Педагогический проект: Формирование у студентов навыков составления графов понятий (ДГ) и графических образов как средства поддержания положительной мотивации к изучению педагогики в условиях реализации ФГОС


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«СОЛИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ А.П.РАМЕНСКОГО»
Педагогический проект
Формирование у студентов навыков составления
графов понятий (ДГ) и графических образов как средства поддержания положительной мотивации к изучению педагогики
в условиях реализации ФГОС
Задача учителя – дать ученику инструменты
для самообразования и научить пользоваться ими
Сроки выполнения проекта: 6-8 занятий
География проекта (сфера реализации): студенты ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П.Раменского»
Разработчик проекта:
Федосеева Валентина Ивановна,
преподаватель кафедры педагогики и психологии
Соликамск, 2016
Краткая аннотация
Существует традиционное предубеждение, что педагогика - слишком теоретическая наука, что материал, представляющий содержание курса, слишком сложен для изучения учащимися-первокурсниками, и в связи с этим «бедность» форм работы учащихся на занятиях, их взаимодействия в процессе совместного изучения педагогики. Как следствие, потеря интереса к этой дисциплине.
Наш проект позволяет взглянуть на эту проблему с другой стороны.
Мы попытались доказать, что высокий мотивационный потенциал графической наглядности, обеспечивающей эмоционально-чувственное восприятие информации, должен использоваться для вовлечения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность, позволяющую поддержать интерес к учебному предмету, к будущей профессии.
1) ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Стратегическая идея новых ФГОС – переориентация учебного процесса от человека «знающего» к человеку «умеющему», акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях (компетенции).
Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной, имеющей личностный смысл, деятельности самих обучающихся. Китайская притча гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».
Как организовать активную познавательную деятельность на занятии всех студентов, чтобы они осмысленно усваивали учебный материал?
Актуальным становится поиск условий и механизмов, обеспечивающих учащемуся безопасное проявление инициативности и самостоятельности; поиск таких форм взаимодействия и таких педагогических техник, которые обеспечивают учащимся переход от деятельности уже освоенной к деятельности осваиваемой. Выявление механизма такого перехода и формы его предъявления составляет наиболее значимую для педагогической практики проблему.
Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий и активных методов обучения, которые формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.
Учитывая, что значительная часть студентов, особенно первокурсников (чаще, база 9 классов) учится ниже своих возможностей из-за отсутствия умений, не говоря уже о навыках, общей учебной деятельности, мы предлагаем студентам своеобразный инструментарий (ПОПС-приём, ДГ, метаплан, графические образы), овладение которым, по нашему предположению, будет способствовать вовлечению учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
Переход от «зуновской» к компетентностной» образовательной парадигме предполагает изменение традиционной позиции педагога.
Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «контролёр», сколько организатор деятельности обучающихся и сотрудничества, консультант, соучастник учебного процесса, построенного как диалог обучающихся с познаваемой реальностью.
Только став субъектом профессиональной деятельности, педагог сможет содействовать становлению субъектной позиции у своих учеников, сможет найти адекватные методические приёмы, соответствующие возникновению и поддержанию мотивации деятельности и интереса к учебному предмету, к будущей профессии у учащихся.
2) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в активную учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность, обеспечивающую развитие профессиональных и личностных компетенций посредством формирования у обучающихся навыков составления графов понятий (ДГ) и графических образов.
Педагогические задачи проекта:
1. Дать учащимся новые понятия и научить их новым способам действия (графические способы обработки информации: когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание»; денотатный граф (ДГ), метаплан, ПОПС-приём).
2. Развить способности учащихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности, способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, способности к рефлексивной и оценочной деятельности;
3. Совершенствовать умения эффективного общения в процессе учебного взаимодействия и сотрудничества; воспитывать интерес к учебной дисциплине, настойчивость в решении учебных проблем.
Организационные и управленческие задачи:
1. Создать группы взаимодействия (2-4 чел.) для создания образовательных продуктов (графических образов, коллажей, схем, графов);
2. Формировать навыки взаимодействия в составе небольших групп;
3. Изменить мировоззрение педагога с объектного на субъектное
(только педагог, относящийся к себе как к субъекту, содействует становлению субъектности (учебной инициативы и ответственности за неё) учащегося).
Информационные задачи проекта:
1. Изучить, проанализировать информацию о графических способах представления информации;
2. Проанализировать, обобщить и систематизировать информацию в предметном поле педагогики, представив логику изложения учебной информации по теме в виде ДГ, графического образа.
3) ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Замысел проекта возник из анализа ситуации «разрыва» целей образования и способов и организационных форм их достижения.
Основная идея проекта
Высокий мотивационный потенциал графической наглядности, обеспечивающей эмоционально-чувственное восприятие информации, должен использоваться для вовлечения обучающихся в активную учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность, обеспечивающую развитие профессиональных и личностных компетенций.
Новизна проекта
Хотя графические способы представления информации, относящиеся к креативным методам обучения, далеко не новы, а преимущества их использования очевидны, они ещё не в полной мере реализуется в условиях СПО (в частности, рассматриваемые в данном проекте).
Механизм реализации проектной идеи
Проект представляет собой блок занятий и самостоятельную внеаудиторную работу, в ходе которых происходит поэтапное решение задач (ставятся на весь блок и, в соответствии с требованиями ФГОС СПО, должны быть с самого начала известны учащимся).
Этапы реализации проекта.
Этап I. Организационно-подготовительный.
Мотивация. Целеполагание. Создание проблемно-мотивационной среды занятия.
Этап II. Основной.
Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (составления графов понятий (ДГ) и графических образов).
Из методологии (В.В.Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) известно, что системное и целенаправленное формирование любых умений проходит через 4 этапа (приложение №1). Рассмотрим, каким образом мы реализуем это в нашем проекте.
1. Опыт выполнения действия
Актуализация и фиксирование собственных затруднений в пробном учебном действии, выявление их причин и поиск выхода из затруднения (приём метаплана).
2. Знание способов выполнения действия
Реализация проекта выхода из затруднения (знакомство с алгоритмами составления графов понятий (ДГ) и графических образов).
3. Тренинг (выработка умения) самоконтроль и коррекция
Тренировочные упражнения на закрепление навыков и умений по алгоритму и при необходимости коррекция изученных способов действий.
4. Презентация результатов деятельности, рефлексия (ПОПС-приём)
Контроль знания способов выполнения построения «образов» и графов понятий и умения их применять проводится на занятиях и внеаудиторной работе по дисциплине. Также проводится контрольный срез - завершающий мониторинг успешности работы по теме.
Особенность данного механизма состоит в системном выполнении учащимися всего спектра действий по освоению нового умения, на серии занятий (а не просто выполнении некоторых действий в отдельных заданиях); в прохождении всех четырёх этапов формирования действий (а не только первого этапа – опыта их выполнения) параллельно с работой над учебным материалом.
Этап III. Заключительный Подведение итогов, анализ возможности переноса идеи проекта в другие предметные области.
В проекте используются: ПОПС – приём, приём метаплана, графические приёмы логической (ДГ) и образной («Древо» и «Здание») систематизации, ИКТ и др.
Организационные формы выполнения заданий и контроля могут варьироваться в зависимости от ситуации на занятии, от уровня подготовленности учащихся, степени владения учебными действиями. Для большей мотивации учащихся лучше прибегнуть к групповым, парным или индивидуальным формам организации деятельности учащихся в зависимости от их индивидуальных запросов и уровня сформированности учебной деятельности.
Условия реализации педагогического проекта:
1. Учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями: работать с текстом; отбирать необходимый материал, обобщать и систематизировать; вести дискуссию, лаконично излагать свою мысль.
2. Педагог должен уметь прогнозировать варианты оптимально приемлемых форм и методов работы, и это будет условием для роста его методической культуры.
Продукты проекта: проектная папка, презентация; выставка ДГ и графических «Образов» – образовательные продукты студентов.
Успешность реализации данного проекта привела нас к убеждённости в эффективности применения графических способов обработки информации, которые обеспечивают включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяют каждому студенту проявить творческие личностные способности и перейти на более высокий уровень понимания знаний, переработки, запоминания и применения этих знаний в различных ситуациях. Качество знаний студентов (экзамен по педагогике) составило 65%, средний балл – 4,0
Мы предлагаем материалы для организации такой работы со студентами.
Материалы проекта могут представлять интерес для преподавателей колледжей и вузов, для студентов педагогических специальностей.
4) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный проект реализуется среди студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, изучающих во втором семестре учебную дисциплину «Педагогика», в ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж».
В среднем на апробацию и реализацию проекта отводится 6-8 занятий.
Проект состоит из 3-х подпроектов:
1. Формирование у студентов навыков использования ПОПС-приёма и приёма метаплана;
2. Формирование у студентов навыков образной систематизации информации (когнитивные элементы «Дом» и «Древо»);
3. Формирование у студентов навыков логической систематизации информации (ДГ).
Первый подпроект реализуется (общественные дисциплины) в первом полугодии из следующих соображений. Учитывая низкий уровень базовой подготовки многих первокурсников (чаще, база 9 классов), их неумение формулировать свои мысли, выражать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы, мы предлагаем студентам своеобразный инструментарий (ПОПС-приём) для устного ответа.
Его суть заключается в следующем. Студент высказывает:
П – позицию ( «Я считаю, что...»);
О – обоснование («Потому что...»);
П – пример («Например, …»);
С – следствие (вывод: «Таким образом, …»).Ценность этого приёма заключается в том, что он позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по проблеме, анализировать чужие взгляды, вести диалог, общаться со сверстниками, что делает его очень эффективным на этапе рефлексии в основной части проекта.
Приём метаплана позволяет по схеме эффективно проанализировать суть затруднения, его причины и поставить цель.
Учебная задача? Испытываю затруднения!


Выявление причин затруднения Постановка задач и определение
и постановка цели (что необходимо сделать?) способов работы для решения задач

Овладение студентами этими приёмами значительно облегчает организацию учебно-познавательной деятельности по формированию у обучающихся навыков составления графов понятий (ДГ) и графических образов.
Попробуем описать основные шаги для организации такой работы со студентами.
Этап I Организационно-подготовительный: мотивация, целеполагание.
Представление проектной идеи, целей и задач проекта, ожидаемых результатов, сроков его реализации. Например: сегодня вы познакомитесь со способами графической и образной систематизации материала, позволяющими углубить уровень понимания учебного материала. На последующих занятиях вы научитесь понимать и самостоятельно представлять логическую структуру учебной информации в форме графа и перерабатывать сложный материал на язык доступных и понятных образов. Овладев методикой составления графов понятий (ДГ), легко сможете самостоятельно справляться с объёмными текстами без увеличения времени на их изучение, что пригодится вам в учебной и профессиональной деятельности.
Постановка конкретизированных задач занятия (в зависимости от его типа и вида, этапа реализации проекта).
Этап II Основной. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (составления графов понятий (ДГ) и графических образов).
1. Опыт выполнения действия
На занятии по теме предлагаем учащимся выполнить так называемое пробное действие – задание - «ловушку», которая поможет им поставить перед собой цель. Например, предлагается изобразить в виде образа, коллажа «структуру педагогического процесса»; «класс, в котором учителю трудно работать» и др.. Студенты пробуют выполнить задание, но понимают, что испытывают затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. С помощью приёма метаплана выполняя цепочку действий: затруднение – анализ - выявление причины затруднения - постановка цели, сами выявляют причину затруднения (чтобы научиться выполнять любое действие - строить образ, граф – надо знать способы выполнения этих действий) и ставят перед собой учебную цель.
2. Знание способов выполнения действия
Для организации этого этапа необходимо ответить на вопрос: «Где в учебном процессе найти место и время для знакомства учащихся со способами выполнения действий?».
Преподаватель знакомит учащихся с алгоритмами составления графов понятий (ДГ), критериями оценки (Приложение 2) и графических образов (когнитивные элементы «Древо» и «Здание»), критериями оценки качества Образа (Приложение 3), выделяя для этого модуль (часть времени) на занятии или посвящая этому всё занятие.
Возникает вопрос, как это делать практически?
Преподаватель показывает образец построения графа по теме, акцентируя внимание на том, что благодаря применяемой технике учебный материал перерабатывается в форму, облегчающую его понимание, запоминание и усвоение. С другой стороны, ДГ (графический «образ») является своеобразным продуктом логического анализа учебной информации.
3. Тренинг (выработка умения), самоконтроль и коррекция
После того, как студенты освоят знание о способах составления графов понятий (ДГ) и графических образов, они отрабатывают и закрепляют его в течение ряда занятий по теме (в процессе изучения нового материала или его повторения и обобщения).
На данном этапе учащиеся на занятиях выполняют (отрабатывают) изучаемые действия: самостоятельно и осознанно составляют ДГ (Приложение 4) и графические Образы (Приложение 3, 5) по предложенному алгоритму. Возможны разные варианты организации учебной работы с использованием ДГ (Приложение 6). При необходимости корректируют свои действия сами, с помощью учителя (консультирует учащихся, оказывают помощь, направляют работу в нужном направлении) или более успешных учащихся, выступающих в роли куратора. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия (ПОПС-приём).
Дома продолжается начатая на уроке работа по систематизации и анализу информации посредством построения ДГ и графических образов.
При подготовке к выполнению таких заданий рекомендуется организовать работу таким образом, чтобы учащиеся не только составили граф, создали «образ» по данной теме, но и смогли прокомментировать. В этом случае будут заметны все недостатки и достоинства данного способа переработки информации.
4. Презентация результатов деятельности, рефлексия (комплексная диагностика)
Учащиеся представляют свои образовательные продукты (ДГ, графические Образы), рисованные, или электронные варианты, в кабинете можно воспользоваться мультимедийной установкой. Форма защиты может быть как индивидуальной (Приложение 8), так и групповой.
Внешняя экспертиза выполнения и защиты осуществляется по следующим критериям:
- качество составления ДГ, графического Образа (глубина усвоения учебного материла);
- самостоятельность выполнения работы; речь и регламент;
- формы общения в процессе учебного взаимодействия и сотрудничества.
Выстраивается целая галерея образовательных продуктов студентов (Приложение 5)
Рефлексия предполагает применение таких методик, как ПОПС-приём, метод Френе, неоконченные предложения и др., что позволяет учителю и всем учащимся провести анализ своей деятельности.
Этап III. Заключительный. Подведение итогов, анализ возможности переноса идеи проекта в другие предметные области.
Для анализа возможности переноса идеи проекта в другие предметные области был проведён опрос студентов в мае 2016г. по итогам реализации проекта. В опросе участвовало 22 студента гр. Ш-12 специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Для проведения опроса использовался метод Френе (Приложение № 7).
5) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты:
(составляющие планируемого результата) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Понимание
- осознание цели, образа предполагаемого результата, понимание критериев и показателей ожидаемого результата, его авторства и оригинальности в решении проблемы;
- осознание основных понятий и процедур (алгоритмов) составления ДГ и графических «Образов»
- осуществление целеполагания: затруднение – анализ – выявление причины затруднения – постановка цели (ПОПС-приём); - самостоятельная работа;
- беседа;
- рефлексия;
- самообразование;
- консультация
Практика применения
Овладение и усвоение учащимися навыками составления графов понятий (ДГ) и графических образов (по образцу), а также помощь другим учащимся в закреплении и усвоении знаний и умений. - умения безошибочного применения алгоритмов логической и образной систематизации учебной информации (индивидуальное и групповое создание и «чтение» ДГ и Образов);
- составление тезауруса понятий;
- самоконтроль и коррекция изученных способов действий. - интерпретация
результатов наблюдений за деятельностью
обучающегося в
процессе освоения учебного материала посредством ДГ и
- практические задания по демонстрации умений;
- групповое и межгрупповое взаимодействие;
Рефлексия
становление рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
(помогает учащемуся осознать себя как субъекта образования и начать путь саморазвития, самообразования) -осознание субъектных способностей в деятельности через осознание своей деятельности на всех этапах;
- осознанное отношение к своим действиям;
-понимание своих сильных и слабых сторон, тех знаний и навыков деятельности, которые были приобретены;
- способности к самооценке и самоконтролю, саморегуляции и осознанной самореализации. - индивидуально-групповая рефлексия (метод Френе, ПОПС-приём, неоконченные предложения и др.)
- самоанализ, самоконтроль
и самооценка
Мотивация
повышение уровня мотивации к изучению педагогики посредством применения графической наглядности - быстрота включения обучающегося в учебно-познавательную деятельность;
- устойчивость интереса к ней;
- настойчивость в решении учебных проблем; - методики и анкеты
(конкретизировать!)
Коммуникативные умения
становление способностей эффективного общения в процессе учебного взаимодействия и сотрудничества - способность аргументировать и четко излагать свою позицию;
- способность переосмысливать и менять свою позицию с учетом мнения других, приходить к компромиссу. - групповое и межгрупповое взаимодействие;
-анкетирование;
Повышение качества освоения учебного материала - прочность, глубина, полнота и осознанность знаний;
- рациональность использованных приёмов и способов решения поставленной задачи;
-рациональность использования времени;
- положительная динамика образовательных результатов: средний балл по педагогике поднялся с 3,8 до 4,0 - практические задания по демонстрации умений;
- беседа, собеседование;
- тестирование;
- опрос;
- занятия обобщения и систематизации ЗУН по теме
- контрольная работа и др.
Повышение профессионализма преподавателя - рост методической культуры преподавателя;
- преподаватель – субъект профессиональной деятельности - открытые уроки;
- мастер-классы;
-выступления на НМС, ПС;
- обобщение и распространение опыта
6) РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап
ПД Сроки Содержание деятельности Участники
(с обязанностями) Предполагаемый результат Критерии оценки результатов
I
Организационно-подготовительный Этап целеполагания и мотивации
1- е занятие а) представление проектной идеи участникам проекта;
б) определение возможностей применения новых знаний и умений (что с их помощью можно определить, где применить) а) обсуждают проектную идею, цели и задачи, ожидаемые результаты от реализации поекта;
б) преобразуют содержание обучения в личностно-значимое;
а) эмоциональный настрой на освоение нового деятельности.
а) включение учащихся в деловой ритм урока
б) вопросы учащихся;
в) проявление интереса
II
Основной Формирование у обучающихся навыков составления ДГ и графических «образов» для систематизации учебной информации по теме. 1
Опыт выполнения действия
1- е занятие а) опыт выполнения действия в предложенной задаче – «ловушке» для углубления и расширения границ ранее усвоенных знаний;
б) постановка конкретизированных задач занятия. а) фиксируют индивидуальные затруднения;
б) анализируют и выявляют причины затруднения;
б) осуществляют постановку цели, формируют задачи и намечают способы действий;
в) уточняют конечный результат;
в) выбирают и обосновывают свои критерии успеха;
г) обсуждают методы проверки. а) актуализация опорных знаний, умений и их коррекция (выявление уровня подготовленности учащихся) для овладения нового материала.
учащиеся
а) мотивируют свою деятельность;
б) определяют затруднения, ставят цели и задачи;
в) намечают рациональную последовательность своих действий;
г) осуществляют самоконтроль и самооценку
2
Знание способов выполнения действия 2-е занятие
(ДГ) («Образ») а) подготовка учащихся к работе с использованием графических способов обработки информации
б) показ образца построения ДГ, «Образа» преподавателем на материале по теме;
а) знакомятся с алгоритмами составления ДГ, графических образов;
б) следят за комментариями учителем приёмов усвоения материала, позволяющих увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, связать отдельное в единое целое, систему; а) знание алгоритмов построения ДГ, «Образа»;
а) новые понятия
б) правила построения
в) критерии оценки Образов и ДГ
3
Тренинг (выработка умения), самоконтроль и коррекция 3-4-е занятие
(ДГ)
5-6-е
Занятие
(«Образ») а) упражнения на освоение и закрепление навыков и умений по образцу, алгоритму;
б) консультации учителя;
в) взаимопомощь.
а) учащиеся индивидуально или в группах (2-4 чел.) осуществляют построение ДГ, графических «Образов» по алгоритму с целью выработки умений логической и образной систематизации информации;
б) осуществляют самоконтроль и коррекцию изученных способов действий; а) овладение графическими приёмами образной и логической систематизации информации
а) безошибочное представление логической структуры учебной информации в форме ДГ и «Образов»;
б) осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других (желательна групповая рефлексия)
4
Презентация результатов деятельности, рефлексия
7-8-е
занятие а) представление образовательных продуктов (индивидуальных и групповых), их комментирование, обоснование выводов с оппонированием со стороны всех присутствующих;
б) анализ выполнения ДГ, «Образа» достигнутых результатов (успехов и неудач);
в) анализ достижения поставленной цели (установление соответствия между поставленными задачами и результатами, внесение корректив);
г) оценка результатов. а) защищают свои ДГ и «Образы», отвечают на вопросы оппонентов;
б) анализируют успехи и ошибки;
в) оценивают достигнутые результаты. а) образовательные продукты (ДГ и «Образы»)
б) глубокое усвоение темы;
в) повышение уровня мотивации к изучению педагогики;
г) навыки рефлексивного мышления: способности осознанно ставить задачу деятельности и находить способы адекватного решения;
д) рост методического уровня преподавателя. а) самостоятельность выполнения работы;
в) глубина раскрытия темы;
положительная динамика образовательных результатов
б) речь и регламент;
з) умение аргументированно отвечать на вопросы оппонентов;
е) настойчивость в решении учебных проблем;
г) устойчивый интерес;
д) творческий подход;
е) характер общения и взаимопомощи (в группе);
ж) анализ и самоанализ.
III
Заключительный
8-е занятие
возможно:обобщ-е и систематизация ЗУН по теме, разделу а) подведение итогов;
б) проведение конкурса образовательных продуктов;
в) анализ возможности переноса идеи проекта в другие предметные области. а) подводят итоги, определяют
-лучший образовательный продукт (групповой или индивидуальный);
-самая творческая группа;
-самая дружная группа;
-самая трудолюбивая группа
(аналогично, отдельные студенты)
б) делают заключение о возможности переноса усвоенных способов обработки информации в новые условия (осложнённые, дифференцированные или индивидуальные). а) выставка (галерея) лучших образовательных продуктов (ДГ, «Образов»);
а) эстетика оформления результатов деятельности;
В данном проекте заключительным было занятие обобщения и систематизации ЗУН по разделу «Дидактика» (Презентация)
7) РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе реализации данного педагогического проекта используется учебное оборудование кабинета (рабочее место, видеоаппаратура, учебно-методический комплекс по педагогике, раздаточный материал к уроку, наглядные пособия);
Кадровое обеспечение данного проекта:
его участники – студенты 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах;
преподаватель педагогики для консультаций участников проекта по технологическим вопросам.
8) РИСКИ
1. Низкий уровень базовой подготовки (уровень речевого развития, отсутствие самостоятельности в мыслях, действиях, проблемы с принятием ответственности, кропотливой работы на результат) учащихся на базе 9 классов, которые не имеют умений, не говоря уже о навыках, общей учебной деятельности, значительно затрудняет применение новых педагогических технологий и активных методов обучения. Много времени уделяем решению этой проблемы в первом полугодии.
2. Неготовность педагога перейти от «знаниевой» к «деятельностной» образовательной парадигме, стать организатором деятельности обучающихся и сотрудничества, консультантом, управляющим поисковой работой учащихся. Управлять – значит привести к успеху других.
3. Всегда найдутся студенты, которым неинтересны данные формы и приёмы работы, приходится продумывать дополнительные средства воздействия, с учётом их интересов и потребностей.
Источники информации:
1. ФГОС СПО специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
2. Бершадский, М.Е. Когнитивная технология обучения: последовательность процедур проектирования учебного процесса.//Педагогические технологии. – 2006, №2
3. Всё для классного руководителя! Полезные советы на каждый день. Научно-методический журнал. Москва, ООО «Издательская группа «Основа», 2012.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С.4.
5. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС
нового поколения //Справочник заместителя директора. – 2011.− №4.
6. Лукьянова М. И. Современный урок и требования ФГОС / Лукьянова М. И.// Народное образование. – 2012. − № 8. – С. 212-219
7. Маршанова Г.Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приемы формирования. // Химия в школе. – 2012. − №2 – с. 4-11.
8. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Как научить учиться.//Начальная школа. - 2016, №4, с.9-13
9. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. – М.:
МГОУ, 2011.
10. Шустова И.Ю. Модель воспитания в рамках рефлексивно-деятельностного подхода. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – №3 (31).
11. Юнина, Е.А. Педагогическая психология: социально-личностное образование
[Текст]: учебное пособие/Е.А.Юнина.- Пермь: ПРИПИТ. 2004. – 92 с.
Приложение 1

Уровни учебных достижений
1. Ознакомление – ознакомление с основными понятиями и процедурами, касающимися определённого предмета.
2. Освоение основ – следующий уровень, предполагающий умение описать основные понятия и процедуры по определённому предмету;
3. Овладение – успешное применение основных понятий и процедур, касающихся определённого предмета;
4. Умение, мастерство - успешное применение основных понятий и процедур по определённому предмету, а также помощь другим учащимся в закреплении и усвоении знаний и умений.
Приложение 2
ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
Цель логической систематизации: выделение наиболее существенных смыслов в понимании предмета деятельности.
Денотатный граф – (от лат. Denoto – обозначаю и греч. – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Задачи:
• Перевести общее понятие на язык пяти логических категорий: цель, принципы, средства, результат, условия (ресурсы для достижения цели);
• Сформулировать логические категории в виде денотатного графа (ДГ);
• Определить смысловое значение всех логических категорий, входящих в ДГ (составить понятийный словарь – тезаурус).
Правила построения денотатного графа [11,с.49].
• ДГ строится дедуктивным способом от общего понятия (ключевого слова) к конкретным понятиям (разложение ключевого слова на слова –кирпичики);
• В ДГ используются глаголы или глагольные формы для передачи динамики мысли, что отличает ДГ от других схем;
• В ДГ используются глаголы с определённым значением:
- глагол, обозначающий цель – направлять;
- глагол, обозначающий принципы – опираться;
- глагол, обозначающий средства – достигается;
- глагол, обозначающий ресурсы – зависеть;
- глагол, обозначающий результаты – приводит к …
• Слова – кирпичики должны формулироваться кратко, точно, ясно;
•ДГ должен представлять собой текст с присущими ему характеристиками: связность, смысловая и формальная (спряжение и род), завершённость, целостность.
Главный критерий – созданный текст должен быть дидактическим, т.е. помогать освоению понятия, выделять существенные признаки, определять отношения (зависимость) между ними.
ДГ должен представлять собой текст с присущими ему характеристиками: связность, смысловая и формальная (спряжение и род), завершённость, целостность.
Приложение 3
Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание»
Цель образной систематизации: создание целостного представления о предмете деятельности в виде образа. «Образ – это самое емкое, яркое и глубокое выражение мыслительного содержания» (Л.С. Выготский).
Критерии оценки качества образа:
- оригинальность идеи образа; конкретность образа;
- содержательность образа (каждая деталь должна быть наполнена смыслом);
- ценность образа (все детали должны быть связаны друг с другом);
- эстетичность образа.
Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание» (рис.1.) строятся по принципу блок – схем [2].

Рис.1. Когнитивно – графические модели «Древо» и «Здание».
Здесь важна последовательность основных компонентов в изучаемой теории: основание – ядро – приложение.
2921048260Модель «Древо» по теме «Дидактика» (рис.2) была представлена следующим образом. Логическое основание дидактического процесса (корни) представляют законы, закономерности, принципы и правила. Ядро (ствол) – взаимодействие деятельности преподавания и деятельности учения с целью получения
(Рис.2.) соответствующего результата.
Приложение («веточки») – содержание обучения, методы, формы обучения.
Техника конструирования «Здания»
на примере темы «Профессионально-педагогическая культура учителя » (Рис.3.)
может выглядеть таким образом.
4445113030Фундаментом здания является аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры. Он образован совокупностью педагогических ценностей (знания, идеи, концепции, традиции).
Освоение ценностей и достижений педагогической культуры (технологический компонент) продвигает педагога от «основания» теории к «крыше» - практике: усложняются и активизируются методы и формы обучения.
Крыша представляет собой процесс присвоения учителем
(Рис.3.) выработанных педагогических ценностей на личностно-творческом уровне (личностно-творческий компонент), т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет своё собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
Образная систематизация – это эффективный способ осознания глубины информации, постижения уникальности того или иного вида деятельности.
Опыт показывает, что студентам нравится перерабатывать сложный материал на язык доступных и понятных образов, многим студентам легче запоминаются графические образы, повышается мотивация.


Приложение 5




Приложение 4
Приведём пример ДГ, составленного студентами специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Решая на одном из занятий проблему повышения познавательной и профессиональной мотивации в УВП, студенты составили ДГ, выделив ключевое понятие:
Профессионально-мотивирующее обучение
Направлено на (цель)
323596018415
• создание условий для развития мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности;
• обеспечение прочной связи с жизнью, конкретными ситуациями школьной практики;
• создание здоровьесберегающих условий, исключающих перегрузки обучаемых.
Опирается на (принципы)
323596060960
Научности Гуманности Креативности Практической направленности Адресности
ЭкзистенциальностиДостигается через (средства)
315023542545
Применение современных технологий и методик Мониторинг качества занятия
Приводит к (результатам)
315023576835
• повышению познавательной и профессиональной мотивации в УВП
• углублению уровня понимания учебной информации
•успешности студентов в учебно-познавательной и профессиональной деятельности
• формированию ПК и развитию ОКЗависит от (ресурсов)
315023553975
Кадровых Информационных Временных
ДГ позволяет представить целиком учебный материал по теме; помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала, осмыслить каждое понятие.
Студенты с удовольствием составляют ДГ; создана копилка ДГ по таким проблемам, как: «Современный урок», «Учитель XXI века», «Школа будущего», «Современные образовательные технологии» и др.

Современный урок
Направлен на (цель)
323596018415
Достижение конкретно-сформулированного результата
Опирается на (принципы)
323596060960
Научности Гуманности Сознательности и активности Практической направленности ЭкзистенциальностиДостигается через (средства)
315023542545
Современные технологии и активные методы обучения Формы организации взаимодействия и сотрудничества Мониторинг качества занятия
Приводит к (результатам)
315023576835
Уровень воспитанности, развития и обученностиЗависит от (ресурсов)
315023553975
Кадровых Информационных Временных
Составление понятийного словаря (тезауруса) включает все понятия, входящие в ДГ, способствует осмыслению каждого понятия, например,
принцип экзистенциальности – означает подачу информации не только на логическом уровне её восприятия, но и сквозь призму переживания учащимися данной информации, что достигается через использование личного опыта, как педагога, так и студентов, включение эмоционально-чувственного восприятия информации, через образное представление информации. Это создаёт атмосферу сотворчества, повышающую мотивацию, а также способствует глубине понимания информации, и таким образом анализируются все понятия.
Таким образом, графические образы, ДГ, коллажи, компактно иллюстрирующие содержание, ориентируют обучаемых не только на усвоение знаний, но и на приёмы этого усвоения, на способы мышления, позволяющие увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, связать отдельное в единое целое, систему.
Приложение 6
Варианты организации учебной работы с использованием ДГ
Например:
1вариант. На первом этапе студенты, разделённые на группы по 2- 4 человека, исследуя учебный материал, создают ДГ. На втором этапе происходит совместное обсуждение всех представленных ДГ (в виде творческих отчётов, выступлений представителей от групп, обобщающих бесед). В процессе обсуждения акцент делается на целенаправленный анализ информации, заданный структурой ДГ, на понимание причинно - следственных связей, полноту и обоснованность принятых решений. Это даёт возможность ещё раз критически рассмотреть данную тему. На третьем этапе происходит подведение итогов, анализ типичных ошибок, оценка и самооценка результатов работы групп; отмечаются группы, получившие наилучшие результаты.
2 вариант. Каждая группа заполняет свою часть ДГ. На этапе обсуждения вносятся дополнения, уточнения, результатом чего становится общий ДГ.
Работа каждой группы оценивается самими учащимися по следующим критериям:
- качество составления ДГ, графического образа (глубина усвоения учебного материла);
- самостоятельность выполнения работы;
- уровень общения в процессе учебного взаимодействия и сотрудничества.
3 вариант. Индивидуальная работа по составлению графов с презентацией и комментированием образовательного продукта и.
Граф можно эффективно использовать в качестве ориентировочной основы на вводном занятии, либо как «резюме» на повторительно-обобщающем уроке. Овладев методикой составления графов понятий, студенты легко могут самостоятельно справляться с объёмными текстами, а учитель – осуществлять оперативный контроль усвоения ими учебного материала.
Как показывает практика, графические способы представления информации обеспечивают включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяют каждому студенту проявить творческие личностные способности и перейти на более высокий уровень понимания
знаний, переработки, запоминания и применения этих знаний в различных ситуациях, являются
мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Приложение 7
Метод ФренеI. Я критикую:
II. Я хвалю:
III. Я хотел бы изменить:
IV. Я уже сделал:
Выдержки из опроса
Цель опроса состояла в получении информации об отношении студентов к организации образовательного процесса с использованием графических способов представления материала.
В результате опроса полученные статистические данные мы проанализировали.
На вопросы анкеты 85% студентов ответили, что им понравилось составлять графы и перерабатывать сложный материал на язык доступных и понятных образов, потому что:
- легче запоминаются графические образы, повышается мотивация;
- с помощью графических схем можно представить целиком учебный материал по теме;
- студенты могут самостоятельно справляться с объёмными текстами без увеличения времени на их изучение (за счёт обобщения и структурирования);
- графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала; обеспечивает более глубокое усвоение темы;
- легче анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал;
- развиваются навыки рефлексии и оценочной деятельности;
- помогает преодолеть страх перед публичным выступлением;
- интерес к составлению ДГ побудил меня взяться за учебники, которые я не читала с 6 класса; мотивирует доводить дело до конца;
-доверительная и свободная атмосфера в подгруппах мотивирует к взаимодействию, обмену мнениями, целенаправленному анализу информации, выявлению и преодолению трудностей понимания, запоминания и усвоения материала, совместному обсуждению формы его предъявления;
Ответы показывают значимость полученного опыта для студентов, их включенность в работу, понимание этапов достижения цели, видение отдельных задач, которые нужно решить для достижения цели, общей логики работы над материалом, способов работы для решения задач,
понимание своего результата деятельности.