Применение ИКТ в начальной школе в целях повышения познавательной активности.


Применение ИКТ в целях повышения познавательной активности учащихся начальной школы.
Олейникова Л. А.
МБОУ ПСОШ № 2 г. Павловска Павловского муниципального района Воронежской области
lara73ole@mail.ruВ современном мире компьютер давно стал неотъемлемой частью жизни почти каждого человека. Именно информационные технологии . являются универсальными средствами обучения, позволяющими формировать умения и навыки учащихся начальной школы, развивают личность ребенка, удовлетворяют его познавательные интересы. Я очень активно использую в своей работе информационные технологии, они позволяют оптимизировать процессы запоминания учебного материала, повышая интерес к учебе. Так например на уроках математики в качестве наглядности использую презентации , компьютер позволяет демонстрировать учащимся красочные чертежи, краткую запись к задаче, используя звук и анимацию. Развитие алгоритмического мышления служит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью на уроках ИКТ.
«Упражнения по формированию алгоритмического мышления дают отличный результат не зависимо от того , используется при этом компьютер или нет. Позднее, когда ученики начнут работать с компьютерными программами и электронными игрушками , им станет понятно, почему алгоритмы занимают важное место в работе компьютеров. Ведь пошаговое выполнение последовательности команд позволяет получить ожидаемый результат в том случае, если четко определены начальные условия».
В младшем школьном возраста преобладает непроизвольное внимание , поэтому всё яркое и интересное привлекает учеников. Учтя эту особенность можно повысить эффективность усвоения материала , так например я использую виртуальные экскурсии на уроках окружающего мира по городам, в мир древности и т.д..Такой вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, для того чтобы создать максимальный эффект присутствия. Имеется и текстовая информация на слайдах, которая поясняет материал или «расширяет» его. Таким образом при правильном распределении внимания учащихся , я задействую следующие виды восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того о чём говорит учитель, дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала. При проведении физкультминуток я предлагаю выполнить команды , записанные на доске или просмотр презентации с анимацией ,выполняя движения разного характера. Всё это повышает познавательную активность, снимает утомляемость во время урока. Компьютерное тестирование позволяет сразу же получить оценку, в печатном виде указывает на ошибки , которые выдает компьютер, что позволяет ученику по той или иной теме. Например на уроках русского языка при изучении темы « Безударные гласные», так как эта тема вызывает у учащихся затруднения . Тест 1 учит подбирать слова проверочные . Тест 2 обучает находить и подбирать проверочные слова в тексте. При выполнении тестовых заданий участвуют глаза, мозг, руки, а следовательно поддерживается необходимый уровень интенсивности процесса обучения. Наверно многие согласятся , что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить все ли дети правильно нашли строчку для работы . Первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу , проверяя где пишут дети . Мультимедийный проектор . проецирующий изображение страницы на белую доску способен помочь решить эту проблему, а так же всевозможные дидактические электронные игры , вызывают большой интерес учащихся начальной школы. Все это экономит время на уроке , повышает эффективность работы , помогает избежать «рассеивания» внимания первоклассников. Мониторинг и анкетирование с применением ИКТ активизируют деятельность младшего школьника , за короткий срок позволяют выявить пробелы в знаниях. При помощи реальных объектов ( телефон, компьютер, принтер, модем, ксерокс) и информационных технологий ( аудио , видео записи, электронная почта, СМИ, интернет) формируются умения самостоятельно искать , анализировать и отбирать , передавать информацию. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовывать весь учебный процесс. Практика показывает, что информационные компьютерные технологии способствуют повышению познавательной активности и мотивации к учению.
Литература
Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя М.- Просвещение , 2008г.
Чулихина Е.А. Использование Интернет –ресурсов в методической и внеурочной работе учителя начальных классов.
(Электоронный ресурс) http:/www/uchportal . ru/publ/12-1-0-250
Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах М 1989г