АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся»
Автор: Якутов Андрей Анатольевич, учитель ОБЖ
Представляю вашему вниманию доклад по авторской программе «Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся».
Данная программа была создана и начала свою работу в МБОУ
« Основная общеобразовательная школа №3 г. Юрги». Работа по программе проходила в течение 2012-2013 учебного года среди ребят 8А класса, и будет продолжена на протяжении еще двух учебных лет, т. к рассчитана на три учебных года.
Эпитетом данной программы служат слова Н.Г.Чернышевско Историческое
значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классном коллективе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
На подготовительном этапе реализации данной программы было проведено анкетирование среди учащихся класса и ребят из параллельного класса по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне. Результаты были таковы, из общего числа анкетируемых 69 % учащихся, как показал опрос, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны,29 % осознают свою принадлежность к Отчизне, 2 % учащихся  не могут четко определить  понятие «Гражданство и Патриотизм»
Актуальность программы: Социально и политически значимые изменения последних десятилетий в России во многом обусловлены гуманизацией индивидуального и общественного сознания, что выражается в признании в качестве приоритетных целей и смыслов существования самого человека. Все большее значение приобретают такие его личностные качества, как гражданская ответственность, мобильность реагирования на изменяющиеся современные условия и факторы, самостоятельность и оперативность выбора адекватных действий и поступков, готовность к демократическому общению и деятельности в правовом государстве.
Цель программы: Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
-     формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
-    развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
    создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
-      развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
-    формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины;
-     физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
-      методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
-     воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
- профессиональное просвещение и подготовка к выбору будущей профессии.
Ход исследования определялся следующей гипотезой: формирование гражданской позиции старшеклассников образовательных учреждений будет эффективным, если:
уточнено представление о сущности, содержании и структуре гражданской позиции старшеклассников;
выявлена специфика образовательной среды, оказывающая влияние на процесс формирования гражданской позиции старшеклассников;
теоретически обоснована и экспериментально апробирована модель формирования гражданской позиции старшеклассников;
реализована совокупность педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования гражданской позиции старшеклассников.
Предмет исследования по программе – совокупность педагогических условий, способствующих формированию исследуемого интегративного качества личности.

Объект исследования – процесс формирования гражданской позиции старшеклассников.
Предпосылками для разработки методологической основы программы явились: философские учения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительности; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека; философские положения о развитии гражданского общества и роли личности в нем.
Общенаучную теоретическую основу программы составили:
работы по теории единства человека и социальной среды (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Н. М. Борытко, Н. Н. Никитина, В. В. Полукаров, В. И. Слободчиков и др.);
педагогические концепции гражданского образования (Г. Я. Гревцева, А. С. Прутченков, Н. И. Элиасберг и др.),
труды по теории социализации личности, а также особенностям ее протекания у детей интернатных учреждений (Л. В. Байбородова, А. А. Католиков, Я. Корчак, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Л. М. Шипицына и др.);
Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, были выделены следущие группы методов:

п/п
Группа методов
Методы
Свойства методов


Меоды
формирования
со знания
личности
Убеждение, внушение, беседы, лекции,
дискуссии,
метод примера
Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.
Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения
Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов
Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.
Методы стимулирования деятельности и поведения
Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха
Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 
Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
В классном коллективе стало традицией принимать активное участие в таких школьных мероприятий, как
       День Знаний;
День пожилых людей;
      День Учителя;
      День Матери;
       День защитника Отечества;
      Месячник оборонно-спортивной работы;
       День Земли;
     День Победы;
      День защиты детей и др. 
  Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом классного и школьного самоуправления.
В этом плане  надо отметить работу классных секторов по организации классного самоуправления, и работе в школьном самоуправлении- Совете старшеклассников. Кроме того классное самоуправление большое внимание уделяет волонтерской работе. На базе 8 -х классов созданы два волонтерских отряда «Мудрые совята» и « Ровесник».Направление деятельности «Мудрых совят»-гражданско-правовое просвещение всех участников образовательного процесса. Направление деятельности «Ровесника» создание и реализация социальных процессов. Большое внимание в этом году уделяется  выпуску школьной газеты «Наши права». 
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Промежуточные результаты при работе по программе.
Программа реализовалась на протяжении 2011-2012 учебного года.
- Повысился уровень воспитанности учащихся
- Разработана и апробирована система работы с классным коллективом
- Разработана и апробирована система работы с родителями
- Разработана структура самоуправления в классном коллективе, которая на протяжении трех лет дает положительные результаты. На рабочем этапе в конце учебного года была проведена повторная диагностика уровня сформированности гражданской позиции у старшеклассников экспериментальной (ЭГ – ребята класса) и контрольной (КГ- ребята параллельного класса) групп с использованием данной анкеты. В результате были обнаружены позитивные сдвиги, произошедшие в структурных компонентах гражданской позиции старшеклассников ЭГ по сравнению с КГ : Показатель высокого уровня сформированности гражданской позиции у ЭГ на контрольном этапе возрос на 41,7 % по сравнению с исходным (10,3 %), что на 29,7 % больше показателя КГ. Соответственно показатель низкого уровня сформированности гражданской позиции у ЭГ уменьшился на 57,3 % по отношению к исходному и составил 14,4 %, что на 38,2 % меньше, чем у КГ. Средний уровень сформированности гражданской позиции у обеих групп изменился незначительно – на 15,6 % у ЭГ и 7,1 % у КГ.
В заключении подводим итоги и формулируем дующие выводы:
Гражданская позиция представляет собой динамически формирующуюся и развивающуюся совокупность качеств личности как гражданина, направленную на созидательное развитие государства, общества и самого себя как их части, проявляющуюся в осуществлении гражданской деятельности. Открытость и динамичность образовательной среды оказывают благоприятное влияние на процесс формирования гражданской позиции старшеклассников.
Положительные изменения, происходящие у старшеклассников в уровне сформированности гражданской позиции, подтверждаются повышением уверенности в себе, наличием ролевых стереотипов гражданского поведения, навыков общения, адекватным поведением или реакцией на внешние социальные раздражители, положительной динамикой эмоционально-психологической зависимости от значимого окружения.
Указанное свидетельствует о результативности предложенной программы. Ее результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу и доказывают истинность положений. Предложенные нами подходы к формированию гражданской позиции старшеклассников указанной категории являются эффективными.