Рабочая программа по Всеобщей истории Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран.XX век. 9 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска
«Средняя школа № 40» им. Г. К. Жукова
РАССМОТРЕНОСОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителейЗаместитель директора Директор МАОУ «СШ №40»
МАОУ «СШ №40»МАОУ «СШ №40» г. Хабаровск
г. Хабаровскаг. Хабаровска Сунозов М. Д.
Протокол № ____________ ________________ _________________
от__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Всеобщая история» для 9-х классов
на 2016 – 2017 учебный год.
Ступень основного (общего) образования,
34 часа, базовый уровень
УМК «Новейшая история зарубежных стран, XX век» учебник для 9-х классов,
Н. В. Загладин Новейшая история зарубежных стран, XX век (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007)
Составитель; учитель истории
Черникова Александра Андреевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для 9 класса составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и примерной программой по истории, рекомендованной Министерством образования РФ в 2004 году, авторской программой: Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран, XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2007
Курс по Новейшей истории зарубежных стран раскрывает взаимосвязи и взаимообусловленность тенденций, процессов и основных событий Новейшей истории, имеющих решающее значение для современного развития человечества. Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, урок - ролевая игра, урок - практикум. В основе программы обучения лежат технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная методика с элементами инновационных технологий. Механизмами формирования ключевых компетенций является знание терминов, понятий, хронологии, оперирование у учащихся общеучебных задач и информации в развернутом и сжатом виде.
Видами и формами контроля являются: текущий, периодический и итоговый. Устный контроль, практическая работа, дидактические тесты, карточки-задания, контрольная работа с исторической картой, работа с текстом учебника, составление хронологических задач.
Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.
При изучении курса Всеобщей истории 20-начала 21 века необходимо реализовывать следующие задачи на пути достижения общих целей основного среднего образования:
-познакомить учащихся с основными событиями Всемирной истории 20-начала 21 века;
-расширить представления школьников об основных источниках знаний по Всеобщей истории, выявить их специфику для 20 века, начала 21 века;
-продолжить обучение приемам исторического анализа (сопоставление, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
-научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
-способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважению к истории, культуре, традициям народов мира, стремление сохранять памятники прошлого мировых цивилизаций;
- содействовать формированию у учащихся целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.
- показать как реализовывались стремления людей к свободе, равенству, справедливости, как идеи и теоретические представления об экономической эффективности, рациональной системе управления, модернизации общества воплощались в социально ориентированной рыночной экономике, то есть вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем, актуальных для современной России;
- подготовить подростков к пониманию сложности, противоречивости и многовариантности исторического, общественно-политического, цивилизационного развития, обусловленности выбора их моделей, особенно в современную эпоху, духовными факторами, волей и убеждениями людей;
- на конкретном, наглядном материале раскрыть опасность распространения в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток решать внутренние проблемы за счет внешней экспансии, агрессии;
- показать, как складывались условия укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами, формировались правовые, нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных пространств;
- в контексте событий, повлиявших на все человечество, выявить роль и место России в мировом развитии в XX веке, что важно для воспитания гражданских чувств, патриотизма.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков ( активизирована на практическую деятельность ребенка по познанию мира, самопознанию, самоопределению). Широко используются и межпредметные и межкурсовые связи.
Требования к уровню подготовки учащихся.
При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Хронологические знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий. Хронологические рамки. Периоды значительных событий и процессов.
2. соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание фактов:
1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
Работа с источниками:
1. читать историческую карту с опорой на легенду;
2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
3. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
1. Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, участниках;
2. Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи;
3. На основе текста и иллюстрации учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;
Анализ, объяснение:
1. Соотносить факты и явления;
2. Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;
3. Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
4. Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
5. Сравнивать исторические события и явления, находить общие и отличительные черты;
6. Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
7. Характеризовать роль личности в истории на примере исторических персонажей.
Программа: Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран.XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2007
Учебник: Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран.XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2008- 2009
Программа рассчитана на 1 час в неделю
34 учебные недели - 1 час в неделю = 34 часа в год
Распределение учебного материала

Наименование раздела Кол- во часов Темы контрольных работ Дата проведения
1 Введение 1 2 Человечество после Первой мировой войны 3 3 Ведущие страны Запада: от процветания к кризису 5 Мир в межвоенный период 4 Человечество во второй мировой войне 4 5 Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» 3 6 Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века 7 7 Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке 5 Мир во второй половине XX- начале XXI века 8 Наука и культура в XX- XXI веке 2 9 Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия 4 Итого 34 Содержание программы
Тема «Человечество после Первой мировой войны»
Противоречия между странами победителями. Версальская система и ее противоречия. «Русский вопрос». Парижская и Вашингтонская конференции. Революционное движение в Европе и Азии после первой мировой войны. Национально-освободительные движения в Азии в 1920-х годах.
Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е годы. Социал- демократы. Коммунисты.
Тема «Ведущие страны Запада: от процветания к кризису»
Причины кризиса. Президент Рузвельт. Новый курс Рузвельта. Кейсианство Фашистские движения. А. Гитлер и Муссолини. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаризм в Японии.
Национальное правительство в Великобритании. Народный фронт во Франции. Милитаризм и пацифизм.
Тема «Человечество во второй мировой войне»
Начальный период войны. Новый порядок в Европе и Азии. Движение сопротивления. Странная война в Европе. Разгром Франции. Битва за Англию. Антигитлеровская коалиция. СССР и Германия накануне войны. Нападение Германии на СССР Формирование антигитлеровской коалиции. Агрессия Японии на Тихом океане вступление США в войну.
Трудный путь к победе. Значение советско-германского фронта . годы решающих битв. Роль СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. Начало холодной войны.
Тема «Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»
Истоки холодной войны. Военно-политические блоки. План Маршалла. Холодная война в Азии. Крушение колониальной системы. Локальные конфликты. Международная безопасность.
Гонка вооружений. Советско-американские отношения. Разрядка. Германский вопрос. Новый миропорядок. Поиск компромисса.
Тема «Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века»
США. Великое общество всеобщего благоденствия. Президенты США и их политика. США на современной карте мира. Европа. Экономическое чудо Западной Германии. Кризисы 70-х годов.
Неоконсерваторы. Спад неоконсервативной волны. Этапы интеграции в Западной Европе. Североатлантический альянс. Создание Евросоюз.
Тема «Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке»
Гражданская война в Китае. Строительство социализма. Большой скачок. Культурная революция. Китай на пути модернизации и реформирования. Курс прагматических реформ.
Япония и новые индустриальные страны. Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны. Второй эшелон новых индустриальных стран.
Латинская Америка: между тоталитаризмом и демократией
Обретение независимости и самостоятельности. Особенности политики модернизации. Внешняя политика Индии.
Тема «Наука и культура в XX - XXI веке»
Общественная, политическая мысль, идеология Модернизм и неомодернизм. Театральное искусство Массовая культура Истоки массовой культуры. Противоречия массовой культуры. Массовая культура и национальные традиции.
Тема «Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия»
Глобальные проблемы современности и способы их разрешения. Конфликты 20 века. Как не допустить новых политических и военных конфликтов. Интеграционные процессы в мире. Понятие интеграции. Этапы интеграции в Западной Европе. Североатлантический альянс. Создание Евросоюза. Современная Европа.
Учебно-методическое обеспечение
Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах М.,Лист, 2005г.
Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX-начало XXI века. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.
Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран: задания, тесты, задачи. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 168 с.
Прокофьев А.М. Тесты по всеобщей истории (XX в.): дидактический (раздаточный) материал. – Казань: Лицей-интернат № 7, 2005. – 33 с.
О.С.Сороко-Цюпа. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история. 1918-1999». 9 класс. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.
Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С.Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 173 с.
Календарно - тематическое планирование курса «Всеобщая история,XX век»,
9 класс.
№ урока Тема урока Дата по плану Дата по факту Основные
понятия и термины Форма текущего и итогового контроля Корректировка
1 Введение. Каким был XX век в истории человечества? с. 5-7, понятия, сообщение или коллаж «Рекорды XX века» Глава 1. Человечество после Первой мировой войны (3 часа)
2 Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система Вопросы к § 1. 3 Революционное движение в Европе и Азии после 1 мировой войны Вопросы к § 2, сравнительная таблица «Революции 1917-1919 гг» 4 «Левые» и «правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. Вопросы к § 3. Подготовить биографию Рузвельта
Глава 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису (5 часов)
5 Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и новый курс Рузвельта Вопросы к § 4, вопросы. 6 Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии Вопросы к § 5, вопросы 7 Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции
Вопросы к § 6. Сравнить политику Рузвельта и Народного фронта. 8 Милитаризм и пацифизм на международной арене Вопросы к § 7-8. Повторить § 1-7. 9 Контрольная работа «Мир в межвоенный период» с. 76, вопросы перед §, кроссворд по теме Глава 3.Человечество во второй мировой войне (4 часа)
10 Начало мировой войны и «новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления Вопросы к § 9. 11 Формирование антигитлеровской коалиции. Трудный путь к победе Вопросы к § 10 – 11. сообщения «Международные процессы: Нюрнберг, Токио, Хабаровск»; Черчилль, Сталин, Рузвельт, де Голль, Тито, Гитлер, Муссолини 12 Завершение и итоги Второй Мировой войны Вопросы к § 12. 13 Контрольно - обобщающий урок «Новейшая история зарубежных стран. Первая половина XX века» Контрольный тест, кроссворд Глава 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» (3 часа)
14 Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков Вопросы к §13. Почему началась «холодная война, кто виноват» 15. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность Вопросы к §14 16 Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение Вопросы к §15, исторические лица эпохи. Глава 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века (7 часов)
17 Становление социально ориентированной экономики в странах Вопросы к §16. Американские президенты и их политика 18 Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг. Вопросы к §17. примеры «политического маятника» (одна из стран), исторические портреты 19 Возникновение информационного общества Вопросы к §19. 20 Эволюция политической мысли во второй половине ХХ века. Вопросы к § 18. Лабораторная работа
21 Восточная Европа: долгий путь к демократии Вопросы к § 20. Сравнительная таблица 22 Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке Вопросы к § 21, таблица. 23 Содружество Независимых Государств в мировом сообществе Вопросы к § 22. Глава 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (5 часов)
24, 25 Страны Азии на пути модернизации Вопросы к §23 – 26. 26 Исламский мир: единство и многообразие Вопросы к §26, лабораторная работа 27 Африка и Латинская Америка во второй половине XX в. Вопросы к §27, 28, хронологическая таблица, исторические портреты 28 Повторительно - обобщающий урок «Мир во второй половине XX- начале XXI века Контрольная работа. Глава 7. Наука и культура в XX- XXI веке (2 чаcа)
29 Научно- технический прогресс и общественно - политическая мысль Вопросы к §29, 30. 30 Основные направления искусства и массовая культура Вопросы к §30, подготовка к уроку-дискуссии. Глава 8. Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия (4 часа)
31, 32 Глобализации, тенденции и проблемы современного мира Вопросы к §31,32,эссе 33, 34. Итоговое занятие по курсу обобщение изученного в 9 классе