Формирование гражданско-патриотических качеств личности кадет Севастопольского президентского кадетского училища на основе системного подхода в воспитании в условиях реализации ФГОС


«Формирование гражданско-патриотических качеств личности кадет Севастопольского президентского кадетского училища на основе системного подхода в воспитании в условиях реализации ФГОС»Майданова А.С., воспитатель 3 учебного курса ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище» Министерства обороны РФ
Севастопольское президентское кадетское училище открыло свои двери совсем недавно. У нас обучаются и воспитываются кадеты, приехавшие к нам со всех уголков нашей страны.
В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств.
Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет. Исходя из этого, основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей кадета, создание условий для социализации его в обществе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, нравственного, физического развития кадет;
социализация кадет в условиях образовательного учреждения закрытого типа;
развитие единой системы кадетского самоуправления;
формирование традиций Севастопольского президентского кадетского училища.
Важное значение имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих системно-деятельностный аспект воспитательного и образовательного процессов.
Одним из приоритетных направлений работы СевПКУ является гражданско-патриотическое воспитание. Невозможно быть достойным гражданином своей страны без любви к своей родине, не зная историю своего Отечества, без осмысления себя как гражданина общества. Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса личностных качеств молодого гражданина. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание в нашем училище включает в себя следующие направления:
Гражданско-правовое – воспитание кадет через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий, гражданской позиции, готовности служить своему народу (творческие встречи с героями нашего времени, с сотрудниками полиции и военной автоинспекции, месячники профилактики правонарушений, тематические недели, посещение воинских частей и боевых кораблей Черноморского Флота РФ).
Военно-патриотическое – формирование у кадет высокого патриотического сознания, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций (тематические классные часы, уроки-мужества, радиоинформирование, кинолектории, посвящённых Дням воинской славы и памятным историческим датам, акции «Письмо ветерану», «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», встречи с ветеранами и воинами-интернационалистами, участие в конкурсах чтецов и инсценированной песни, экскурсии по местам боевой славы, в музеи, береговые батареи, на военно-исторический фестиваль «Федюхины высоты», реконструкции боёв на Сапун-горе, творческие и исследовательские проекты, поисковая работа совместно с активистами общественного поискового отряда «Долг»).
Духовно-нравственное – осознание высших ценностей, идеалов, ориентиров (концерты, спектакли, творческие фестивали, конкурс художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!», литературные гостиные, духовные беседы, православные святыни, посещение служб в домовом храме, Дни культуры).
Историко-краеведческое – система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества и гордости за него, ответственности за его судьбу (участие в конференциях по краеведению и защите Чёрного моря от загрязнения, сотрудничество с Русским географическим обществом, мероприятия, посвящённые воссоединения Крыма с Россией, экскурсии, поисковые и исследовательские проекты, поход партизанскими тропами, квест-игры, викторины, конкурсы стенгазет).
Социальное – формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста (конкурсы плакатов, круглые столы, служба медиации, экодесанты, Дни открытых дверей, концерты в Доме пристарелых, волонтёрское движение).
Спортивное – развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, формирование опыта служения Отечеству и готовности к его защите (классные часы и беседы, викторины, товарищеские матчи по футболу и баскетболу, спартакиады по рукопашному бою, восточным единоборствам, самбо, пулевой стрельбе, боксу, лёгкой атлетике, по полиатлону , спортивному ориентированию и летнему троеборью, спортивно-патриотические слёты и турниры, состязания «А, ну-ка, парни!», участие во Всероссийском фестивале «Готов к труду и обороне», туристические походы, школа «выживания»).
Воспитательную работу с кадетами своего класса я непосредственно веду по следующим направлениям:
гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
культурно-нравственное и эстетическое;
физическое развитие и формирование основ безопасности жизнедеятельности кадет;
интеллектуальное развитие;
экологическое и трудовое воспитание.
По каждому направлению было проведено большое количество мероприятий. Назову наиболее яркие из них:
Встреча с суворовцем II поколения Московского суворовского училища Кузнецовым Г.Г.
Встреча с Героем Российской Федерации лётчиком-космонавтом Шкаплеровым А.Н.
Посещение фото-выставки, посвященной 170-летию Русского географического общества и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Открытый классный час «Бабий Яр – трагедия и боль, память и беспамятство».
Торжественная встреча делегации Мордовской метрополии Русской православной церкви и мощей святого праведного воина Федора Ушакова, молебен в домовом храме.
Участие во Всероссийском спортивном фестивале «Готов к труду и обороне».
Концерт авторской песни Станислава Коноплянникова – автора-исполнителя песен военной и патриотической тематики.
Творческая встреча с начальником Центрального пограничного музея ФСБ России полковником ФСБ РФ Берсенёвым Н.
Совместный концерт с участием воспитанниц Пансиона МО РФ.
Литературно-историческая композиция «900 дней подвига. 900 дней мужества», посвящённый Дню освобождения Ленинграда от блокады немецко-фашистских войск.
Встреча с героями английского полярного конвоя времён Великой Отечественной войны под кодовым названием «Дервиш».
Встреча с воинами-интернационалистами, участниками Афганской войны.
Творческий курсовой проект «…И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей».
Смотр-конкур художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!».
Встреча с представителями регионального общественного объединения поисковых отрядов г. Севастополя «Долг».
Просмотр спектакля «Письма Первой Крымской» АРД им. А.В. Луначарского.
Встреча с членом Союза кинематографистов России, членом Гильдии актеров Российской Федерации, мастером спорта А.Н. Огурцовым и известным российским актёром кино и телевидения Игорем.
Открытый классный час в форме литературно-музыкальной гостиной «Мы – вместе», приуроченный воссоединению Крыма с Россией.
Конкурс инсценированной песни «Кто сказал, что надо бросить песню на войне».
Экскурсионная поездка в город-герой Керчь.



Мои кадеты стали победителями и призёрами Всероссийских конкурсов, олимпиад и конференций:
- IV открытая научно-практическая конференция «Ивашёвские чтения» среди учащихся ДОУ МО РФ – 2 место;
- Всероссийская научная конференция «Лазаревские чтения-2015» – 2 место;
- II Всероссийский открытый «Форум знатоков биологии» – 1 место;
- Всероссийский открытый конкур по художественному и техническому творчеству «Рождественский фейерверк-2016» – 1 место;
- Х Всероссийский военно-патриотический влёт кадетских классов ОУ РФ – 1 место;
- Творческий конкурс Крымского федерального округа «Мы – наследники Победы!» – 1 место;
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие-2016» – 1 место;
- III Всероссийский конкурс «Салют, Победа!» – 1 место.
- Первый спортивно-патриотический фестиваль «Своему выбору верны!» – 1 место;
- I открытый робототехнический турнир Малой академии наук г. Севастополя «SevRoboFest» – 2 место.
По результатам проделанной воспитательной работы можно сделать вывод, что разнообразные формы и методы, используемые и применяемые мною в работе, способствуют формированию и развитию гармоничной, всесторонне-развитой личности.

Гражданско-патриотическое воспитание подростков – это процесс длительный и сложный. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства долга, верности и ответственности. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня выделено в приоритетное направление на государственном уровне. Правительство Российской Федерации доверило нам воспитание подрастающего поколения граждан самостоятельных, одухотворённых, способных отдавать себя без остатка служению своему народу и Отечеству. И мы приложим для этого все свои силы.
Патриотизм – наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и традициями. Вместе – мы сила, способная творить чудеса и преодолевать любые вершины.
Литература:
Будникова О.Л., Кузенкова Н.П., Лебедева А.В. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель. Серия ФГОС, 2015.
Видякин М.В., Касаткина Н.А. и др. Военно-патриотическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы».
Гражданское образование: ценности и приоритеты./Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006.
Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин. – Челябинск: Образование, 2003.
Молодой учёный. Международный научный журнал. Спецвыпуск, № 1.1 (приложение к научному журналу Молодой учёный № 1 (105)), 2016.
Осипова Л.Е., Зеленова Н.Г. Мы живём в России: Гражданско-патриотческое воспитание. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2013.