Урок на тему: Восстание казахов 1836-1838 гг. в Букеевской Орде (8 класс)

8 - класс. История Казахстана


Тема: Восстание казахов 1836-1838 гг. в Букеевской Орде

Цель уроков: Раскрыть причины и предпосылки восстания; рассмотреть его ход и причины поражения; подвести учащихся к пониманию исторического значения восстания и его роли в национально-освободительном движении казахского народа в XIX в.; развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы; воспитать любовь к родной земле, родине.


Материалы и оборудование: настенная карта "Казахстан в первой половине XIX в.", портреты
Махамбета Утемис-улы и Исатая Тайманулы.

Ход урока
I. Организационный момент
ІІ. Изучение новой темы
1. Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать параграф учебника до конца (1520 мин).
В ходе беседы с учащимися заполняется раздел "Проблемы", после чего завершается работа над центральной частью и влияющими факторами.

Тема
Восстание шаруа в 18361838 гг. во Внутренней (Букеевской) Орде

Основное содержание

Низовья междуречья Волги и Яика. Первый хан Букей Букеевское ханство. Указ Павла I от 11 марта 1801 г. об узаконивании кочевья. Хан Ханский совет 12 биев 12 старшин (сбор налогов, пошлин) Цель создания: ослабить борьбу казахов за землю; расширить сферу политического влияния империи; приобретение экономической выгоды от торговли с казахами. Причины восстания: самоуправство феодалов; противоречие интересов народа и политики хана; высокие налоги, двойной гнет; начало построения русских крепостей; колониальная политика России. Цели восстания: 1. Ограничение власти хана. 2. Улучшение положения шаруа. 3. Изменение земельно-колониальной политики царя. Повод: 1833 г. назначение зятя хана Жангира правителем казахских родов, кочевавших в районе Каспийского моря. Основные движущие силы: шаруа, бии, старшины. Периоды: I. 18331836 гг. формирование главных предпосылок восстания;
II. 1837 г. период развития восстания, столкновение с карательными отрядами; III. Декабрь 1837г. июнь 1838 г. ослабление и поражение восстания. Ход восстания: Февраль 1836 г. восстание отдельных групп переросло в народно-освободительное движение. 17 марта 1836 г. создание Карауыл-Кожой отряда в 800 человек. Октябрь 1836 г. перекочевка 20 аулов под знамя Исатая. 13 декабря нападение на аулы Тиналы-Тансойган-улы и Махамбета. 30 марта 1837 г. требование привлечения Махамбета к суду, подготовка пушек. 20 октября 1837 г. безуспешная попытка пленить Исатая. 15 октября 1837 г. аулы бая Кудайбергенулы разгромлены отрядом Исатая. 24 октября 1837 г. угроза аулам хана, окружение резиденции хана. 26 октября 1837 г. полк Геке соединяется с войском
хана. Конец октября 1837 г. Исатай напал на войска
Меркулова. 9 ноября 1837 г. военные силы Геке соединились с отрядом Меркулова. Середина ноября 1837 г. сражение у Тастобе, поражение отрядов Исатая, отряды разделились на 2 группы, восстание пошло на убыль. 1838 г. окончательное поражение восстания. Характер: антифеодальный, антиколониальный, народно-освободительный.

Анализ данных
1. Географическое положение, историческое создание Букеевской Орды. 2. Цель создания Внутренней Орды. 3. Причины и предпосылки восстания. 4. Цель, характер, повод, основные движущие силы восстания. 5. Периоды восстания. 6. Руководители восстания. 7. Ход восстания. 8. Причины поражения и историческое значение.
1. Несправедливость хана Жангира, его безжалостное отношение к шаруа. 2. Колониальная политика России (высокие налоги).
3. Изменения в системе управления Орды. 4. Личностные качества Махамбета и Исатая. 5. Политика генерал-губернатора Перовского и императора Николая I. 6. Восстание под предводительством Кенесары.

Проблемы
1. Уровень хозяйственного и политического развита; Букеевской орды. 2. Межнациональные отношения. 3. Раздробленность восстания. 4. Часть участников восстания проявила колебание. 5. Плохое вооружение и выучка восставших.

Исследование
1. Сравнить восстания 18361838 гг. с восстанием 17831797 гг. под предводительством Сырыма Датова. 2. Сравнить восстание 1836 1838 гг. с восстанием 18371847 г. Кенесары Касымова.

ІІІ. Закрепление
IV. Домашнее задание: § 11