Доклад на РМО по теме::«Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обученности»


МБОУ Островянская СОШ
Доклад по теме:«Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обученности»
учителя начальных классов Ковалевой Натальи Герасимовны
выступление на РМО март 2017
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе и продолжают является актуальной проблемой современного школьного образования.
Требования побуждают учителей к поиску новых форм преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения традиционной методики преподавания, которые были ориентированы на средний уровень готовности ученика, выстраивать новые модели урока так, чтобы ученики сами учились открывать знания, а не получать их в готовом виде. Данную задачу можно решить, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся,что сможет им в будущем успешно реализовать свои возможности. Каждая из информационных технологий обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее.
Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь.
ИКТ на уроках в начальной школе позволяет
активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности:
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;
развивать у учеников умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, формировать ИК компетентность, овладевать практическими навыками работы с информацией, что включает в себя поиск, обработку, хранение информации;
повысить объем выполняемой работы в 1,5-2 раза;
осуществить дифференцированный подход к учащимся, используя в своей работе разноуровневые задания;
проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне
При технологии личностно-ориентированной направленности можно использовать следующие формы урока: дискуссия, игра, беседа, экскурсия, и методы: проблемный метод, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах, работа с портфолио.
В своей работе особое значение уделяю индивидуальному подходу: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Каждый работает над своим заданием.( 2-3 уровней) дидактический материал в виде карточек.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов считаю необходимым, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает: - успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.
Игровую деятельность можно использовать включая сюжетные картинки с заданиями :реши пример продвинешь ближе к цели сказочного героя. Картинки – лабиринты, размести в домике цифры, найди букву, составить из слов предложения, предложить решить примеры следующим образом - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы, игра в слова . Особенно увлекательно проходят уроки – путешествия. Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют мне сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала и решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход проходит красной линией через все этапы урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. На уроках, внеклассных мероприятиях можно включать гимнастику дыхательную, для слуха, зрения, танцевально-ритмические паузы, физкультминутки для снятия общего утомления, оздоровительные игры на переменах, так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека.Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов нужно рассматривать как один из методов обучения.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
ИКТ можно использовать в следующих направлениях:
поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по предметам
наглядно  представить учебный материал;
делать учебный процесс доступным, интересным для детей,
повысить качество усвоения учебного материала;
повысить познавательную активность;
усилить образовательные эффекты;
осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
 ведение электронного журнала, электронная почта; составление отчётов, графиков, документации учителя и проведение родительских собраний.
для внеклассной работы участие в олимпиадах, развивающие игры по предметам
оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.;Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе: активизирует познавательную деятельность учащихся, делает занятия интересными;
повышает и развивает мотивацию учащихся к изучаемым предметам; экономит время на объяснение материала;
полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников; позволяет использовать различные стили обучения, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;