«Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время с целью формирования социально-адаптированной культурной личности»


«Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время с целью формирования социально-адаптированной культурной личности»
Солодянкина Татьяна Васильевна – учитель географии высшей категории. Победитель приоритетного национального проекта «Образование». Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 21 города Набережные Челны.tatyana-solodyankina@mail.ru Аннотация
В целях активизации познавательной деятельности применяю разнообразные формы работы с источниками географических знаний, элементы занимательности, приемы проблемного обучения, провожу уроки с использованием информационных технологий, лекционно-семинарские занятия и практикумы, осуществляю различные формы контроля знаний и умений обучающихся. Сформировать научные представления о географической картине мира невозможно без опоры на знания смежных дисциплин: физики, астрономии, химии, биологии, истории и обществознания, поэтому на уроках географии широко использую межпредметные связи, позволяющие выявить причины происходящих в природе и обществе процессов и явлений.
Главная задача школьного учителя географии, на мой взгляд, заключается в обеспечении современного качества географического образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, готовности и способности молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное, устойчивое развитие общества. Поэтому моя методическая тема звучит так: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время с целью формирования социально-адаптированной культурной личности».
Работаю учителем географии МАОУ СОШ № 21 города Набережные Челны и в целях активизации познавательной деятельности применяю разнообразные формы работы с источниками географических знаний, элементы занимательности, приемы проблемного обучения Кроме того, провожу уроки с использованием информационных технологий, лекционно-семинарские занятия и практикумы, осуществляю различные формы контроля знаний и умений обучающихся. Убеждена, что сформировать научные представления о географической картине мира невозможно без опоры на знания смежных дисциплин: физики, астрономии, химии, биологии, истории и обществознания, поэтому на уроках географии широко использую межпредметные связи, позволяющие выявить причины происходящих в природе и обществе процессов и явлений. Вопросы «как?», «почему?» «зачем?» являются на уроках главными. Они способствуют развитию у школьников аналитического мышления, т.е. умения сопоставлять, сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в обучении занимает творческое сотрудничество учителя и обучающегося, что позволяет развивать познавательную активность, творческие способности, самостоятельность мышления учащегося и умение ориентироваться среди обилия информации. В своей педагогической практике вместе с детьми учимся выполнять разные виды творческих работ, в том числе реферативные, экспериментальные, описательно-натуралистические, проектные и исследовательские. Выполняя рефераты, обучающиеся учатся работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами и другими источниками географической информации, принимают участие в городских конкурсах.
Ученики проявляют возрастающий интерес к учебно-исследовательским и проектным работам, о чем свидетельствует увеличение их количества. Юные авторы защищают свои работы на школьных, городских, региональных конференциях. Обобщением такой работы является школьный конкурс презентаций «Современная география», участие в школьных, городских, региональных научно-практических конференциях.
Важнейшей задачей современной школы является воспитание всесторонне развитой образованной личности, осознающей себя неразрывной частью природы и ответственным за судьбу планеты. В экологическом образовании изучение взаимосвязей между природой и обществом является основным направлением, тогда как и для географической науки это традиционное направление исследований, поэтому в своей внеурочной работе с детьми выбрала экологическое направление.
Воспитание истинного друга природы, рачительного его хозяина – приоритетная задача и на уроках географии, и во внеклассных мероприятиях. Во внеурочной деятельности учащихся по предмету стараюсь поддерживать их интерес к предмету, стремление к познанию, развивать творческие способности детей. Неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность, которая осуществляется в двух направлениях:
-работа с одаренными детьми, исследовательская деятельность, творческие конкурсы и проекты;
-работа с детьми по интересам, экологический кружок «Друзья природы», модифицированная программа «Исследователи природы».
Модифицированная программа для старших классов «Исследователи природы» утверждена ФГБОУ ВПО «Набережночелнинским институтом социально-педагогических технологий и ресурсов», рецензирована Детским эколого-биологическим центром № 4, составлена с учетом возраста и интересов учащихся старших классов .Для них более интересны темы глобального масштаба, экспериментально-исследовательского характера, вопросы безопасной еды, утилизации мусора и другие.
Являюсь составителем модифицированной программы кружка «Топонимика» по краеведению для 9-11классов, утвержденной муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Городской дворец творчества детей и молодежи №1,которая преследует следующие цели:
- пробудить интерес у ребят к познанию родного края, познакомить с интересными природными объектами своего края;
- формировать умение использовать различные источники (литературы, сети Интернет, энциклопедий) в поисках нужной информации;
- способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости и творческих способностей детей;
- формировать познавательное мышление.
Занимаясь в кружке, обучающиеся получают не только знания по родному краю, но и развивают свои творческие способности. Глубоко убеждена, что человек неразрывно связан с природой, поэтому общение с ней способствует гармоничному развитию личности и раскрытию творческих возможностей. Свое отношение к родной природе дети выражают в стихах, рисунках, сочинениях и других творческих работах, лучшие из них представляются на конкурсы и получают призовые места.
Организованная мной работа экологического отряда имеет практическую и научную направленность. Учащиеся не только вносят весомый практический вклад в дело оздоровления окружающей среды города, но и развивают свои творческие способности путем вовлечения их в учебно-исследовательскую деятельность. Ежегодно с результатами своей работы учащиеся выступают на научно-практических конференциях различного уровня.
Одним из направлений внеклассной работы является экскурсионная деятельность. С учениками 5-9 классов совершаю поездки в Казань и Елабугу, для старшеклассников в целях профориентации организую экскурсии на крупные предприятия города Набережные Челны: ОАО «КамАЗ», ОАО «Челны-Хлеб». Результатом такой работы являются реферативные работы учащихся о предприятиях города. Исследовательские работы Казань, Набережные Челны, Булгары. Работа с детьми по интересам приводит к созданию различных выставок, конкурсов.
География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно. В связи с этим на уроках я практикую подготовку учащимися политинформации, это позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политической карте, влияют на изменение экономическо-политической ситуации, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами. Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни способствует воспитанию учащихся неравнодушными, препятствует аполитичности, такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует гражданскую сознательность.
Использование на уроках географии приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес к учению в целом и к географии в частности, тоже способствуют приобретению обучающимися позитивного социального опыта. Задания на сравнения, связанные с анализом и синтезом информации, способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое и креативное мышление школьников. Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.
Фундаментальными особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения. Это мир информации, которая быстро устаревает. Это мир, где идеи постоянного реконструируются, перепроверяются и переосмысливаются; мир, где никто не может выжить с одним простым способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление к ясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Никогда прежде система образования не готовила учащихся к такой динамике изменений, непредсказуемости, сложности. Жизненно важно, чтобы выпускник средней школы мог применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, решать возникающие проблемы, то есть был бы компетентным в этой области.
В связи с этим считаю, что школьная география должна обеспечить решение следующих задач:
- востребованность результатов обучения в жизни;
- личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;
- разгрузку содержания образования;
- реализацию проектной деятельности;
- практическое владение исследовательскими и коммуникативными методами;
- формирование ключевых компетенций (коммуникативность, умение решать реальные задачи на практике, умение сотрудничать, способность к самообразованию).
Поставленные задачи решаю через личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс, совместную работу при решении разнообразных проблем, проявление коммуникативных умений, самостоятельный поиск необходимой информации и т.д. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий применяю технологии модульного, проектного, дифференцированного, проблемного, игрового обучения и т.д.
Формирование социально-адаптированной культурной личности с экологическим самосознанием и активной жизненной позиции по отношению к проблемам разного уровня, можно осуществить через метод проектов. Работа над проектом зависит от уровня подготовки и мотивированности ребёнка. Хорошо продуманная система практических работ, максимальна приближённых к задачам, реально решаемым людьми в географическом пространстве, является хорошей подготовкой для проектов. Практическая направленность уроков географии создает возможность усвоения знаний и их творческого применения обучающимися, не сковывая их творческую инициативу.
Литература
Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 № 2.