Педагогический проект Использование проектной технологии при формировании положительной мотивации к учению младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Использование проектной технологии при формировании положительной мотивации к учению младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Бушуева Ольга Николаевна, учитель,
МАОУ СОШ №1 г. Белебея

"Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха", - говорил В.А. Сухомлинский.
Актуальность. В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного из таких средств следует, на мой взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе положительной учебной мотивации.
Проблема мотивации в педагогике и психологии исследуется достаточно широко, но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более, что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.
Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения.
В связи с этим определилась тема моего инновационного педагогического проекта «Использование проектной технологии при формировании положительной мотивации к учению у младших школьников».
Тема исследования – школьная мотивация учащихся начальных классов.
Предмет исследования – изменение мотивации младших школьников.
Объект исследования – мотивационная сфера младших школьников.
Гипотеза – формирование положительной мотивации происходит успешнее, если использовать проектную технологию.
Цель – проследить изменения школьной мотивации у учащихся начальных классов при использовании проектной технологии.
В соответствии с целью и гипотезой можно выделить следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к разработке проблемы мотивации учения и особенностей её формирования в младшем школьном возрасте.
2) выявить на практике влияние проектной технологии на формирование положительной мотивации
3) Проверить на практике эффективность использования проектной технологии в формировании положительной мотивации младших школьников.
4) Дать методические рекомендации по формированию положительной мотивации учения младших школьников при использовании проектной технологии.
Ожидаемые результаты:
у учащихся повысится интерес к проектному методу обучения и как следствие положительная мотивация;
повысится уровень мотивации к обучению;
учащиеся обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения проблемы, научатся работать в группах;
расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;
повысится желание творить и делиться этим с другими.
В основу исследований была положена гипотеза, согласно которой уровень сформированности положительной мотивации учения у младших школьников будет достаточно высоким, если наряду с другими условиями должное внимание будет уделяться использованию проектной технологии.
Мы часто ставим перед собой задачу активизировать мотивацию учащихся в процессе обучения. А что же такое мотивация? Мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.
Применение проектной технологии в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как их использование способствует развитию исследовательских умений, работе с материалами.
Вся исследовательская работа проходила по заранее намеченному плану.
На первом, подготовительном, этапе (сентябрь – октябрь 2013 года) изучалось современное состояние проблемы в теории и практике образования и воспитания в начальной школе, конкретизировалась опытно-экспериментальная работа.
Было проведено анкетирование родителей, беседа с детьми, определяющая уровень сформированности положительной мотивации учения.
Были использованы методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, мониторинг. Исследование проводилось по методике «Изучение мотивационной сферы младших школьников» (по Н.Г. Лускановой). Работали по инструкции: учитель зачитывал вопросы анкеты вслух и предлагал варианты ответов (количество баллов не сообщалось). Ученики выбирали или записывали те ответы, которые им подходили. Результаты обрабатывались: подсчитывалось количество баллов каждого учащегося, по таблице определялся уровень его школьной мотивации, по индивидуальным результатам составлялись группы учеников класса с одинаковым уровнем
мотивации, определялись пути работы с каждой группой детей.
Второй, исследовательский, этап (октябрь 2013 года – март 2014 года), включал в себя разработку и внедрение комплекса мероприятий, направленных на формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов.
На третьем, заключительном, этапе (апрель 2014 года) было проведено повторное исследование, по результатам которого были сделаны выводы об уровне сформированности положительной мотивации учения, о степени подтверждаемости нашей гипотезы, разрабатывались методические рекомендации, пути формирования учебной мотивации младших школьников, обобщение опыта работы над проектом.
Четвёртый, внедренческий, этап (май 2010 г.) Выступление на ШМО, обмен опытом, рекомендации для учителей.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального и регионального компонентов его содержания, избранная тема исследования приобретает особую актуальность. Целью нашей работы было: проследить изменения школьной мотивации у учеников начальных классов при использовании проектной технологии. Результаты исследования показали, что уровень сформированности положительной мотивации к учению в классе повысился: это видно из диаграммы.

















Проектная работа – это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития личности учащегося начальной школы.
Таким образом, применяя проектную технологию, удалось повысить уровень положительной мотивации к учению, степень самостоятельности, инициативности учащихся. Особая ценность данной технологии состоит в том, что развивает у детей творчество, активность в достижении поставленной цели. Ребята продолжают работать над созданием собственных проектов. А это огромный стимул к деятельности, к новым открытиям.
Значит, исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности проводимых мною мероприятий на формирующем этапе исследования, что и подтверждает мою гипотезу.
Основываясь на наши исследования по формированию положительной мотивации к учению на основе использования проектной деятельности, подведя соответствующие итоги, я могу рекомендовать учителям школы:
1. Систематически использовать проектную технологию для повышения уровня положительной мотивации к учению у школьников.
2. Работу по формированию положительной мотивации обучения на основе использования проектной технологии проводить в системе.
3. В работе с учащимися опираться на психолого-педагогические особенности детей с целью повышения эффективности образования.
4. При организации занятий и мероприятий по проектной технологии опираться на посильную самостоятельную творческую работу учащихся, выполненную под руководством учителя, в котороё ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.
5. Привлекать к процессу повышения уровня мотивации учения на основе использования проектной технологии весь школьный коллектив, родителей
Результатом моей работы является то, что у младших школьников развивается навык поиска информации: умение работать с литературой, Интернетом и др. Дети учатся обширно мыслить, последовательно действовать, добиваться поставленных целей. Ученик уже более или менее четко представляет всю структуру поиска, у него формируется мотивация к изучению новых неизвестных тем и фактов. Проект даёт возможность реализовывать истинный познавательный мотив, который возможно применить затем в процессе обучения. Неоценимым следствием развития такого навыка является то, что младший школьник становится на новую ступень развития и может успешно реализовать себя в учебе в среднем и старшем звене. Ведь главное, что у ребенка вырабатываются навыки самостоятельной работы при поиске и обработке информации. Как мы видим, даже в начальной школе, за методом проектов большое будущее, так как проект – инструмент для развития коммуникативных и исследовательских навыков.
Новые технологии – это дополнительная мотивация к обучению. Возможно, завтра все это перестанет быть заманчивой новинкой, поэтому важно не опоздать, изучить возможности новых устройств с пользой для себя и для своих учеников. Проектная технология при грамотном использовании позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся.


Литература
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Круглова О.С. Технология проектного обучения //Завуч. - 1999.- №6
Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.
Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. Для учителя нач. классов /Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 112 с.

15