Научная статья «Формирование у младших школьников представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества в проектной деятельности»

Краснова Н.В.
зам. директора по УВР,
учитель ОРКСЭ МАОУ-НОШ № 5 г. Среднеуральск,
магистрант 2 курса группа ДНВ МР – 21z

Формирование у младших школьников представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества в проектной деятельности
В современной России образование это важнейший фактор национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человек. Законодательство говорит о воспитании как о деятельности, направленной «на развитие личности, на создание условий для самоопределения и социализации обучающегося основе на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, с. 3], в связи, с тем ответственность ложится на школу, так она является основным, а порой и единственным культурным центром жизни многих детей.
Являясь одним из институтов общества, школа сама в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Обновляется содержание общего социально-гуманитарного образования, направленное, на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей. В его состав включаются те ценности, которые являются традиционными для культуры Отечества, но игнорировались в прошлый период. Формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях становится ведущим направлением воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Во внеурочной деятельности духовно-нравственное воспитание выделено в отдельное направление. Ф федеральный компонент базисного учебного плана для 4-х классов включен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ).
Изменяется роль религии в обществе, государство становится светским. Религия признается источником базовых национальных ценностей. Изменение статуса религии в общественном сознании, обращение к воспитательному опыту Русской Православной Церкви на современном этапе развития российского образования по-новому высвечивает ценность трудов выдающихся отечественных педагогов и мыслителей прошлого (В.В. Зеньковский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.), заложивших научные основы традиционного духовно-нравственного воспитания.
Образование сегодня направлено на социализацию и предусматривает деятельностый подход к обучению. Деятельностный подход проявляется в методе проектов. Сегодня перед школой ставится государственный заказ осуществлять формирование у младших школьников представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности детей.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, где каждый ученик ощущает признание собственной важности и необходимости в коллективе. Данная технология позволяет осуществлять в массовой школе личностно-ориентированный подход, так как вся деятельность строится на субъектном опыте ребенка и его обогащении, в проектной деятельности у детей формируются компетенции: информационные, коммуникативные, когнитивные, исследовательские, ценностно-смысловые, которые в дальнейшем станут залогом успеха, основой самореализации личности. Эта форма работы помогает решать задачи по формированию представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей. Метод проекта позволяет выбрать темы проекта ориентированные на формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества.
Согласно основным требованиям к методу проектов, работа учащихся строится следующим образом:
выявляется группа учащихся, которая желает заниматься данной работой;
выбор темы происходит с учетом интереса самих учащихся;
методом «круглого стола» или «мозгового штурма» определяется проблема,
проблема решается в ходе работы над проектом;
обсуждаются предполагаемые практические результаты;
структурируются задачи, действия каждого участника;
обсуждаются методы их действий;
намечается время подведения итогов и оформления результатов.
Таким образом, участие в подобных проектах практически показывает высший уровень самостоятельной деятельности учащихся, их интереса к традиционным духовно-нравственным ценностям, что, собственно, и является главной педагогической задачей.
Все выше перечисленное особенно касается младших школьников, так как именно этот возраст является началом ответственного периода развития духовно-нравственных качеств личности. В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей, которой он будет следовать в дальнейшем.
Согласно исследованиям современных учёных Н.Д. Никандрова, Е.Н. Шиянова, Н.Б. Крыловой, традиционные ценности формируются в процессе активного самостоятельного освоения ребёнком окружающего мира в личностно значимой деятельности. По мнению А.Г. Адамовой [5] и Т.И. Петраковой [6], в процессе становления ценностного отношения реализуется следующий механизм: от нравственных знаний – к нравственным чувствам и убеждениям, а затем к опыту нравственного поведения.
В МАОУ-НОШ № 5 г. Среднеуральск был разработан школьный образовательный проект для учащихся 4-х классов «Добро. Истина. Красота», направленный, на формирование, традиционных духовно-нравственных ценностей культуры Отечества. Он объединяет урочную и внеурочную деятельность учащихся по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Название школьного образовательного проекта «Добро. Истина. Красота» выбрана не случайно: во-первых, данные понятия являются ключевыми в программе воспитательной работы Щурковой Н.Е. [9], которая реализуется в школе; во-вторых, в них заложены первоосновы общества и всей мировой цивилизации.
В основу школьного образовательного проекта заложены исторические и культурные ценности русского народа, благодаря которым возникли традиции, носителями которых является и современное общество. Участие в данном проекте позволяет детям определить значение традиционных ценностей россиян и сформировать представление о них.
Цель проекта направлена на консолидацию участников образовательного процесса в лице учеников, учителей и родителей на основе совместной работы над проектом по формированию ценностного отношения к культуре Отечества. Школьный образовательный проект позволяет решать задачи по:
- формированию духовно-нравственных ценностей личности современного ребёнка в новых социо-культурных условиях;
- воспитанию интереса к изучению культуры и истории родной страны;
- формированию традиционных представлений о ценностном отношении к культуре Отечества;
- выявлению уровня сформированности компетенций учащихся в проектной деятельности.
Если характеризовать школьный образовательный проект «Добро. Истина. Красота», то по своему содержанию - это историко-культурологический, по виду - информационно-коммуникативный и по времени - продолжительный проект. Вся работа проходит в течение 1,5-2 месяцев.
Данный проект проходит среди учащихся 4-х классов ежегодно с 2010 г. Темы проекта ежегодно меняются, в соответствии с выявленными интересами учащихся. Так выбирались следующие темы: «Православные праздники», «Добро и зло», «Семья императора Николая II», «Царские дети». В этом году были определены следующие темы: «Воспитание послушания на примере пр. Сергия Радонежского», «Родительское благословение», «Моя семья».
Работа над школьным образовательным проектом «Добро. Истина. Красота» проходит в несколько этапов, учащиеся используют различные источники информации, взаимодействуют с родителями и учителями.
На заключительном этапе, общешкольной защите, учащиеся распределяются на группы, в соответствии с выбранными темами. Команды участников по своей численности могут быть не одинаковыми, все зависит от выбора тем учащимися. На общешкольной защите проекта команды выполняют три газеты и защищают свой продукт в соответствии с планом защиты проекта.
В результате работы над школьным образовательным проектом «Добро. Истина. Красота» учащиеся 4-х классов формируют представление о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества. Данная работа благотворно влияет на чувства учащихся. В конце работы над школьным образовательным проектом учащиеся высказываются о том, что работа для них интересная, они получают новые знания об истории родной страны, о культуре Отечества.
Резюмируя сказанное выше, можно сделать следующие выводы.
1. В проектной деятельности создаются оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания младших школьников, поскольку подобного рода знания, чувства и опыт поведения формируются в процессе поиска решения личностно значимых проблем.
2. Духовно-нравственное воспитание детей необходимо осуществлять в системе проектной деятельности, направленное на формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества.
3. В качестве ориентировочной основы деятельности младших школьников целесообразно предложить им алгоритм работы над проектом.
4. Педагогу необходимо сопровождать и контролировать поисково-творческую деятельность детей на каждом этапе работы над проектом, акцентируя внимание на достижении её воспитательной задачи – формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества.
Все перечисленное позволяет выделить образовательную составляющую проекта – знакомство младших школьников с архитектурными сооружениями православия – храм, монастырь, историческими личностями.
Воспитательная составляющая проекта реализуется через погружение учащихся в историко-культурный контекст и формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества. За счет оживления исторических образов ребенок сам становится творцом и по-новому смотрит на жизнь. Это формирование представлений происходит через освоение неповторимого чувственного облика людей, предметов, событий общественной жизни как прямое выражение внутреннего состояния.
Таким образом, проектная деятельность учащихся позволяет сформировать у младших школьников представления о традиционных духовно-нравственных ценностях культуры Отечества.

Литература
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 ч.1// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». – М.: Просвещение, 2009. -5 с.
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Адамова, А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности на основе системного подхода : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.Г. Адамова. – М., 2008.
Петракова, Т.И. Духовные основы нравтвенного воспитания / Т.И. Петракова. – М.,1997.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва. 2005.
Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. 48 с.
Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская –М.: Сентябрь 2002 – 96 с.
15