Использование современных педагогических технологий на уроках биологии


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

Использование современных педагогических технологий  на уроках биологии.
Шишова Ирина Анатольевна – учитель
биологии МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области

2015 год
Использование современных педагогических технологий  на уроках биологии.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.  Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.
В течении 2010 – 2015 учебных годов я апробировала такие технологии как: проблемное обучение , проектное обучение, ИКТ, тестовые и игровые технологии, технология развития критического мышления,   здоровьесберегающие технологии, кейс-технологии, блочно-модульные технологии. Для себя я взяла эти технологии потому, что сочла их приемлемыми, исходя из уровня подготовленности классов и своего опыта работы.
На мой взгляд, эти истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное, и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения. Но, хочу отметить, что применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определѐнной системой знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
При проблемном обучении, у учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов.
Создание условий для качественного обучения - главная задача современной системы образования.
Ученик в современной школе должен стать не только потребителем знаний и ценностей, а их созидателем.
На сегодняшний день для меня актуален вопрос: «Как побудить школьников к старательному учению? Какие методы использовать в обучение биологии, чтобы привить любовь к предмету? Каким образом повысить эффективность и качество обучения школьников?»
Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов.
В 1926г. Е.Г. Качаров писал, что наиболее распространенное определение метода проектов можно выразить так: «проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». По мнению автора, метод проектов имеет следующее отличительные черты:
1.основной принцип проектного метода – детские интересы сегодняшнего дня;
2. второй принцип – самодеятельность и от всего сердца, производимой работы ученика;
3. проект есть слияние теории и практики, и заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое ее выполнение.
Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеет первостепенное значение. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного.
Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.
Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.
В специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на собственный опыт ребенка. Образно говоря об этом методе так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
В специфике метода заложен его воспитательный потенциал. Это проявляется в том, что: - метод проектов, являясь методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- один из немногих методов, выдающихся педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, социальную и природную среду;
- метод, способствующий актуализации знаний, умений и навыком ученика, их практическому примирению во взаимодействии с окружающим миром и стимулирует потребность ученика в саморазвитии, самореализации и самовыражении, в творческой и общественно – значимой деятельности;
- метод позволяет сочетать интересы взрослых и детей через их сотрудничество, сочетать коллективные и индивидуальные действия в педагогическом процессе.
По содержательному аспекту, проекты используемые в моей работе, можно классифицировать на:
-естественнонаучные проекты. Чаще всего они бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую работу (например, изучать состояние лесов в данной местности предложить систему мероприятий по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой);
-экологические проекты, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, знаний из разных научных областей (кислотный дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе);
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходиться переориентировать свою учебно–воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Использование в своей работе метода проектов пришёл ко мне постепенно. Работа в этом направлении проводилась в пять этапов:
1 этап: Создание в школе летнего экологического пришкольного лагеря «Родничок». Ребята, интересующиеся биологией, проводили геоботанические исследования с заложением пробных площадок и заполнением стандартного геоботанического описания, флористические исследования; совершали экскурсии к речке Чёрная Калитва, где осваивали гидрологические методы (определяли запах воды, цветность, скорость течения реки), гидрохимические методы (кислородный режим, концентрацию водородных ионов (рH)), проводили паспортизацию водоёмов. Принимали участие в охране природы своего родного края.
2 этап: С 2006 года был организован в школе эколого-биологичекий кружок с краеведческим аспектом «Экология города». Программа кружка обеспечивает организацию познавательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, с использованием и сочетанием инновационных и традиционных форм, методов и приёмов. Проводились в течение года экскурсии, викторины, конференции, оформлялись тематические плакаты, газеты, выпускались листовки, были написаны рефераты, проекты, их защита. В рамках проектной деятельности учащиеся посещали краеведческие музеи городов: Боброва, Воронежа, Россоши. Были организованны встречи с старожилами города и местными краеведами Болтовым Е.П. и Морозовым А.Я., с главными специалистом по ООС администрации Россошанского района Титовским А.К. Велась кропотливая работа в школьных и городских библиотеках по сбору необходимых данных, в следствии чего у детей сформировалось представление о методах исследования.
3 этап: В 2009 году в школе организованно НОУ по биологии «Гринпис», руководителем которого я и являюсь. Членами общества стали учащиеся, с которыми велась работа, начиная с 6 классов, очень заинтересованные, занимающиеся поисково – исследовательско деятельностью. Они осуществляют практичекие исследования окружающей среды: изучения состава почвы по методике Хлебникова, проведение учёта численности дождевых червей и исследование почвы на содержание беспозвоночных животных методом фаунистической биоиндикацией, проведение при раскопке и ручной разборке почвы подсчёта численности моллюсков, мокриц, описание фитоценозов, мониторинг фенологического состояния растений.
Все эти и другие виды деятельности старшеклассников способствовали написанию и защите научно – исследовательских и научно – творческих работ, тематика которых связана, как правило, с экологическими проблемами родного края.
4 этап: Предпрофильная подготовка через элективные курсы.
5 этап: Проектная деятельность на уроках биологии.
В процессе своей педагогической деятельности постоянно ищу способы активации работы учащихся на уроке и во внеурочное деятельности.
В старших классах использую – метод проектов. Создание опорных конспектов отличается тем, что ученик осознает постановку самой задачи, оценивает новый опыт, контролирует эффективность собственных действий. Словом идет проектирование решения тех или иных проблем. Отсюда название метода, обеспечивающего формирование компетентности, - «проектной».
Одним из вариантов реализации метода проектов в школе – использую проектирование опорных конспектов.
Фундамент этого вида деятельности начинаю закладывать в основной школе. Начиная с 6 класса, я последовательно объясняю, а учащиеся изучаю технологию проектирования опорного конспекта
Образ ОК
Структура ОК
Содержание этой структуры
Соподчинение, взаимосвязи и взаимообусловленности всех компонентов ОК.
В старших классах учащиеся уже самостоятельно составляют опорные компоненты. У каждого в рабочей тетради включена инструкция по составлению ОК:
Прочитать текст параграфа, темы
Составить план
Ввести шрифт (условные обозначения)
Ввести цвет, помня о его смысловой нагрузки
Скомпоновать информацию в блок (в соответствии с планом)
Презентовать ТОК (творческий опорный конспект)
Моя роль в этом процессе корректирующая и консультирующая.
Исследовательская деятельность учащихся представлена разработкой проектов «Цветы и порох», «Цветы мне нежно улыбались», «Не Ясная поляна, но… » и защита их на конкурсах, конференциях районного, областного уровня.
Результаты своих исследований воспитанники озвучивают на предметных неделях, проводимые в школе. Это своеобразный отчёт о проделанной ими исследовательской работе.
Проектная деятельность учащихся, осуществляемая в рамках кружковой работы, урочной деятельности и научного общества, способствует общему образованию, патриотическому воспитанию, развивает познавательный интерес учащихся.
Научно-исследовательская деятельность в работе с детьми должна занимать ведущее место по объективным причинам:
Повышает активность обучающихся: из “пассивных” поглотителей информации они превращаются в ее “добытчиков”;
Развивает способности к анализу и обобщению, улучшает связанность, глубину и широту мышления;
Облегчает усвоение абстрактного материала, представляет его в виде конкретных образов;
Приучает обучающихся к точности, аккуратности, последовательности действий;
Развивает самостоятельность.
Всё, что я делаю, доставляет мне глубокое удовлетворение. Не бойтесь заглянуть к себе душу, вы раскроете не только свой творческий потенциал, но и поможете раскрыть и реализовать творческие возможности своих воспитанников.
Как результат использования проектирования в своей работе являются следующие достижения:1) 2008год – первое место в районном конкурсе эколого – социальных проектов «Цвети, Земля!» (номинация «Декоративное цветоводство»). 2009год – первое место в областном конкурсе «Преемственность поколений» (номинация «Территория комфорта»), 2010год – второе место в районном конкурсе экологических проектов «Живи, процветай, Россошанский край!» (номинация «Благоустройство школьной территории»), 2011год- победа в областном конкурсе «Грант-СоДЕЙСТВИЕ» в номинации «Экологические знания», 2011год-2 место в 5-ой научно-практической конференции «От любви к природе- к культуре природопользования», конкурс юных исследователей окружающей среды -3 место Пр.№294общ. от 26.11.2014, диплом Лауреата 2 степени Всероссийской заочной конференции учебно- исследовательских работ «Дорогами открытий» в секции «Краеведение , этнография» Педагогический клуб «Наука и творчество». Пр.№42 от28.07.2014, 1 место в районном заочном конкурсе компьютерных презентаций «Наше здоровье в наших руках», номинация «Вредные привычки», декабрь 2014г. Епанчина Ирина 11б класс, Диплом лауреата номинации «Наглядно о важном» секция «Жизнь в эксперименте, 9 Всероссийской научно-практической конференции«Технопарк- 2015», Москва. Апрель 2015, Всероссийский Конкурс исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов. Секция естественные науки1 место Тихая Екатерина 11б класс, II Всероссийская заочная конференция проектно-исследовательских работ «Дорогами открытий» 1 место Логинова Анастасия, 9б класс, Диплом III степени призёра региональной конференции школьников воронежского ВГАСУ «Молодые исследователи Черноземья» секция естественные науки 09.04.2015 Бурлуцкая Юлия 9а класс. Диплом 2 степени победитель 2 региональной научно-практической конференции «Межкультурная коммуникация и проблемы взаимодействия культур в современном мире» за актуальность и творческий подход в освещении темы «Влияние кофеина на организм», пр.№98 от 23.04.2015г. Рудакова Алена 10б класс и т.д.
2)отсутствие неуспевающих.
3)Положительная динамика качества знаний по предмету.
4)Повышение мотивации учащихся к биологии.
5)Установлены тесные связи со станцией юннатов г.Россоши, с кафедрой общей биологии и зоологии ВГПУ.
Проектный метод обучения направлен на формирование ключевых компетенций, так как охватывает различные виды деятельности обучающихся в рамках данной предметной области, позволяющих овладевать на основе знаний и умений социальным опытом, получать навыки жизни. (Этой проблеме посвящена статья «Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время». Современное биологическое образование: теория и практика. - Материалы региональной научно-практической конференции. – Воронеж. Воронежский госпедуниверситет, 2011г. – С.125, Заочное обобщение передового педагогического опыта работы. Педагогический клуб «Наука и творчество». Всероссийский уровень в номинации «Предметы естественного цикла ( биология) « Применение проектной деятельности в работе учителя биологии» Свидетельство №1216 Пр.№53 от 19.09.2014. Сайт обобщения https://sites.google.com/klybnayka)
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.
Учителя и ученики почти ничего не знают об особенностях своих познавательных возможностей, условиях их “использования” и развития. Поэтому, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке биологии необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.
Информационные коммуникативные технологии требуют чаще навыков и умений. Поэтому на уроках биологии должна иметь место практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?
Одна из целей, стоящих передо мной в работе: выработка методов и приемов, способствующих активизировать познавательный интерес и творческую активность учащихся на уроках биологии.
Идеальным средством для решения данной задачи, это применение электронных образовательных ресурсов. ЭОР нового поколения представляет собой открытые образовательные модульные системы.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. В любом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведет к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта. Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Ресурсы Интернета безграничны и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения биологии, экологического краеведения интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-коммуникационных технологий, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к учебному предмету. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Информация образования проходит по следующим направлениям: а) использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения; б) проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
Уроки биологии становятся интересными и увлекательными, так как в трехмерной логической структуре ОМС теория изучается с помощью интерактивных мультимедиа информационных модулей, практические навыки приобретаются в работе с виртуальными лабораториями, конструкторами молекул, анимаций и тренажерами по решению задач, полученные знания проверяются с помощью разнообразных мультимедиа тестов.
В своей практике преподавания биологии я использую различные электронные издания как в классно-урочной, так и во внеклассной работе.
Мультимедийные курсы: «1С: Репетитор. Биология», «Биология 6-9 классы», «Биология 10-11», лабораторный практикум «Биология 6-11класс» - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал.
Такое электронное издание как «1С: Репетитор. Биология» хорошо подходит для использования при проведении комбинированных уроков и во время объяснения нового материала. Программа содержит готовый конспект каждого урока, позволяет проиллюстрировать красочные схемы, отражающие внешнее и внутреннее строение изучаемых биологических структур, принципы осуществления важных превращений изучаемых объектов. При необходимости, учитель может вывести на экран формулировку основных биологических терминов, используемых при объяснении и необходимых для запоминания. Подобную программу можно использовать как в течение урока, так и в качестве фрагментов при изучении сложных вопросов. Она эффективна при проведении обобщающих уроков, семинарских занятиях.
Совместное использование компьютера с интерактивной доской, мультимедийного проектора и экрана дает возможность совмещать на уроке работу с программой и другие формы деятельности. Наглядность и яркость проиллюстрированного материала способствует хорошему усвоению новой темы.
Эффективным является использование компьютерных программ для проверки знаний учащихся. Они позволяют повысить объективность оценки ответов, осуществить индивидуальный подход к обучению и сократить время проверки знаний. Подобная программа содержит ряд вопросов, предлагаемых учащимся по изученной теме, правильные ответы к которым расшифровываются компьютером, в результате чего выставляется соответствующая оценка.
Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет мне создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его фрагментов. Например, при изучении темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» использую несколько видео фрагментов, рисунков, позволяющих проследить, как происходит этот процесс в динамике в целом: от момента образования половых клеток до момента формирования организма.
Благодаря такому наглядному изложению материала обучающиеся воспринимают эту деликатную тему очень серьезно и заинтересовано, как научный факт, раскрывающий важное свойство живых организмов.
Обширным иллюстративным и теоретическим материалом располагают и учебные мультимедийные пособия по анатомии и физиологии человека.
На мой взгляд, в этих пособиях органично сочетаются традиции отечественного образования и компьютерные технологии.
Кроме того, все издания содержат также и лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, которые используются мной в учебно воспитательном процессе.
Работу с этими образовательными комплексами я провожу на всех этапах урока: при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным и занятиям и ЕГЭ.
Для отслеживания результатов обучения и воспитания с использованием электронных таблиц Microsoft Excel составляю проверочные тесты, кроссворды, социологические диаграммы, графики. Разработка дидактических материалов с использованием современных информационных технологий помогает мне решать педагогические задачи, представлять результаты своих исследований. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage, Adobe Photoshop CS2  и др., использует мультимедийные диски,  с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, другим информационным ресурсам. Работу с этими образовательными комплексами я провожу на всех этапах урока: при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным и занятиям и ЕГЭ.
Что же все это мне дает? Использование ИКТ в обучении обеспечивает: интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса; многоаспектное развитие различных компетентностей у обучающихся; подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества; реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации. Имеются печатные работы:1.) «Использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии». – Информатика: проблемы, методология, технология. – Изд. полиграфический Воронежский государственный университет. Материалы 12 международной научно-методической конференции 2012.-с.307; 2.) «Использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время».-Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии.- Изд.Воронеж: ВОИПКиПРО. Материалы 12 всероссийской научно-методической конференции 2012.-с.243, «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационных - коммуникационных на уроках биологии и во внеурочное время» (стр. 476) в сборнике 15 Международной научно-практической конференции 12-13-февраля 2015г, том 4, ВГУ Воронеж.
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели: победы и призовые места школьников в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до международного уровней; активное участие моих воспитанников и призовые места в ежегодной неделе наук естественного цикла; публикации творческих работ учащихся(Кузнецов А. В.Статья «Не Ясная поляна, но…».//Материалы V региональной научно-практической конференции школьников «От любви к природе – к культуре природопользования» Издательство Воронежский госпедуниверситет. Воронеж. 2011г., стр. 160-161. Исаева Ш. К. Статья «Цветы мне нежно улыбались.»// Материалы V региональной научно-практической конференции школьников «От любви к природе – к культуре природопользования». Издательство Воронежский госпедуниверситет. Воронеж. 2011г., стр. 129-130.) , высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся; высокое качество знаний учащихся по биологии; успешная социализация моих выпускников.
Кабинет биологии оборудован компьютерной техникой, телевизором, видеомагнитофоном, DVD, электронными учебными пособиями, что позволяет учащимся выполнять задания на поиск и отбор нужной информации по биологии ,делать электронные презентации, имеется высокоскоростной выход в Интернет. Около 100% учеников владеют персональным компьютером на уровне пользователя.
Каждое занятие должно давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к предмету, использование воспитательных возможностей специфики предмета. Использую свои уроки для осуществления нравственного, эстетического, экологического и валеологического воспитания.
         Хорошим подспорьем в работе стал, поступивший два года назад комплект оборудования, в состав, которого вошли: цифровая лаборатория «Prolog» по биологии, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп. Исползование новейших средств обучения, функционирующие на базе цифровых технологий «Prolog» помогают совершенствовать процесс обучения. Персональный компьютер (ПК) из разряда вспомогательных становится повседневным средством труда учителя и ученика. Использование ПК в сочетании с цифровыми лабораториями (ЦЛ) расширяет и обогащает образовательную деятельность, углубляя его практическую направленность. Наилучшие результаты достигаются при выполнении учебных экспериментов, в исследовательской и проектной деятельности. Цифровые лаборатории существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, предоставляют новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, использованием виртуальных лабораторий, возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ.
Цели использования лаборатории :
осуществлять новые подходы в обучении
способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся
создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации).
Педагогические преимущества использования цифровых лабораторий .С помощью цифровых лабораторий изучение естественнонаучной картины мира и формирование ИКТ – компетентности обучающегося в учебной экспериментальной деятельности может проходить параллельно и взаимосвязано. Концептуальной основой взаимосвязанности этих процессов могут служить следующие положения: 1. В настоящее время естествознание – феномен мировой культуры. 2. Использование цифровых лабораторий предполагает математическую обработку результатов измерений с помощью программного обеспечения цифровой лаборатории. 3. Развитие культуры мышления педагоги, психологи, философы связыввают, в том числе, и с развитием творческих способностей учащихся в ходе исследовательской деятельности. 4. Уровень культуры математического и естественнонаучного мышления в целом и отдельных ее содержательных характеристик продуктивно повышается с помощью дидактических средств обучения. 
ЦЛ ProLog позволяет проводить учебные эксперименты не только в классе, но и на природе, что особенно актуально для исследований по естественным наукам. При этом результаты измерений могут быть обработаны и проанализированы непосредственно во время проведения работы без подключения к ПК, или сохранены в памяти для проведения дальнейшей обработки и исследований на ПК.
         Сочетание работы  цифрового микроскопа  с  интерактивной доской погружает ребят  в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Учащиеся, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что нас окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что  Интерактивные средства позволяют достичь новых, поставленных перед нами целей и максимально реализовать ФГОС. Применение оборудования на уроках биологии в школе позволяет:
усилить положительную мотивацию обучения;
смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи и  хранения;
вести мониторинг учебной деятельности учащихся.
         Работая с данным оборудованием, можно отметить:                                  
рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
повышение уровня использования наглядности на уроке;
повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
 качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
рост качества знаний.
        Информационно-коммуникационные технологии с применением новейшего оборудования расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО. 
Для достижения цели своей работы - формирования единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе наряду с использовнием информационно-коммуникационных технологий  использую современные образовательные технологии. Владею и применяю следующие технологии : игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Последние позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ГИА и ЕГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса.
Так же мне хотелось бы остановиться на технологии критического мышления,  основой которых является базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
      Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
В своей практике я не проводила урок, полностью построенный на технологии критического мышления. Но отдельные методы и приемы использую, причем систематически. Мне бы хотелось остановиться на методе «Фишбоун» . Считаю, что этот прием достаточно эффективный. Итак, фишбоун.
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально: в голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над текстом. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Это осмысленное чтение текста. По сути данный прием- это осмысленное чтение текста, входе которого учащиеся отжимают главный материал. Сродни методу Шаталова( по сути дела учащиеся создают опорный конспект урока).
Элементы новизны:
Содержатся в методических приемах, которые ориентируются на содержание условий для свободного развития каждой личности.
Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и  учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
Трудности данной технологии:
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности:
Тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок;
Не на каждом уроке технология применима, так как отработка некоторых приемов требует большого количества времени;
Применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит;
Учителю приходится перестраивать систему своей работы.
Результативность данной технологии:
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работать с информацией, находить и осмысливать нужную информацию, выявлять проблемы , содержащиеся в тексте, выявлять возможные пути их решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации. В течении года наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Проявлялось увеличение активности детей при ответах на уроках, участие в конкурсах, повышение интереса к обучению. Кроме того становилось все меньше желающих прогулять урок и как следствие повышение положительных оценок.
Одно из любимых моих приемов технологии РКМ – это портфолио. На уроках биологии портфолио – это папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии.
Существует множество толкований технологии портфолио, в основном, это зарубежные источники. Обобщая их, можно сделать вывод, что при всем разнообразии мнений и подходов – портфолио является технологией сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Приучить учащихся к составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. Составление портфолио является добровольной деятельностью среди учащихся. По этому вопросу мы с учениками работаем три года, придерживаясь основных правил обучения письменной рефлексии по ТРКМ:
1. Системность в работе. 2. Выбор интересных для ученика приемов. 3. Наличие методики выполнения работ.
4. Востребованность работ одноклассниками.
5. Привычка править. Понимание того факта, что любая работа может быть скорректирована. 6. Обмен информацией, своими достижениями.
7. Самооценка и взаимооценка.
Отличительной особенностью портфолио является его личностноориентированный характер . Ученик вместе с учителем определяет цель и тип портфолио. Мы с учениками разрабатываем портфолио по биологии тематического характера. Например, портфолио по курсу «Человек» или «Биология». Материал, собираемый в портфолио, отбирается его автором самостоятельно в течение учебного года. Внешне портфолио выгдядит как набор творческих работ учащихся.
Из всего многообразия приемов, используемых на уроках биологии, учащимся предлагается выбрать самые любимые и оформить в папку творческих работ. Таким образом, у ребенка имеется выбор для реализации внутренней потребности в самовыражении, общении и развитии на уроках биологии. В папках у разных ребят можно найти различные творческие отчеты. Причем одни ученики используют весь спектр, предлагаемых учителем творческих работ, а другие выбирают только одну – две формы.

В папку творческих работ по биологии
ученикам предлагаются
Толстые и тонкие вопросы Незаконченные предложения Синквейны Кластеры
Кроссворды Схемы
Творческие задачи Биологические сказки
Лабораторные работы Сообщения
А знаете ли Вы, что… Мини-плакаты
Тесты с вариантами ответов и без них

В основе оценки портфолио лежит самооценка и взаимооценка. На уроках ребята представляют свои творческие работы, обсуждают и оценивают работы одноклассников. Оценивание работ проводится в рамках одного урока, по темам, по итогам года. На выставках портфолио учащиеся также представляют промежуточные или конечные результаты своей деятельности.
Согласно К. Берк, портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио – нечто большее, чем просто папка работ, это – спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся .
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка :
-отбору информации и ее оценке;
- целеполаганию и планированию собственной деятельности;
- оценки и самооценки;
- отслеживанию собственных ошибок и их исправлению.
Предлагая учащимся собрать папку творческих работ по биологии я, как учитель преследует следующие цели:
Развивить интерес к изучаемому предмету.
Реализовать потребность в самовыражении и развитии ребенка.
Развить креативность личности ученика.
Научить планировать, ценить и критически оценивать свой труд учеником.
Закрепить навыки мыслительных операций.
Отработать навыки оформления различных творческих работ.
Отследить динамику выработки навыков учебных, креативных, критичных.
Реализовать принцип индивидуального подхода в обучении.
Портфолио учеников служит прекрасным наглядным пособием для обучения младших школьников. Кроссворды, тесты, толстые и тонкие вопросы, незаконченные предложения являются помошниками учителя при опросе нового материала или повторении. Синквейны и кластеры на стадии вызова служат опорной схемой при составлении характеристики биологических объектов, процессов или явлений, а также подсказкой для учеников при опросе. Схемы биологических процессов или объектов помогают объяснить новый материал или провести опрос изученной темы.
Таким образом, в портфолио собирается разнообразная информация, он демонстрирует процесс во времени, нацелен на рефлексию . Это совместная работа ученика и педагога. Портфолио – не груда исписанной бумаги, залежавшаяся на пыльной полке, а динамичная, творчески используемая форма самовыражения и ученика и учителя.
В результате реализации современных подходов в образовании к ребёнку предъявляются жёсткие и высокие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья. Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, реализация здоровьесберегающих технологий в ходе учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются не первый план.
Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении учащимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны.
Педагогу сегодня приходится работать, по сути, с больным поколением детей. По данным специалистов, около 90% из них имеют нарушения физического и психического здоровья. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. К окончанию школы у 50% детей отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми.
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии используемых на уроках естественно- научного цикла выступают:
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Одна из задач, которую ставлю перед собой в свой работе можно озвучить так : “Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья”. Значит, проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
В процессе обучения в соответствии с целью здоровьесберегающих технологий ставлю следующие задачи:
1. сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе,
2. научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
средства двигательной направленности (движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и "минутки покоя"; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Каждый педагог несомненно, используете физминутки на уроках.
Каким образом в своей работе учитель биологии использую физминутки!
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.
Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.
На уроках биологии преобладающий вид деятельности слушание и говорение.
Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Предлагаю вашему вниманию минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Эти упражнения дети выполняют на 15-ой минуте урока по команде учителя.
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому имею в классе зелёный круг из картона и выполняю упражнения для глаз с его помощью с детьми.
Иногда предлагаю провести физминутки кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.
В своей работе использую дыхательную гимнастику, она помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.
оздоровительные силы природы;
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д. Такой вид деятельности можно использовать при экскурсионных работах.
Уроки провожу в кабинете биологии, где в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками, цветов на подоконниках нет, т.к. они препятствуют проникновению света в помещение. Кроме того парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в кабинете. Доска располагается на расстоянии 2,5 м, между рядами расстояние не менее 60 см. На пременах осуществляю проветривание кабинета. Кроме того на уроках биологии детям прививаются элементарные правила личной и общественной гигиены.
Реализация данного вида здоровьесберегающих технологий возможна так же на уроках биологии в 8 классе, при изучении курса " Человек". После изучения главы несколько уроков отводится для изучения элементарных сведений о различного рода травмах, мер профилактики при том или ином заболевании, например, "Первая помощь при ожогах", "П.П. при ударе током, солнечном ударе, кровотечениях, ранениях и т.д.". На такие занятия целесообразно приглашать медработника школы или врача-специалиста, осуществлять экскурсии в лечебные учреждения и т.д.
Так же данный вид технологий осуществляется на занятиях элективного курса "Питание – основа жизни" среди обучающихся 9 классов.
По современным представлениям в понятие ЗОЖ входят следующие:
Отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);
Оптимальный двигательный режим;
Рациональное питание;
Закаливание;
Личная гигиена;
Положительные эмоции.
обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;
ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании, т.к. дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы - педагоги.
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей. Применение на уроках валеопауз, обязательная реализация на каждом уроке, во внеурочной деятельности здоровьесберегающего аспекта, забота о здоровье всех участников образовательного процесса, в том числе и учителя, учёт индивидуальных личных качеств каждого школьника - вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.
Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести и каждому педагогу образовательного учреждения. Один из эффективных способов сопровождения здоровья учащихся ОУ - реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Говоря о современных технологиях, нельзя не сказать о кейс-технологиях. Мне бы хотелось представить вашему вниманию информацию о том:
Что представляют собой кейс-технологии?
Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию.
Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем.
В-третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.
Разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения.
К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
1) метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади)
2) метод инцидента;
3) метод ситуационно-ролевых игр;
4) метод разбора деловой корреспонденции;
5) игровое проектирование;
6) метод дискуссии.
Особенности разработки кейсов .
Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:
·     соответствовать четко поставленной цели создания;
·     иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;
·     иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;
·     не устаревать слишком быстро;
·     иметь национальную окраску;
·     быть актуальным на сегодняшний день;
·     иллюстрировать типичные ситуации;
·     развивать аналитическое мышление;
·     провоцировать дискуссию;
·     иметь несколько решений.
Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых уже содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа и поиск своего варианта решения. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.
В процессе подбора имеющихся или разработки кейса самим учителем, важно полностью переработать имеющийся текст.
1.Выбрать оптимальный объем кейс-текста. Для учащихся 5-7 кл. – не более 0,5 - 1 страницы. Для учащихся старших классов вполне доступна работа с кейсами до 3-7 страниц текста, содержащими от 2 до 5 смысловых проблемных фрагментов. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают у школьников некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
CASE как правило представляются в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для обучающихся. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации. Однако фильм, видео- и аудио-презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению информации и ошибкам
2. В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя.
3. При подготовке текста кейса абсолютным требованием к нему становится удаление всего, что содержит анализ проблемы, объяснение причин события, принятых мер по решению проблемы, оценочных суждений (если не требуется анализа данных оценок), и, главное, открытое представление проблемы.
На наш взгляд, проблема должна быть представлена косвенно, через набор фактов-трудностей, через перечисление действий субъектов события и т.д.
4.Важной задачей кейс-технологии является выявление и анализ проблемной ситуации, что позволяет выстроить путь и способы ее решения. Кейс может быть дополнен приложением с дополнительной информацией или списком литературы для дополнительного изучения вопроса, ситуации, списком Интернет-ресурсов по теме.
Во всех методических рекомендациях по кейс-технологиям непременным требованием для работы с ними становятся вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно приложить самостоятельный сбор дополнительной информации самим учеником, задание по разработке компьютерной презентации или проекта
5.Результатом данного метода являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.
Каковы особенности применения данных методов обучения?
Мои наблюдения свидетельствуют о том, что если с учащимися работать по данной методике, то они легче вступают в общение, аргументировано отвечают на вопросы, у детей появляется интерес к исследовательской деятельности, формируется активная гражданская позиция.
Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой в ходе разработки кейса, т.е. подборе соответствующего определенной проблеме материала.
Работа учителя и учащихся на уроке с применением кейс-технологии может быть многовариативна. Здесь я не могу подробно проанализировать даже наиболее распространенные. Остановлюсь на нескольких вариантах.
1.Для создания проблемной ситуации кейс раздается учащимся перед лекцией, изучением учебного материала, изучением сквозной темы. Данный текст служит формированию проблемной ситуации, актуализации имеющихся знаний, их систематизации и определения точек мотивации на будущий учебный материал. Данный вариант тесно связан с методом «Знаю – хочу узнать – узнал новое».
2.Кейс может быть использован и для самостоятельного изучения темы. В данном варианте он должен быть максимально объемным, но и учитывать психолого-возрастные возможности учащихся. Это возможно при изучении компактного события, небольшой темы, истории научного открытия или закона. Вопросы должны быть как по содержанию кейса, так и текста учебного пособия. В данном варианте параграф учебника следует считать дополнительным материалом, наряду с иными источниками из книг или перечисленных учителем ресурсов Интернета.
3.Текст кейс-ситуации может быть роздан учащимся для сопоставления и анализа изучаемого вопроса, проблемы в интеграции с лекцией, рассказом учителя как в начале занятия, так и предварительно на дом.
Организация практической деятельности может быть и на отдельном уроке в малых группах или в парах, или индивидуально.
В процессе работы учащиеся отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем.
Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении. Если наметились два самостоятельных решения или диаметрально противоположные позиции (по типу «Да»-«Нет»), то вполне резонным будет выйти на следующий этап в форме публичных дебатов. Как и в иных случаях публичных презентаций, в классе формируется третейское жюри (экспертная группа). Эксперты анализируют выступления, анализ проблемной ситуации, варианты и способы решения проблемы, эффективность ораторского искусства, логичность доказательств, ответы на вопросы и корректность поведения.
Обязательна также рефлексия на тему, решенную совместно проблему и приобретенные способы деятельности, умения и навыки.
Какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе ?
Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.
Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления, – говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».
Метод развивает следующие навыки:
1. Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.
2. Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории.
3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
Итак , этот метод для моей работы, т.к.я хочу, чтобы мои дети не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали, чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,  чтобы соотносили теорию с реальной жизнью, могли формулировать вопрос и аргументировать ответ, делать собственные выводы и отстаивать своё мнение.
Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульное обучение. В качестве основных принципов блочно-модульной технологии обучения выступают принципы цельности, динамичности, гибкости, осознанной перспективы и паритетности. Основополагающий принцип цельности, который, с одной стороны, предполагает структуризацию содержания обучения, с другой стороны обеспечивает цельность и завершенность. Модульное обучение предусматривает возможность выбора учащимися наиболее подходящего пути организации процесса обучения. Ученик может комбинировать несколько вариантов обучения: коллективную работу, самостоятельную работу при использовании технических средств обучения, консультации с более успевающими учениками или с педагогом.
Я начала внедрять систему блочно-модульного обучения в старших классах с 2010 года. Данная технология позволяет более продуктивно организовать учебный процесс. Процесс модульного обучения включает в себя возможности применения разнообразных технологий и методик, приемов и средств обучения. Активно применяется индивидуальный подход, коллективные методы работы, метод проектно-исследовательской работы, элементы игровой технологии, решение проблемных задач.
Образовательный курс разбит на блоки, которые включают в себя ряд модулей. Это позволяет организовать процесс образования более эффективно. Каждый модуль ориентирован на более глубокое изучение темы, к каждому блоку разработаны разноуровневые практические задания
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.
Мной разработаны модульные уроки по темам: "Растения семейства лилейные", "Строение цветкового растения", программы межпредметных модулей по биологии «Юный краевед», «Прибор, открывающий мир», программы внутрипредметных модулей по биологии «Занимательная физиология», «Мир клетки» для пятых классов.
Рассмотренные технологии помогут обеспечивать каждому учащемуся возможность обучаться по оптимальной, индивидуальной траектории, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивы и склонности. Ученик сможет комбинировать несколько вариантов обучения: коллективную работу, самостоятельную работу при использовании технических средств обучения, консультации с более успевающими учениками или с педагогом. Это поможет сокращать психическую и физиологическую нагрузку школьников.
В заключении хотелось бы сказать, что при дальнейшей своей работе планирую использование данных педагогических технологий для достижения лучших результатов.


Приложение
Оценка инноваций и их результатов.

1.Отзыв со стороны обучающихся.
Мой учитель биологии и классный руководитель Шишова Ирина Анатольевна. Она очень интересно ведет свои уроки, много знает про жизнь животных и растений и делится этими знаниями с нами. Ирина Анатольевна учит нас не падать духом, если в учебе не все идет гладко. Дает умные и мудрые советы. Особенно мне нравятся уроки, на которых мы применяем метод
«Фишбоун». Готовя домашнее задание, достаточно посмотреть на опорный конспект и сразу вспоминаешь, что изучали на уроке. Наша учительница проводит с нами много времени вне школы. Мне запомнились наши походы к речке, поездки по родному краю. Было очень интересно. Побольше бы таких учителей как Ирина Анатольевна.
Учащийся 9 «А»класса Островерх Тимур.
Достигнуть освоение материала на высоком уровне позволяет нам учитель биологии Шишова Ирина Анатольевна. Она не просто учит, а учит учиться, самостоятельно добывать знания. С ней мы познали животный мир, мир природы. Доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели помогают Ирине Анатольевне добиваться высокого уровня знаний и воспитанности своих учеников. Она умеет не допустить равнодушного отношения к приобретенным знаниям и к своим ученикам.
Учащиеся 10 класса Сибирко Ксения, Костина Елизавета.
2.Отзыв со стороны родителей.
Ирина Анатольевна – учитель, педагог!
Приходит к нашим детям,
С улыбкой на урок.
Она всегда в заботах,
Она всегда в делах.
Ответственна в работе-
Ей нужен результат.
А результат её труда-
Успехи класса, доброта.
Отзывчивость, любовь к природе-
Привить к ребятам её цель!
И мы родители детей
За это благодарны ей!
 С уважением, родители Поляничко Александра.
Для Ирины Анатольевны характерны трудолюбие, настойчивость и , пожалуй, самое главное – влюблённость в свою профессию, чувство ответственности за то, что она делает. Ирина Анатольевна неутомима и энергична. Она уважает достоинство и личность каждого ребёнка. Нам, родителям, всегда приятно ходить на родительские собрания, так как о каждом ученике она отзывается с теплотой и подчёркивает позитивные черты каждого ребёнка. Всегда готова внимательно выслушать, разрешить наши сомнения, дать умный и добрый совет, вселить уверенность. Ирина Анатольевна привлекает нас к участию в праздниках, развлечениях, созданию проектов. Родители в курсе всех дел, которые происходят в классе и в школе. В свободное о т занятий время она организует интересные и познавательные поездки и экскурсии. Ирина Анатольевна учит наших детей самостоятельно добывать знания, находить интересные пути решения и не бояться проблем. Желание ходить в школу, просто увидеть и пообщаться с любимым учителем и со своими друзьями – всё это в наших детях растёт с каждым днём. Ирина Анатольевна – квалифицированный, требовательный к себе , не останавливающийся на достигнутом учитель. Систематически занимается самообразованием.
 С уважением, родители Кузнецова Александра. 
Наша дочь, Сибирко Ксения, занимается исследовательской деятельностью с 8-го класса благодаря учителю Шишовой Ирине Анатольевне. Ксения неоднократно участвовала в конференциях и конкурсах различного  уровня. За эти годы  она научилась многому: расширила интеллект, развились исследовательские умения и навыки, научилась говорить, оппонировать, работать с научной литературой. В будущем все эти умения пригодятся в учебе. Мы очень благодарны Ирине Анатольевне за то, что она приобщила нашу дочь к науке. Ксения сегодня учится  в 10 классе, продолжает исследовательскую деятельность, уже определилась в выборе профессии. И это все благодаря своему учителю.
С уважением, родители Сибирко Ксении.

3.Отзывы со стороны коллег.
Ирина Анатольевна прекрасный педагог, внимательный человек, владеющий современными технологиями и применяющий их в работе. Талантливый человек, заботливая бабушка.
Мосияченко Е.Н.- учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №25с УИОП г. Россоши.
В своей работе Ирина Анатольевна использует современные информационно – коммуникативные технологии, самостоятельно разрабатывает презентационный материал и делает уроки и внеклассные мероприятия яркими, увлекательными, эмоциональными и информационно насыщенными. Ирина Анатольевна проводит открытые уроки на высоком методическом уровне, выступает с обменом опыта работы перед коллегами.
Козютенко С.И.- учитель истории
МКОУ СОШ №25с УИОП г. Россоши.

Ирина Анатольевна- добрый, великодушный преподаватель, способный преподать материал на уроке так, чтобы было интересно, чтобы он запомнился детям. Отзывчива и преданна делу, не оставит, если нужна помощь. Ирина Анатольевна способна увидеть в ребенке то, что он, возможно, сам не знает и подтолкнуть к достижению этой цели, способна заставить учиться. Ее уроки отличаются целенаправленностью, разнообразием методов и приемов, изучаемый материал она связывает с реальной жизнью. На уроке работает весь класс. Я знаю Ирину Анатольевну как умную, тактичную, отзывчивую личность. Я желаю ей только добра.
Реутова Л.И.- учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №25с УИОП г. Россоши.