Статья по инновационной внеурочной деятельности Эффективные формы внеурочной деятельности


Эффективные формы организации внеурочной деятельности, направленные на социализацию обучающихся.
Н.Ю.Шатухо Надо учиться в школе, но еще гораздо большенадо учиться вне её стен, и это второе учение
по своим последствиям, по своему влиянию
на человека и на общество неизмеримо важнее
первого.
Д.И. Писарев
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи.
Задача школы нового поколения - создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.
В чём особенности организации внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Для этого необходим поиск новых форм внеурочной деятельности.
Одним из вариантов решения данной проблемы является участие школьников в таких формах внеурочной деятельности, как тематические недели, игры на командообразование, квест «Ландшафт».
С 2012 года школа вступила в проект «Школа Нового Поколения». Именно благодаря этому проекту появилась возможность познакомиться с этими нетрадиционными формами внеурочной деятельности, способными заинтересовать учащихся и привести к положительному результату.
Квест «Ландшафт»
Квест (английское “quest”, поиск) – это разновидность игр, в которых герой (а в нашем случае это команда учащихся) проходит по запланированному сюжету или маршруту, стремясь выполнить какое-то поручение. Для достижения этой главной цели необходимо сначала выполнить несколько второстепенных заданий. Каждое правильно выполненное задание дает возможность узнать путь дальнейшего продвижения. Подготовка игры требует огромного времени, но это того стоит: заинтересованным оказывается как ученик, так и учитель.
19 мая 2012г в игре «Квест «Ландшафт» приняли участие более 900 учащихся  16 школ и 3-х колледжей из 8 городов: Иркутска, Братска, Ангарска, Пикалево, Селенгинска, Усть-Лабинска, Москвы и Кондрова.
Наш первый квест был проведен в усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе. Ребятам предстояло ответить на вопрос: в чем уникальность усадьбы Гончаровых, почему тысячи людей из разных уголков России приезжают сюда, в этот ничем с виду не привлекательный Полотняный Завод? Учащимся предстояло попробовать свои силы в необычных для них условиях, вне стен школы. Как применить имеющиеся уже знания, как добыть новые для решения поставленной задачи? Одним из условий квеста является возможность использования любых источников информации. В этом нужно было тоже проявить сообразительность.
В игре были задействованы учащиеся 8-11 классов и педагоги школы. В течение двух с половиной часов учащиеся, разделенные на четыре команды, проходили по маршруту, выполняя практические задания. Они решали, измеряли, подсчитывали, ориентировались на местности, показывали свои знания в литературе, русском и английском языках, умения логически мыслить и сопоставлять. И все это параллельно с изучением истории усадьбы. Игра получилась интересной и познавательной. Она захватила абсолютно всех, никто не остался равнодушным.
Результат - положительные эмоции, заряд энергии. А главное – возможность проверить свои знания на практике.
Тематические недели – такой вид деятельности, который позволяет объединить урочную и внеурочную деятельность. В течение всей тематической недели вся школа работает в одном направлении, по единой теме.
Так одна из тематических недель в школе была посвящена 200-летию со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой.
В течение недели во всех классных коллективах были проведены классные часы, состоялись экскурсии в музей-усадьбу "Полотняный Завод", где учащиеся стали свидетелями самого настоящего театрального шоу.
Также в течение недели была проведена фотовыставка "Мисс Натали сегодня", в которой все желающие приняли участие и показали себя во всей красе. Учащиеся 1-5 классов продемонстрировали свое мастерство в конкурсе рисунков "Отзвуки сердца!". Была проведена игра квест-ландшафт "Поле нашей памяти…" на территории усадьбы "Полотняный Завод" для учащихся 7-го класса, в ходе которой ребята смогли применить свои знания на практике, узнать много новой информации и рационально её использовать.
В продолжение недели все сообща заполняли бумажный блог, посвященный Натали. На блоге к концу недели появилась интересная и исчерпывающая информация о Наталье Гончаровой.
И финалом тематической недели стал конкурс для девушек 8-11 классов "Мисс Натали", где старшеклассницы не только попытались перевоплотиться в Натали внешне, но и показали свое умение логически мыслить, держать себя в обществе, продемонстрировали свои знания иностранных языков, географии, математики, истории.
Тематическая неделя здорового и безопасного образа жизни "Жить здорово!" проводилась под девизом "Быть здоровым - модно!" и была очень насыщенной, полной разных мероприятий, соревнований и дел.
Во всех классных коллективах состоялся важный разговор о здоровье человека, о необходимости вести здоровый образ жизни, о последствиях небрежного отношения к своему здоровью.
В течение недели был оформлен бумажный блог "Жить здорово!", где была собрана интересная информация по ЗОЖ, также были проведены творческие конкурсы: конкурс рисунков "Здоровье в порядке – спасибо зарядке!", конкурс стихотворений на заданную рифму, конкурс сказок "В здоровом теле – здоровый дух!"; была представлена выставка фотографий "Выходной день в нашей семье!".
В библиотеке была оформлена тематическая выставка "Быть здоровым – модно!", где были представлены книги для детей и взрослых: методические рекомендации по проведению утренней гимнастики и подвижных игр на свежем воздухе, рекомендации по охране здоровья детей; книги из серии "Я не растяпа" по безопасности жизни; занимательные истории о правилах здорового питания.
Учащимися 7 класса были проведены интеллектуальные игры "Внимательный пешеход в гостях у Светофора Светофоровича" среди учащихся 1-2 классов. В ходе игры ребята вспомнили основные правила дорожного движения, даже придумали безопасный автомобиль будущего.
Для учащихся 1-4 классов были проведены Веселые старты, а для 5-11 – Шиповка юных.
Теме здорового и безопасного образа жизни были посвящены и элементы уроков в течение всей недели.
Таким образом, тематические недели способствуют более глубокому развитию личности, возможности проявить себя, формированию умений применения знаний на практике.
Игры на командообразование
Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building – построение команды) – термин, применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.
Переход учащихся из начального звена в среднее связан с трудностями адаптационного периода. Эту проблему можно решить с помощью игр на командообразование, которые помогут учащимся проявить свои лучшие качества и адаптироваться в новой обстановке, а также создавать отношения, основанные на уважении, партнерстве, любви, приятия индивидуальности друг друга.
Качественная работа коллектива — это один из факторов успешной деятельности класса. Поэтому классным руководителям необходимо направлять максимум усилий для создания сплоченной команды. Как показывает практика, именно в таких условиях каждый ученик будет нацелен на продуктивную работу.
Основными составляющими такой игры являются навыки командной работы, командный дух, команда.
Задачи:
- облегчение адаптации, снижение тревожности;- эмоциональная разгрузка;- сплочение коллектива; - выявление лидеров; - общение;- активный отдых.
Цель - создание команды и умение создавать в жизни отношения с людьми.
В результате игр на командообразование у учащихся появляется возможность лучше узнать свой класс, формируется умение слушать и понимать друг друга, работать сообща на результат, а также возможность проявить себя и получить положительные эмоции.
Главное - выигрывают все, проигравших нет, побеждает дружба!
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем
школьник знает и понимает общественную жизнь Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.
школьник ценит общественную жизнь Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Ученые доказали, что человек запоминает:
20% - от того, что услышал
30% - от того, что увидел
50% - услышал и увидел
70% - обсудил с другими
80% - испытал на опыте
90% - в практике, научил еще кого-то
Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды, способствовать социализации обучающихся. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика, используя для этого самые эффективные её формы.
Библиографический список
Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения. 2010 год
https://sites.google.com/site/setevojproektkvestlandsaft/https://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/furmanovskiyrn_school7/schoollife/documents