в Австралии к западу от Анд озеро Байкал.
Вероятно, каждому учителю известна ситуация, когда перед учениками ставится задача заучить названия и расположения стран на том или ином материке. Хорошо, если это Австралия. А если Африка?
В этом поможет прием, основанный на знании механизмов запоминания и особенностей возникновения внутренних связей между, казалось бы, внешне ничем не связанными объектами. В психологии это обозначается термином «ассоциации».
Способ первый: географические названия, говорящие сами за себя зашифровываются. - Как называется река Сибири с рогами? (Оленек) какая река носит имя бога любви? (Амур) В каком городе всегда холодно? (Зима)
Способ второй. Чтобы составить ассоциативную загадку, не требуется особых знаний: знания – результата работы, предполагающей проникновение в суть слова, в его сокровенные глубины или поиск в одном слове других.
- в Кордильерах «спрятан» корд, железная проволока;
- в Сахаре – сахар;
- в названии гор Урал – радостный возглас УРА;
- в имени реки Волга – рогатое животное вол;
Способ третий. Построение ассоциаций может возникать и на сходности звучания. Кама – мама, Виннипег – Винни-Пух.
Начинать надо с анализа текста учебника, обучая школьников видеть его логическую структуру, выявлять особенности изучаемых объектов, выделять существенные признаки понятий, различать причины и следствия. Средствами географии надо создавать условия для поддержания познавательного интереса ребят и атмосферу активного творческого поиска новых знаний и способов деятельности. Понимая, что для развития опыта творческой деятельности необходимы специальные методические условия, особая атмосфера.
Еще одно важное условие выделение учителем в учебном материале той его составляющей, которая вызывает эмоции. Эмоциональность. Учитель в какой-то мере должен быть артистом. «Доброе слово- уже доброе дело»- говорят японцы. Поэтому я постоянно говорю детям, что они хорошие, умные, способные , неповторимые индивиды на Земле, что такого как ты нет ни где: воспитываю у учащихся чувство собственного достоинства. Это заповедь- основа моей работы.
На уроках географии эмоционально окрашен, может быть и рассказ об образе жизни людей в разных странах мира; и показ, и словесное описание ландшафтов, и прослушивание музыкальных произведений, и чтение литературных произведений, и т. д. Так, например, при изучении рельефа Евразии можно предложить учащимся описание Гоби из дневника Н.М.Пржевальского. «Вид абсолютно дикий. Валуны и гряды огромных камней необыкновенной формы. Едем навстречу закату, такому сочному и яркому – на четверть неба, - которого никогда не видел. Слева от нас тянется метров на пятнадцать туша аллигатора, словно выточенная из гранита. Прямо над нами скала, похожая на голову старца целая галерея каменных идолов различной конфигурации и окраски, которых природа-скульптор творила наверное, миллионы лет. Мы шли по Морю гранитов».
Выработке убеждений, взглядов, норм поведения и ценностных ориентации способствует проведение уроков-дискуссий (например, «Надо ли осушать болота Западной Сибири?»), обсуждений какой-либо нравственной проблемы (например, «Как решать демографические проблемы в странах разного типа?»), выполнение учебных проектов (посвященных развитию своего микрорайона, малого города, села) и др. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру стимулирует и организация самостоятельной познавательной деятельности школьников, проведение нетрадиционных уроков (путешествий, игр, соревнований), организация исследовательской краеведческой работы, коллективные формы учебной деятельности.
Меня, как учителя, беспокоит вопрос о том, как наиболее эффективно и интересно проводить свои уроки. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приемы. Большинство из них могут применяться в широком возрастном диапазоне. Предлагаемые методические приемы испробованы на практике и считаются универсальными в учебной деятельности не только по географии, но и по другим предметам.
Методические приемы
«Мостик»
Методический прием может быть использован на любом этапе урока. Учитель раскрывает вопрос, обозначающий тему, связанные понятия, термины, с таким расчетом, что остается сказать только ключевое слово. Также методический прием «мостик» помогает учителю усовершенствовать форму изложения учебного материала, сделать его более доступным для понимания учащихся.
«Я учитель»
Этот методический прием не требует специальной предварительной подготовки учащихся к уроку и рассчитан на удовлетворение их естественных природных лидерских потребностей, на повышение эмоциональной значимости восприятия материала. При помощи предлагаемого приема учитель может выявить будущие профессиональные качества ученика (по профессиональной структуре «человек-человек») и помочь ему в профессиональном самоопределении, а также оценить сложность материала и уровень его усвоения.
«Ступеньки интеллекта»
После прохождения определенного этапа учебного материала или этапа урока учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме. Их количество должно быть не менее 5-ти. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы, разъяснив им психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Предварительно желательно провести совместные упражнения по формулированию вопросов. Как правило, в классе объявляется конкурс на лучший вопрос по теме. Количество времени, на составление вопросов регламентируется учителем.
Оценка результативности работы над вопросами осуществляется по следующим критериям:
вопросы, отражающие причинно-следственные связи, оцениваются «отлично». Пример отличного вопроса: «Верно ли выражение: чем выше доля занятых в инфраструктурном комплексе, тем выше уровень социально-экономического развития страны?»';
вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваются «хорошо». Примеры таких «опросов: «Как растения и животные влияют на процесс формирования почвенного покрова?», «Каковы социальные предпосылки проблем человечества?», «Какие преимущества городского образа жизни перед сельским?»;
вопросы констатирующего характера оцениваются «удовлетворительно» или совсем не оцениваются. Пример констатирующего вопроса: «Что такое ветер?»
«Зарифмуйте»
Там, где требуется запоминание в его обычной, неоформленной структуре, там мы сталкиваемся с незримой стеной: наш разум жаждет формы и выискивает ее порой непроизвольно, пытаясь облегчить себе задачу. Так почему не пойти по этому пути сознательно? Часто зазубривание и отчет по заученному перед учителем отбивает всякую охоту заниматься этим изо дня в день. Такая практика порочна.
Предлагается разбавить традиционно прозаическую подачу материала рифмованной информацией. Например:
Вдоль Анд удачно разместились, Лена, Обь и Енисей -
Поднялись на вершины гор главные в Сибири всей.
Колумбия, Перу и Чили,
Боливия и Эквадор
«Мне это пригодится»
На любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала (желательно после предварительного знакомства с материалом), ученикам предлагается кое-что доказать. Для этого необходимо всему классу задать сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам пригодится изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в* группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. Если учащиеся затрудняются ответить, то педагог сам популярно объясняет изучение той или иной темы. А если учитель сам не может или затрудняется в определении прикладного или теоретического значения темы, то задумайтесь, стрит ли вообще преподавать эту тему.
Ценность данного методического приема в том, что учебники действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.
«Аналогии»
Многие трудные географические закономерности можно легко объяснить с помощью метода аналогии. Еще Геродот говорил: «Ищите сходства, и они образуются». Психологами доказано, что информация, поступающая через ассоциативный мостик, гораздо прочнее удерживается в памяти, нежели информация, поступающая прямым (линейным) способом.
Практически каждое явление или закономерность может зеркально найти свое отображение в реальной (более того, в бытовой) деятельности. Очень показателен пример, где учащиеся открывают сложные структурные компоненты НТП (научно-технического прогресса) при помощи обыкновенных фантастических фильмов, которые дети смотрят в больших количествах. Источником информации в этом методическом приеме может быть абсолютно все: фильмы, бытовые предметы, одежда, поведение людей, продукты питания, семья, книжные и газетные примеры, мультфильмы, отношение учеников в классе, явления природы и многое другое.

Результавтивность опыта

Проводя анализ результативности используемых форм и методов по развитию познавательного интереса учащихся, можно сделать вывод что качество знаний, умений и навыков учащихся по географии выше там где более развит познавательный интерес учащихся .
Результат проявляется в отношении учащихся к урокам, в желании идти на урок географии. Сознание того, что детям интересно провести урок не присутствовать и отбывать время на уроке, а вместе со мной провести его, для меня это уже результат. Используя опорные схемы учащихся слабые, неуверенные- со временем отвечают на уроке не стесняясь, выходят к карте уверенными это для меня тоже результат. Получая оценку «2», а через несколько уроков «3», а если даже четыре и «4», слабый ученик уходит с урока радостный своим маленьким достижениям это уже говорит о том, что выбранные формы и методы дают положительный результат. Если сейчас у меня отвечает по собственной инициативе ученик чуточку лучше, чем на предыдущем уроке, чем неделю назад, то я думаю в конечном счете главное- что он просто поверил в себя -это в дальнейшем очень важно в жизни ребенка.













(приложение №1)

Лист-программа 1 группы (ТЭК)

Отрасли ТЭК заняты добычей ... ( ) и его транспортировкой, а также выработкой ...
( ) и ее передачей к потребителю.
Состав ТЭК:_____________________________________________________________________
Природные ресурсы, которые используют для получения энергии, называются ... (энергетическими). Это - топливные ресурсы: ______________________________________________, и гидроресурсы: ... _________________________________________________________________________.
Высококалорийное топливо: 1)...; 2)...; Низкокалорийное топливо: 1) ..., 2)...., 3)...
Нефтяная промышленность
По запасам нефти Россия занимает ... ( ) место. Нефть добывается ... ( ) способом и ...
( ) способом. Транспортировка большей части нефти ведется по...
Магистральные нефтепроводы:______________________________________________
Основные потоки нефти направлены на ... ( ). НПЗ размещаются в районах ... ( ) нефти вдоль трасс ... ( ).
Главные НПЗ России находятся в городах:
1)...; 2)...; 3)...; 4)...; 5)....
Основная часть НПЗ размещена в ....................... части страны. Основные нефтяные базы России: ... _______________________________________________________
Газовая
Газ - самый ........... вид топлива. По запасам природного газа Россия занимает ... место в мире. 92% газа добывается в .......................................
Крупные месторождения: _________________________
Угольная промышленность
Запасы угля ................. запасов нефти и газа. Доля угля в топливном балансе страны сократилась, т. к. добыча угля намного .......................
Способы добычи угля: ... ..
Самый дешевый способ добычи ............................... Основные районы добычи угля в России сосредоточены в .............................. Основные угольные бассейны: .:. .
Электроэнергетика
Электроэнергетика - авангардная отрасль, так как .... Энергия производится на электростанциях. ТЭС работают на. Крупнейшая ТЭС .............................. ТЭЦ, помимо электроэнергии, производит ............................ и ....................... ТЭС размещают в районах .................... топлива, а ТЭЦ ..................................
ГЭС выгодно строить на реках с большим ......................... и ........................... . (Крупнейшие ГЭС: ...
АЭС строят там, где ... . В России работает ... АЭС.
Энергосистема - это ...
Лист-программа 2 группы
(Металлургический комплекс)

Отрасли этого комплекса производят ...........
Комплекс состоит из. и ................................... металлургии.
Металлургия имеет несколько общих черт:
.........................................;
.;
...........................................;
...........................................
Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:
добыча руды ... плавка ... плавка ... ) прокат

? ? ? ?




Металлургические заводы выгоднее размещать:
... ;
... ;
... .
Производство легких цветных металлов отличается ... , поэтому размещается у ...
. Производство тяжелых цветных металлов отличается ... , поэтому размещаются заводы у ... .
Металлургическая база - это ...

Основные металлургические базы:
... ;
... ;
... .
Крупнейшие предприятия баз:
на Урале: 1).. .; 2)... ; 3)... ; 4)..
в Центре: 1).. .; 2).. .; 3).. .;
в Сибири: 1) . ..; 2) ....


Лист-программа 3 группы
(Химико-лесной комплекс)

Химико-лесной комплекс состоит из ................... и ................. отраслей. Ведущая отрасль ...
Особенности химической промышленности
...
..
...
Кислотные заводы размещаются у ...
Горно-химическая промышленность размещается у ...
Химия органического синтеза использует ... и газовое сырье, поэтому размещается ...

Калийные удобрения производят у ...
Крупнейшие заводы по производству калийных удобрений: 1) ... ); 2) ... .
Производство фосфорных удобрений размещается у ...
Химия переработки полимеров ориентируется на ... , т.к. перевозка сырья ... , чем изделий из него.
В России 4 химические базы:
...
...
.. 4)...
Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных производств: ... , ...

Лесозаготовка ведется в Лесоизбыточных районах России:
1) ...
2
......

Лесопиление - в районах заготовки леса, т. к. ...


Мебельные фабрики размещаются ...
Производство бумаги требует много ... , ... и ... .
ЦБК размещаются в ... , на ... и в Сибири.

Лист-программа 4 группы (Машиностроительный комплекс)

Машиностроительный комплекс - это ведущий комплекс, потому что:
во-первых, ...
во-вторых, ...
в-третьих, ...
Состав комплекса сложен. Это - ... , ... , ... , ... , ... ) и пр.
Отрасли по затратам труда и сырья на единицу продукции можно объединить в 2 группы.
1) трудоемкое (точное) машиностроение;
2)
Новейшие отрасли образуют третью группу - ...
Заводы тяжелого машиностроения размещены в районах ...

Специализация и кооперирование - это ...

При размещении машиностроительных заводов эти формы организации производства учитываются, так как ...


Некоторые машиностроительные предприятия ориентированы на потребителя. Зерноуборочные комбайны производят в городе ... ; заводы тяжелого машиностроения -- тракторный в ... на Урале, вагоностроительный в ... ; станкостроительные заводы - в ...


(Приложение№2)
Тема: «Гидросфера»
(обобщение по теме)
в форме «Географического путешествия»
ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания учащихся по теме, конкретизировать знания, учить составлять и сравнивать, учить работать с картой развивать познавательный интерес учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта полушарий, физическая карта
страны, атласы.
ХОД УРОКА 1.Организационный момент
2 Обобщение по теме:
Класс делится на 2 группы, каждая группа
называет свой «корабль».
Вступительное слово учителя:
Для того чтобы совершить сегодняшнее путешествие по Мировому
океану я предлагаю для разминки несколько испытаний:
3.Первое испытание-«Разминка»
Что такое Гидросфера? (заполнить таблицу)
ГИДРОСФЕРА

4.Второе испытание:
Мировой океан един, он ни где не прерывается. Из любой его очки можно совершить путешествие и попасть в любую другую, не пересекая сушу.


Задание: 1 .Назовите и покажите на карте океаны. 2.Назовите и покажите
материки, острова, полуострова, моря, заливы.
5.Третье испытание:
Как вы думаете, почему вода не иссякает? Для того чтобы ответить на этот вопрос послушайте сказку стр.64 «Про капельку) А теперь вы можете ответить? (Мировой океан круговорот воды в природе) Подведение итогов первого этапа.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ:
6.Задание по группам кораблям.
Зад.к-лл.№1
Из порта «Одесса (определить его координаты)вам передали, чтобы
ваше судно снималось с якоря и шло в Одесский порт (совершив
путешествие через Атлантический океан и Индийский).
1.Определите кратчайший маршрут вашего похода;
2.Через какие моря, заливы, проливы прошло ваше судно.
З.К каким типам (по образованию)относятся моря?
4.Какие острова, полуострова вам встретились?
5.Отметьте на карте (карандашом) свой путь.
Зад.к-лл.№2
Эта группа начинает путешествие с порта Находка и совершает его
через Тихий и Северно-Ледовитый океан до г.Санк-Петербурга.
Зад.к-лл №3
1.Судно потерпело крушение просит о помощи его координаты:
45* ю.ш.;35*в.д.
2.Какое интересное и опасное явление вам поможет повстречается в
этих водах.
Зад.к-лл. №4
Аналогичное задание (как у группы №1)
7.Подведение итогов.
В чем значение Гидросферы для человека на Земле?
Гидросфера нуждается в охране, защите.
Заслушивание дополнительных сообщений по теме: «Охраняйте
воды мирового океана».
8.Оценка знаний учащихся.


(Приложение№3)



Памятка для учащихся решающих проблемные вопросы:
1этап- Внимательно прочитайте ; найдите условие и требование вопроса, определите что дано в условии и что требуется найти, вспомните, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют, сопоставьте ранее полученные связи и новую информацию выявите противоречие, скрытые в вопросе.
этап выскажите предположение о причинах возникновения явления или объекта сформулируйте гипотезу.
этап докажите гипотезу. Поставьте новый вопрос, исходя из предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос, по возможности проверить свой ответ.
этап - дайте общий вывод. Ответьте на вопросы:
1 )Какие новые знания вы получили?
2)Что узнали нового о причинно-следственных связях,
объясните это явление или объект?
3)Вывод.


















(Приложение№4)
ТЕМА: «АФРИКА»(обобщающее повторение)
групповая форма работы: проблемно поисковый, исследовательский характер
работы
Цель: повторить и обобщить материал раздела «Африка»; используя групповую форму работы, вовлечь в познавательный процесс каждого ученика закрепить умение работать с картой и анализировать ее;
Оборудование: карты атласа, картины.
Ход урока
7. Организационный момент
2.Работа над обобщением и повторением.
Класс разбит на группы по 3-4 человека.
1гр.-«Картографы».
2гр.-«климатологи».
Згр. –«Гидрологи».
4.гр.-«Геоморфологи».
5.гр.-«зоогеографы».
6.гр.-«Ботаники».
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1.Каждая группа получает задание по своему направлению и готовится 5 минут.
2.Группы сообщают итоги своих исследований по специальности.
3.обобщение и вывод учителя. Оценка знаний и умений.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ГРУППАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
«КАРТОГРАФЫ»
1.Дайте характеристику Э.Г.П. материка 2. Определите координаты крайних точек.
3.определитерастояние Африки по 20* в.д. с Севера на юг по меридианууесли 1*=111 к
«ГеОМОРФОЛОГИ»
«Геоморфология-наука о рельефе»
Задание:1. Что лежит в основе материка.
2.Назовите и покажите на карте основные формы рельефа, Чем можно определить
большую приподнятость восточной части материка?
3.Назовите и покажите на карте основные виды полезных ископаемых Африки.
«ЗООГЕОГРАФЫ И БОТАНИКИ»
Зоогеография изучает распространение
животных по земному шару, закономерности
их размещения.
Задание:
1.Совершите путешествие по 20* в.д. с севера на юг.
2Назовите встречающиеся природные
зоны. Расскажите о животном и растительном мире зон (используя карты и картины).
З.Анализ ответов учащихся, оценка знаний.
«КЛИМАТОЛОГИ»
«Климатология-наука, занимающаяся изучением климатов Земли.»
Задание:!, покажите по карте климатические пояса Африки.
2.Назовите факторы, влияющие на климат материка.
З.Что называют «изотермой?»
4.Дайте характеристику экваториального климатического пояса.
«ГИДРОЛОГИ»
«Гидрология- наука занимающаяся изучением природных вод (океанов, морей, рек, озер, болот).
2.3адание:1.Назовите и покажите реки и озера материка.
2.Дайте описание двух рек по плану.
3.Почему озеро Чад на карте обозначено прерывистой чертой?

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ.
Тема урока: «Прощание с Африкой».
Цель урока: В занимательной форме закрепить знания, полученные при изучении материка Африка. Воспитать чувство ответственности, взаимопомощи, умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, привить интерес к предмету.
Оборудование: Карты Африки: физическая, климатическая, природных зон, раздаточный материал для проведения игр.

Тип урока: обобщающий урок по теме.
Ход урока.
1. Постановка задач урока и вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами заканчиваем изучение материка Африка, поэтому на уроке вы должны показать степень усвоенности темы. Класс разбивается на 4 команды по 5 человек. Каждая команда сидит за своим столом. За каждым столом помощник учителя проверяет знания учащихся и помогает учителю, верно, их оценить. 2.1 Д
проведение конкурсов.
КОНКУРС 1.
Учащиеся 1 и 2 столов получают конверты с контурами материка, острова, полуострова, государства - по 5 контуров, которые они должны определить.
Стол 1. Стол 2.
Материк Африка южная часть. 1) Материк Африка северная часть.
Остров Мадагаскар. 2) полуостров Сомали.
Алжир. 3) ЮАР.
Судан. 4) Эфиопия.
Заир. 5) Египет.
Столы 3 и 4 - учащиеся получают по конверту, где записывают столицы государств, а они должны вписать напротив название страны.
Стол 3. Стол 4.
г. Алжир - Алжир. 1) г. Каир - Египет.
г. Триполи-Ливия. 2) г. Аддис-Абеба-Эфиопия.
г. Браззавиль-Конго. 3) г. Тунис - Тунис.
г. Киншаса - Заир. 4) г. Рабат - Марокко.
г. Хартум - Судан. 5) г. Луанда - Ангола.

КОНКУРС 2 (ботаников и зоологов). Кто это? Что это?
Каждая команда получает рисунок животного или растения, о котором нужно быстро и интересно рассказать. Любой из группы может дополнить ответ своих товарищей, но не повторятся.
Стол 1. Стол 2.
Рисунок страуса. Рисунок баобаба.
Стол 3. Стол 4.
Рисунок финиковой пальмы. Рисунок хамелеона.
КОНКУРС 3 (этнографов). Домашнее задание. Каждая команда дома подготовила сообщения об обычаях и нравах населения, которые должны ярко и интересно рассказать.
Стол 1. Стол 2.
О пигмеях. Об арабах.
Стол 3. Стол 4.
О берберах. О нилотах.
КОНКУРС 4. «Шерлок Холмс».
По одной или нескольким подсказкам определите название реки, чем меньше подсказок получит команда, тем больше очков заработает.
Стол 1.
Эта река берёт начало в Центральной части Африки (6).
Протекает через озеро Виктория (5).
Образуется она от слияния 2 рек (4).
Сливаются реки у города Хартума (3).
Впадает она в Средиземное море (2).
Это самая длинная река в мире (1). Стол 2.

Это 4 река по длине и площади бассейна Африки, вода её кипит и бурлит подобно магме (6).
В переводе её название означает «Великая река» (5).
Протекает в Юго - Восточной части материка (4).
Впадает в индийский океан (3).
Её исследовал Д. Ливингстон (2).
6) На ней находится водопад Виктория (1). Стол З
Река течет по пустыне Сахара.(б)
Впадает в Атлантический океан.(5).
Её название в переводе означает «черный», «река в стране черных людей».(4).
Река порожиста.(3).
5)Судоходна в нижнем течении.(2).
6)Третья река в Африке.(1). Стол 4.

Река пропекает по уступам плоскогорий.(6).
На реке много порогов и водопадов.(5).
У реки нет дельты.(4).
Она впадает в Атлантический океан.(3).
Река 2 раза пересекает экватор.(2).
Это самая полноводная река Африки.(1).
КОНКУРС 5. «Третий лишний».
Стол 1. Стол 2.
Мадагаскар. 1) чад.
Нил. 2) Нигер.
Замбези. 3) Танганьика.
Стол 3. Стол 4. -
Конго. 1) Нигер.
Алжир. 2) Нил.
Сахара. 3) Египет.
Подведение итогов конкурса.
КОНКУРС 6 « БЛИЦТУРНИР».
Каждая команда должна ответить на 5 вопросов.
Если команда затрудняется ответить, то любая команда по разрешению учителя может дать ответ и получить дополнительное очко.
Река, дважды пересекающая экватор.
Судоходный канал Африки.
Самое большое по площади озеро Африки.
Самое длинное пресноводное озеро Африки.
Родственник жирафа.
Река, на которой находится водопад Виктория.
Насекомое, возводящее высочайшие постройки.
Самое крупное травоядное животное.
Самый сильный, грозный хищник.
Хищное пресмыкающееся, обитающее в реках. 11)Самая крупная птица на Земле.

Птица, питающаяся змеями.
Муха, вызывающая сонную болезнь.
Гигантская трава в саваннах.

Огромные раскидистые деревья саванн.

16) Сладкий картофель.
1 7) Земляной орех.
Животное «корабль пустыни».
Птица, встречающаяся только в Африке.
Растение южной Африки с 2 листьями трёхметровой длины.
Подведение итогов, выставление оценок. 3. Заключительное слово учителя.
«Африка» - неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли - латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров г какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».
Но пришло время сказать: «Прощай, Африка! До новых встреч в следующих классах!»

Тема: «ПЛАН И КАРТА»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
В ФОРМЕ КВН
ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить знания по теме; через анализ, сравнения, работу с картами, развивать познавательный интерес.
1.РАЗМИНКА
Определите место нахождения географического объекта по координатам:
1)10* с.ш.;80*в.д. 1)53*ю.ш.;70*з.д.
2)46*с.ш.;75*з.д. 2)40*с.ш.;116*в.д.
3)41*с.ш.;50*в.д. 3)34*ю.ш.;19*в.д.
4)67*ю.ш.;94*в.д. 4)0*с.ш.;50*з.д.
2.КОНКУРС ЗНАТОКОВ
По физической карте определите протяженность: 1)о.Сахалина с.с.-на ю.ш. 2)Западно-Сибирской равнины вдоль 60*с.ш.
З.КОНКУРС-ПУТЕШЕСТВИЕ!
1)Совершить путешествие по пути Ф.Магелана. 2)Совершить путешествие по пути Х.Колумба.
4.КОНКУРС ТОПОГРАФОВ
Составить задание для команды соперницы,используя условные знаки.
5.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Команды читают рассказы составленные при помощи условных знаков.
6.КОНКУРС КАПИТАНОВ
Кто первый отвечает на вопрос тот получает 5 очков.
I.Kto был создателем первого глобуса?
2.Назовите признаки плана.
З.Назовите признаки карты.
4.Что называют азимутом?
5.Определите расстояние от г.Волгограда до Северного полюса.
7.ИТОГ. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ.



Союз Земли и Воды
Урок в форме КВН между командами Земля и Вода проводился в 7 классе после изучения материков Южного полушария.
Цели и задачи:
Контроль знаний по особенностям природы материков Южного полушария, развивать творческое мышление, воспитывать коммуникативные способности.
1. Разминка. Участвуют все члены команд.
Первое задание «Угадай» (предлагаются силуэты материков, океанов, островов). Победил тот, кто дал больше правильных ответов.
Второе задание: третий лишний.
1. Дрейка 2. Арнемленд 3. Парана
Гибралтарский Кейп – Йорк Нил
Гвинейский Сомали Нигер
2. Географический кроссворд. Команды обмениваются кроссвордами, содержащими не более 5 вопросов по теме, например, кроссворд «Реки Африки». Напишите по вертикали названия рек Африки.
Ответы: 1. Нигер. 2. Замбези. 3. Конго. 4. Нил
3. Конкурс капитанов проводится, пока отгадывают кроссворды. Капитанам задают по 2 вопроса, на которые надо дать остроумные и правильные ответы. Например: «Хотите ли вы стать человеком?» (Предположите, какие были получены ответы: «Слишком много бритья»; «Очень дорогие бананы»; «Человеку так много надо»; «Люди всю жизнь учатся, а по деревьям лазать не умеют»; «Ни за что!»)
Почему бумеранг возвращается назад? (Возможные ответы: «Телепатия»; «В страхе перед неизвестностью»; «Австралийцы первыми использовали пульт управления».)
4. «Найди ошибку». Учащимся предлагаются фрагменты с запланированными ошибками.
Айсберги откалываются от западных берегов материка Антарктида.
Пустыня Атакама образовалась на побережье Гвинейского залива там, где проходит холодное течение.
5. «Самая длинная цепочка». Участвуют по одному ученику от каждой команды. Задача участников – показать, кто знает больше географических названий, названий животных, растений, птиц, рыб, а также путешественников. Первый ученик называет любой географический термин, другой – по последней букве этого слова предлагает свое.
6. Домашнее задание. Найти или придумать легенду, сказку, рассказ, в котором содержалось описание географического объекта, явления. Вот какую легенду предложила команда Земля. «Вождь племени послал юношей на вершину Аконкагуа со словами «Идите, пока хватит сил. И пусть каждый принесет ветку с того места, где свернул с дороги». Первый вернулся с кактусом. Вождь усмехнулся: «ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножья горы». Второй принес полынь. Вождь сказал: «Ты был у подножья, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, услышал: «Ты добрался до родника». Принесшему ветку кедра, старик сказал: «Ты был на полпути к вершине». Пришедшему юноше с пустыми руками, старик отдал самую большую дань признания: «Ты видел гору во всем ее величие!»»


РЕКОМЕНДАЦИИ


1. Активизировать работу учителей географии по формированию и совершенствованию у учащихся мыслительных операций и творческого мышления.
2. Создавать условия личного роста школьников и полного раскрытия их творческого потенциала.
3. Внедрять проектную деятельность как один их интенсивных методов включения граждан России в общественную жизнь.
4. Для обеспечения условий развития личности ученика, формирования навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития использовать творческие методы обучения: поисковые, проблемные, исследовательские.
5. Ориентировать учащихся на творческие решения учебных задач: умение матировано отказываться от образца, искать оригинальные решения.

Рисунок 115