Учебно-тематическое планирование по курсу «Новейшая история зарубежных стран XX– начало XXI века»


Учебно-тематическое планирование по курсу «Новейшая история зарубежных стран XX– начало XXI века»

П \пТема
урока Кол-во
часов Тип урока Понятия, термины Элементы
минимального содержания образования Требования к уровню подготовки обучающихся Дом.
заданДата про-
ведения
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
1. Новейшая история как историческая эпоха. 1 Комбинированный Новейшая и современная история Новейшая история и современность - этап всемирной истории Знать периодизацию новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Характеризовать основные события и вехи XX века, достижения и проблемы С. 5-8 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1900- 1918 г.г. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (6 час)
2.
3.
4.
5.
6.
7. Индустриальное общество в начале XX века
На пути к мировой экономике
Новая экономическая политика
Происхождение Первой мировой войны
Стала ли Первая мировая война «Великой войной»?
В ожидании справедливого мира
1
1
1
1
1
1 Комбинирован-ныйУрок-презентация
Урок-лекция
Урок изучения нового материала Монополистический капитализм, империализм, Антанта,
Тройственный союз
Блицкриг, аннексия, позиционная война, контрибуция Индустриальное общество в начале XX века
На пути к мировой экономике
Новая экономическая политика
Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги. Мир после Первой мировой войны. Лига Наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен Определять предпосылки глобальных конфликтов; выявлять особенности модернизации в начале XXв.; характеризовать страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеров и догоняющих.
Знать
предпосылки формирования единого мирового хозяйства и его последствия, неравномерность экономического развития.
Выявлять новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами.
Определять причины, цели, характер, основные фронты, этапы и сражения I мировой войны.
Знать Версальско-Вашингтонскую систему и ее противоречия. Характеризовать новое соотношение сил между великими державами и причины неустойчивости новой системы международных отношений. § 1
§ 2
§ 3
§ 4
§ 5
§ 5
ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ (8 часов)
8. Новый мир – новое общество 1 Комбинированный «Тайная диплома-тия»,
«14 пунктов», репарации,
Лига Наций Ведущие страны Запада в 1920-1930-х гг.: от стабилизации к кризису. Фашизм. Б. Муссолини. Нацизм. А. Гитлер. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. «Новый курс» в США Характеризовать изменения в расстановке политических сил в странах Европы;
выявить роль Интернационала в международной политике в 1920-е гг.
Проводить сравнительный анализ революций в Германии, Австрии, Венгрии § 6
9-10 Семинар – панорама «Капиталистический мир в 1920-е годы 2 Урок - семинар Комм. Интернаци-онал «новый курс», народный фронт, интернациональные бригады Знать особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг., экономический бум и торжество консерватизма в США, политическую нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе.
Проанализировать план Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. § 6 11. Мировой экономический кризис1929 – 1933 гг. и его последствия
1 Комбинированный Фашизм, антисемитизмрейхсканцлер, авторитаризм, тоталитаризм Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы.
Определять причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы.
Характеризовать Великую депрессию.
Оценивать деятельность Ф. Рузвельта и его «Новый курс».
Иметь представление о британской и французской модели борьбы с экономическим кризисом. § 7 4 четверть
12-13 США: «Новый курс» Ф. Рузвельта Демократические страны Европы в 1930-е гг.
1 Урок-лекция США: «Великое общество» всеобщего благоденствия. Послевоенное восстановление и модернизация в Западной Европе. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии.
Первый опыт государственного регулирования рыночной экономики в условиях демократии, создания общегосударственной системы социальной защиты в США. Сопротивление политике Ф. Д. Рузвельта.
Теоретические основы и итоги «нового курса»
Влияние экономического кризиса на Германию. Фашизм в Германии: приход партии А. Гитлера к власти. Особенности фашистской диктатуры в Германии. Характеризовать развитие международных отношений в 1920-е гг.
Оценивать советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические последствия.
Определять сущность пацифизма и милитаризма в 1920-1930г.г. (Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.)
Знать особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг., экономический бум и торжество консерватизма в США, политическую нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе.
Проанализировать план Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. § 8-9
14. Тоталитарные режимы в 1930-е гг.
1 Урок-лекция Признаки тоталита-ризма , фашизма, франкизм
Определять и объяснять свое отношение и оценку к формированию тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
Характеризовать особенности итальянского, германского и испанского фашизма.
Знать условия утверждения и этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.).
Определять сущность гражданской войны в Испании (1936—1939 )§ 10-11
15. Международные отношения в 1930–е годы 1 Комбинированный Система коллективной безопасности, политика «умиротворения агрессора», Мюнхенское соглашение Ведущие страны Запада в 1920-1930-х гг.: от стабилизации к кризису. Фашизм. Б. Муссолини. Нацизм. А. Гитлер. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. «Новый курс» в США Проанализировать крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы.
Оценивать агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг.
Знать причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Характеризовать военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним.
§ 15
СТРАНЫ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В I ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (3 часа)
16.
17 Восток в первой половине XX века:
Традиции и модернизация
1 Урок-презентация
Урок-презентация Политика умиротво-рения«сто дней реформ», гандизм,
Японский дух, европейские знания»
Диктатура, путч Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. Охарактеризовать географические и политические параметры понятия «Восток», способы осуществления модернизации.
Рассмотреть историю Китая: «Сто дней реформ», две революции и две гражданские войны.
Оценивать деятельность Сунь Ятсена и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию.
Знать суть гражданской войны (1928—1937 гг.) в Китае, агрессию Японии в Северном Китае.
Охарактеризовать политические процессы в Индии.
Оценивать деятельность М. Ганди и его учение, а также кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима
§ 12
§ 15
18. Латинская Америка в первой половине XX века
1 Комбинирован-ныйВыбор путей развития государствами Азии и Африки. Авторитаризм демократия в Латинской Америке. Мексиканская революция 1910—1917 гг. и развитии Мексики в первой половине XX в. Определять культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества.
Характеризовать факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки.
Знать процессы провозглашения независимых государств в Латинской Америке. Оценивать деятельность С. Боливара, Х.Сан-Мартина. Анализировать отношения США со странами Латинской Америки.
Знать доктрину Монро.
Иметь представление о мексиканской революции 1910—1917 гг. и развитии Мексики в первой половине XX в. § 13
Вторая мировая война и её уроки - 4 (ч.) 19.
20
Вторая мировая война: основные театры военных действий.
Вторая мировая война: человечество перед угрозой фашизма
1 Комбинирован-ныйУрок изучения нового материала «Молниенос-ная война»,
закон о ленд-лизе,
Тройствен-ный пакт, антигитлеров-ская коалиция Агрессоры, «новый порядок»
Второй фронт, движение Сопротивле-ния, геноцид, холокост Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин. У. Черчилль, «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Знать причины, характер, периодизацию, фронты, участников, основные военные операции II мировой войны. Оценивать военные действия в Северной Африке, Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг. Проанализировать движение Сопротивления, роль антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма, проблему открытия второго фронта.
Знать решения
международных конференций о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. §16
§16 21.
22 Вторая мировая война: итоги
Контрольно-обобщающий урок «Новейшая история зарубежных стран. Первая половина XX в.» 1
1 Урок-лекция Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме об основах послевоен-ного миропорядка. Разногласия между державами-победительницами. Итоги войны. Создание ООН
Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.
Военные действия на Тихом океане, атомные бомбардировки США, итоги войны.Оккупация Германии, образование двух германских государств Проанализировать военные действия на Тихом океане, атомные бомбардировки США, итоги войны. Оценить роль СССР в победе над фашизмом. Характеризовать геополитическую ситуацию в мире во II половине 1940-х гг., утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США.
Знать процесс оккупация Германии, образование двух германских государств, образование ООН. Оценивать Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.
Обобщать и систематизировать изученный материал. § 16
Повторить
§ 1-16 МИР ВО II ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ (5 ч)
23 «Железный занавес» «холодной войны»
1 Урок изучения нового материала Биполярная система, СЭВ деколониза-ция, репатриации, ООН, МВФ, «железный занавес», НАТО «Холодная война». Создание военно-политических блоков. Распад «двухполюсного мира» Знать причины и главные черты «холодной войны», идеологическое противостояние. Понимать и объяснять понятия «железный занавес», гонка вооружений.
Оценивать создание НАТО и ОВД, использование ядерного оружия. Анализировать локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав. § 17 24.
25 1945 – 1970-е гг.: завершающий этап эпохи индустриального общества

Кризисы 1970 – 1980-х гг.
Становление информацион-ного общества
1 Урок-презентация
Урок изучения нового материала доктрина Трумэна,
план Маршалла
Экстенсивный путь, НТР, информационное общество
1945 – 1970-е гг.: завершающий этап эпохи индустриального общества

Кризисы 1970 – 1980-х гг.
Становление информацион-ного общества
Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 1960-1970-х гг. Проводить сравнительный анализ развития стран Западной Европы после войны. Оценивать план Маршалла. Различать общее и особенное в экономической интеграции в Западной Европе и Северной Америке.
Знать основные характеристики государства благосостояния - США. Характеризовать новый этап НТР, предпосылки перехода к постиндустриальному обществу, его важнейшие признаки.
Определять противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX—начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).
§ 18
§ 19 26 Политическое развитие мира во второй п. XX века
1 Урок изучения нового материала Полярный мир, движение неприсоеди-ненияОценивать политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.), революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидацию основ тоталитарного социализма.
Знать основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв. §20 27 Гражданское общество. Социальные движения.
1 Урок-презентация Полярный мир, движение неприсоединения
Феминизм, этнические, экологические движения Главные черты развития гражданского общества и социальные проблемы. Характеризовать нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Оценивать процесс формирования гражданского общества § 21 СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА ВО II ПОЛОВИНЕ XX В.: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ (3 часа)
28 США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI века 1 Изучение нового материала Солдатский билль о правах, шпиономания импичмент, «железная леди», ФРГ, бундестаг, федеральный канцлер, СДПГ Эволюция политической идеологии во второй половине XX в. Становление информационного общества. Интеграционные процессы. Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы Характеризовать принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Оценивать деятельность президентов США.
Знать приоритеты внутренней и внешней политики Великобритания в 1950—1990-х гг. Оценивать вклад. М. Тэтчер, Э. Блэр в развитии страны.
Характеризовать социально-экономическую и политическую историю Франции во II половине XX в. Оценивать опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Иметь представление о процессе объединения Германии и ее социально-экономических и политических проблем. § 22-27 29. Страны Азии и Африки, Латинской Америки во второй половине ХХ–начале ХХI века 1 Урок-лекция Национал-реформизм, военная хунта,
ЮЗА, «белая революция», исламский фундамента-лизм, ИНК, ЮВА, ЮА, КНР Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке
Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Авторитаризм демократия в Латинской Америке Характеризовать процесс распада колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Оценивать противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в.
Давать оценку факторам, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.
Знать политическое, экономическое и культурное развитие Китая. Иметь представление о развитии Латинской Америки. § 28-29
30.
Была ли реальной угроза третьей мировой войны? Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХI века 1 Комбинирован-ныйМногопо-
люсный мир, глобальные проблемы человечества
Роль ООН в современном мире
Российско-американские отношения в конце XX—начале XXI в., международные и региональные конфликты, способы их регулирования Характеризовать международные отношения в условиях биполярного мира.
Давать оценку Карибскому кризису, анализировать окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву.
Знать пути расширения НАТО на Восток.
Выделять роль ООН в современном мире. Понимать причины образования Европейского союза и его расширение на Восток.
Давать оценку международному терроризму. Характеризовать российско-американские отношения в конце XX—начале XXI в., международные и региональные конфликты, способы их регулирования § 30
ХХ ВЕК И КУЛЬТУРА (2 часа)
31
32 Наука и общество в XX столетии
Культура XX столетия
2 Урок-семинар Феминизм, иррационализмсюрреализм, потерянное поколение, национализм неореализм Формирование современной научной картины мира. Религия и Церковь в современном мире. Культурное наследие XX века Определять основные идеи и направления в художественной культуре XX в.
Знать достижения и проблемы НТР.
Выявлять роль науки, знаний, информации и образования в современном мире.
§ 31 Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1час) 33 Глобализация, тенденции и проблемы современного мира
1 Урок изучения нового материала Глобализация, ТНК, ТНБ, триада Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI века Характеризовать революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использование персонального компьютера, Интернета.
Осмысливать проблемы информационного общества. § 32
Подготовка к тестирова-ниюИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 час)
34. Повторительно-обобщающий урок по теме ««Новейшая история зарубежных стран. Вторая половина XX в.» 1 Контрольный
Тесты Контрольный тест Обобщать и систематизировать изученный материал. Повторитьпройден-ный курс