Конспект урока Морской бой

Урок-игра «Морской бой» по теме
«Действия с натуральными числами» (математика, 5 класс)
Учитель Рыбкина И.В.

Задачи урока:

Повторить учебный материал темы «Действия с натуральными числами».
Формировать умения решать задачи по данной теме и показать практическую значимость приобретённых умений.
Прививать учащимся интерес к решению задач, используя при этом нестандартные формы и методы.
Воспитывать у школьников чувства коллективизма, личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом.
Способствовать формированию эстетических вкусов школьников, развивать их творческую деятельность.

Оборудование:

Игровое поле с морским пейзажем, разделенное на квадраты, которые пронумерованы; с обратной стороны у каждого квадрата прикреплены кусочки жести;
Передвижные фигурки кораблей, имеющие с обратной стороны магниты для крепления к полю боя, – два комплекта по пять штук, три из которых двухпалубные (они на поле занимают два квадрата);
Два набора «снарядов» – картонных плоских фигурок, на обороте которых записаны условия задач;
Фишки «взрыв» (красные круги небольшого радиуса, имеющие жестяную основу), применяемые для фиксации поражения корабля.

Описанное выше оборудование можно заменить интерактивной доской, ПК, мультимедийным проектором. В этом случае корабли обозначаются крестиками на игровом поле.

Ребят заранее делим на две команды, примерно равные по силам. При этом стараемся полнее учитывать пожелания учеников.
Перед началом игры каждая команда получает модели кораблей и набор «снарядов» (задач). Корабли располагают на игровом поле в произвольно выбранных квадратах.
В начале урока сообщаем школьникам о том, что мы изучаем учебный материал определенной темы, и сегодня нам предстоит научиться решать задачи.
Во время игры учитывается активность каждого участника и всей команды в целом. При возникновении затруднений ребята могут обратиться за помощью к команде. В силу этого им нужно помнить об ответственности за общее дело перед другими членами команды.
После этого сообщаем правила игры. Каждый игрок обеих команд произвольно выбирает из своего запаса «снаряды». Решив задачу, записанную на обороте «Снаряда», ученик получает числовой ответ, который совпадает с номером квадрата игрового поля, поражаемого «снарядом». При этом правильность решения задачи проверяется учителем (для быстроты проверки используется карта ответов). Если в пораженном квадрате нет корабля, это означает промах команды. Если же в данном квадрате находится корабль противника, поражение корабля фиксируется фишкой «взрыв». Для потопления двухпалубных кораблей необходимо попадание двух «снарядов». Цель игры в том, чтобы с помощью «снарядов» поразить все корабли противника. Выигрывает команда, которая добьется этого раньше.
При подготовке к уроку задачи к игре учитель должен составить таким образом, чтобы ответы представляли собой последовательность чисел, соответствующих номерам квадратов. Допускается подбор задач с 2-3 ответами. В этом случае число «снарядов» уменьшается.

Задачи первой команды

Выполните действия:
1. (48430 – 47758) : 32
2. (2786 + 482) : 76
3. (3579 – 3304) : 25
4. (47535 – 46890) : 43
Найдите значение выражения:
5. a – (b + 396), если a = 2534, b = 2113
6. 7a – (5a + 756), если a = 395
7. (223 – m) – (145 + n), если m = 2, n = 44
8. Периметр треугольника АВС равен 50 см. Сторона АВ 12 см, сторона ВС больше стороны АВ на 3 см. Найти сторону АС.
9. На прямой отмечено 22 точки так, что расстояние между любыми соседними точками равно 2 см. Каково расстояние между крайними точками?
Упростите выражение и найдите его значение:
10. 428 + n – 382, при n = 9
11. 427 – l – 167, при l = 206
12. 1236 + 5m – 1198 – 3m, при m = 3
Решите уравнения:
13. (х + 12) – 8 = 17
14. (45 – у) + 37 = 58
15. 56 – (х – 13) = 24
16. 4х + 3х = 84
17. 37х – 21х + 8 = 232
18. z : 3 + 21 = 38
19. (х - 8) · 6 = 264
20. Витя задумал число. Если к этому числу прибавить 23 и полученной сумме прибавить 18, то получится 94. Какое число задумал Витя?
Выполните деление:
21. 2255 : 55
22. 7029 : 213


Найдите остаток от деления:
23. 1023 : 38
24. 2327 : 56
25. 1484 : 34

Карта ответов №1

№ задачи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

ответ
21
43
11
15
25
34
32
23
42
55
54
44
13
24


15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

45
12
14
51
52
53
41
33
35
31
22


Задачи второй команды
Выполните действия:
1. (37342 – 35230) : 48
2. (1351 + 1497) : 89
3. (3457 – 3002) : 35
4. (53756 – 53140) : 56
Найдите значение выражения:
5. a – (b + 467), если a = 1837, b = 1318
6. 10a – (7a + 352), если a = 129
7. (526 – m) – (391 + n), если m = 104, n = 3
8. Периметр треугольника АВС равен 42 см. Сторона АВ 13 см, сторона ВС больше стороны АВ на 2 см. Найти сторону АС.
9. На прямой отмечено 18 точек так, что расстояние между любыми соседними точками равно 3 см. Каково расстояние между крайними точками?
Упростите выражение и найдите его значение:
10. 297 + n – 278, при n = 5
11. 315 – l + 185, при l = 445
12. 1527 + 7m – 1493 – 5m, при m = 9
Решите уравнения:
13. (х – 25) + 12 = 32
14. (16 + у) – 21 = 10
15. 55 – (х + 13) = 30
16. 19х – 3х +5 = 341
17. 8х + 7х = 330
18. 738 : n + 43 = 61
19. (65 – х) · 18 = 216
20. Маша задумала число. Если к этому числу прибавить 14 и от полученной суммы отнять 12, то получится 56. Какое число задумала Маша?
Выполните деление:
21. 2856 : 68
22. 9765 : 315
Найдите остаток от деления:
23. 1005 : 36
24. 2221 : 61
25. 1577 : 37

Карта ответов №2

№ задачи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

ответ
44
32
13
11
52
35
34
14
51
24
55
43
45
15


15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

12
21
22
41
53
54
42
31
33
25
23



После того как выявился победитель игры, ребята отдыхают. В это время можно предложить им, например, расшифровать цифровые изображения. Цифровые изображения – это изображения предметов, животных, людей с использованием цифр. Задание сводится к распознаванию цифр, из которых составлено изображение, и подсчету их суммы. При подсчете суммы слагаемым следует считать правильно начертанную цифру и ее зеркальное отображение в любом положении. Цифры 6 и 9 различают по точке у основания (в презентации приводятся цифровые изображения из книги: Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 5 класс. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 32 с. – «Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 23).
В конце урока необходимо поблагодарить ребят за работу, отметить особо активных учащихся, оценить их старания, выставив отметки в классный журнал и дневники.



15