«Внеклассная музыкальная работа как средство формирования эстетического вкуса»


«Внеклассная музыкальная работа как средство формирования эстетического вкуса»




Оглавление
Введение
Глава I. Внеклассная работа как аспект профессиональной педагогической деятельности учителя музыки.
1.1. Внеклассная и внешкольная работа в системе эстетического воспитания школьников.
1.2. Педагогическое значение внеклассной эстетической работы со школьниками.
Глава II. Формы и методы внеклассной музыкальной работы со школьниками.
2.1. Взаимосвязь уроков музыки и внеклассных занятий в педагогическом процессе.
Заключение
Список использованной литературы
"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".
В.А. Сухомлинский
Введение
Музыка в системе искусств занимает совершенно особое место. О ней говорят как о наиболее чувственном среди искусств. Однако существует и прямо противоположная трактовка музыки как наиболее обобщенного и абстрактного искусства, которое можно сравнить с философией и математикой. Т.В.Чередниченко, характеризуя этот парадокс музыки, видит его природу в том, что музыка — это «воплощение цельности человека, единства в нем природы и духа».
Рассматривая общее и особенное в музыке по отношению к другим искусствам, педагоги обращают внимание на способность музыки, подобно другим видам искусства, говорить о том, что невозможно выразить словами. Но в отличие от других искусств, она, по словам исследователя, делает это явно и непосредственно.
Поэтому именно на примере музыки легче объяснить ребенку, что истинное произведение искусства всегда сообщает о чем-то таком, что непереводимо без остатка.
В философии педагогики сложились различные точки зрения на предназначение музыкального образования в обществе.
Согласно одной из них, музыка является прежде всего средством воздействия на индивида, на его художественное, эстетическое, нравственное развитие. Тем самым подчеркивается присущий ей прикладной характер. Согласно другой позиции, в музыкальном образовании необходимо воспитывать прежде всего ценностное отношение к самой музыке, ибо музыка вполне достойна того, чтобы утверждать собственные приоритеты.
Представляется очевидным целесообразность такого подхода, в котором нашло бы отражение взаимодополнение этих двух концептуальных воззрений. Тем самым могло бы быть достигнуто столь необходимое в наше время понимание значимости рассмотрения в музыкально-образовательном процессе музыки как самобытного музыкального феномена и ее возможностей в развитии личности и общества в целом.
Музыка окружает ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его.
С одной стороны, общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения, с другой — коллективные виды музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, совместное инструментальное музицирование и др.) способствуют рождению и развитию чувства сопричастности учащихся к музыкально-творческой деятельности, их единению в процессе общения с музыкой.
Музыкальное образование (воспитание, обучение, развитие) способствует формированию эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения и осознания красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни.
Музыкальное искусство, как известно, выполняет определенные общественные функции.
С позиции педагогики музыкального образования эти функции выступают как основные ориентиры при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
В содержательном отношении педагогике музыкального образования наиболее близок подход к классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах В.Н.Холоповой. Исследователь выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности, этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно-просветительскую, в итоге — общественно-преобразующую.Каждая из этих функций в музыкально-образовательном процессе, с одной стороны, выступает во взаимосвязи со всеми другими функциями, а с другой — имеет свою направленность и специфику.
Педагогический процесс не ограничивается обучением. Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время, в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа.
В других источниках наряду с внеклассной воспитательной работой выделяют еще внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). К внеклассной же работе относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.). Формы внеклассной воспитательной работы более многообразны, чем формы внеурочной работы по учебным предметам.
Наряду с внеурочной и внеклассной работой выделяется еще внешкольная образовательно-воспитательная работа. Она осуществляется в музыкальных и художественных школах, станциях юннатов, юных техников, клубах при различных организациях и т.п., т.е. проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и характеризуется большей по сравнению с внеклассной работой практической направленностью и специализированностью.
Современная школа - базовое звено образования. Она должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.
Решение данных проблем возможно в системе внеурочной учебной деятельности учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования. Многообразие форм обучения на внеурочных занятиях порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика, что обусловливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.
Развитие системы внеурочной учебной деятельности придает процессу образования творческий характер, обусловливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.
Цель работы: рассмотрение форм внеурочной работы, развивающих эстетический вкус учащихся современной общеобразовательной школы.
Задачи работы:
1. Раскрыть значение внеурочной работы для формирования и воспитания общей и музыкальной культуры ребенка;
2. Выявить, как проявляется взаимосвязь урочной и внеурочной работы;
3. Рассмотреть некоторые формы работы со школьниками во внеклассной работе.
4.Определить значение внеклассной работы для эстетического воспитания школьников.
Объект: процесс внеклассного музыкального воспитания школьников.
Предмет: формы внеклассной работы.
Методы: анализ и синтез научно-методической литературы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Внеклассная работа как аспект профессиональной педагогической деятельности учителя музыки.
Цель состоит в разработке и теоретическом обосновании модели формирования готовности будущего учителя музыки к проведению внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников и условий ее реализации.
В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование готовности будущего учителя музыки к проведению внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников будет успешным, если: в процесс его профессиональной подготовки внедрена модель, характеризующаяся следующими особенностями: целостностью, динамичностью и единством структурных (цель, содержание, формы и методы подготовки) и функциональньк (мотивационно-ценностный, профессионально-личностный, содержательно-гностический, операционально-деятельностный и рефлексивно-оценочный) составляющих. Созданы и реализуются следующие условия:
• формируется ценностное отношение у будущего учителя музыки к внеклассной работе как к пространству творческой самореализации;
• создается развивающая музыкально-эстетическая среда через использование развивающих технологий и различные формы творческой деятельности преподавателей и студентов вуза;
• используются спецкурсы, углубляющие знания о специфике организации внеклассной работы учителя музыки и способствующие формированию умений, навыков и личностных качеств, необходимых для её проведения;
• осуществляется опора на принцип интеграции для достижения единства теории и практики через активное привлечение студентов к лекторской и концертно-исполнительской деятельности в рамках творческих музыкальных лабораторий.
Готовность будущего учителя музыки к проведению внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников определяется как сложное, динамически развивающееся, целостное личностное образование, приобретенное в результате специального обучения и воспитания, которое проявляется - в единстве мотивационно-ценностного, профессионально-личностного, содержательно-гностического, операционально-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление данного вида профессиональной деятельности.
Внеклассная работа учителя музыки определяется как социально обусловленная деятельность, обладающая рядом специфических функций (ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная, психотерапевтическая, профориентационная, рекреационная и культурообразующая), максимально обеспечивающая самостоятельную, исследовательско-поисковую и творчески продуктивную деятельность учащихся в области музыкального искусства, интегрированную с системой общего образования. Модель формирования готовности будущего учителя музыки к проведению внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников, разработанная на основе культурологического и профессионально-деятельностного подходов, характеризуется следующими особенностями: целостностью, динамичностью; единством структурных (цель, содержание, формы и методы подготовки) и функциональных (мотивационно-ценностный, профессионально-личностный, операционально-деятельностный и рефлексивно-оценочный) составляющих;.
В процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки реализуются следующие условия эффективного функционирования предложенной модели: формируется ценностное отношение у будущего учителя музыки к внеклассной работе как к пространству творческой самореализации; создается развивающая музыкально-эстетическая среда через использование развивающих технологий и различные формы творческой деятельности преподавателей и студентов вуза; используются спецкурсы, углубляющие знания о специфике организации внеклассной работы учителя музыки и способствующие формированию умений, навыков и личностных качеств, необходимых для её проведения; опора на принцип интеграции для достижения единства теории и практики осуществляется через активное привлечение студентов к лекторской и концертно-исполнительской деятельности в рамках музыкальных творческих лабораторий.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены корректностью его методологического аппарата; использованием непротиворечащих друг другу и взаимодополняющих научных подходов, соответствующих изучаемой проблеме; совокупностью научных идей адекватных решению исследовательских задач, концепций и теоретических построений; научной и практической согласованностью исходных теоретико-методологических позиций, промежуточных и итоговых, результатов исследования; многообразием и научной согласованностью использованных методов исследования, отвечающих задачам; непротиворечивостью организации и логики проведения исследования современным представлениям о научном, в частности, педагогическом исследовании.
Современной школе требуются специалисты, способные, наряду с профессиональной деятельностью на уроке музыки, решать задачи эстетического воспитания школьников в различных формах внеклассной работы.
Несомненно, неурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную (или любую другую) деятельность.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования -воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.
В своей примерной программе внеурочной деятельности авторы В.А.Горский и А.А.Тимофеев так говорят о важности этой работы: «Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.»В системе урочно-внеурочной деятельности особое место занимает установка педагога на контакт с ребенком. Только позитивная дружеская установка, направленная на понимание школьника, оказание необходимой поддержки (не только при выполнении задания, но и в широком личном плане) позволяет достигать оптимальных результатов в развитии, обучении и воспитании подростков и старшеклассников. Учитель должен опасаться стереотипного устойчивого представления об ученике, предвзятого мнения по отношению к некоторым школьникам, авторитарности в отношениях с учеником, отсутствия внимания и интереса к нему как к личности.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры-путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты, фестивали, музыкальные литературные композиции, турниры, концерты, праздники, организация и проведение занятий в хоровых и оркестровых коллективах, ансамблях. Участие в различных внеурочных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
Выводы:
1. Все формы работы со школьниками должны проводиться в тесной связи и единстве с основной формой работы - уроком;
2. Именно внеурочная работа позволяет привить любовь детей к творчеству в целом и музыке в частности, так как во время проведения внеклассных занятий учитель ориентируется на предпочтения и интересы учеников.
1.1.Внеклассная и внешкольная работа в системе эстетического воспитания школьников.
Эстетическая функция музыки, по мнению В.Н.Холоповой, может быть прежде всего раскрыта сквозь призму категорий «красота» и «гармония». «Красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерное, — пишет исследователь, — всегда были важнейшими критериями музыкального сочинения, целью композиционного ремесла, руководящей задачей теории музыки»1. В этой связи важнейшая задача учителя видится в раскрытии красоты и гармонии, главным образом на уровне музыкального произведения. Перспективной и значимой представляется и проблема развития на уроках музыки эстетического отношения учащихся к музыке.
Эстетическое отношение к музыкальному искусству представляет собой процесс взаимодействия субъекта с музыкой, при восприятии которой возникают эстетические чувства и оценка в соответствии со сложившимся в прошлом опыте идеальным представлением о прекрасном. Структура эстетического отношения включает в себя эстетическое восприятие, переживание и оценку.
Как отмечает автор, специфика этого отношения обусловлена особенностями музыкального искусства. Она проявляется в том, что: музыкальное восприятие, опираясь не только на музыкальный, но и на жизненный опыт человека, протекает одновременно с другими психическими процессами (мышление, воображение, память и пр.); музыкальное переживание в процессе восприятия музыки, отражая ее содержание, включает и осознание ее ценности; базируясь на переживании, музыкальная оценка зависит от понимания и осмысления музыкального искусства. Критериями сформированности эстетического отношения, по мнению исследователя, являются: представления о совершенстве музыки с точки зрения прекрасного; удовлетворенность от восприятия произведений различных жанров; разносторонность восприятия; адекватность переживания; соответствие оценки содержанию музыкального произведения.
Соотношение воспитания и образования в музыкальных занятиях издавна вызывает самые противоречивые тонки зрения музыкантов, педагогов, ученых.
Наиболее отчетливо это проявилось, по мнению О. А. Апраксиной, в «противопоставлении обучения воспитанию: детей вообще не надо ничему учить, нужно лишь, чтобы они «свободно творили». В подтверждение этой позиции приводятся действительные (и давно известные) факты, что ребенок трех-пяти лет увлеченно поет, рисует, сочиняет, не заботясь о смысле своей творческой деятельности. Но пропагандисты этой точки зрения, по-видимому, не знают истории, которая ясно доказала, что самые благие пожелания «свободного, творческого, эстетического развития» могут привести к весьма тяжелым последствиям. Отсутствие элементарных знаний, умений, навыков, как правило, приводит к постепенному разрыву между «хочу» и «могу», к потере ребенком веры в свои силы, к потере интереса к собственным занятиям искусством. В оправдание этих фактов была выдвинута печально известная теория «затухания творческих способностей» у детей по мере их взросления, в то время, как все дело в том, когда, чему и как следует обучать ребенка.
Некоторые представители музыкальной педагогики и сегодня пытаются разъединить воспитательную, образовательную и эстетическую функции, разрывая тем самым нерасторжимую связь между ними. Можно ли себе представить воспитательный результат воздействия музыкальных произведений без вооруженности учащихся знаниями? Недооценка одной стороны и, напротив, переоценка другой нарушают неразрывную связь всех воспитательных, образовательных и как следствие развивающих и эстетических функций музыкальных занятий.
Осознание социальных, эстетических и нравственных функций искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики музыкального воспитания разные периоды в стране и за рубежом помогают рассматривать сегодня музыкальное искусство (во взаимосвязи с другими его видами) как неотъемлемую часть формирования духовной культуры на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими культурными ценностями. Цель музыкального воспитания сегодня — «...ввести человека в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»
Задача более широка и глубока - ввести детей и подростков в мир большой серьезной музыки, оказав таким путем благотворное воздействие на формирование их личности (ибо, если воспользоваться формулой Д. Б. Кабалевского, перефразировавшего слова Чернышевского, «прекрасное пробуждает доброе». Такой широкий взгляд на музыкальное образование был свойствен и прогрессивным музыкантам-просветителям 20—30-х годов. Так, известный композитор и педагог Б. В. Асафьев писал, что цель педагогической общеобразовательной практики — «подготовка культурно-восприимчивой к музыке среды, способной усвоить все ценное, созданное в музыке...» «П ора заняться проблемой подготовки понятливых, культурных слушателей, которых не так уж много, от интеллектуального уровня которых зависит в конце концов прогресс нашей му з ы к и»
Выдвигая такую цель, музыканты признавали и признают высокую роль музыки, ее значимость в воздействии на человека, особенно в период его интенсивного развития и становления как личности. При этом они рассматривают музыку как живое искусство, ставят во главу угла процесс художественного восприятия ее. Этим определяется место музыки в жизни человека, в эстетической сущности музыки.
«Стремление должно быть одно: не навязывать музыку, а
убеждать ею; не развлекать, а радовать; наконец внедрять в сознание слушателей, что музыкальное искусство не есть отвлеченное, чисто звуковое отображение рассудочных схем, а вечно живое, духом ведомое претворение всего, что звучит в природе и в душе человека. «Восприятие — усвоение — переработка — развитие — новое созидание — такова примерно «прогрессия» звеньев психологического роста от первого касания человека к искусству до формирования из того же человека художественно просвещенной личности и — в особо благоприятных случаях— самостоятельного творца, художника...».
«Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т. е. слушание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения... Под воспитанием восприятия музыки мы понимаем воспитание: а) эмоциональной отзывчивости на музыку, б) сознательного отношения к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам «Всемерно развивая на уроках различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Это понятие ни в коем случае нельзя отождествлять с термином «слушание музыки»... Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности учащихся», как это обычно делается по отношению к «слушанию музыки». Активное восприятие музыки — основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того, можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять (петь, играть, дирижировать)...
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли».
Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Урок является ведущей, но не единственной формой обучения и воспитания школьников. В ходе учебного' процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни.
Продолжением работы по эстетическому воспитанию на уроке является творческая художественная деятельность учащихся в процессе внеклассных и внешкольных занятий. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важных педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации.
Большое значение эстетическому воспитанию, развитию учащихся во внеклассной и внешкольной работе придавала Н. К. Крупская. Она подчеркивала особую роль свободных творческих занятий в нравственном воспитании и формировании детского коллектива. А. В. Луначарский в широком привлечении детей к занятиям искусством видел не только повышение- эффективности идейно-эмоционального воздействия на них, но и проблему развития их творческих побуждений. Он подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом созидании в искусстве, труде, общественной жизни.
Большой практический вклад в решение проблемы организации внеклассной работы с учащимися по эстетическому воспитанию внесли А. С. Макаренко и С. Т. Шацкий. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций, в хоровом пении. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности, средством формирования коммунистических убеждений.
Советская школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Работа с учащимися ведется в различных областях
выразительному чтению, театральнойсамодеятельности и другим видам искусства, которые способствуют развитию индивидуальности детей, удовлетворяют их духовные потребности.
Рассмотрим более подробно основные виды внеклассной и внешкольной работы с детьми по эстетическому воспитанию.
Музыка воспитывает эмоциональную отзывчивость, формирует умение созерцать музыкальные образы, прослеживать развитие музыкальной мысли, понимать выраженные в музыке идеи и чувства. Одновременно решается задача воспитания эстетических и нравственных чувств учащихся, их музыкального вкуса, творческого отношения к музыкальному искусству. Способность слушать музыку, понимать значение ее выразительных средств развивается в процессе активного участия в ее исполнении и творчестве.
Программа факультативных занятий по музыке в тесном контакте с учебной программой предусматривает разностороннее музыкальное развитие школьников. Ведущее значение во всей внеклассной работе приобретает хоровое пение —наиболее доступный вид массового музыкального исполнительства.
Возможности восприятия музыки у детей шире, чем возможности ее исполнения. Поэтому на занятиях по музыке школьник знакомится с произведениями более сложными, чем те, которые он знал раньше. Слушание в исполнении учителя, в граммофонной записи произведений русской и зарубежной классики, советских и зарубежных современных композиторов значительно обогащает' слуховой опыт школьников, расширяет возможности воздействия на »их музыкального искусства, воспитания их эстетического вкуса. Воспитывающее влияние музыки тем действеннее и глубже, чем эмоциональнее и вместе с тем осознаннее она воспринимается, чем понятнее для слушателей ее образы. Школьник постепенно усваивает музыкальные знания, получает представления о жанрах и формах музыки, ее выразительных средствах, тембрах инструментов, певческих голосах, о жизни и творчестве композиторов прошлого и современности, учится петь по нотам.
Программу музыкальных факультативных занятий корректируют применительно к запросам конкретного коллектива учащихся. На занятиях знакомят школьников со спецификой музыки как одного из видов искусства, на конкретных примерах раскрывают значение ведущих элементов музыкального языка, различных форм и жанров.
В ряде школ на факультативных занятиях учащиеся знакомятся не только с музыкой, но и_с другими видами искусства в их взаимосвязи. Формы занятий: слушание музыки в классе, посещение концертов, художественных музеев, слушание лекций-концертов, радиопередач, дискуссии, обсуждение воспринятого, прочитанных книг об искусстве, встречи с композиторами, исполнителями. Кроме факультативных музыкальных занятий с учениками, в школах практикуются другие внеклассные занятия музыкой, где учащиеся получают возможность шире и глубже знакомиться с музыкальным искусством, проявлять себя в исполнительстве, участвуя в школьном хоре, оркестре, ансамблях, обучаясь игре на инструментах или сольному пению.
Художественное воспитание средствами искусства занимает одно из ведущих мест. В них широко представлены кружки: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии, народных промыслов и многие другие.Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях являются важным средством пробуждения любви у школьников к музыкальному, изобразительному искусству, обогащения духовного мира учащихся, формирования их чувств, мыслей, вкусов, идеалов. Все это развивает у детей музыкальность, четкость визуального восприятия, воспитывает навыки культуры поведения.
Внешкольные учреждения не преследуют цели воспитывать из числа кружковцев профессионалов. Главная задача художественных коллективов — духовно обогатить детей, сформировать потребности, развить в школьниках творческую активность. Хотя хорошо известно, что из среды кружковцев вышло немало замечательных деятелей искусства.
Широкое распространение получили хоровые коллективы и оркестры народных инструментов, симфонические и духовые оркестры, клубы любителей музыки и музыкальные студии. Десятки тысяч учащихся по-настоящему полюбили музыку.
Участники музыкальных кружков и коллективов являются пропагандистами искусства: выступают с концертами и спектаклями в школах.
1.2. Педагогическое значение внеклассной эстетической работы со школьниками.
Нередко в школах к художественной самодеятельности проявляется отношение как к явлению заурядному, не имеющему серьезного педагогического значения. В связи с ежегодными смотрами, эстафетами искусств в школьных коллективах проводятся кампании по подготовке номеров художественной самодеятельности. После того как просмотр состоялся, школа заняла соответствующее место среди других школ города, района, области, в самодеятельности, как правило, происходит неуклонный спад. Художественная самодеятельность рассматривается педагогами лишь как одна из обычных и малозначащих разновидностей детской деятельности. В действительности же художественная самодеятельность в формировании личности и эстетическом развитии школьников играет особую и весьма значительную роль.
Прежде всего она является для детей одним из существенных средств отражения и познания мира. Вместе с тем самодеятельность предоставляет возможность самовыражения и утверждения переживающей период становления личности. Ребенок в ходе жизни и учения стремится обогатить свой опыт. Ему присуще стремление выразить себя, свое понимание жизни, проявить свою творческую активность. Школьник постоянно накапливает знания о мире, человеческих отношениях, представления об эстетических сторонах действительности, художественных явлениях искусства.
Естественной потребностью детей является стремление к общению и самовыражению. Они не могут держать накопленное духовное богатство только в себе и стремятся выразить свои переживания, представления о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом в собственной деятельности и отношениях. Именно этим объясняется то обстоятельство, что младшие и старшие подростки, как правило, хотят заниматься сразу в нескольких художественных кружках.
Другая функция самодеятельности по отношению к развивающейся детской личности заключается в том, что она эффективно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни. Тем самым с наибольшей активностью осуществляется познание детьми жизни, расширение их жизненного и эстетического опыта.
Нельзя не сказать и о том, что художественная самодеятельность является важным фактором развития эмоциональной сферы ребенка. Эстетическое отношение человека к действительности и искусству есть отношение идейно-эмоциональное. Глубокие эстетические чувства возникают в процессе воздействия на человека эстетических явлений искусства и действительности. Они являются результатом эстетических переживаний, определенной эмоциональной культуры.
Область художественной самодеятельности представляет собой практическую сферу культивирования эстетических чувств детей. Жизненный опыт эстетического отношения школьников к действительности и искусству нередко бывает ограничен. Ему на помощь приходит художественная самодеятельность. В процессе изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, обогащается и углубляется сфера их эмоциональных переживаний.
«... Всякое построение фантазии, — справедливо замечал Л. С. Выготский, — обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством... и именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов». Работа с детьми в области искусства дает возможность педагогам практически управлять развитием эстетических, чувств детей путем специального подбора содержания тех или иных произведений искусства, видов художественной самодеятельности.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что самодеятельность знакомит школьников с самим процессом художественного творчества, развивает их способности, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, дает возможность испытать наслаждение в процессе творческого труда. Когда ребенок исполняет роль в какой-либо пьесе, он так или иначе перевоплощается, ставит себя на место воображаемого героя.
В ходе работы над образом школьник советуется предварительно со взрослыми, самостоятельно обдумывает свою роль. В ходе репетиции он отрабатывает умения выразительно и четко произносить слова, своевременно подавать реплики, соблюдать условность, двигаться на сцене. Успешно выполняя все это, участвуя в творческом поиске, школьник испытывает чувства удовлетворения.
Особенно важно, чтобы в детской театральной самодеятельности было как можно больше собственного творчества учащихся. В этих целях полезно было бы возродить такие несправедливо забытые формы детской художественной самодеятельности, как исполнение пьес, написанных самими детьми, пьес-импровизаций.
Ребенку, не обладающему большим жизненным опытом, трудно добиться серьезного актерского мастерства. В заранее разученной пьесе поле его творческой деятельности неизбежно сужается. Он произносит реплики и старается строго следовать режиссерским указаниям. В пьесе же, созданной самими детьми, или в пьесе-импровизации ребенок получает большую творческую свободу.
«Такие пьесы, — писал Л. С. Выготский, — будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
С педагогической точки зрения важно выяснить и другие внутренние пружины, которые наряду с субъективной радостью творчества обусловливают активность ребенка в самодеятельности. Движущей силой детской самодеятельности вообще и художественной в- частности являются жизненные диалектические противоречия. Уже у дошкольника и младшего школьника появляется, а у подростков и юношей в значительной мере усиливается стремление к исполнению социально значимых ролей в реальной жизни, к утверждению себя в коллективе. Дети, особенно младшего возраста, хотя и без достаточных оснований, нередко заявляют не только о том, кем бы они хотели стать, но и о том, кем они якобы уже являются. Это особенно ярко проявляется в ролевых играх.
О настоящей общественно ценной деятельности, о достойном месте в жизни мечтают и старшие ребята. Однако социальные стремления детей во время пребывания в школе не могут быть полностью осуществлены. Они еще не подготовлены к самостоятельной жизни. У них отсутствуют необходимые для той или иной профессии знания и навыки. Они переживают период общего становления личности. С одной стороны, у школьников развивается стремление к выполнению социально значимых, особенно престижных для них ролей, с другой — очевидно отсутствие реальных возможностей осуществления такого стремления.
Реальное участие в общественной жизни, общественно полезном труде помогает школьникам снять это противоречие. Детская художественная самодеятельность является важной сферой, в которой осуществляется устранение отмеченного противоречия, происходит реальное знакомство учащихся с характером общественных отношений, подготовка к участию в жизни и исполнению социально значимых ролей, отвлечение от дурных поступков.
Создавая произведения в рамках литературно-творческого кружка, школьник не только удовлетворяет внутреннее стремление попробовать свои силы в поэзии или прозе, но и узнает о характере этого труда, его особенностях, радостях и сложностях. Участвуя в работе драматического кружка и исполняя, скажем, роль советского рабочего, инженера, врача, учителя, офицера, он со всей непосредственностью входит в круг новых для себя общественно значимых, серьезных жизненных отношений, узнает о качествах, присущих человеку, чертах его характера.
Занимаясь в танцевальном кружке, добиваясь успеха, ребенок получает наслаждение и одновременно овладевает своим телом. Работая над рисунком, живописным полотном, скульптурой и выставляя плоды своего творчества на общешкольной выставке, юный художник делится с другими своим пониманием красоты и .проверяет качество своего художественного вкуса.
Какую бы социально значимую человеческую деятельность мы ни взяли, ребенок практически всегда может проникнуть в ее сущность через тот или иной вид самодеятельности: художественную, техническую, общественно-организационную или игровую.
Таким образом, детская художественная самодеятельность не просто средство эстетического развития и развлечения, но и важнейшая сфера педагогической деятельности. С помощью самодеятельности ведется подготовка детей к общественно полезному труду, исполнению социально значимых ролей и педагогически целесообразно организуется их повседневная жизнь. Это требует от педагога отношения к детской самодеятельности не как к эпизодическому явлению, а как к необходимому и очень важному участку систематической воспитательной работы.
Наблюдение за учащимися, изучение их суждений об искусстве и действительности, продуктов творчества показывают, что независимо от уровня эстетического развития, широты художественного кругозора они подмечают красоту или безобразное, трагическое или комическое в окружающей действительности и искусстве. С помощью имеющихся в их распоряжении средств они стремятся выразить свои чувства и переживания, свое видение и отношение к миру.
Важной педагогической особенностью самодеятельности, обусловливающей эстетическое отношение к ней со стороны детей, является возможность постоянного творческого индивидуального выражения накопленных художественных представлений, сопровождающихся эстетической радостью.
Значительную роль играет самодеятельность в удовлетворении общественных интересов и стремлений учащихся. Советские школьники, формируя в себе активную жизненную позицию, живут широкими общественными интересами. В качестве идеала они избирают пример советских тружеников — представителей самых различных профессий.
Увлекаясь внешней романтической формой той или иной специальности, школьники нередко упускают из виду те трудности, с которыми связаны самые увлекательные профессии. Им хотелось бы играть в жизни значительную социальную роль, пользоваться тем уважением, которым окружены представители этой отрасли труда, науки, искусства, и в то же время не испытывать тех неудобств, тягот, с которыми связано выполнение профессионального долга.
Глава II. Формы и методы внеклассной музыкальной работы со школьниками.
Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Задача заключается в том, чтобы школа, внешкольные учреждения предоставили каждому ребенку максимальную возможность реализовывать свои музыкальные интересы, потребности, влечения в той или иной области музыкального искусства.
Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
- Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной
деятельности детей: преемственность, планомерность,
последовательность, систематичность и увлеченность.
- Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания
музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными
впечатлениями.
- Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и школьниками.
- Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
- Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их
развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассныхзанятий, доступный музыкальный и литературный материал.
- Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности
детей, их воображения и инициативы.
- Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
Во внеклассных занятиях существуют такие стабильные формы, как хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, музыкальные классы, студии, разнообразные клубные объединения учащихся, создаваемые в соответствии с их музыкальными интересами, а также музыкальные театры и т.д. Все эти формы отличает достаточно устойчивый контингент занимающихся в них детей, которые сами или с помощью родителей выбрали для себя наиболее привлекательный вид музыкальной деятельности. Такого рода формы музыкальных занятий системны по своему содержанию, они строятся по определенной учебной программе, рассчитанной на несколько лет обучения.
К другим формам внеклассной музыкальной работы относятся так называемые массовые музыкально - просветительские формы, проводимые школой или внешкольным учреждением. Это - разнообразные музыкальные праздники, лекции - концерты, музыкальные игротеки и др. Их главное отличие от стабильных форм внеклассной работы заключается в том, что они ориентированы на всех без исключения детей. Такие формы работы, как правило, нерегулярны, за исключением всякого рода «абонементов». Цель таких занятий - пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора.
Каждая форма внеклассной работы обладает уникальными, только ей присущими возможностями привлечения учащихся к музыке, раскрытия перед ними богатства и многообразия музыкального искусства, формирования у них потребности в общении с ним. Однако, как бы они не были велики их возможности, только в своей совокупности с уроками музыки они способны обеспечить наиболее полное использование всех ресурсов, которыми располагает школа или внешкольное учреждение.
Наиболее полно внеклассная музыкальная работа организована в учреждениях общеобразовательного типа с музыкально - эстетической направленностью или в учреждениях, имеющих классы с углубленным изучением музыки. Важное значение для результативности внеклассной работы имеет совместная музыкальная деятельность учительского коллектива, детей и их родителей, которая проявляется в их объединениях в исполнительские коллективы, в создании музыкальных театров, в проведении лекций — концертов, музыкально- литературных композиций, в совместном посещении музыкальных спектаклей, концертов с их последующим обсуждением и т.д.
Особое место в системе внеклассной работы занимают детские музыкальные школы, которые, как уже было сказано, называются теперь музыкальными учреждениями дополнительного образования детей. Они могут иметь самостоятельный статус внешкольного музыкального учреждения или создаваться на базе общеобразовательного учебного заведения.
Детские музыкальные школы призваны решать двоякую задачу: давать учащимся систему музыкальных знаний, умений и навыков, целенаправленно расширяя и обогащая музыкальный опыт, приобретаемый ими на обязательных уроках, и в то же время готовить наиболее одаренных из них к последующей профессиональной музыкальной деятельности. Такие школы служат тем базисом, на котором строится в дальнейшем профессиональное музыкальное образование.
Говоря о формах внеклассной работы, нельзя не сказать и о регулярно проходящих в нашей стране музыкальных смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, благодаря которым дети получают возможность выступать на лучших сценах города, проводящего такие праздники. Подобные формы работы позволяют не только выявлять новые музыкальные таланты, но и распространять лучший музыкальный опыт организации внеклассной музыкальной работы.
Музыкальные конкурсы, фестивали, смотры часто организуются с помощью радио, телевидения, что дает возможность познакомиться с лучшими образцами детского музыкального творчества во всех регионах страны.
В организации и проведении внеклассной музыкальной работы активное участие принимают Всероссийское музыкальное общество и его отделения, Союз композиторов России и его отделения, филармонии, музыкальные театры, Международный союз музыкальных деятелей. Каждая из этих организаций обладает своими особыми возможностями приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству, а вместе, взаимно дополняя друг друга, они создают условия для решения различных задач музыкального образования.
Организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить, что:
- все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
- широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;
- необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.
Еще одной формой проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы может быть кружковая - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные, музыкальные факультативы.
Различные виды музыкальных развлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д. Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы.
Это - центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную и драматическую деятельность, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. Праздники могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, Масленица, 8-е Марта), а могут иметь более общую тематику: праздники к знаменательным датам, музыкальные праздники песни, музыка народов нашей страны.
Организатору праздничных торжеств следует проводить их во взаимосвязи с постановкой музыкального воспитания на уроках музыки, а также с учетом музыкальной деятельности младших школьников во внеурочное время (занятия в хоре, музыкальном театре, фольклорном ансамбле и т.п.).
Важна предварительная подготовка к празднику. Необходимо выбрать тему, наполнить ее соответствующим содержанием, расположить иллюстративный материал в определенной последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам.
Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (кружок фортепиано). Должны звучать яркие произведения, любимые детьми и соответствующие теме праздника.
В целом организация праздников требует активности и мобильности педагога. И конечно, неоценимой помощью в подготовке любого праздничного мероприятия является участие в них родителей - и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц-костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей.
Праздник - это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. Особую атмосферу таким мероприятиям придает участие в них детских поэтов, композиторов и профессиональных артистов.
Хоровой кружок.
Наиболее распространенной формой внеклассной музыкально-воспитательной работы является работа со школьным хором. Организация хора
- это первый и весьма важный этап в создании школьного хорового коллектива. Сначала подбирается небольшая группа учащихся-любителей хорового пения, которые составят ядро, основу будущего хорового коллектива. С этой группой следует подготовить несложную программу и выступить с небольшим концертом на школьном вечере либо по школьному радио. Затем полезно провести беседы на классных собраниях об организации хора и познакомить учащихся с планом работы будущего хорового коллектива, рассказать о содержании хоровых занятий, о разнообразном вокальном репертуаре, предложить послушать произведения зарубежных и отечественных композиторов, народные песни.
При организации школьного хора в первое время нужно принимать в него всех желающих петь. При организации школьного хора в первое время нужно принимать в него всех желающих, не бояться, если у школьника слабый музыкальный слух или плохой тембр голоса, хотя это, конечно, потребует дополнительной индивидуальной работы. В дальнейшем основным требованием к участникам хора станет наличие музыкального слуха и хотя бы небольшого голоса.
После набора руководитель должен иметь список участников с телефонами и именами-отчествами родителей.
Количественный состав школьного хора может быть различным. Хоровой ансамбль-16 человек, классный хор-24-30 человек, большой общешкольный хор
- 60-100 человек. Хоровой коллектив должен быть уравновешен по количеству хоровых партий. Хористов принято ставить в несколько рядов, один выше другого, на специально оборудованных хоровых подставках.
При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или слева от дирижера; при с сопровождением ансамбля или оркестра хор помещается полукругом за оркестром или ансамблем.
Учитель музыки должен позаботиться о том, чтобы занятия хора проводились в удобном, специально оборудованном помещении, инструмент был хорошо настроен, а также были заготовлены в необходимом количестве партии хоровых голосов.
План работы школьного хорового коллектива включает следующие разделы: организационная, воспитательная работа (проведение лекций, бесед, посещение концертов и т.д.), учебная работа (изучение музыкальной грамоты, развитие вокально-хоровых навыков, слушание музыки и т.д.), совершенствование исполняемого репертуара, концертные выступления. Основной задачей работы с детским хором является вырабатывание у певческого коллектива навыков чистого интонирования, пения в ансамбле, художественно-выразительного исполнения.
Становление хорового коллектива требует планомерного развития мелодического, ритмического и гармонического слуха каждого поющего. Основной заботой хормейстера является чистый унисон в хоре. При этом не следует забывать, что высшей художественно- исполнительской формой в хоровом искусстве является многоголосное пение- стройное и слаженное.
Пение чистых унисонов всегда сопряжено с правильным звукообразованием, певческим дыханием, единой вокальной певческой манерой. Воспитание унисонного пения должно начинаться с достижения интонационного единства в примарной зоне на простых попевках, насчитывающих 1-2 звука. Чрезвычайно важно при этом научить детей слышать одновременно свой собственный голос и сочетание его с голосами
других певцов. При этом весьма желательна поддержка поющих в форме подыгрывания на инструменте (фортепиано) или напевания хормейстером. В этом случае при работе с хором желательно сопоставить методы пения с сопровождением и без него.
Работа над многоголосием должна вестись последовательно и систематично. На первом этапе работы над двухголосием необходимо достичь в исполнении уверенной интонационной устойчивости каждого голоса в хоровой партии. Кроме того, хормейстер должен внимательно следить за вокально - тембровым звучанием хоровой партии в целом. Когда интонационная устойчивость отдельной хоровой партии будет достигнута, можно приступать к соединению двух хоровых партий.
Одним из наиболее распространенных приемов работы с хором является пение на слоги - вокализация. При этом слоги с гласными и, ю способствуют нахождению высокой позиции, слоги с гласными а, я освобождают нижнюю челюсть; слог ку приближает звучание к губам, слог ле придает округленность, пение с закрытым ртом помогает снять горловое звучание. При работе над текстом необходимо выяснить функциональную роль каждого хорового голоса. В трех случаях, когда голос не несет смысловой нагрузки (хоровая педаль, гармонический фон), текст нужно убирать. В работе над дикцией применяется прием В.Ф. Балашова: чтение слов по слогам на ритмической и интонационной основе.
Инструментальный кружок
Занятия по обучению игре на музыкальном инструменте следует проводить в индивидуальной форме, по 2 ч в неделю. Музыкальный инструмент дети выбирают по желанию (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, кларнет, труба и др.). Такие индивидуальные занятия проводятся за отдельную плату специалистами в контакте с учителями музыки, а их расписание составляется совместно с администрацией школы. Помимо индивидуальных занятий с младшими школьниками может быть предусмотрено участие в инструментальном ансамбле (дуэт, трио). Целью организации инструментального кружка в школе является открытие для младших школьников пути к музицированию.
Условно можно выделить два этапа в обучении игре на музыкальном инструменте: постановка двигательного аппарата, обучение ребенка разбирать нотный текст и развитие творческих способностей исполнителя. В основе методики индивидуального обучения лежит принцип «погружения», разработанный автором интенсивного курса фортепиано Т. И. Смирновой. По этой методике обучаемому ребенку необходимо сразу предоставить определенный объем информации, который будет постепенно осваиваться им в практической деятельности. Ребенок сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно получает знания из практической работы над заданиями.
При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, в занятиях с ними рекомендуется максимально использовать игровые формы, придающие любому упражнению эмоционально- образное содержание.
К числу полезных практических приемов также относится выучивание какой- либо мелодии наизусть « методом подбора»; когда ребенок играет одну фразу - подбирает ее, играет одно предложение - подбирает его по слуху. У ребенка воспитывается умение вслушиваться в особенности мелодического и ритмического рисунка. Индивидуальные занятия следует строить на основе « педагогики сотрудничества», отношение преподавателя и ребенка должны избегать назиданий и занудного разбора ошибок, обучение следует проводить в радостной и приятной атмосфере.
Обычно индивидуальный план работы учащегося включает этюды, пьесы различного характера, полифонические произведения, а также сочинения крупной формы.
Большое значение имеют исполнительский показ игры самого педагога и его образные замечания и словесные указания, которые не только помогут достичь результатов на занятии, но и осмыслить организацию домашних заданий. Необходимыми условиями для успешного развития ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте, являются: осознание преподавателем большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с детьми, знание детской психологии и высокая педагогическая и музыкальная культура. На всех этапах роста ученика ему необходимо дать возможность проявить себя в концертах, почувствовать удивительное ощущение артистического самовыражения.
Танцевальный кружок
Организационными условиями проведения занятий в таком кружке являются чистое, проветренное помещение, хорошие полы, легкая удобная одежда, специальная обувь (чешки). В построении занятий следует придерживаться соблюдения принципа единства цели и средств, используемых для ее достижения (способствовать творческому самовыражению учащихся средствами хореографического искусства), а также принципа сознательного, целостного, активного и эмоционального восприятия музыки. Задачи занятий -формировать пластику движений, воспитывать интерес к хореографии, развивать навыки выражения музыкального образа в танце.
С учетом специфики младшего школьного возраста целесообразны : опора на образное восприятие музыки ввиду сенсорно - перцептивной потребности детей, частая смена задании из-за неустойчивости произвольного внимания детей, сочетание физической нагрузки и моментов релаксации по причине физиологических особенностей растущего организма.
Содержание занятий должно включать упражнения на развитие музыкально- ритмических навыков, упражнения на метроритм, знакомство с танцами и их элементами, сюжетно- образными движениями, игровое творчество детей.
Занятия кружка могут быть разработаны по следующему плану:
1. Вводная часть: организационный момент, поклон, марш с определенным заданием.
2. Упражнения на передачу в движениях характера музыки и средств музыкальной выразительности, на выработку и совершенствование двигательных навыков; основные движения, гимнастические комплексы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, изучение позиций рук, ног.
3. Ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и совершенствование ритмических навыков, определение размера произведений и тактирование, передачу ритмических рисунков через движение, запись их условными жестами, исполнение ритмического «эха», анализ формы произведений.
4. Танцевальные элементы.
5. Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами.
6. Заключительная часть. Краткий итог анализ или выставление оценок. Домашнее задание. Поклон.
Структура внеклассного занятия предполагает наряду с изучением танцев отработку поклона, экзерсис (у опоры и в середине зала), а также творческую танцевальную импровизацию.
При разучивании следует применять поэтапную методику усвоения движений и фигур танца по очередности. Одним из разделов должна стать импровизация танцевальных образов.
Итогом занятий в кружке может стать танцевальный конкурс. Предварительно с родителями следует обсудить костюмы, памятные подарки, изготовить вместе с детьми пригласительные билеты для гостей.
Музыкальный и кукольный театры.
Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно- образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях, а также личность руководителя, его профессиональные качества и увлеченность работой. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя.
Для малышей особенно интересным видом творческой деятельности является кукольный музыкальный спектакль.
Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия в музыкальном театре способствуют решению следующих задач:
• образовательных - формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения.
• Воспитательных - воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа.
• Развивающих - развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы - внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.В театре существуют две труппы - оперная и балетная, симфонический оркестр и в отличие от взрослых театров — педагогическая часть.
Роль педагога - руководителя детского музыкального театра заключается в сценической постановке, разучивании хоровых номеров и партий с солистами, постановке танцев, подготовке эскизов декораций. Определенную сложность представляет то, что спектакль, как правило, не копирует пьесу, а по- своему переосмысливает ее. И задача педагога- руководителя - дать ребятам яркие представления, как словесный образ превращается в зримый, объемный персонаж спектакля.
Занятия в кружке и сводные репетиции рекомендуется планировать с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь, движение), а также сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения.2.1. Взаимосвязь уроков музыки и внеклассных занятий в педагогическом процессе.
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся.
Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко). Однако целостность воспитания личности предполагала прежде всего соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой.
Теоретические положения о целостности учебно-воспитательного процесса, единстве обучения и воспитания школьников создают необходимые предпосылки для практического осуществления взаимосвязи урочной и внеурочной работы школьников.
Традиционно считается, что педагогический (учебно-воспитательный) процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и учащиеся. В действительности обучение, воспитание и развитие детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и во внешкольной среде. Участниками данного процесса следует считать школьных учителей, учащихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместной творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, обеспечивающий условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий, а также обеспечивающий реализацию потребностей общества и государства в образованной и культурной личности.
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингенте школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основное формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Это, к сожалению, не всегда обнаруживают и используют педагоги для повышения качества учебно-воспитательной работы Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).
Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе обеспечивается тремя основными связями: взаимодействия, организации и управления. Первые обеспечивают взаимодействие урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе; вторые - организацию системы урочно-внеурочной работы; третьи - управление данной системой.
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной (от общих правил до алгоритмов решения определенных типов учебных задач).
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам Для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так И вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
Некоторые педагоги оперируют лишь учебной информацией. Другие виды информации при взаимодействии урочных и внеурочных занятий ими не используются. Нередко этическая информация подменяется нравоучениями для школьников.
Многие учителя реализуют информационные связи взаимодействия спонтанно, самопроизвольно. Часто в урочной и внеурочной деятельности педагог осуществляет передачу информации, а школьники лишь воспринимают ее. Такая односторонность передачи информации блокирует активность школьников, снижает познавательный и эмоциональный фон совместной деятельности, тормозит интерес детей к самостоятельной внеурочной поисковой работе.
Вещественные связи - это связи урочных и внеурочных занятий, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности педагога и детей. Эти связи могут быть представлены через использование на уроках изготовленных или отремонтированных школьниками на внеурочных занятиях приборов, конструкций, выполнение внеурочной работы по оборудованию и ремонту школьного учебного кабинета, что способствует повышению качества учебной урочной работы. В урочной и внеурочной деятельности учащиеся самостоятельно и под руководством педагога могут изготовлять демонстрационное и лабораторное оборудование, различные наглядные пособия, в том числе диапозитивы, географические и исторические карты, коллекции, диаграммы, составлять задачи и упражнения.
В отношении занятий музыкой вещественные связи могут проявляться через исполнение и слушание музыкального материала, ремонт элементарных музыкальных инструментов, оформление стендов.
Нередко конструкторское, исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом для него и его родителей. Выполненное удачно, такое задание позитивно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности школьника, на развитие его взаимодействия с родителями, улучшая морально-психологическую атмосферу в семье.
Связи развития личности (личностные) - это связи взаимодействия урочных и внеурочных занятий, реализуемые посредством развития интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности учащегося, его качеств, отношений, интересов, потребностей.
Формирование самостоятельности и творческой активности, общетрудовых умений, познавательных и учебных интересов, потребности в самообразовании и самовоспитании, а также отношений (межличностных, к природно-социальному миру, самому себе) должно быть в центре внимания каждого педагога. К сожалению, связи развития личности в профессиональной деятельности некоторых школьных и внешкольных педагогов находятся на вторых ролях в процессе осуществления интеграции урочных и внеурочных занятий. Предпочтение отдается информационным и вещественным связям. Но именно внеурочная работа и ее интеграция с урочной создают реальные условия для успешной реализации педагогами связей развития личности. Вариативность неформальной совместной жизнедеятельности, простор для индивидуального, группового и коллективного творчества и самодеятельности, широта, глубина и многообразие видов общения ученика со взрослыми и сверстниками, огромное познавательное пространство и большие возможности в расширении материально-технической базы - лишь некоторые позитивные стороны самой внеурочной деятельности и ее взаимосвязи с урочной. Они обеспечивают реальные условия для развития личности учащихся как в школе, так и во внешкольной среде.
Не следует также забывать, что информационные и вещественные связи взаимодействия урочных и внеурочных занятий вместе со связями развития личности способствуют комплексному обеспечению успеха в развитии личности школьника.
Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе характеризуется различными видами их взаимодействия. Можно выделить внутрипредметное и межпредметное взаимодействие урочной и внеурочной работы.
Под внутрипредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие данных видов занятий (различных их форм) по одному и тому же учебному предмету.
Внутрипредметное взаимодействие осуществляется на основе парной взаимосвязи урочных (У) и внеурочных (В) занятий по одному и тому же предмету: У — В. Данное взаимодействие обеспечивает внутрипредметнук интеграцию урочных и внеурочных занятий в учебно-воспитательном процессе. Учителя различных предметов по-разному используют формы урочной и внеурочной Деятельности в такой интеграции. Это зависит от многих факторов, в том числе от специфики учебного предмета, профессиональной под готовки педагога, его личностных качеств, материально-технической базы школы и учебного кабинета и др.
Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое на значение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция — та, рад: которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмет предполагает обозначение его ведущего компонента. По функции и ведущему компоненту содержания выделяются типы учебных предметов. К первом типу относятся учебные предметы с функцией вооружения учащихся предметными научными знаниями (физика, химия, биология, история, география и астрономия). Второй тип составляют учебные предметы с функцией формирования способов деятельности (иностранный язык, физкультура, трудовое обучение, черчение). Третий тип составляют учебные предметы с функцией формирования отношений (изобразительное искусство, музыка)
Межпредметное взаимодействие урочной и внеурочной работы в большинстве случаев возможно при взаимодействии учебных предметов, которые выполняют одну и ту же функцию.
Выводы:
1. Педагогу необходимо стремиться к системной организации урочно- внеурочной работы. Система урочно-внеурочной работы конструируется педагогом совместно с другими участниками педагогического процесса: учащимися, их родителями, работниками внешкольных учреждений. Педагогу целесообразно осуществлять осознанный выбор форм урочных и внеурочных занятий (компонентов системы) для создания оптимальной системы урочно-внеурочной работы. Данный выбор зависит от конкретных условий: контингента учащихся, педагогических кадров, личностных качеств и профессиональной поготовки педагогов, целей и содержания совместной деятельности, материально-технического фонда школы и внешкольных учрежден (предоставляющих свое оборудование и помещения для внеклассной работы), временных показателей;2. Развитие полноценной личности ребенка возможно только при использовании и взаимодействии самых различных связей (информационных, вещественных, связей развития личности (личностных), внутрипредметных, межпредметных).
Заключение
В целом внеклассная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними, прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования. Эта работа представляет собой открытую систему, чутко реагирующую на музыкальную жизнь страны и мира и в целом, на внутри школьные события, на конкретно выраженные музыкальные интересы и потребности детей разного школьного возраста.
Внеклассная музыкальная работа в силу своей специфики осуществляется особенно эффективно в тех случаях, когда она нацелена на поддержание интереса детей к музыке, на достижение и демонстрацию музыкально-творческих результатов в самых разных формах: от выступлений детей перед родителями или совместно с ними - до участия в разного рода музыкальных фестивалях и конкурсах.Искусство – одна из форм общественного сознания. Отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема воспитания у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп-музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные потребности и вкусы. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа. И делать это нужно не только на уроке музыки, но и во внеклассное время.
Использованная литература
1. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – Москва, 2004.
2. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин — М.: Просвещение, 2003.
3. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990.
4. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Владос, 2000.
5. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
6. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. Учеб, пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Владос, 2007.
7. Арчажникова, Л. Г. Профессия учитель музыки: кн. для учителя / Л. Г. Арчажникова - М.: Просвещение, 1984.
8. Асафьев, Б. В. О музыке XX века - Л.: Музыка, 1982.
9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
9. Брова Т. П. Формирование диагностических умений у будущего учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза: Моногр. / Т. П. Брова. Вологда: «Русь», 2007.
10. Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - Москва,2002.
11. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования. // Музыка в школе. — 2000 - №1.
12. Красильников И.М., Крюков М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра // Музыка в школе. — 2000. — № 3.
13. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Школяр. - М., 2001.
14. Холопова В. Н. Функции музыки // Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. — М., 1994.
15. Шамина Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). — 2001. — № 6.
16.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте 2-е изд. М., 1967.
17. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., "Университет", 1990 .
18. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. М.: Педагогика, 1988.
19. Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2010.
20. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников.
21. Ю.Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия юного музыканта. - СПб.:ООО "Диамант", 2001.
22. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах .- М.: Литература, 1986 .
22. Педагогическая энциклопедия: В 4т.-М., 1964. -Т. 1.
23. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. Екатеринбург, 1995.
24. Школяр В.А., Критская Е.Д.. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.