Из опыта работы: «Некоторые эффективные приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка в школе VIII вида»


Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида № 28 г. Тулуна.
Из опыта работы:
«Некоторые эффективные приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка в школе VIII вида»


Подготовила учитель русского языка: Н.В. Дмитриева
Некоторые эффективные приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка в школе VIII вида. В течении нескольких лет я работаю над темой «Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка». Тема эта чрезвычайно актуальная, так как мыслительная деятельность – это основа любой другой человеческой деятельности. Поэтому всеми возможными средствами мы должны стремиться развивать мышление наших детей, готовя их к жизни: учить наблюдению. Обобщению, тренировать память, внимание, формировать эмоционально-волевую сферу и т.д.. Уроки русского языка дают для этого прекрасные возможности.
Тема эта сколь актуальна, столь и обширна. Изложить всю систему работы в этом направлении не возможно. Поэтому я ограничусь описанием тех приёмов развития мыслительной деятельности, которые разработаны мною или в которые я внесла какой то элемент новизны.
В чём элемент новизны, который я вношу в обучение грамматике?____ В тех акцентах, которые расставлю, в том, что я считаю наиболее важным и нужным. Хотя всё прочее и не снимаю со счёта.
Итак, первый акцент. Грамматику я рассматриваю не как самоцель, а как могучее средство развитие мыслительной деятельности обучающихся школы VII вида. Второй акцент. Обязательный совместный с обучающими грамматический поиск, небольшое языковое исследование и коллективный вывод.
Третий акцент. Элемент новизны вношу за счёт развития мыслительной деятельности на более высоком эмоционально - игровом уровне.
Четвёртый акцент. Мыслительную деятельность возможно развивать эффективно только на индивидуальной основе.
Пятый акцент. Развитие речи - это могучий рычаг развития мышления.
И последний акцент, без которого все предыдущее просто повисает в воздухе. Нетрадиционность обучения в школе VIII вида ещё и в том, что вопросы воспитания превалируют над вопросами обучения. Т.е. если в массовой школе мы «обучаем воспитывая», то здесь необходимо «воспитывать обучая». По- другому невозможно. Так по крайней мере мне кажется, и так я подхожу к обучению грамматике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из этих акцентов к приёмам грамматики предъявляю следующие требования. Приёмы обучения должны вводиться не просто ради разнообразия. А со специальными задачами:
1. каждый приём должен давать возможность для обучения каким-либо мыслительным операциям;
2. хорош тот приём, который имеет конкретные возможности для индивидуального подхода;
3. приём должен позволять максимально развивать речь обучающихся;
4. особенно хорош тот приём, который не снижая дидактической задачи, позволяет обучать ребёнка на более высоком эмоционально- игровом уровне.

Общеизвестно, что первой степенью познания является восприятие через органы чувств конкретных зримых образов.
Следующим шагом познания является перевод ребёнка от чувственного познания к абстрактно логическому мышлению. Для этого нужно, чтобы кроме наглядных образов. В его речи существовали бы чётко осознанные языковые термины. Конкретному осознанию языковых грамматических терминов помогает игра «Четвёртое лишнее». При её содержании я использовала логические упражнения, практикуемые в начальных классах («Исключи лишнее»: берёза, сосна, ель, крыжовник). Я в это упражнение закладываю отработку всей грамматической терминологии и провожу его в форме игры.
Вначале классифицируем слова, обозначающие предмет, признаки, действия. А затем постепенно ввожу более сложные абстрактные понятия.
Лёгкий вариант: ворона, сорока, воробей, щенок- по значению.
Наиболее трудный вариант: вода, земля, юноша, печь.
Правильный ответ ученика: «Лишнее слова «печь», так как это имя существительное III склонение, а остальные имена существительные I склонения».
Приём заставляет напряжённо мыслить, сравнивать, отыскивать общий грамматический признак, рассуждать, делать логический вывод, словесно оформлять его, используя грамматическую терминологию, от зримых языковых форм ведётся к абстрактным выводам. Форма игры позволяет усваивать грамматические термины на эмоциональном уровне. Выигрывает команда, давшая правильные, аргументированные ответы. Приём очень эффективный. В него можно вписать отработку абсолютно всех грамматических терминов (?). Освоив игру , ученики начинают сами составлять тесты- задания для команды противников.
Очень хорошо помогает в развитии мыслительной деятельности работа с таблицей. Но это не та типовая таблица, которая напечатана на бумаге, хотя и её, наверное, можно результативно использовать. А таблица, начерченная на доске.
Такая таблица имеет свои преимущества перед печатной. Она подвижная «живая». Даёт возможность пропустить какие-то компоненты, оставлять чистыми целые графы или заголовки, или всю таблицу сделать чистой, а вписать только 1-2 опорных компонента. Ученики заполняют недостающие сведения, а на последнем этапе работы наиболее сильные из них самостоятельно составят таблицу и даже выдадут не один, а несколько вариантов на одну тему.
Работу с таблицей превращаю в игру-соревнование двух команд, которые выполняют по таблице мои задания:
«Заполните пустые клеточки таблицы или даже целые графы»
«Озаглавьте указанные графы, озаглавьте свою таблицу»
«Прочитайте таблицу по указанным горизонтальным или вертикальным данным»
«Сравни по таблице какие-то данные»
«О чём рассказывает нам таблица»
«Сформулируйте правило, опираясь на таблицу»
Такая игра с грамматической таблицей очень чётко систематизирует в представлении обучающихся сложные грамматические абстрактные понятия. Очень хорошие возможности даёт эта работа для развития речи. Причём развивается не какое-то искусственное «словотворчество», когда детей без расширения кругозора, без наблюдения за конкретным явлением принуждают «говорить красиво». Развитие речи здесь идёт от наблюдения за языковыми конкретными «зримыми» данными к мысли. А уже мысль руководит словом! Слова выбираются лексически точные, все «лишние» слова исключаются. Происходит точное и очень плотное оперирование абстрактными грамматическими терминами. Результативность такой игры с подвижной таблицей высока (смотри приложение 2). В процессе игры очень хорошо выявляются индивидуальные успехи и пробелы в знаниях детей, что даёт толчок к дальнейшей нашей совместной деятельности.
Кроме всех этих плюсов по развитию познавательной деятельности, дидактическая игра даёт прекрасные возможности для коррекционного воздействия на поведение детей. В этом плане, обучая, одновременно применяю все возможные методы воспитания: приучаю, упражняю в правильных реакциях, убеждаю, требую, наказываю (безусловно соблюдая меру и такт), формирую общее мнение детей.

При подготовке к какой-то большой теме определяю конечный результат, который хотела бы получить, изучив данную тему. Определяю, что в этой теме главное? Чему я должна научить детей? Этот конечный результат рассматриваю как сумму знаний и умений. Вместе с обучающими определяем, чему можно научиться, чтобы прийти к конечному результату.
Конечный результат - деление предложений на виды, постановка запятой и введение всех видов в устную и письменную речь.
Какие возможности дают эти ступеньки?
Участие обучающихся в анализе грамматического явления.
Дифференцирование обучающихся по освоенности ступенек знаний и умений (отсюда потом и индивидуальная работа).
«Ступеньки знаний»– это зримый, видимый для обучающихся ход рассуждений.В каждой ступеньке заложена схема- опора.
«Ступеньки знаний»- это материал для игры «Какая команда выше».
Схему ступенек воспроизвожу часто. После 2х-3х раз обучающие сами рассказывают или изображают схематично, что они будут узнавать сначала, что потом, заполняют пропущенные мною ступеньки, соревнуются по командам.
Освоение каждой «ступеньки» стараюсь проводить разнообразно: сигнальными карточками, перфокартами, игровыми приёмами. И фронтально, и дифференцированно.(приложение 3)
Очень хорошую отдачу я получаю от индивидуальных грамматических тренажёров. В основу их созданий я положила общий принцип многократного типового использования, заложенный в перфокартах. Но перфокарта, образно выражаясь, равнодушна к степени подготовленности конкретного ученика. Мой же тренажёр как раз рассчитан на помощь конкретному ученику с его индивидуальными затруднениями. Использовать его можно по любой теме. В специальную форму вкладывается листок, подписывается фамилия ученика. А далее ребёнок должен ответить на вопросы, поставленные с разрезной с разрезной степенью опор- подсказок, что позволяет подобрать каждому ученику индивидуальный тренажёр (приложение 4).
В развитии мыслительной деятельности обучающихся я постоянно пользуюсь игровыми приёмами. Но игру использую не как специально развлекательный эпизод на уроке, а как дидактический принцип обучения, который звучит: «играя - обучай». Поэтому при введении игры всегда ставлю в комплексе и обучающие, и воспитательные, и коррекционно - развивающие цели.
Если игра не выполняет всех этих задач, то это просто ложная занимательность, игровое время – препровождение.
Для наполнения материалов создаю «Грамматическую игротеку».
Для младших классов игротека предметная, рисованная, яркая. Для старших классов – это всё больше и больше игра с абстрактными понятиями, со словом, с его грамматическими признаками.
В классе, в специально приспособленных карманах находятся папки с игровым материалом. Я выдаю эти папки воспитателям, которые работают с моими учениками. Знакомлю воспитателей с правилами игры. Так мы осуществляем с ними преемственность в работе. Безусловно, воспитателям я передаю игровой грамматический материал, менее сложный, облегчённый.
Это игры: «Тренируй память», «Расширяй кругозор», «Угадай предмет по признаку или действию», «Дополни пословицу». Папка кроссвордов, загадок, ребусов, скороговорок, чайнворды, и т. д..Освоив какую - то игру, ребята сами составляют тексты для игры и вкладывают в мои папки.
Для того, чтобы дидактические игры не скользили по поверхности, а целенаправленно работали на развитие мыслительной деятельности, нужно их последовательно, продуманно усложнять.
Так, когда грамматические категории имени существительного отработаны в игре «Четвёртое лишнее», на «Ступеньках знаний» на индивидуальном тренажёре,- я ввожу игру «Грамматическое домино». В основу её я положила принцип игры в домино. Для неё изготавливаю картонные карточки с записанными существительными и грамматическими категориями. Игра организуется на большом столе, на полу, на ковре или на магнитной доске . ( приложение 5)
После освоения этой игры дети абсолютно безошибочно ведут грамматический анализ по данной теме.
Большие возможности даёт разработанная мною игра «Контрольная дорожка». В её основу я положила многочисленные игры, в которых подбрасывают кубик с шестью цифрами, обозначающими число ходов. Команда имеет право передвинуть свой флажок на выпавшее число ходов только в том случае, если правильно выполнит своё задание (написать словарное слово, сформулировать какое-то правило, привести пример, объяснить трудную орфограмму и т. д). Любые описки, оплошности, ошибки, подсказки, я как ведущая игры, могу оштрафовать пропуском хода или снятием очка. Команде, в целях её активизации, даётся возможность исправить ошибки своего очередного игрока. Ошибка, исправленная командой не засчитываемая(приложение 6).

Игра может быть применена в любой теме. Она предельно активизирует обучающихся, вызывает их большой интерес, приносит большой результат. Особенно в этом, если игра используется не спонтанно, чтобы заполнить оставшиеся минуты на уроке, а целенаправленно, с предшествующим к ней заданием повторить определённый материал. То есть результативность всех дидактических игр в развитии мыслительной деятельности повышается во много раз при целенаправленном, продуманном их использовании.
Развитие мыслительной деятельности происходит на речевой основе. Развивая речь, мы тем самым развиваем мышление, и поэтому разделить одно от другого невозможно.
Развитием речи занимаюсь постоянно, в продуманной системе. Вот основные положения этой системы.
Развитие правильной, осознанной, последовательной, логически точной речи - это основа абсолютно каждого урока. Нет на уроке постоянного внимания к развитию речи – урок теряет половину своей значимости. Следовательно, на каждом уроке, на каждом его этапе – целенаправленное внимание к развитию речи обучающихся, что уже само по себе обеспечивает развитие мышления. Помимо мимо системы развивающих упражнений, заложенных в учебнике, использую дополнительные задания по развитию речи.
Так для индивидуальной работы использую коррекционные карточки. Это карточки со специально подобранными сюжетными картинками, к которым подобраны по степени нарастающей трудности несколько заданий (работа со словосочетанием, с простым и сложным предложением и на конец со связанной речью (приложение 7) . Обучающие в школе VIII вида с трудом овладевают порядком слов в предложении и хронологической обусловленностью расположения предложений в тексте. Поэтому очень часто использую работу с деформированным текстом. Новизна приёма в том, что слова пишу на отдельных карточках. Это позволяет детям искать, именно искать, перекладывая карточки, самый лучший порядок слов. Далее, слова каждого предложения записываются на карточках разного цвета. Это позволяет ребёнку увидеть, сколько он должен составить предложений, позволяет переставлять предложения в тексте и искать нужную последовательность. Ну и наконец, перед учеником в конце его работы предстаёт восстановленный им текст, который он читает и озаглавливает. Т.е работу с восстановлением предложения и всего текста я сделала для ребёнка реально видимой . (приложение 8)
В целях перспективного планирования развития речи в календарное планирование специально ввожу графу «Развитие речи». Раз в неделю (это обычно по понедельникам, когда нет проверки домашнего задания и следовательно, высвобождается 10-12 минут на уроке) провожу, как я называю её «речевую пятиминутку». Тематика этих «пятиминуток» продумывается в календарном планировании. А материал отрабатывается на уроках в течение недели. Темы для таких «пятиминуток» могут быть самые различные и охватывают в основном жизненно необходимый круг, в котором живёт и будет трудиться ребёнок. Продвижение в развитии речи идёт медленно. Круг расширяется постепенно, поэтому продвигаемся маленькими шажками. Предыдущая тема готовит последующую.
1.Различные бытовые, режимные темы.
Как красиво застелить кровать.
Утренний туалет.
Зарядка.
Учебно-речевая ролевая игра «Утро в интернате»
2.Мои обязанности.
Как правильно и красиво накрыть стол.
Мы дежурим по столовой.
Сочинение «Дежурство по столовой дело ответственное».
3.Экологическая тема.
Друзья берёзки.
Враги берёзки.
Сказка «О чём плакала берёзка».
4.Зимняя сказка.
Приключение снежинки.
Зимние игры детей.
Сидит кошка на окошке.
Сказка «о чём грустит старый кактус».
Методика проведения такой «пятиминутки» следующая.
С помощью специально изготовляемых мною ярких аппликаций я на доске «Создаю наглядную ситуацию» по взятой теме. Прикрепляя аппликации, тут же даю детям в 2х-3х словах какое-то направление их мыслям и воображению. Хотя картинку я тоже использую, но преимущество аппликации перед картинкой совершенно очевидны. Во-первых, дети, заинтригованные, с удовольствием наблюдают, как на их глазах из аппликации рождается картина. Во-вторых
каждый элемент аппликации – это акцентированное мною, зрима опора для составления рассказа. Далее работаю над словосочетанием, простым предложением.( приложение 9)
Сложные предложения не изучаются в 5 классе, тем не менее в речь вводить нужно. Хорошо помогает этому специально разрабатываемые мною «Речевые тренажёры». Речевых оборотов в нашем языке не так уж много, и я решила создать такое собрание речевых оборотов (не фильмо-тека, не библио-тека, афразо-тека). Сам приём подсказал мне методикой отработки фразы в учебниках иностранного языка. Я же наполнила приём русским содержанием.
Итак, на тренажёре первая часть фразы:
«Осенняя берёзка плакала, потому что …»
Обучающие читают моё начало и продолжают каждый по- своему:
… потому что ветер гнул и ломал её ветки.
… потому что улетели на юг журавли.
…потому что злые люди срубили её подруг.
Речевые тренажёры я использую не только при составлении предложений, но и при формировании правила, при составлении каких-то сложных причинно-следственных доказательств. Сильным ученикам такой тренажёр не нужен, а слабым он, безусловно, помогает. Он для них служит как бы речевой поддержкой, речевой опорой.( приложение 10)
После отработки на тренажёре сложных речевых конструкций предлагаю составить полный рассказ или сказку. Это задание дети выполняют обычно легко, так как я по сути готовила их к нему всей предыдущей работой в течение года, в течение недели и наконец на самом уроке.( приложение 11)
Заключительный момент речевой пятиминутки – озаглавливание
полученного рассказа или сказки.
Значение таких в системе подготовленных речевых пятиминуток трудно переоценить. Они развивают речь, воображение, будят творчество, расширяют кругозор детей, помогают ему «обговаривать», а значить обдумывать все ситуации окружающей жизни тематика говорит сама за себя: «На почте», «В магазине», «В транспорте», «Доброта», «Честность», «Аккуратность». Такая система развития речи открывает хорошие возможности для неназойливого нравственного воспитания, правового, эстетического, патриотического.
Кроме того, через эти пятиминутки провожу профессиональное ориентирование (Когда темами избираю рассказы о рабочих профессиях).
Иногда такие пятиминутки развёртываю в учебно- речевую ролевую игру. Это ещё один эффективный приём. Суть его в том, что дети по мною продуманному сценарию проигрывают какую-то ситуацию с использованием определённой лексики («Проигранную» ситуацию можно использовать затем как подготовку к сочинению)
Хорошо прошли уроки с использованием учебно – речевых ролевых игр:
Экскурсия на стройку.
В магазин.
В мастерской.
Ремонт класса.
Приём учебно- ролевой игры таит в себе богатые дидактические возможности.
Результативность и традиционных и не традиционных приёмов по развитию мыслительной деятельности обучающихся зависит от многих факторов:
Нужна продуманная система последовательно, постоянно усложняющихся упражнений. Не нужно спешить.
Нужна продуманная, тщательная, глубокая отработка приёмов, поверхностная работа скользит, не проникая в сознание.
Не должно быть погони за излишним разнообразием или оригинальностью, а только отбор необходимых, целесообразных приёмов, обеспечивающих конечный результат.
Нужны специальные знания по психологии познавательной деятельности и
профессиональная интуиция
Нужен постоянный эксперимент.
Все описанные мною приёмы развития мыслительной деятельности будут эффективны и в массовой школе. Но только там эффект проведения хорошего или плохого приёма не так заметен. Дети в силу более высокого интеллекта всё равно что-то поймут и усвоят. А во вспомогательной школе плохой приём зримо не срабатывает, а удачный – зримо высекает искру. Это приносит удовольствие.