Адаптационный период в первом классе в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Адаптационный период в первом классе в условиях реализации ФГОС
(из опыта работы)
Бердникова Е.Н., учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №7 г. Бирска

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни ребенка, поскольку меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. От правильной организации адаптационного периода зависит не только успешность овладения детьми учебной деятельностью, но и их здоровье, комфортность пребывания в школе, отношение к учению.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
В 2011-2012 учебном году первоклассники нашей школы начали обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. К введению ФГОС в нашей школе была проделана следующая подготовительная работа: составлены план подготовки к введению ФГОС, Основная образовательная программа начального общего образования, учебный план, рабочие программы учебных предметов, объединений дополнительного образования, проводилась работа с родительской общественностью.
Ежегодно в нашей школе работает «Центр подготовки детей к школе». Его посещают на протяжении всего учебного года дети 6-7 летнего возраста. 90% сегодняшних первоклассников посещали «Центр подготовки детей к школе».
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально- психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 -60%) адаптируются в течение первых двух – трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполнять требования учителя, часто выясняются отношения со сверстниками неадекватным методами ( дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать. Что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки и пр.
Наиболее напряженные для детей являются первые четыре недели обучения. Этот период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
Для облегчения процесса адаптации детей в первых классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. В сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. После второго урока в расписании предусмотрена динамическая пауза, которая проводится преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и во время уроков. Учителя проводят специальные физкультминутки, направленные на снятие напряжения с мышц спины, конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
Начальные классы нашей школы обучаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, по программе образовательной системы «Школа 2100», по учебно-методическому комплексу «Перспектива». Курс математики в начальных классах изучается по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон. Данные системы на наш взгляд органично сочетается с требованиями новых образовательных стандартов, в частности, позволяет реализовать системно-деятельностный подход. Работа над формированием личностных, метапредметных и предметных результатов обучения начинается уже в адаптационный период. В связи с этим в сентябре-октябре мы проводим стартовую психологическую и учебно-предметную диагностику первоклассников. В этой работе учителям активно помогает социально-психологическая служба школы. Мы изучаем психофизиологическую и интеллектуальную зрелость (умение ориентироваться в системе требований, действовать по правилу, уровень развития произвольности, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, мотивации, самооценки, утомляемость), наличие учебных навыков у ребенка, его индивидуально-личностные особенности, состояние здоровья, семью, стратегию родительского поведения. Таким образом, выделяются три группы детей:
- дети с высоким адаптационным потенциалом (обладают достаточными возможностями для овладения позицией школьника, готовы к усвоению школьных требований. Для них характерен высокий уровень психофизиологической зрелости, хорошие коммуникативные навыки);
- дети с неустойчивым адаптационным потенциалом (для них характерен средний уровень сформированности учебных навыков, уровня готовности к школе);
- дети с низким адаптационным потенциалом (низкий уровень готовности к школе, базовых учебных навыков, низкие значения самоконтроля, навыков коммуникации).
Данные диагностики учитываются при организации процесса обучения.
В период адаптации учителя школы обеспечивают плавный переход от игровой деятельности к учебной, варьируя объем учебного предметного материала в зависимости от уровня развития конкретных детей в классе, организуют коллективную, групповую и индивидуальную формы работы. Организуют знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока. Для формирования положительного отношения к школе мы проводим адаптационные занятия для первоклассников. Данные занятия рассчитаны на 10 часов и охватывают такие темы как: «Знакомство. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом», «Правила школьной жизни», «Школьник и дошкольник», «Для чего ходят в школу» и др.
Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации детей к школе.
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.
Обучение первоклассников должно строится с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.д. Объем работы должен увеличиваться постепенно.
Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий, и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только при помощи взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень « школьной зрелости». Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно – урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие, поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют от учителя различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и невербальными формами общения – обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – поощрять любое проявление инициативы. Желание высказаться ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу – стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему на «ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.
В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например: убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.д.).
При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках русского языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность действий.
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка в школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучному развитие, обучении и воспитание.
В адаптационный период основная педагогическая задача – заложить основы для целенаправленной оценочной деятельности, так как здоровая самооценка есть основа учебной самостоятельности, к которой мы стремимся в реализации ФГОС.
15