Цель: Повышение уровня познавательного интереса учащихся к предмету химия. Знакомство с историей возникновения названий некоторых химических элементов. Воспитание любознательности, творческой активности и изобретательности. Технологии: игровые, информ

Внеклассное мероприятие по химии "Поле чудес"
Светлана Михайловна Лебедева
преподаватель химии, Агротехнический колледж №7, г. Есиль

Эпиграф: «Мы, играем, проверяем, что умеем и что знаем!»
Цель:
Повышение уровня познавательного интереса учащихся к предмету химия.
Знакомство с историей возникновения названий некоторых химических элементов. Воспитание любознательности, творческой активности и изобретательности.
Технологии: игровые, информационно-коммуникционные.
Оборудование:
Игровой стол, интерактивная доска, карточки, ребусы, черный ящик, спички, пробирка.
Организация игрового поля и табло: задания проецировались на экран с помощью программного обеспечения:
-Операционная система Windows ХР
-Приложения Microsoft Office XР: Word, Excel, lnternet, Exрlorer, Power Point.
Организация игры:
Ведущие: участники игры отбираются желающие из числа присутствующих в зале учащихся. Игровые тройки устанавливаются методом жеребьевки.

Ход игры
Ведущий: Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашей химической игре «Поле чудес». Госпожа удача даётся в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, находить и никогда не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 1-2 курса. Мы решили организовать эту игру с целью выявить самого лучшего студента, который хорошо владеет знаниями в области химии.
1 тур - Разминка
Вопросы для первой тройки игроков: Учитывается правильность, четкость, своевременность ответа. (за каждый правильный ответ студент получает жетон, кто из студентов 1-2 курса больше ответит на вопросы тот и выходит в первую тройку)

1.Мельчайшая частица вещества; (молекула)
2.Сколько атомов водорода содержится в одной молекуле водорода? (2)
3.Автор синтетического каучука? (Н.В. Лебедев)
4.Это вещество называют «черным золотом» (нефть)
5.Основной компонент воздуха (азот)
6.Какой газ называют «болотным» газом? (метан)
7.Природный полимер, получаемый из млечного сока гевеи? (каучук)
8.Основной химический элемент органических соединений? (углерод)
9.Вещества, имеющие один молекулярный состав, но разное расположение
атомов в молекуле, называют (изомерами)
10.Как называется отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома? (электрон)
11.Составная часть природного газа? (масса)
12.Связь, соединяющая центры атомов углерода? (сигма связь)
13.Основоположник теории химического строения органических соединений
(А.М. Бутлеров)
14.Какой металл расплавится в ладони? (Цезий)
15.Жидкий металл (ртуть)
Приглашаем к столу игроков первой тройки.
Представитесь, пожалуйста. (Участники игры по очереди представляются)
Ведущий: Вот задание для игроков 1-ой тройки:
Этот элемент был открыт совершенно случайно в процессе поиска “философского камня” в 1669 г. гамбургским алхимиком Х. Брандом. Х. Бранд был чрезвычайно удивлен способностью открытого им вещества светиться в темноте, что и нашло отражение в названии нового элемента Phosphorus – фосфор. Зашифрованное слово – это название фосфора, представляющее собой буквальный перевод с греческого. Часто встречалось в химической литературе XIX века. (Светонос)
(После угадывания слова игроки 1-й тройки награждаются небольшими призами: ручки, карандаши, тетради т.д.).
Игра со зрителями: «Грамотейка»
А знаете ли вы, как пишутся названия химических элементов?
Анаграммы: ТАЗО, ЙТНАРИ, ЙГМАНИ, РХОЛ, МНИКРЕЙ, СОРФОР.
2 тур - Разминка
Вопросы для второй тройки игроков: Учитывается правильность, четкость, своевременность ответа. (за каждый правильный ответ студент получает жетон)
1.самый ковкий металл? (золото)
2.самый легкий металл ? (алюминий)
3.самый тугоплавкий металл? (вольфрам)
4.самое неплотное вещество на земле? (водород в газообразном состоянии)
5.самое плотное вещество на земле ? (водород в твердом состоянии)
6.самый дорогой неметалл? алмаз
7.самый маленький атом? Водород
8.каких элементов больше всего в человеке ? С, О, Н, N
9.нехватка, какого химического элемента развивается базедова болезнь ? йод
10.при нехватки, какого химического элемента страдают кости человека? кальций
11.почему разрезанное яблоко начинает темнеть на воздухе ? окисление железа кислородом
12.какой химический элемент был назван в честь русского химика? менделевий
13.какие химические элементы были названы в честь страны? германий, франций
14. самое твердое в природе вещество (алмаз)
15. самый древний сплав- (бронза)
Ведущий: Приглашаем к игровому столу игроков 2-й тройки.
Представьтесь, пожалуйста.
Внимание вопрос: Если верить древнему историку, то время похода Македонского в Индию, офицеры его армии болели желудочно- кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковы, а вот посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда?(СЕРЕБРО)
Игра со зрителями: «Правильно или нет»
Буду называть формулы вам надо их написать на доске? Н2SO4, HCI, CuO, NaOH, AI2O3, Fe(OH)2, FeSO4, CaO, CO2, NaCI, MdO, Zn(OH)2, BeO.
3 тур - Разминка
Вопросы для третей тройки игроков: Учитывается правильность, четкость, своевременность ответа (за каждый правильный ответ студент получает жетон)
Как иначе называется клетчатка? (Целлюлоза)
Упорядоченное движение заряженных частиц? (Электрический ток)
Великий русский химик? (Ломоносов М.В)
Общее название разных видов изделий из обожженной глины? (Керамика)
Автор теории электролитической диссоциации? (Сванта Аррениус)
Разрушение металлов под действием внешней среды? (Коррозия)
Положительно заряженный ион? (Катион)
Число, стоящее справа после знака химического элемента в формуле? (Индекс)
Реакция, сопровождающаяся выделением света и теплоты? (Горение)
Азотную кислоту называют «царской водкой»? (нет)
Назовите химические элементы, которые входят в состав гемоглобина? (железо, медь)
Газ желто- зеленого цвета? (хлор)
Как иначе называются предельные углеводороды? (Алканы)
Оксид водорода? (Вода)
Как называются вещества, содержащие углерод? (Органические)
Ведущий: Приглашаем к игровому столу игроков 3-ей тройки.
Представьтесь, пожалуйста.
Внимание вопрос: Элемент открыт в 1825 г. шведским химиком Й. Берцелиусом. В 1834 г. русский химик Г. И. Гесс дал ему другое название. Это второй по распространенности элемент земной коры – 29,5% от ее массы. Его оксид - важнейшее природное неорганическое соединение. Из оксида получают стекло. Простое вещество используют в качестве полупроводника. Соединение его с углеродом называют карборундом. (Кремний).
Игра со зрителями: Внимание вопрос? На уроке за это снижают оценку, а на чужих учатся?(ОШИБКА)
Ведущий: Приглашаем к игровому столу участников финальной игры.
Внимание вопрос: Шведский ученый, создатель теории электролитической диссоциации? (Аррениус)
(Еще раз представляет всех участников финальной игры):
(После угадывания слова все участники награждаются небольшими призами)
Ведущий:
Предлагаю задание для супер игры:
Внимание вопрос: Алканы углеводороды, в молекулах которых атомы связаны одинарными связями.
Вопрос: Назовите историческое название алканов. (Парафины)
(В случае угадывания слова финалист получает приз).
Ведущий: Благодарим всех участников игры и зрителей.
Примечание: На игровом поле вместо сектора “Приз” имеется сектор “Т” - теоретический вопрос, на который участнику игры предлагается ответить. В случае правильного ответа участник получает небольшой приз и продолжает игру. В случае, если на вопрос не дан ответ или дан неверный ответ, ход переходит к другому игроку.
Вопросы для сектора “Т”:
Что изучает химия?
Что такое вещество?
Что такое атом?
Что такое химический элемент?
Что такое молекула?
Что такое валентность?
Какие вещества называются простыми?
Какие вещества называются сложными?
Какие явления называются химическими?
Как можно определить число протонов в ядре?
Как можно определить число электронов в атоме?
Вопросы для сектора “+”: отрывают любую букву и продолжаете игру.
Вопросы для сектора “Л”-логический тур: вставьте пропущенные соединения в следующие химические реакции (используйте формулы-подсказки)
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + N2 = 2AlN
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2
СаО+ Н2О= Са(ОН)2
2Na + Cl2 2NaCl
5Cl2 + 2P 2PCl5
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Решите превращение: Са+СаО+Са(ОН)2+СаCI2
Вопросы для сектора “Ч”- черный ящик:
Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.(Мел)
В деревянном домике
Проживают гномики
Уж такие добряки-
Раздаются всем огоньки. (Спички)
Определить по запаху химические вещества : аммиачная вода, этиловый спирт, бензин, уксусная кислота и.т.д.
Простейший стеклянный химический сосуд (пробирка)
В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма.)
Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень не большой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Это вещество – обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери отзывался о нем: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». (Вода)

Вопросы для сектора “0”: переход хода
Вопросы для сектора “У”- угадать загадку, ребус
1.Состоит из двух животных? (мышьяк)
2.Из меня состоит всё живое.
Я- графит, и алмаз.
Я- на улице, в школе и поле,
Я- в деревьях и каждом из вас.
(Углерод)
3. Я- металл серебристый и легкий.
Я зовусь «самолетный металл».
И покрыт я оксидной пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
(Алюминий)
4.Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(МЕЛЬ-МЕДЬ)
5. В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
(СОЛЬ)
6. В холод прячется в нору, поднимается в жару (Столбик ртути в термометре.)

Ребус №1

Ребус №2

Ребус №3

Ребус №4

Наша игра подошла к концу. Хочется надеяться, что мы убедили вас в том, что химия – это очень увлекательная наука с богатой историей. Мы верим в то, что кому-то из вас после этой игры захочется отправиться в библиотеку и больше узнать об истории химии и химических элементах.



Используемая литература:
1.ЦветковЛ.А. органическая химия (10-11 класс).
2.Журналы «Химия в школе»
3.Сомин Л.Е. Увлекательная химия.
Рисунок 1Рисунок 10Рисунок 1315