Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время


Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время 
В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Главная задача учителя раскрыть творческие силы в человеке.
Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует раскрепощенности ребенка и, как следствие, его развитию.
Необходимо с первых минут урока мобилизовать на работу как класс в целом, так и каждого ученика в отдельности. Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся.
Урок русского языка в 7 классе по теме «Н – НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях». На перемене перед уроком на доске пишу два предложения.
Семена рассеяны по полю.
Девочка рассеянна на уроке.
К началу урока предложения прочитаны. Детям не терпится сказать, что я в одном из слов допустила ошибку. Каково же их удивление, когда я говорю: «На доске все правильно. Более того, почему в одном случае пишется одна Н, а в другом две Н вы сами ответите после анализа слов и размышлений над ними». Все, работа закипела.
Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.
«Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в параграфах учебника - материал для наблюдений).
Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.
Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа».
Вот поэтому роль уроков литературы в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к книге, чтению, литературе. Для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке.
Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи. На таких уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
Традиционно на уроках развития речи четко выделяется основная мысль будущей работы, составляется план, совместно сочиняется вступление и заключение, на доске заранее пишутся слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении. Такая работа важна, она способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков.
На уроках литературы так же предусмотрены различные творческие работы: анализ стихотворения, ответы на вопросы, сочинения. И тут, я считаю, обязательно работа должна строиться дифференцированно. Важна вариативность. Чтобы каждый ученик смог выбрать такой вопрос или такую тему сочинения, которые были бы ему не только по душе, но и по силам. Ведь, что греха таить, часто ребята не пишут сочинения сами, а списывают. И не только потому, что не хотят работать, а потому, что не в состоянии справиться с заданием. Поэтому стараюсь систематически проводить уроки обучающего сочинения.
Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.
Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Например, тема «Загадки», «Пословицы». Уроки – путешествия в страну Русский язык, Лексика, Фразеология. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к родному языку.
Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представление.
Использую мини – диктанты с творческими заданиями для итоговой работы на уроке, на уроках повторения. К небольшому тексту дается задание: озаглавить текст или объяснить письменно смысл слов, или выписать слова, образованные суффиксальным способом и так далее.
Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера. А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей.
Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности.
В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по литературе. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.
Одним из видов внеклассной работы является проведение Недели русского языка и литературы. Цель: развивать интерес учащихся к русскому языку и литературе, повышать их общую языковую культуру, приобщать учащихся к искусству слова, формировать художественное восприятие окружающего мира, развивать творческую деятельность учащихся.
Очень важным является подготовительный этап. За 1-2 недели до начала мероприятия по школе развешиваются красочные объявления, план проведения Недели. В каждом классе объявляются все конкурсы, разъясняется порядок их проведения, особенности подготовки к ним. Учащиеся старших классов привлекаются к подбору материалов для проведения Недели, к оформлению. Тщательно проведенная подготовительная работа позволяет при проведении Недели создать практически для каждого ребенка «ситуацию успеха», что очень важно для формирования интереса к изучению русского языка и литературы. К открытию Недели организовывается выставка рисунков, выпускаются стенные газеты, оформляются плакаты с высказываниями о русском языке, вопросами викторины. В течение всей недели дети читают газеты, разгадывают ребусы, отвечают на вопросы, иногда обращаясь к словарям и справочникам. Ученики готовят вопросы викторины, предлагают свои кроссворды. Таким образом, проведение Недели дает возможность каждому ученику проявить себя, стать художником, чтецом, ведущим конкурса, поучаствовать в викторине. Происходит активизация познавательных способностей учащихся в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации.
Предметная Неделя ориентирована на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика. Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
Еще одной формой внеклассной работы является МАНовская работа. В основе концепции образования важное место занимает включение старшеклассников в процесс активного творчества. Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы. Мои ученики неоднократно принимали участие в конкурсах творческих работ, в конференциях, в конкурсе-защите научно-исследовательских работ учащихся - членов МАН
Организуя исследовательскую деятельность школьников, необходимо развивать у них навыки аналитического мышления – умение анализировать, обобщать, делать выводы.