Методическая разработка ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

МКОУ Баклушинская С.Ш.














ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ












Подготовил
Учитель технологии
Абуталипов Кадим Джиганьшеевич


ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и используется для усвоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Трудовое воспитание – один из важнейших факторов формирования гармоничной и всесторонне развитой личности. Труд является могущественным средством развития физических, духовных, моральных и творческих сил человека.
Цель трудового воспитания – подготовить учащихся к дальнейшей жизни, сформировать у них отношение к труду, как к потребности.
Для достижения этой цели необходимо воспитывать у учащихся твердое убеждение, что умение и желание трудиться – основа общественного и личного благополучия; культивировать трудолюбие, дисциплинированность, активную жизненную позицию, творческое отношение к труду.
Чтобы состояться как личность, ребенку необходимо быть успешным. А это очень непросто, ведь у каждого из нас свои взгляды на жизнь, на людей, на их мнение о нас. И тут задача педагога – создавать ситуацию успеха. Ведь потребность в труде не возникает сама собой. Нужна большая воспитательная работа, чтобы любой труд, выполненный ребенком, был содержательным, творческим и в соответствии с возрастом производительным, настоящим.
Предмет «Технология» является основополагающим. Посредством его осуществляются межпредметные связи с математикой, черчением, историей, биологией, химией, географией и др. Ведь каждая маленькая девочка – это будущая женщина, мать. А понятие успешности связано не только с профессиональной деятельностью, но и с личным, семейным благополучием. И именно на этих уроках формируются те навыки, которые так необходимы настоящей современной женщине.
В разделе «Кулинария» у девочек формируется умение работать коллективно, ответственность, хозяйственность, самостоятельность, здоровая конкуренция – во время приготовления блюд; а так же развиваются эстетические качества и культура поведения – во время приема пищи. Кроме того, в процессе получения теоретических знаний и при выполнении домашних заданий девочки получают много дополнительной исторической информации и часто обращаются к традициям и обычаям своих семей, в результате чего у них пополняется багаж знаний и формируется трепетное и уважительное отношение к своим корням.
В разделе «Работа с тканью» развивается аккуратность, трудолюбие, усидчивость, сдержанность, внимательность.
На уроках рукоделия предоставляется богатейшая возможность проявить свой творческий потенциал.
В течение года в каждой параллели по программному материалу учащиеся самостоятельно выполняют творческие проекты. В конце года, как итог, проходит презентация данных творческих проектов, во время которой каждая девочка представляет наиболее удачное изделие, выполненное ею на уроке.
Достойные работы помещаются на стенде в классе. И часто дети стремятся довести свое изделие до совершенства. Мой подход к урокам по предмету «Технология» направлен на компетентностно-ориентированное образование учащихся.
Такой подход соответствует и традиционным ценностям российского образования.




ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ТКАНИ
НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ В НЕДЕЛИМЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ БАТИКА

Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все что делается, предлагается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам БУП.
Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Учащиеся обучаются в группах по одному из этих трех направлений. Между тем в последнее время все чаще появляются так называемые неделимые классы. При этом на уроках технологии учителю приходится одновременно заниматься с девочками и мальчиками. Для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребности тех и других, где кроме общих задач предмета «Технология» необходимо решать дополнительные задачи:
развитие самостоятельности в выборе действий;
формирование способности учащихся решать творческие задачи;
развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Понимая существующую проблему и учитывая гендерные особенности развития детей: например, склонность мальчиков к интересным конструкторским решениям, к глубоким серьёзным исследованиям, в программу были внесены некоторые изменения. Так, при изучении подраздела «Художественная обработка материалов», внесена тема «Роспись по ткани». Учащиеся получают возможность попробовать себя в роли дизайнера по ткани, дизайнера интерьера, что является дополнительной мотивацией особенно для 5-6 классов. Детям этого возраста нужен быстрый результат, который вызывает чувство удовлетворенности от проделанной работы и желание повторить или сделать еще одно творческое изделие.
«Где хотенье – там и уменье», гласит старая русская пословица. Иными словами, высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в реализации своих потенциальных возможностей.
Знакомство с техникой росписи по ткани (батик), учащиеся начинают с истории окрашивания ткани, с демонстрации слайдов работ современных художников. Использование различных техник росписи, разработанных на основе традиционных приемов, позволяет без специальной подготовки получить декоративные эффекты при создании композиций для утилитарных изделий, таких как платки, шарфы, шторы, авторские ткани, постельное бельё. Далее учащиеся работают с приспособлениями для получения дополнительных эффектов на ткани. Применение самостоятельно придуманных приемов и приспособлений развивает исследовательские, конструкторские и творческие способности. В старших классах (7-8) задачи усложняются тем, что способом оформления ткани является работа над станковым панно, применение резерва в технике холодного и горячего батика. Немаловажным является также участие творческих работ школьников в конкурсах и выставках.
Данный блок занятий повышает интерес детей к самостоятельной творческой практической деятельности, что также актуально в решении проблем неделимых классов.

ТЕКСТИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА

Сегодня мир, в котором мы живём, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. Именно технология, как никакой другой предмет, способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой путём интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, обязательного использования ИКТ создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности школьников.
Предлагаемые уроки по теме «Текстильный дизайн интерьера» – это перспективная возможность помочь учителю уже в школе начать подготовку таких специалистов, которых требует современный рынок, – умеющих творчески выполнять поставленные задачи, самостоятельно находить оригинальные решения и реализовывать их на практике.
Текстильный дизайн интерьера включен в программу общеобразовательных учреждений «Технология» 5-11 классы в раздел «Культура дома» при изучении тем: «Интерьер кухни, столовой» в 5 классе, «Интерьер жилого дома» в 6 классе. Проектной работой в 5 классе является выполнение эскиза интерьера кухни с учётом оформления окна, скатерти, салфеток. В 6 классе учащиеся выполняют практическую работу «Подбор штор под цветовую гамму комнаты» (эскиз окна в масштабе 1:3). В 8 классе учащиеся продолжают знакомство с текстильным дизайном интерьера при изучении раздела «Художественная обработка материалов» и выполняют творческий проект «Диванные подушки» с использованием различных видов художественной обработки материалов (вышивка лентами, вышивка бисером, аппликация, лоскутная техника).
Уроки по текстильному дизайну интерьера носят прикладной характер. В ходе их реализации осуществляется ознакомление учащихся с основами текстильного дизайна интерьеров помещений разного назначения, различными элементами декора, профессией дизайнера, а также с основами цветоведения и материаловедения. В практической части курса учащиеся работают над дизайном своего жилища, определяют его особенности, выясняют предпочтения живущих в нём людей, разрабатывают проект и сами его реализовывают, помня, что уют неотделим от таких понятий как красота, гармония всех деталей интерьера помещения. Кроме того, учащиеся приобретают профессиональные навыки по изготовлению различных элементов дизайна, отвечающих как функциональным, так и эстетических требованиям.
Полученный объём знаний и умений позволяет учащимся грамотно и со вкусом благоустроить свои дома, организовать свой досуг или же стать первой ступенью к частному предпринимательству, так как этот вид деятельности в связи с ростом благосостояния сейчас востребован и развивается быстрыми темпами.
Итогом обучения должно стать такое усвоение учащимися знаний и профессиональных навыков, которые утвердят их в профессиональном выборе и сделают конкурентоспособными.

ПРОДУКТИВНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА В ШКОЛЕ

В основе продуктивного обучения лежит принцип обучение через деятельность. В современной трактовке понятие продуктивности связывают с образованием, в которое включен реальный труд. Современные условия жизни формируют у подростков новые потребности и интересы. Не случайно вне школы они демонстрируют независимость, инициативность, желание «делать бизнес».
Главными задачами технического образования являются:
Формирование целостного представления о роли техники и технологии в современном мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности.
Приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования.
Подготовка к осознанному выбору профессионального образования для труда в сфере промышленного производства.
Приобретение навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, а именно: поиска, анализа и обработки информации, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда с использованием распространенных инструментов.
Развитие личности, их интеллектуальное и нравственное совершенствование.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями я выбираю такой объект, тему или проект для мальчиков, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. В разделе «Технология ручной обработки древесины» 5 класса мы изготавливаем декоративные, сувенирные карандаши, в 6 классе делаем рамки для фотографий, моделируем и запускаем бумеранг. Это позволяет не только обучить школьников приемам обработки древесины, но и заинтересовать учащихся предметом. При изучении раздела «Технологии обработки металлов» мы выполняем лабораторные работы и проекты. Используя разнообразные виды уроков, мы решаем не только задачи обучения, но и здоровьесбережения. Прививая любовь к труду и желание творить своими руками, мы формируем интерес обучающихся к рабочим специальностям

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование.
Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей.
Моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.
Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов.
Данные уроки являются для учащихся праздником, к ним проводится тщательная подготовка. В зависимости от темы: выполняются эскизы, макеты, шьются модели одежды (в масштабе или в натуральную величину), подбирается музыкальное сопровождение и видеоряд (мульти-медиа-презентация).
Еще одной из форм работы с учащимися являются интегрированные и социальные проекты, под руководством тьютора.
Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию.
Интегрированные проекты (в нашем понимании) – это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие «учитель–ученик» происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации; электронные учебники; электронные журналы; сайты.
«Электронный журнал», «Электронные учебные пособия» и сайты. Они выполняться учащимися в рамках учебной деятельности в течение года и ежегодно дополняются и обновляются.
Данные проекты являются наглядными учебными пособиями, выполненными учащимися по заявкам педагогов и используются на уроках и в процессе преподавания элективных курсов в качестве дополнительных источников информации.
В качестве примера можно привести проект сайта, который является действующей локальной версией и регулярно обновляется. Для проекта сайта была выбрана тема «Азбука потребительских знаний». На сайте объясняется место потребителей в современной экономике, раскрываются права и обязанности потребителей, рассказывается об алгоритме действий в типичных потребительских ситуациях. Отдельные разделы посвящены действиям потребителей при пользовании службой быта, образовательными, медицинскими и финансовыми услугами, рассказывается о потребительской культуре покупателя и самозащите потребителей.
Еще один пример – это школьный журнал «Баттерфляй». Электронный журнал – удачно сочетает в себе отдельные разделы, выполненные учащимися о школьной жизни: «Мастер-класс», «Декада ШМО «Веста», «Школьная мода», «Информация об участии школьников в конкурсах, фестивалях, выставках», «Кулинарная страница дайджест популярных изданий «Секреты макияжа», «Профессиональный гороскоп», «Дамы посмеемся», тесты и др.
Внеурочные формы занятости учащихся, направленные на эффективное решение поставленных задач:
Работа над социальными проектами. Социальное проектирование, которое являются одним из современных интенсивных методов социальной практики.
Социальное проектирование предоставляет учащимся возможность попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). Работа над проектами позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности.
Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.
Проект, над которым в течение года работают учащиеся «Сеем разумное, доброе, вечное» по оказанию шефской помощи детским садам, находящимся рядом со школой. Подготовлены конкурсная программа «В гости с Этикетом», кукольный спектакль «В гостях у сказки», учащиеся приняли участие в строительстве снежных городков, подготовили украшения и подарки к Новому году.
На основе изложенного выше можно сделать общие выводы:
Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.
Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.
Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.