Конспект урока по истории России Участие России в Первой мировой войне (9 класс)


Методическая разработка урока по истории России
Тема урока: Участие России в Первой мировой войне
Класс: 9
Целевая установка урока:
Образовательные:
Объяснить учащимся, что
причины войны заключались в стремлении развитых стран к ослаблению государств-конкурентов и захвату новых сфер влияний;
поводом к войне послужило убийство австрийского наследника сербским националистом;
по своему характеру Первая мировая война являлась империалистической;
война вызвала у народа подъем патриотических настроений;
политические партии неоднозначно восприняли начало войны и среди них выделились оборонцы, центристы и пораженцы;
каждая военная кампания заканчивалась провалами стратегических планов Германии;
к концу 1916 г. война приобрела позиционный характер;
огромное значение в годы войны имела деятельность Российского Общества Красного Креста, осуществляющего самую разнообразную помощь и поддержку пострадавшим от военных действий;
затянувшаяся война выявила необходимость перестройки экономики на военные нужды;
внутри страны неудачи в войне и политика правительства стали причиной зарождения кризисной ситуации;
Первая мировая война закончилась для России 3 марта 1918 г.
Развивающие:
Продолжить развитие у учащихся:
навыков аналитической деятельности;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение работать с картой;
умение работать в группах;
умение выделять главные и второстепенные факты;
умение обогащать материал и делать выводы.
Воспитательные:
Изучая материал об участии России в Первой мировой войне воспитать у учащихся чувства милосердия, патриотизма, любви к своей Родине, уважительное отношение к истории своей страны, познавательный интерес к истории.
Новые понятия: пацифисты, позиционная война, продразверстка, экспансия, Красный Крест.
Методическая литература: История России ΧΧ – начало ΧΧΙ века. 9 кл.: учебник для общеобраз. учреждений/А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013.
Оборудования урока: карта «Россия в Первой мировой войне», компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
План урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся Время (мин.)
Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, дежурный называет отсутствующих. 1
Актуализация знаний учащихся Организует беседу по теме
«Духовная жизнь Серебряного века»:
1.Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
2. Почему период развития культуры ΧΧ в. назван Серебряным веком?
3. Что представляло собой образование на начало ΧΧ в.?
4. Происходили ли какие либо изменения в области образования за этот период? Чем они были вызваны?
5. Перечислите главные открытия русских ученых.
6.Назовите направления русской живописи этого периода.
7.Каковы были достижения в архитектуре и скульптуре?
8. Какой новый вид искусства возник в ΧΧ в.? Назовите его главное отличие, например, от театров?
9.Какие художественные стили были представлены в литературе? Назовите их представителей. Отвечают на вопросы:
1. Духовную жизнь Серебряного века.
2. Потому что в этот период рождаются новые жанры и тематика. В это время появляется много талантливых людей – поэтов, художников, музыкантов и т.п. Происходит отказ от старого и создается новое и т.д.
3. Сохранялась трехступенчатая система образования: начальное образование давали государственные, церковно-приходские, земские школы, среднее – гимназии, высшее – университеты и специальные высшие учебные заведения.
4. Да, происходили. Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование. Росло число гимназий. Развивалось высшее образование, в частности техническое. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Продолжали действовать воскресные школы, а также возникли рабочие курсы для взрослых, просветительские рабочие дома. Все изменения были вызваны стремлением государства преодолеть проблему безграмотности населения. Общество нуждалось в грамотных и квалифицированных специалистах в силу развития новых отраслей промышленности. Все это было обусловлено модернизацией общества, промышленным переворотом.
5. Жуковский стал основателем теории и практики самолетостроения, Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, Циолковский обосновал возможность космических полетов и т.д.
6.Продолжал существовать реализм, который был представлен Обществом передвижников. В тоже время возникает новое направление – модерн, который противопоставлялся реализму. Его представители объединились в творческом обществе «Мир искусства» (Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа и т.д.)
7. Скульптура была связана с импрессионизмом, т.е. направлением, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. В скульптуре этого времени прославился П.П. Трубецкой. Ему принадлежит памятник Александру III.
Архитектура была связана с модерном. Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве и др.).
8. Кинематограф. В 1908 г. снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Отличие было в том, то он был доступен всем слоям населения.
9. Символизм – направление, сосредоточенное на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий. Представители: А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.
Акмеизм – направление, характеризующееся склонностью к эстетизму, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову. Представители – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Футуризм – характеризовался отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства» (жаргоны, новые слова, плакаты): В. Маяковский В, Хлебников, И. Северянин. 7
Вывод по предыдущей теме урока «Духовная жизнь Серебряного века». Итак, мы выяснили, что Россия в ΧΧ в. пережила взлет русской культуры. Неспроста этот век получил название «Серебряный». Развитие наблюдалось во всех сферах духовной жизни общества. Появлялись новые стили и направления в искусстве, стали известны имена людей, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры. Внимательно слушают
1
Объяснение новой темы урока
«Участие России в Первой мировая войне».
План
1.Причины, характер и повод к войне.
2.Отношение народа и партий к войне.
3.Ход военных действий:
а) кампания 1914 г.
б) кампания 1915 г.
в) кампания 1916 г.
4.Деятельность Красного Креста в годы войны.
5.Обстановка внутри страны во время войны.
6. Итоги войны.
Поэты Серебряного века часто посвящали стихи важным событиям. Давайте обратимся к одному из стихотворений Николая Гумилева, а потом ответим на вопрос: О каком событии пишет поэт?
Кто желает прочитать?
(слайд 1)
Та страна, что могла быть раем,Стала логовищем огня,Мы четвертый день наступаем,Мы не ели четыре дня.Но не надо яства земногоВ этот страшный и светлый час,Оттого что Господне словоЛучше хлеба питает нас.И залитые кровью неделиОслепительны и легки,Надо мною рвутся шрапнели,Птиц быстрей взлетают клинки.Я кричу, и мой голос дикий,Это медь ударяет в медь,Я, носитель мысли великой,Не могу, не могу умереть.Словно молоты громовыеИли воды гневных морей,Золотое сердце РоссииМерно бьется в груди моей.И так сладко рядить Победу,Словно девушку, в жемчуга,Проходя по дымному следуОтступающего врага.
Итак, о каком событии пишет поэт?
Да, а в какой войне участвовала Россия в начале ΧΧ в.?
Правильно, и сегодня на уроке мы поговорим об участии России в Первой мировой войне. Запишите, пожалуйста, тему и план урока (слайд 2, 3)
В конце урока мы ответим на главный вопрос:
Почему вступление России в Первую мировую войну было неизбежным?
1)Из курса Новейшей истории вам уже известно, что война велась между двумя военно-политическими блоками. Какими?
Хорошо, а какие страны в них входили?
Давайте вспомним, в чем же заключались причины войны?
Учитель выслушивает и корректирует ответы (слайд 4)
Что стало поводом к войне?
Верно, 28 июня 1914 г. в городе Сараево эрцгерцог Франц Фердинандо был убит сербским националистом Гаврилой Принципом. Правительство Австро-Венгрии решило использовать это убийство как повод для расправы с Сербией и укрепление своего влияния на Балканах. 10 июля австрийский посол вручил сербскому правительству ультиматум, состоящий из 10 пунктов, принятие которого означало бы потерю Сербией независимости. Но та ультиматум не приняла и Австро-Венгрия 14 июля объявила ей войну. Уже через 3 дня Россия, как союзница сербского государства, начала проводить всеобщую мобилизацию, не смотря на предостережения Германии, которая 1 августа объявила войну России. Вскоре в войну было вовлечено 38 государств с общей численностью 1,5 млрд. чел.
У каждой участницы были свои цели в этой войне. Давайте, исходя из них, установим характер войны. Посмотрите внимательно в таблицу (слайд 5).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что Первая мировая война была войной захватнической, империалистической с обеих сторон, кроме Сербии. Но в тоже время Антанту объединяла общая цель – остановить экспансию Германии.
Запишите определение понятия «экспансия»:
Экспансия – это расширение сферы господства, влияния, осуществляемое как экономическими, так и военными средствами, дипломатическим давлением.
2)Каково же было отношение народа и партии к начавшейся войне? Откройте стр. 62 учебника и самостоятельно прочитайте пункт.
Как отреагировало общество на начавшуюся войну? (спрашивает одного учащегося по своему выбору)
А как политические партии отнеслись к войне? (спрашивает одного учащегося по своему выбору)
Верно, по сравнению с населением, у партий не было единства. Посмотрите на экран (слайд 6). Во главе оборонцев стоял Плеханов, центристов возглавлял Мартов, а пораженцев – Ленин, который выступал за поражение своего правительства и превращения войны империалистической в гражданскую.
Запишите определение понятия «пацифисты»:
Пацифисты – это люди, выступающие против всякой войны вообще.
3) Чтобы разобраться в ходе военных действий, разделимся на 3 группы:
1 группа – кампания 1914 г.
2 группа – кампания 1915 г.
3 группа – кампания 1916 г.
Работая с учебником, вы должны заполнить таблицу (слайд 7)
Проверка выполненного задания (слайд 8). Корректирует ответы, осуществляет помощь в работе с картой.
Итак, мы выяснили, что к концу 1916 г. война приобрела позиционный характер.
Запишите определение понятия «позиционная война»:
Позиционная война – это ведение военных действий на протяженных и стабильных фронтах, при наличии долговременных укреплений.
4) Как мы знаем, война всегда несет смерть и эпидемии. Война не обходится без убитых, раненных, больных.
Как вы считаете, что было необходимо в этих условиях?
Верно, и эту помощь оказывало Российское Общество Красного Креста (слайд 9), в составе которого служили девушки и женщины от 18 до 40 лет, названные сестрами милосердия.
До Крымской войны 1854 г. сестры милосердия работали в госпиталях и лазаретах, но великая княгиня Елена Павловна, жена Михаила Павловича, младшего брата Николая I решила создать общину сестер, которая бы оказывала помощь на фронте, а не в тылу. И так возникла Крестовоздвиженская община, ставшая прообразом Красного Креста.
3 мая 1867 г. Александр III утвердил Устав «Общества попечения о раненых и больных воинах». Это событие стало официальной датой основания Общества. 29 апреля 1879 г. оно было переименовано в РОКК.
Давайте обратимся к Уставу Общества и выясним его цели и задачи.
Какие цели и задачи Общества вы можете выделить?
Выслушав ответы учащихся, выводит цели и задачи на экран, дополняет (слайд 10)
Исходя из всего ранее сказанного, давайте запишем определение «Российское Общество Красного Креста»:
РОКК – это общественная благотворительная организация целью, которой было оказание помощи пострадавшим от военных конфликтов – раненным и больным солдатам, мирным жителям и военнопленным.
Рассмотрим подробнее деятельность РОКК в годы войны (слайд 11).
Неподалеку или вблизи линии фронта действовали отряды РОКК – так называемые передовые и летучие отряды, выполнявшие функцию оказания первой экстренной помощи на поле битвы раненным, после которой была возможна их эвакуация на моторах и двуколках. Сначала раненных доставляли в перевязочный пункт, а затем при необходимости – в госпитали и лазареты, где проводилось основное стационарное лечение больных и раненных.
Как считаете, какие обязанности ложились в госпиталях на сестер милосердия?
Да, на плечи сестер взваливали непосильную ношу. Они перевязывали раненных, проверяли их самочувствие, кормили, помогали хирургу в приготовлении необходимого перед операцией, дежурили в ночное время, приводили в порядок палаты. Помогали солдатам писать письма их родным, читали им газеты, проводили время в разговорах с больными, даже устраивали обучающие курсы по народным ремеслам, проводили лекции по истории, обучали письму, в том числе и левой рукой, учили читать – это позволяло возродить в покалеченных людях надежду, приобрести новый смысл существования. В праздничные дни ими устраивались концерты с целью скрасить госпитальную жизнь солдат.
Перевозку раненных осуществляли с помощью санитарных поездов, которые в свою очередь делились на полевые и тыловые. Полевые поезда эвакуировали раненных с мест сражений в ближайшие медицинские учреждения. Полевые товары были лишены комфорта, ведь их главная задача стояла в перевозке большего числа раненных. При большом количестве пострадавших к поезду прикреплялись обычные холодные товарные вагоны.
Тыловые поезда предназначались для длительных перевозок больных и раненных вглубь страны. В отличие от полевых поездов, в тыловых создавались все возможные удобства и комфорт.
Уже говорили, что любая война сопровождалась различными эпидемиями, поэтому РОКК не обошло вниманием и это явление. Для зараженных создавали эпидемиологические лагеря, в которые для работы направляли большое число сестер милосердия. Сестер, предназначенных в такие лагеря, учили правилам поведения с заразными больными и соблюдению необходимых мер предосторожности.
В Первую мировую войну наблюдалось большое количество душевнобольных. Причиной становились контузии, тяжелые ранения и депрессия, порожденная сложной политической стабильностью и постоянной смертельной опасностью. Начали открывать психиатрические лечебницы, для работы в которые брали специально подготовленных сестер милосердия. Сестры должны были обладать усидчивостью и всегда быть начеку.
Красным Крестом неподалеку от места ведения боя, на пути эвакуации и в тылу устраивались питательные пункты, служившие для поддержки сил солдат. Здесь бойцы могли покушать, погреться и получить в дорогу съестные припасы. Часто вместе с питательными пунктами действовали перевязочные пункты, где солдаты могли получить еще и необходимую медицинскую помощь.
Впервые в Первую мировую войну немцы применили химическое оружие. Оно было использовано на фронте в виде бомб начиненных газами в январе 1915 г., затем отравляющие вещества были выпущены 8 мая 1915 г. РОКК прекрасно понимало, что если не попытаться предотвратить угрозу отравлений, то число погибших будет постоянно возрастать. Красный Крест принялся налаживать производство средств защиты, которыми стали ватно–марлевые повязки.
Ребята, а как думаете, получало ли от Красного Креста поддержку гражданское население?
Верно. Создавались приюты и особые заведений для инвалидов войны. Но здесь Красный Крест передавал всю инициативу действий общинам. Сестры милосердия помогали солдатам получить протезы, учили их заново ходить, обучали какому–либо мастерству, приносили душевное утешение. Также создавались приюты для детей, оставшихся без попечения родителей.
Интересен факт, что РОКК демонстрировал гуманное отношение к раненным неприятеля, предписывая сестрам милосердия относиться к ним с такой же одинаковой заботой, как и к своим. Как считаете, почему?
Молодцы! Верно.
В компетенцию РОКК играла заграничная деятельность, включавшая помощь союзникам за границей и помощи военнопленным.
Чем, по вашему мнению, мог помочь Красный Крест союзникам в войне?
Конечно же, Красный Крест направлял в страны-союзников свои отряды сестер милосердия, которые организовывали активную деятельность не только в лечении раненных солдат, но и в помощи местному населению, открывая приюты для детей.
Сестры милосердия направлялись и во вражеские страны. По обоюдному соглашению противники могли направить особые делегации, чтобы получить информацию о положении военнопленных, об их нуждах.
Как могли воспользоваться правительство собранными сведениями?
Конечно, ведь отношение противника к русским военнопленным полностью зависело содержание, например, немецких пленных в наших лагерях.
Так, какое значение имела деятельность РОКК в годы войны?
5)На основании пункта «перестройка экономики» ответьте на вопрос: В связи с чем выявилась необходимость перестройки экономики на военный лад и в чем это выразилось?
Так, в связи с чем выявилась необходимость перестройки экономики на военный лад и в чем это выразилось?
Действительно, продолжительная война потребовала перестройки экономики на нужды войны. Вместе с этим внутри произошли изменения. Если в начале войны был мощный подъем патриотических настроений, массовый энтузиазм при отправке войск, то уже практически к концу 1916 г. он сменяется общественной апатией, а затем и широким политическим недовольством. Правительство не могло обеспечить армию оружием, боеприпасами, продовольствием, преодолеть разруху в тылу. Ведь война резко ухудшила жизнь людей. Из-за перевода экономики на военные нужды снизился выпуск товаров народного потребления, а это стало причиной повышения цен. Частым стало такое явление как очереди.
Неспокойно было в деревне. Но это не помешало правительству ввести в губерниях продразвёрстку.
Запишите определение:
Продразвёрстка – это обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды хлеба и других продуктов.
Усиливалось недовольство правительством. Совет министров прозвали « кувырк-коллегией» – или «министерская чехарда» – частая смена министров. В государственном аппарате процветали казнокрадство, взяточничество, бюрократизм. Все это способствует большему нарастанию общественного недовольства, обострению классовой борьбы, что явилось могучим ускорителем революции.
На митингах и демонстрациях помимо плакатов «Долой войну» появляются плакаты «Долой правительство», начинается братание солдат на фронте.
6) К 1917г. правительство полностью утратило, как способность эффективно управлять фронтом и тылом, так и общественную поддержку. Оппозиция царизму становится все шире, фактически сложились предпосылки для новой революции. И в результате февральских событий 1917 г. монархия в России рухнула. А 3 марта 1918 г. подписанием Брестского мира для России закончилась Первая мировая война. По сути, Россия проиграла эту войну. Но подробнее об этом мы поговорим на следующих уроках. Внимательно слушают
Один учащийся читает стихотворение, остальные внимательно слушают.
о войне
в Первой мировой войне
Слушают и записывают в тетрадях тему и план урока.
Внимательно слушают
Антанта и Тройственный союз.
В тройственный союз входили Германия, Италия, Австро-Венгрия, а в Антанту – Франция, Россия, Англия.
1.Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономической и военной сферах;
2. Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе.
Убийство в Сараево наследника австрийского престола.
Внимательно слушают
Заполняют в тетради таблицу и определяют характер войны.
Внимательно слушают
Записывают определение
Читают пункт «отношение народа и партий к войне»
Война вызвала у народа подъем патриотических чувств. Выдвигались такие лозунги, как, например, «Война до победного конца». В обществе наблюдались антигерманские настроения, даже Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Население желало внести свой вклад в защиту Родины, поэтому в начале войны выявилось много добровольцев на фронт и на службу в госпитали, санитарные поезда.
Среди эсеров и социал-демократов выделилось три группы по отношению к войне: оборонцы, которые призывали к защите Отечества, отложив революционные выступления; центристы (пацифисты) – за немедленное заключение мира всеми воюющими державами; пораженцы.
Внимательно слушают
Записывают определение
Выполняют задание
Каждая группа по очереди выступает у доски, работают с картой, остальные слушают и записывают.
Внимательно слушают
Записывают определение
Внимательно слушают
Организация медицинской помощи
Внимательно слушают
Один учащийся читает, остальные внимательно слушают.
Формулируют цели и задачи
Внимательно слушают и отмечают в тетради
Записывают определение
Внимательно слушают
Осуществляли лечение, делали перевязки, ухаживали за больными и раненными, помогали врачам и т.д.
Внимательно слушают
Да, Красный Крест помогал всем пострадавшим от войны
Внимательно слушают
Красный Крест исходил из принципа – любовь к людям независимо от национальности вынуждал оказывать помощь всем раненным без исключения.
Внимательно слушают
Медицинским персоналом
Внимательно слушают
Могли манипулировать
Внимательно слушают
Огромное, его деятельность была разнообразной. Красный Крест заботился о раненных, больных, пленных, гражданском населении и т.д.
Читают пункт «перестройка экономики»
В связи с затяжной войной, которая требовала огромных материальных затрат. В результате упор делался на военную промышленность с целью обеспечения фронта оружием, было создано особое Совещание по обороне и подконтрольные ему Совещания по снабжению топливом, продовольствием и т.д., создан Комитет научно-технической помощи – изобретение самолетов-бомбардировщиков, пистолетов-пулеметов и т.д.
Внимательно слушают
Записывают определение
Внимательно слушают
30
Закрепление материала. Почему вступление России в Первую мировую войну было неизбежным?
Для закрепления изученного прошу выполнить задание «Вставьте пропуски в тексте» (слайд 14)
Проверяет учащихся Во-первых, Россия не могла бросить союзное славянское государство – Сербию. Это могли расценить как предательство. Во-вторых, было известны планы Германии, по которым после разгрома Франции, удар будет предпринят на Россию. То есть Россия не могла оставаться в нейтралитете.
Выполняют задание
4
Вывод по новой теме. Таким образом, в 1914 г. Россия была втянута в Первую мировую войну, к которой, как оказалось, она была не готова. Патриотический подъем в народе сменился апатией и недовольством. И стало ясно, что революция неизбежна. Внимательно слушают. 1
Домашнее задание. Записываем задание на дом: § 9, выучить определения и записи в тетради, ответить на вопросы в конце параграфа (слайд 15) Записывают. 1
Выставление оценок. За работу на уроке оценки получили….
Всем спасибо за работу. Урок окончен! Подают дневники на оценку