Методическая разработка творческой мастерской «Использование этнокультурного компонента на уроках и во внеурочное время для работы учащихся над творческими проектами в условиях реализации ФГОС»


«Использование этнокультурного компонента на уроках и вовнеурочное время для работы учащихся над творческими проектами в условиях реализации ФГОС»
Творческая мастерская
изготовление народной куклы «Благополучница»
с использованием этнокультурного компонента
Кривова Лариса Ивановна,
учитель технологи
высшей квалификационной категории
МАОУ СШ №72
г.Ульяновск«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
Лев Семенович Выготский
Форма творческой мастерской: Лекционно-практическое занятие.
Цель:
1. Показать, как в процессе работы над творческими проектами, на уроке и во внеурочное время, учащиеся могут развивать свои знания о национальных традициях, культуре, проявлять и реализовывать свои творческие способности при изготовлении сувениров в народном стиле.
компетенций.
Задачи:
Показать отдельные методы работы с применением индивидуальных и коллективных
способов воспитания, уважения к нациям и толерантности.
Научить изготавливать народную куклу – оберег.
Заинтересовать вариантами оформления куклы, применяя национальные особенности костюма.
Целеполаганиедля учащихся:
1. Повышать интерес учащихся к культуре народов Поволжья.
2. Воспитывать в учащихся уважение к людям разных национальностей.
Основные научные идеи:
1. Деятельностные.
2. Личностно-ориентированные.
3. Исследовательские.
4. Рефлексивные.
Методы проведения:
1. Словесно-практические.
2. Наглядные.
3. Индивидуальные, коллективные.
Организация самостоятельной деятельности:
Поиск материала, творческих идей.
Составление алгоритма работы
Работа с технологической картой и описанием.
Выполнение и оформление работы
Наглядность:
1.Выставка творческих проектов учащихся: папки с пояснительными записками, практические работы.
2. Презентация.
Структура творческой мастерской
Информация о вариантах работы с использованием этнокультурного компонента.
Обоснование основных идей педагогического мастерства с представлением технологий и задач воспитания толерантности.
Особенностиработы учителя технологии, сущность и актуальность опыта по выполнению творческих проектов с использованием этнокультурного компонента.
Описание системы занятий в режиме педагогических технологий.
Приёмы и методы эффективной работы с учащимися, над творческими проектами.
Педагогические технологии и формы развития интеллектуальных и творческих и технологических способностей учащихся.
Роль метода проектов в воспитании толерантности учащихся.
Система моей работы и её результативность.
Выводы и обобщения.
Этнокультурный компонент.
В школьном курсе технологии существует множество тем, где может быть использован этнокультурный компонент, например: кулинария, оформление интерьера, дизайн одежды, художественные ремёсла, творческий проект. Учащимся предоставляется возможность проявить свои творческие способности, применяя национальные особенности в выбранных проектах. Во внеурочное время, на кружках по рукоделию дети углублённо изучают различные виды художественных ремёсел, их национальные особенности, а так же народные праздники и традиции. Всё это помогает детям социализироваться в многонациональном обществе.
Обоснование основных идей педагогического мастерства с представлениемтехнологий и задач воспитания толерантности.
В нашем регионе, где тесно уживаются народы разных национальностей, необходимо проводить воспитательные мероприятия, для формированияосновных нравственных компетенции учащихся, прививать уважение к культуре разных народов,формироватьуважении к людям разных национальностей.
Знания о культуре разных народов формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом.
Особенности работы учителя технологии, сущность и актуальность опыта по выполнению творческих проектов с использованием этнокультурного компонента.
«Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы».
Евгения Семёновна ПолатВ основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Творческий проект предполагает совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания, в котором есть место для изучения культуры своего народа, национальных особенностей и традиций.
Описание системы занятий в режиме педагогических технологий.
Творческий проект – это один из вариантов педагогических технологий , который предусматривает всестороннее развитие учащихся, а в сочетаниис информационными технологиями позволяет повысить результативность и эффективностьне только в образовательном процессе, но и воспитательном, осуществлять на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, совместить инновационное содержание образования со средствами исследовательской деятельности и технологическим процессом выполнения конкретного изделия.
Метод творческих проектов с применением этнокультурного компонента не теряет своей актуальности, так как, интересен учащимися разных национальностей.
Приёмы и методы эффективной работы с учащимися, над творческими проектами.
Педагогические технологии и формы воспитания.
Метод проектов с использованием этнокультурного компонентапозволяет по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию и выйти на новый уровень осмысления нравственных проблем в обществе.
Роль метода проектов в воспитании толерантности учащихся.
Во время работы над творческими проектами, с этнокультурным компонентом, учащиеся получают возможность узнать национальные особенности народов, которые проживают вместе на определённой территории. В любом классе есть дети разных национальностей и они с удовольствием узнают о культуре того или иного народа, общаются, делятся информацией, узнают что-то новое интересное, полезное, что позволяет говорить о воспитании толерантности у учащихся.
«Толерантность – уважение, принятое и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений».
Система моей работы и её результативность.
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя. Каждый год мои ученики выполняют творческие проекты, и с каждым разом они становятся всё интереснее и совершеннее относительно предыдущих. Технология проектного обучения помогает готовить людей, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других.
Выводы и обобщения.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. У школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.
Практическая часть творческой мастерской
«Берегиня», «Благополучница» или «Хозяюшка» — текстильная кукла, оберегающая семью, способствующая процветанию дома и возрастанию достатка. Ее еще величали «Домовушкой», потому что считалось, что она находит общий язык с домовым. Микроскопическую защитницу дома можно спрятать в ладони — ее рост всего 3-8см. Она такая малюсенькая, очаровательная, и, как говорят поверья, способная противостоять всем злобным силам, настроенным принести в дом неприятности. Она посмотрит за детьми, сбережет семью, приносит в дом веселье с радостью и доход. Хозяюшка — лучшая помощница в новых делах. Благополучницу принято дарить на зимние праздники с душевными пожеланиями. Эту обережную куколку-мотанку готовили без металлических предметов. Для рождения такой важной в домашней жизни куклы нужен особенный день. Чтобы Хозяюшка обрела обережную силу, ее нужно смастерить, как того требуют предания, в понедельник, вторник или субботу. Делали сразу, не бросая работы. Во время изготовления читали обережные заговоры или молчали. Чтобы кукла приносила в дом достаток, в нее заворачивали монетку «пятачок». Пятерка — символ прибыли. Обережная куколка – почти юная, потому как пятак в России был впервые отчеканен в 1701, при Петре 1. Когда Благополучница наделяется свойствами целительницы, в нее заворачиваются лекарственные травы.
Для изготовления куклы оберега Хозяюшки или Благополучницы приготовить:
на 1-ый вариант
1. квадрат на голову из льняной или хлопковой белой ткани 10*10см;2. для рук — прямоугольник яркой цветной ткани 10*20см, можно использовать трикотаж;
на 2-ой вариант
3. на голову и руки с туловищем до пояса — квадрат из льняной или хлопковой белой ткани 15*15см;
на обе куклы
4. на туловище-юбку — круг из яркой цветной ткани диаметром 20-22см;5. на косынку – треугольник 15*15*18см, можно — трикотаж;6. на — повойник ленту, кружево или полоску ткани;7. на фартук — прямоугольничек 3*7см;8. нетолстые нитки для скрепления;9. для набивки – синтепон, либо поролон;10. монетку в 5 коп./руб. или лекарственные травы;11. на пояс – узкую ленточку.
изготовление народной обрядовой куклы в традиционных национальных костюмах:
Глядя на технологическую карту найти необходимые детали для изготовления куклы.
Травяной мешочек обернуть синтепоном и вложить в заготовку нижней части куклы
С помощью ниток к заготовке головы прикрепить заготовку ручек куклы, как показано на технологической карте в презентации
Вложить в нижний мешочек «пятачок», голову с ручками
Стянуть нижний мешочек нитками и закрепить голову и ручки
Выбрать фартучек с подходящим орнаментом или оформлением
Примотать фартучек, как показано на технологической карте, и опустить на нижнюю часть куклы
Опустить ручки с головы
Выбрать подходящий головной убор и одеть на голову кукле
Можно использовать разные национальные атрибуты для оформления